» » » Небольшие колонки на динамиках Fountek FW146 и Vifa BC25TG15-04

 
 
 
26

Небольшие колонки на динамиках Fountek FW146 и Vifa BC25TG15-04

Разместил Yamazaki 15 декабря 2013. Просмотров: 17 636


   Иногда наступает время, когда, взглянув на свои колонки, понимаешь, что они полный отстой морально устарели и нужны другие. Подобное произошло и в моей жизни.
   Требования к околокомпьютерным колонкам противоречивы. Хочется чтобы и пели хорошо, и места поменьше занимали, и чтобы басили зверски, и выглядели красиво. Получается, любые громкоговорители представляют собой компромисс, приходится выбирать между тем и этим. Данный проект — попытка сделать хороший звук в небольших габаритах.

Динамики

   Итак, в процессе продолжительного изучения даташитов десятка более или менее серьёзных производителей выбраны динамики Fountek FW146 и Vifa BC25TG15-04.

   С Vifa всё понятно - для человека с ограниченным опытом в колонкостроении это самый подходящий динамик. Заведомо хороший звук, свойственный изделиям из Дании, при этом цена позволяет случайно сжечь пищалку и не поморщиться. Довольно низкая резонансная частота (1130Гц) облегчает разработку фильтра. Удивили тем, что клеммы у них закреплены прямо на пластике, паять их нужно очень быстро и аккуратно, иначе пластик плавится!

   Динамики Fountek FW146... Темная лошадка. Пока мне не встречалось ни одной публикации самодельщиков, где он упоминался бы. Впрочем, ленточные пищалки Fountek заслужили себе отличную репутацию, можно ожидать, что и мидбасы у них неплохие.

   Литая алюминиевая корзина, алюминиевый диффузор, фазовыравнивающая пуля. Всё как у людей. В магнитной системе есть медное кроткозамкнутое кольцо (кольца?), нехило снижающее нелинейные искажения. Как я об этом узнал? Пуля одного из динамиков просто напросто отклеилась и выпала shok открыв взору керн магнитной системы. Ох, китайцы, каких ещё сюрпризов от вас ждать? Вклеил обратно. Кстати, у второго динамика тоже пуля шатается, так что это вопрос времени.

Как вам АЧХ? Прям широкополосник, и беспроблемный участок до пяти килогерц доходит. Можно срезать на 2.5-3кГц и ни о чем не думать. TS-параметры не измерял, придётся поверить китайскому даташиту.

Корпуса

 Параметры динамика Fs=50Hz, Qts=0.404, Vas=9.8L позволяют получить частоту среза 50 герц в 9 литрах или 45 герц в корпусе побольше.

   На всякий случай сделаем 12 литров, лишний объём можно заполнить. В экспериментах ящики заполнялись книгами Жюля Верна, Фенимора Купера, Джека Лондона и Редьярда Киплинга yahoo

   Полагаю, к чертежу комментарии особо не нужны. Неуказанный размер доски, формирующей порт фазоинвертера, подбирается последовательным укорачиванием. Из-за того, что порт имеет прямоугольное сечение и расположен близко к нижней стенке, его виртуальная длина увеличивается. Нужно укорачивать аж вдвое в сравнении с расчетным значением. С окончательным размером я пока не определился.

   ДСП напилили у ближайших мебельшиков. Тут всюду есть мебельщики. :yes: Проблема в том, что технологические возможности их производства не позволяют отфрезеровать посадочные места под динамики, пришлось делать это самостоятельно.

   У одного доброго человека одолжили на пару часов убердевайс, состоящий из стола и закрепленного под ним фрезера с механизмом регулировки высоты. Последовательность действий такая: закрепляем фрезу, регулируем высоту, чтобы фреза выступала над поверхностью стола на 4мм, на заданном расстоянии сверлим в поверхности стола отверстие. Такое же отверстие сверлим в центре фрезируемого посадочного места. Совмещаем эти отверстия, вставляем центрирующий штырь (например сверло). Всё, можно фрезеровать как по циркулю.

Пищалки вошли идеально, мидбасы с зазором в 0.5мм.

   Предварительно корпус собрали на пластиковых мебельных уголках, чтобы при окончательной склейке доски не гуляли. Знаю, по идее надо не так, но тут много чего сделано не по правилам.

   Пригодился клей "жидкие гвозди" Kraftool в тубе. Очень густой, требует некоторой сноровки, но клеит намертво. Нижняя стенка (вместе с фазиком) оставлена съёмной, чтобы иметь лёгкий доступ к внутренностям. Она крепится на еврошурупах.
   После сборки выглядит вот так:

Осталось замазать стыки между деревяшками специальной мебельной мастикой подходящего цвета.

Кроссовер

   После нескольких дней экспериментов остановился на следующей схеме. Второй порядок, всё просто.

   Использованы катушки Mundorf и безымянные лавсановые конденсаторы. Потом поменяю. Хотя нет ничего более постоянного, чем что-то временное pardon.

Выводы, ошибки, впечатления

1) Оно таки запело! Даже бас есть, насколько этого можно ожидать от 12-литровых колонок. Особенно впечатляет стереоэффект (сцена) в сравнении со старыми

2) Больше никогда не покупать динамки, у которых что-то отклеивается.

3) Не стоит делать плоский фазик в самом низу. Он не рассчитывается в спикершопе, в лучшем случае вручную по формулам из статьи Матараццо. Кроме того, если колонку поднять со стола, настройка уплывает, бас пропадает.

4) Мебельщиков следует привлекать не первых попавшихся, а тех, которые могут не только напилить, но и отфрезеровать, и вообще имеют технологические возможности сделать корпус красиво и аккуратно.

Сразу после приобретения динамиков узнал о нескольких других производителях, делающих очень интересные изделия, зря поторопился.
Впрочем, цель считаю достигнутой.
Всё играет, всё замечательно, всем спасибо за внимание.
Сергей (Yamazaki)
Ульяновск
Профиль Yamazaki
Запах канифоли здорово прочищает мозги, поэтому я с паяльником не расстаюсь со школы. Мастер на все руки и на всю голову.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 71

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных... Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных...
Схема на Датагоре. Новая статья Термопресс для изготовления подвесов к квадратным динамикам... Многим приходилось сталкиваться с проблемой рассыпавшихся подвесов у квадратных динамиков японских...
Схема на Датагоре. Новая статья Доработка динамических головок 3ГД-31. Новый взгляд 30 лет спустя... Динамики 3ГД-31 пользуются дурной славой и их часто называют самыми плохими пищалками....
Схема на Датагоре. Новая статья Весёлое радиолюбительское макраме: делаем концепт-широполосники из старых динамиков 10ГД-34... Заранее приношу извинения почитателям советской аудиотехники. В тексте присутствуют высказывания,...
Схема на Датагоре. Новая статья Ремонт своими руками автодинамиков DLS MS6A, пострадавших от влаги... Жили-были у меня в машине шведские динамики DLS MS6A. После четырех лет работы один приказал долго...
Схема на Датагоре. Новая статья Сабвуфер на ВАЗ из двух 10ГД-30Б... Дело было ТАК! Как-то раз сел в машину к своему другу, а он как раз себе саб поставил. Долго я...
Схема на Датагоре. Новая статья 4А-3, 25ГДН4. Две очень маленькие и наивные истории из общего эпоса ремонта динамиков... Два маленьких совета (в виде маленьких историй для радиолюбителей-детей) по ремонту динамиков ...
Схема на Датагоре. Новая статья Пассивные колонки из того, что было под рукой, на 6ГД-6 для компьютера... Были у меня старенькие динамики 6ГД-6, вот решил сделать из них колонки к компьютеру взамен дешёвых...
Схема на Датагоре. Новая статья Доработка, а точнее переделка акустики Microlab Pro-2... Началось все с того, что один из моих коллег по работе пожаловался на то, что его колонки Microlab...
Схема на Датагоре. Новая статья Полные характеристики динамиков Alphard... Друзья, выкладываю таблицу в формате Exell по динамикам Alphard. В таблице данные почти по всему...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам напольные трехполосные АС... Самодельная акустика. Идея собрать АС самому родилась давно, но не было то времени, то возможности....
Схема на Датагоре. Новая статья Оживление акустики S-30... Внешний вид S-30 Главное достоинство S-30 – очень правильный тональный баланс (ИМХО)....
<
  • Главный редактор
15 декабря 2013 14:54

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Серега, хорошая работа и отличная статья! Твоя фраза "пуля выпала!" явно уйдёт в народ.

Всё на своих местах в лучших местных традициях (схемы, чертежи, полезные иллюстрации и личные выводы), спасибо тебе. good
Колоночки твои получились аккуратные, загляденье!
Может стоит попробовать в новых конструкциях готовые пластиковые фазики? Они недороги, у них симпотный экстерьер, а что в точную настройку не попадешь - эт мелочи, изнутри тоже можно подогнать.


Блин, у меня уже пару лет стоит большой лист MDF под подобную задумку, руки не доходят sad

1) Хотелось бы немного раскрыть тему склейки.
Последовательность операций по шагам - от горы досок до коробки, с чего начинал, чем закончил.

2) Еврошурупы - это те самые конфирматы?

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 19:40

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
1) Клеил жидкими гвоздями Kraftool "ultimate" в тубе. Клей не самый подходящий, но ПВА использовать не хотелось, т.к. не уверен, что он нормально клеится к ламинированной поверхности. Для МДФ ПВА больше подойдёт, т.к. работать с ним гораздо легче.

Клей густой, цвета детской неожиданности. Липнет только если его прижать или размазать.
Из-за густоты его нельзя просто нанести и прижать приклеиваемой деталью, чтобы излишки выдавились, нужно прижать струбциной и так оставить. Затвердевает за пару суток. Клеит намертво.

Струбцин в достаточном количестве и необходимого размера у меня не было, поэтому сначала колонки собрали на мебельных уголках пластиковых. Они крепятся на короткие шурупы изнутри, снаружи никаких повреждений поверхности от шурупов не остается.

Отвинчиваем от конструкции одну из деталей, обезжириваем, наносим клей. Клей очень желательно размазать маааленьким шпателем или плоской отверткой. Прижимаем всем своим весом, чтобы клей выдавился, прикручиваем уголки.
Аналогично следующую деталь. Не приклеенной остается только боковая стенка и нижняя сборка с фазиком.

Уголки держат форму до затвердения очень неплохо сами по себе. Можно их впоследствии и не убирать, но они мешают обклеивать поверхности демпфирующими материалами. Последней через пару дней приклеиваем боковую стенку. Её я просто прижал блинами от штанги и другими попавшими под руку тяжелыми предметами.

2) Да, они. Никогда не слышал слово "конфирматы".

3) Фазики сначала и планировались готовые пластиковые, но те, что приехали из аудиомании, разочаровали хрупкостью и малой толщиной пластика. По фотографии же не видно, так взял бы другие.
Вышли из положения таким образом. Кстати, подгонять настройку плоского фазика оказалось даже проще!

По-хорошему надо было отразить это в статье, находка прикольная. Вместо верхней доски, формирующей порт, примотали скотчем толстый кусок оранжевого строительного пенополистирола. Его даже не надо отпиливать, он отлично режется ножом! Подгонять настройку становится легко и приятно. Вынул, подрезал, померял, послушал.

Фазик существенно укорочен.

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 21:05

Александр / al Ex

Цитата
  • С нами с 13.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
С какой целью применялись резисторы в фильтрах? Особенно интересно последовательно с катушкой НЧ? Или это не резики?

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 21:18

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Это активное сопротивление катушки.

Таки нашел проект на Fountek FW146
//areteaudio.wordpress.com/2010/04/28/green-run-critical-editing%C2%A0speakers/
Но тут иной подход: очень низкий срез кроссовера 1.5кГц, пищалка позволяет. И пассивный радиатор.

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 02:57

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: Yamazaki
Таки нашел проект на Fountek FW146
areteaudio.wordpress.com/2010/04/28/green-run-critical-editing speakers/
Но тут иной подход: очень низкий срез кроссовера 1.5кГц, пищалка позволяет. И пассивный радиатор.

1 По ссылке проект не нашел.
2 Раздел на 1.5кГц т.е. почти на резонансе пищалки??
3 Деревянному исполнению могу только позавидовать.

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 11:59

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Сергей, я неправильно выразился. В том другом проекте по ссылке раздел 1.5кГц. Пищалка там SB Acoustics 29RDCN C-0004 с резонансной частотой 680Гц.

Попробуйте вот эту ссылку //areteaudio.wordpress.com/?s=green+run

<
  • Главный редактор
16 декабря 2013 12:10

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Сергей, я думаю, имеет смысл пояснить для всех, что это за серенькие резики 0E38 на схеме и как их следует понимать.
Возможно лучше и вообще исключить их из общедоступной схемы, если они применялись вами для теоритических изысканий.

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 12:21

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
   Cерые резисторы на схеме это активное сопротивление катушек. Никаких отдельных резисторов там нет.
   При повторении серьёзного изделия важно, чтобы сопротивление катушек соответствовало указанному в схеме, иначе АЧХ исказится. Кроме того, активное сопротивление катушки, включенное последовательно с басовиком, увеличивает его добротность, влияя тем самым на басовую настройку.
   Эти колонки довольно непритязательные, так что если катушки будут иметь несколько большее или меньшее сопротивление, ничего страшного.

<
  • Главный редактор
16 декабря 2013 13:11

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Иными словами это просто некое неклассичесое отображение.
Просто рядом с катушками следовало кроме индуктивности написать их сопротивление.
Я правильно понял?

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 13:14

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Да, всё верно.

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 21:30

Радик / galrad

Цитата
  • С нами с 23.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 12 публикаций
 
  • 0
Отличная работа! Я так и не постиг тонкостей конструирования акустических систем. Начинал несколько раз, но так и по разным причинам не довел до завершения, как говорится - коробка есть а звука нет smile
Искренне радуюсь за тех людей, у кого это получается...

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 22:01

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: Datagor
Просто рядом с катушками следовало кроме индуктивности написать их сопротивление.Я правильно понял?

Так обычно обозначают сопротивление реальной катушки. Ставить специальный дополнительный резистор этого номинала не надо!!!
Указание фактического сопротивления моточных элементов позволяет программам-симуляторам вывести более точные и правильные результаты (хотя не особо я этим симуляторам верю - разброс динамиков и деталей фильтра съедает эту точность).
Yamazaki Ссылку посмотрел, спасибо.
Думаю, основное для настольных компьютерных АС - малогабаритность, поэтому басами приходится жертвовать. Считаю также, что для настольных АС не надо стремиться к большой мощности и мощному усилителю. Так? С приличными АС слышно как работает звуковая карта.
Мне сейчас пришло в голову: может надо делать щелевой порт ФИ не снизу, а сверху (можно и сзади) для уменьшения влияния стола.
Если не секрет, откуда взялась схема фильтров? Меня смущает место установки 3R6.
В целом интересная конструкция на небольших дешевых динамиках, наверное, годится и для небольшой комнаты.
Что думаете по этому поводу, автор?
И, Сергей, желательно узнать более подробные впечатления о этих АС.

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 23:46

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
   С резисторами, кажется, уже разобрались)

   Фазоинвертер конечно в самом низу делать не следовало, но в этом особой проблемы нет. Эксплуатация за пределами рабочего стола не предвидится. По этой же причине порт выведен вперёд - сзади стена.

   Схема взялась из моей головы с учетом уже имеющихся катушек (ну очень не хотелось отматывать, они такие аккуратненькие) и возможностей динамиков. Пищалку низко не закочегарить, мидбас же имеет очень широкую полосу, поэтому раздел почти 3 кГц.
   Первоначальное моделирование делал в LSPcad 5, окончательно доводил в макете с использованием SpectraPLUS. К сожалению, что-то там глючило, то-ли софт, то-ли звуковая карта, поэтому ачх в спектраплюсе строилась криво. Даже с отключенным микрофоном что-то там вылезало. В общем, окончательно пришлось всё делать по-шамански на слух, опираясь на недостоверные измерения.
   Как и ожидалось, крайне важно, чтобы пищалка и мидбас были в фазе. Если они излучают не когерентно на частоте раздела, то начинают играть вразнобой. Из басовика идёт что-то гулкое, пищалка цыкает сама по себе. Так что фаза крайне важна. С этой схемой кроссовера динамики уже не играют вразнобой. НО за идеальный результат не ручаюсь, подход применен всё-же довольно дилетантский подход.
   В идеале при перевороте фазы пищалки на ачх должен появляться глубокий провал. Это означает, что пищалка оказалась строго в противофазе, ergo, до того она была строго в фазе. В данном случае такого добиться не удалось, так что резервы для совершенствования есть. Если кому-то удастся с таким же набором динамиков получить лучший результат, буду только рад.

   Если в следующий раз буду делать колонки, придётся приготовить нормальные измерительные приборы. Коробочка для измерения TS параметров, нормальный измерительный микрофон, приличная звуковуха. Можно будет, опираясь на достоверную АЧХ и ФЧХ построить максимально продуманные фильтры, учитывающие все особенности динамиков, с гладким фазовым согласованием, с правильной коррекцией baffle step, с режекторными фильтрами где надо, с ровной итоговой АЧХ. Тогда настройка сведется к небольшим окончательным изменениям.

Сергей (Chugunov) ну куда же без баса и без большой мощности? В моём возрасте такое не только простительно, но и необходимо) Даже ценой ухудшения звучания середины. Должно бомбить! guitar-man

<
  • Гражданин
17 декабря 2013 09:48

Марат / Злой

Цитата
  • С нами с 20.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Сергей, отличные колонки получились. По модулю сопротивления было бы гораздо проще произвести настройку фазика. Хотя бы предварительно, а окончательно довести уже на слух. И где то встречал настраивали щелевой порт не длиной, а высотой порта. Т.е. подкладывали снизу тонкие пластины.

<
  • Гражданин
18 декабря 2013 02:25

Дмитрий / Dimonos

Цитата
  • С нами с 23.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 49 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Как и ожидалось, крайне важно, чтобы пищалка и мидбас были в фазе. Если они излучают не когерентно на частоте раздела, то начинают играть вразнобой. Из басовика идёт что-то гулкое, пищалка цыкает сама по себе. Так что фаза крайне важна. С этой схемой кроссовера динамики уже не играют вразнобой. НО за идеальный результат не ручаюсь, подход применен всё-же довольно дилетантский подход.
В идеале при перевороте фазы пищалки на ачх должен появляться глубокий провал. Это означает, что пищалка оказалась строго в противофазе, ergo, до того она была строго в фазе. В данном случае такого добиться не удалось,

Спасибо за стаью, красивые колонки.
Сергей, я вижу, что в фильтре дины включены противофазно, т.е так как
и должно быть в теории.
А потом я что то запутался, фаза противофаза, в итоге что не в,ехал как все таки реально включены динамики и что значит такого добиться не удалось?

<
  • Гражданин
18 декабря 2013 13:07

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Дмитрий, это просто такой опыт. Если мы добились, чтобы в каком-то включении пищалки на частоте раздела был глубокий интерференционный провал, значит в противоположном включении акустическая фаза будет согласована (почти) идеально.

Кстати, я так и не понял, где у пищалки "плюс", а где "минус". В даташите не указано, на пластике никаких пометок. Только разного размера клеммы. Однако, разница между двумя включениями отчетливо слышна: при неправильном слышим звук из пищалки и звук из басовика, при правильном - из всей колонки целиком.

<
  • Гражданин
18 декабря 2013 17:12

Валерий Яковенко / jvu

Цитата
  • С нами с 23.06.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 35 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Сергей, спасибо! - натолкнул на мысль, чем заменять уходящие в небытие 10ГД-34...

"По умолчанию" - плюсовая клема у динамика будет та, на которой, при подачи положительного потенциала, диффузор движется "вперёд"("наружу").
Если конструкция динамика позволяет "увидеть" ход диффузора:
- Берем любую батарейку на 1,5V и первый попавшийся переменный резистор,(который включаем потенциометром или реостатом, в зависимости от его сопротивления) собираем всё до кучи и (вооружившись по необходимости лупой, положив на диффузор ниточку, тонкую проволочку, щетинку с половой щетки или былинку с веника, можно даже соорудить нечто типа стрелки) смотрим, куда идет диффузор при подаче(увеличении) напряжения - если "вверх"("вперёд"), то метим клеммы динамика соответственно с полярностью питания на настоящий момент. Если вниз - то метим "наоборот".
Большего значения, кроме как правильно сфазировать головки в данной АС или комплекта АС, полярность в принципе не имеет...

<
  • Гражданин
18 декабря 2013 20:56

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: jvu

- Берем любую батарейку на 1,5V и первый попавшийся переменный резистор

ТОЛЬКО батарейку, резистор МЕШАЕТ.

<
  • Гражданин
19 декабря 2013 13:24

Валерий Яковенко / jvu

Цитата
  • С нами с 23.06.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 35 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата: Chugunov
ТОЛЬКО батарейку, резистор МЕШАЕТ.

На крупных динамиках и без резистора всё хорошо, а вот на пищалках, когда ход диффузора пару-тройку десяток - очень может пригодиться для плавной подачи напруги и "без дребезга"..

<
  • Гражданин
19 декабря 2013 14:13

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: jvu
Цитата: Chugunov
ТОЛЬКО батарейку, резистор МЕШАЕТ.

На крупных динамиках и без резистора всё хорошо, а вот на пищалках, когда ход диффузора пару-тройку десяток - очень может пригодиться для плавной подачи напруги и "без дребезга"..

Добавка резистора, кстати, не указан хотя бы грубо номинал, а большинство поставит килоомы, уменьшит и без того малый ток и амплитуду у пищалок (если была пара десяток, станет пару микрон), смотреть будут нЕчего, впрочем, как хотите...

<
  • Гражданин
19 декабря 2013 14:36

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Отличная работа! good Самое сложное (ИМХО) в колонках - это деревообработка. И тут она сделана на 5. Хочется добавить:
1. По поводу сопротивлений катушек - у некоторых иностранцев действительно принято изображать активное сопротивление катушки отдельным резистором (который на вид отличается от "настоящего"). Но это не наш путь - мы так не привыкли, да и не по ГОСТ. Так что лучше писать его рядом. А если понадобится отмоделировать, то все догадаются его в модель внести.
2. Мебельное ДСП не лучший материал. Поэтому можно не фрезеровать посадочные места под динамики - хоть и не так красиво, но зато прочнее. Заглубление динамиков - это чисто декоративное дело. Либо для прочности с внутренней стороны под динамиком добавляется что-то типа кольца: иначе получается, что динамик установлен на тонкой стенке и может заметно вибрировать.
3. По той же причине устанавливаем распорки и/или ребра жесткости (на самые большие стенки).
4. И не забываем вибропоглотитель. Если еще добавить и звукопоглотитель на стенки (особенно на самые удаленные друг от друга) и в корпус колонки, то не только увеличим эффективный объем (а значит либо снизим реальный, либо понизим граничную частоту), но и уменьшим "стояки".
5. Резистор пищалки установлен абсолютно правильно: последовательно с пищалкой. Он сглаживает изменения ее импеданса, и фильтру работать легче.
6. Но вот выбор резистор или Г-образный делитель в принципе делать надо. В данном случае сопротивление добавочного резистора маленькое, а если нужно сильнее ослабить ВЧ, может быть лучше делитель. Смысл: у делителя меньше выходное сопротивление, и он меньше повышает добротность пищалки, т.е. дает меньший подъем ее АЧХ на резонансе.
7. Полярность динамиков можно проверять и без резистора на чистой батарейке 1,5 вольта. У пищалок ход маленький, поэтому проверяем на ощупь, тогда резкий скачок при подаче напряжения непосредственно от батарейки легче распознать.
8. Что-то я не встречал, чтобы на клеммах не писали + и -. Пишут, только малозаметно. В любом случае большая клемма - это "+".
9. ФИ из трубы все же проще в настройке.
10. Но главное, и самое сложное, это все-таки корпус!

<
  • Гражданин
19 декабря 2013 15:53

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Игорь (AudioKiller), думаю, такой способ (отдельным резистором) показывать сопротивление катушки пошел из LspCAD, там оно именно так обозначается. А этим софтом пользуются наиболее известные самодельщики.

Что касается прочности посадочных мест, тут обычно вопросов не возникает. С отверстий под динамики ещё и фаску широченную с обратной стороны снимают, если толщина материала большая. Если большая плоскость без распорок, она может вибрировать, но толщина материала непосредственно под корзиной на это не влияет, влияет общая толщина морды, её размеры и наличие распорок.

<
  • Гражданин
20 декабря 2013 02:58

Александр / Халява

Цитата
  • С нами с 22.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
первый раз вижу, чтобы в сборке колонки использовали конфирматы! об этом никогда не думал, но теперь буду знать, что даже в таком деле их можно применить))) и спасибо Автору за великолепную статью)

<
  • Гражданин
21 декабря 2013 01:39

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
   Набил коробки ватой из старых ватных штанов russian . Ваты много - ящики заполнены до половины. Стало звучать заметно лучше. Видимо, только обклейки недостаточно, какие-то нежелательные звуки всё равно прорывались через фазик.

<
  • Главный редактор
22 декабря 2013 01:24

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Цитата: Yamazaki
 Видимо, только обклейки недостаточно, какие-то нежелательные звуки всё равно прорывались через фазик.

Оклейка стенок ящика никак не влияет на звуки из фазика. Она гасит все резонансы собственно корпуса, устраняет призвуки и т.п. Правильно заглушенный ящик должен быть нем, как рыба об лёд.

Гм... Стесняюсь спросить, вы теперь фазик перекрыли изнутри ватой?
Свободный тоннель между динамиком и трубой фазика остался? Иначе фазик работать перестаёт. pardon

<
  • Гражданин
22 декабря 2013 04:06

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Вата сверху. Правда, держится на честном слове)

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.