Кроме этого кратко описаны основные этапы изготовления деталей блока, порядок сборки и окончательной отделки.
Это первая моя статья на Датагоре, хотя изначально она планировалась как вторая, а первой должна была быть статья об изготовлении основной акустики, но её написание несколько затянулось. Ну, как это обычно и бывает: дополнения, переделки, извечное стремление что-нибудь улучшить и т.д. Возможно, оформление блоков является неверным с точки зрения акустической науки. Возможно, есть другие ошибки, а потому дельная критика весьма приветствуется.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ История замысла
Для расширения высокочастотной части диапазона домашней аудиосистемы я приобрёл автомобильные купольные «пищалки», маркированные как Sony Xplod XS-H99 (см. рис. 1).Основные характеристики:
Диаметр купола: 3,8 см
Диапазон частот: 5 кГц – 30 кГц
Чувствительность: 92 дБ
Входная мощность: 80 Вт
Очень приглянулся один из вариантов крепления «пищалок» – цилиндрическое гнездо с фиксирующим кольцом. Конструкция в итоге очень напоминает глаз хамелеона: динамик в гнезде можно в определенных пределах поворачивать. Случайно выяснилось, что гнездо для динамика прекрасно садится в горловину 50-миллиметровой пластиковой канализационной трубы и надежно, практически намертво, фиксируется кольцевой прокладкой. К тому же диаметр фиксирующего кольца «пищалки» мало отличается от диаметра выступа горловины. Отрезки труб остались у меня после изготовления фазоинверторов для основной акустики.
И представилось мне нечто такое обтекаемое, «военно-снарядное». Не то пуля, не то снаряд.
↑ Техническое задание самому себе
1) Делаю выносные ВЧ-блоки.2) Нужен элегантный, обтекаемый внешний вид, гармонично сочетающийся по оформлению с базовой акустикой.
3) Подключение с помощью коннектора типа RCA к базовой акустике или, что лучше, к дополнительному выходу УМЗЧ.
↑ Проектные эскизы
Главный эскиз проекта (он же – сборочный чертёж) приведен на рис. 2Основные детали ВЧ-блока: трубчатый корпус, обтекатель («пуля») и подставка.
Корпус – отрезок пластиковой (канализационной) трубы диаметром 50 мм. Длина корпуса в моём варианте: 75 мм.
«Пуля» изготавливается из древесины. Желательно использовать породы дерева с высоким удельным весом – это придаст блоку большую устойчивость. Эскиз «пули» приведен на рис. 3
Подставка вырезается из 8 мм фанеры. В верхней части до половины длины подставки сделана выемка шириной 12 мм (удален один слой шпона) для лучшего прилегания к цилиндрическому корпусу, а также для подвода кабеля (рис. 4). Боковые грани подставки имеют скругление радиусом 8 мм.
↑ Изготовление «гильзы»
Имеющийся отрезок пластиковой трубы укорачивается до размера 75 мм, выступ на фланце (обозначен на рис. 5 красным цветом) отрезается. После этого размечаются и сверлятся отверстия для крепежного винта и самореза, а также отверстие для ввода акустического кабеля.
↑ Изготовление «пули»
Если есть токарный станок, то это не составляет особого труда. Но так как его нет, тогда только хардкор. В смысле – топор! Взял заготовку – обрезок обычного стандартного бруса сечением 50×50 мм (на деле сечение оказалось немного больше – так даже лучше: есть запас на обработку). Длина заготовки: 200 мм. Из картона сделал шаблон (см. рис. 6) – половина контура «пули» до линии проточки; с его помощью наносим контуры на грани заготовки.
Далее края заготовки стёсываются по линиям топором так, как показано на рис. 7. Дальнейшая обработка ведется небольшим рубанком (т.е. делаем поперечное сечение в виде восьмиугольника и постепенно скругляем) с периодическим контролем по шаблону.
Полученное изделие разрезается пополам. Окончательная доводка и шлифовка – «по месту», временно установив «пулю» в корпус-трубку (см. рис. 8, 9, 10).
↑ Окончательная сборка и отделка
Подставка красится черной нитроэмалью с промежуточной шлифовкой. После высыхания в течение 3-х суток – окончательная шлифовка.Готовая «пуля» вклеивается в корпус (я использовал обычный клей ПВА). Вклеенная «пуля» также окрашивается черной нитроэмалью и шлифуется. После просушки – окраска пластиковой части корпуса черной глянцевой эмалью из баллончика.
Разделяем жилы акустического кабеля с таким расчетом, чтобы после завода его в корпус место разделения оказалось немного дальше расположения самореза. Заводим кабель в корпус и привинчиваем основание. Вставляем в горловину трубы гнездо динамика, припаиваем к кабелю проводки динамика (подключение «+» и «–» согласно паспортной схемы), устанавливаем динамик в гнездо и фиксируем кольцом. Ну, вот и всё. «Снаряды» готовы. Подключаем и слушаем.
↑ Итоги
Результатом оформления динамиков доволен, хотя возможно лучше было бы вывести соединительный кабель с нижней стороны подставки. В таком случае в подставке делается дополнительная продольная канавка и добавляется снизу закрывающая (резиновая) накладка (см. рис. 14).Общую раскраску можно было сделать в «military style», то есть сделать имитацию реального снаряда, но тогда пришлось бы оформлять в «military style» и все остальные компоненты системы.
Работают «снаряды» в составе домашнего комплекса. Отмечу, то на малой и средней (комфортной) громкости «пищалки» звучат вполне прилично. На громкости, близкой к максимальной, звучание становится резковатым. Возможно, причиной являются как сами динамики, так и искажения усилителя.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.