Иногда наступает время, когда, взглянув на свои колонки, понимаешь, что они
Требования к околокомпьютерным колонкам противоречивы. Хочется чтобы и пели хорошо, и места поменьше занимали, и чтобы басили зверски, и выглядели красиво. Получается, любые громкоговорители представляют собой компромисс, приходится выбирать между тем и этим. Данный проект — попытка сделать хороший звук в небольших габаритах.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Динамики Fountek FW146 и Vifa BC25TG15-04
Итак, в процессе продолжительного изучения даташитов десятка более или менее серьёзных производителей выбраны динамики Fountek FW146 и Vifa BC25TG15-04.С Vifa всё понятно — для человека с ограниченным опытом в колонкостроении это самый подходящий динамик. Заведомо хороший звук, свойственный изделиям из Дании, при этом цена позволяет случайно сжечь пищалку и не поморщиться. Довольно низкая резонансная частота (1130Гц) облегчает разработку фильтра. Удивили тем, что клеммы у них закреплены прямо на пластике, паять их нужно очень быстро и аккуратно, иначе пластик плавится!
Динамики Fountek FW146… Темная лошадка. Пока мне не встречалось ни одной публикации самодельщиков, где он упоминался бы. Впрочем, ленточные пищалки Fountek заслужили себе отличную репутацию, можно ожидать, что и мидбасы у них неплохие.
Литая алюминиевая корзина, алюминиевый диффузор, фазовыравнивающая пуля. Всё как у людей. В магнитной системе есть медное кроткозамкнутое кольцо (кольца?), нехило снижающее нелинейные искажения. Как я об этом узнал? Пуля одного из динамиков просто напросто отклеилась и выпала открыв взору керн магнитной системы. Ох, китайцы, каких ещё сюрпризов от вас ждать? Вклеил обратно. Кстати, у второго динамика тоже пуля шатается, так что это вопрос времени.
Как вам АЧХ? Прям широкополосник, и беспроблемный участок до пяти килогерц доходит. Можно срезать на 2.5-3кГц и ни о чем не думать. TS-параметры не измерял, придётся поверить китайскому даташиту.
↑ Корпуса АС
Параметры динамика Fs=50Hz, Qts=0.404, Vas=9.8L позволяют получить частоту среза 50 герц в 9 литрах или 45 герц в корпусе побольше.На всякий случай сделаем 12 литров, лишний объём можно заполнить. В экспериментах ящики заполнялись книгами Жюля Верна, Фенимора Купера, Джека Лондона и Редьярда Киплинга :yahoo:
Полагаю, к чертежу комментарии особо не нужны. Неуказанный размер доски, формирующей порт фазоинвертера, подбирается последовательным укорачиванием. Из-за того, что порт имеет прямоугольное сечение и расположен близко к нижней стенке, его виртуальная длина увеличивается. Нужно укорачивать аж вдвое в сравнении с расчетным значением. С окончательным размером я пока не определился.
ДСП напилили у ближайших мебельшиков. Тут всюду есть мебельщики. :yes: Проблема в том, что технологические возможности их производства не позволяют отфрезеровать посадочные места под динамики, пришлось делать это самостоятельно.
У одного доброго человека одолжили на пару часов убердевайс, состоящий из стола и закрепленного под ним фрезера с механизмом регулировки высоты. Последовательность действий такая: закрепляем фрезу, регулируем высоту, чтобы фреза выступала над поверхностью стола на 4 мм, на заданном расстоянии сверлим в поверхности стола отверстие. Такое же отверстие сверлим в центре фрезируемого посадочного места. Совмещаем эти отверстия, вставляем центрирующий штырь (например сверло). Всё, можно фрезеровать как по циркулю.
Пищалки вошли идеально, мидбасы с зазором в 0.5 мм.
Предварительно корпус собрали на пластиковых мебельных уголках, чтобы при окончательной склейке доски не гуляли. Знаю, по идее надо не так, но тут много чего сделано не по правилам.
Пригодился клей «жидкие гвозди» Kraftool в тубе. Очень густой, требует некоторой сноровки, но клеит намертво. Нижняя стенка (вместе с фазиком) оставлена съёмной, чтобы иметь лёгкий доступ к внутренностям. Она крепится на еврошурупах.
После сборки выглядит вот так:
Осталось замазать стыки между деревяшками специальной мебельной мастикой подходящего цвета.
↑ Схема фильтров АС
После нескольких дней экспериментов остановился на следующей схеме. Второй порядок, всё просто.Использованы катушки Mundorf и безымянные лавсановые конденсаторы. Потом поменяю. Хотя нет ничего более постоянного, чем что-то временное .
Cерые резисторы на схеме это активное сопротивление катушек. Никаких отдельных резисторов там нет.
При повторении серьёзного изделия важно, чтобы сопротивление катушек соответствовало указанному в схеме, иначе АЧХ исказится. Кроме того, активное сопротивление катушки, включенное последовательно с басовиком, увеличивает его добротность, влияя тем самым на басовую настройку.
Эти колонки довольно непритязательные, так что если катушки будут иметь несколько большее или меньшее сопротивление, ничего страшного.
↑ Выводы, ошибки, впечатления
1) Оно таки запело! Даже бас есть, насколько этого можно ожидать от 12-литровых колонок. Особенно впечатляет стереоэффект (сцена) в сравнении со старыми2) Больше никогда не покупать динамки, у которых что-то отклеивается.
3) Не стоит делать плоский фазик в самом низу. Он не рассчитывается в спикершопе, в лучшем случае вручную по формулам из статьи Матараццо. Кроме того, если колонку поднять со стола, настройка уплывает, бас пропадает.
4) Мебельщиков следует привлекать не первых попавшихся, а тех, которые могут не только напилить, но и отфрезеровать, и вообще имеют технологические возможности сделать корпус красиво и аккуратно.
Сразу после приобретения динамиков узнал о нескольких других производителях, делающих очень интересные изделия, зря поторопился.
Впрочем, цель считаю достигнутой.
Всё играет, всё замечательно, всем спасибо за внимание.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.