В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Где взять правильную домашнюю акустику? Эволюция домашней акустики и новый взгляд на двухполосные АС

📆28.11.2013   ✒️Chugunov   🔎46.651   💬45  

Всем нам хочется собрать для дома высококачественные АС и воспользоваться для этого недорогими доступными комплектующими. Такая задача стояла перед самодельщиками и раньше, и в каждую эпоху решения были разными.
Попробуем общими усилиями хоть немного разобраться в данном вопросе.
Сразу скажу, мы не будем ориентироваться на Hi-End. На то есть разные причины. Среди них дороговизна комплектующих, их дефицит, габариты, не позволяющие установить такие АС в типовой комнате городской квартиры, сложность настройки.

Еще одна причина в том, что для небольшого прироста качества нужны непропорционально большие усилия и затраты, а главное – не все способны эту разницу уловить при настоящей (слепой) экспертизе.

Большинство оценивает качество АС не по звуку, а сумме параметров, на первый план выходят: внешний вид, размеры, качество отделки, фирменные ярлыки, способность АС двигать посуду и мебель, пусть и единственной басовой нотой, а звук где-то в конце этого ряда.

Для большинства из нас нужен звук качеством выше, чем у среднестатистической промышленной техники, но по разумной цене.

Посмотрим, как обстояло дело раньше, и до чего мы докатились сегодня. Буду писать об отечественной технике, обычно, слизанной с западной. Там были схожие проблемы, но несколько раньше.

Благодарю Харченко Валерия Григорьевича за использованный иллюстративный материал.

1950-е годы

Приёмник «Балтика»

Не элитный, но один из лучших «среднего класса». Диапазон частот 100-4000 Гц. Почему так? Тогда в ходу было эмпирическое правило: произведение нижней частоты на верхнюю должно составлять примерно 400000, тогда будет частотный баланс. 20 (Гц)х20000 (Гц)=100×4000=400000. Кроме того, источник сигнала – радиоэфир с амплитудной модуляцией. Теоретически в эфир передатчики могли выдать 63-6500 Гц, а практически качество передач до этого не дотягивало.
Динамики в основном с подмагничиванием т. к. с мощными магнитами были проблемы. Забавно, что у такого решения есть поклонники и сегодня т. к. оно позволяет плавно подгонять параметры динамика.


Приёмник «Урал-53», диапазон частот тот же 100-4000 Гц, в придачу проигрыватель со стальными иглами на 78 оборотов (верхняя частота записей на таких грампластинках до 7 кГц).
Что любопытно, в 70-е немцы придумали DIN 45000, стандарт высокой верности воспроизведения, и в нем есть требование для акустики: полоса пропускаемых частот, 100-4000 Гц (при неравномерности ± 4 дБ)…
При этом качество приёмников оценивалось слушателями, как высокое, «бархатное», «душевное», приятное, неутомительное.

В чём же дело? Ведь люди могли сравнивать звук, если не с консерваторским, то с самодеятельностью, по крайней мере. Разницу слышали, но больших претензий к приёмникам не было.
Думаю, дело не только в нетребовательности, но и в том, что именно слушали. Например, песни в исполнении Бунчикова или Шмелёва, валенки Руслановой или истошные вопли видоплясовой Мордасовой.

Старые записи хороших исполнителей с формально плохими техническими характеристиками и сегодня приятны на слух, неширокий частотный диапазон исходной записи был только на руку аппаратуре, соответствовал её возможностям.
Кстати, появившиеся позже транзисторные приёмники действительно звучали хуже, и звук вызывал раздражение (вот вам и германий….

Акустика
Главное, что нас здесь интересует — один динамик полностью и легко перекрывал весь частотный диапазон с плавным спадом на краях, вот вам и слитность звучания, и вовлеченность и т. п., а недостатки при этом скрадывались.

1960-е годы

Появился диапазон УКВ, виниловые грампластинки (как правило – моно). Появились The Beatles, их подражатели и последователи. ЭЛЕКТРОгитары. Частотный диапазон усилителей и динамиков пришлось расширять вслед за диапазоном источников. Важно, что исполнители желали по максимуму заполнить этот диапазон, акцентировать внимание на нём, чтобы был эффект новизны до которого так охоч пипл.

Недурно звучали уже не только голосовые передачи — радиоспектакли, литературные чтения, но и инструментальные записи. Лучшим по качеству источником стали грампластинки на 33 оборота.

Наверное, здесь и кроется любовь к виниловому звуку – тогда он был вне конкуренции.
Нижняя частота акустики стала 80 Гц (нередко заявляли 63, но при такой неравномерности, что…), верхняя достигла 10…12 кГц.

Габариты аппаратуры заметно скукожились, что не прибавило звуку качества, снаружи всё красиво и удобно.


Но оказывается, внутри уже халтура — динамики по 1 Ватту, вся схема на транзисторах, трансформаторы УНЧ дохленькие.

Неудивительно, что люди чуть постарше предпочитали старые приёмники и их «бархатный» звук радиостанций (и не из-за глухоты) с верхней частотой менее 6 кГц! Действительно, такой звук не утомлял, и его можно было слушать неограниченно долго, но новомодную музыку он адекватно воспроизвести уже не мог.

Диапазон 80…12500 Гц ещё могли полностью и неущербно воспроизвести новые динамики-широкополосники типа 4ГД-28, в моделях повышенного класса к ним добавляли динамики типа 1ГД-28. Они имели примерно ту же верхнюю воспроизводимую частоту и работали не столько пищалками, сколько расширителями направленности высоких частот, компенсируя излишнюю направленность основных динамиков на ВЧ.

Корпуса ламповых приёмников были большими, что благоприятно сказывалось на НЧ, а самое главное – акустика почти всех приёмников была сделана по схеме «открытый ящик». Именно этим я объясняю приятный комфортный звук при очень скромных числовых данных, погоня за цифирями ещё не началась!!!


Вместе с тем, отмечаю, что в силу значительной глубины, имелся «ящичный» призвук, к которому все просто привыкли и не замечали.

Акустика
Широкополосные динамики в ОЯ. Появились флагманы (тогдашний Hi-End), обогнавшие своё время – АС Симфония, Эстония и т. п. Но их было мало, и они были недоступны.

1970-е годы

Разгул транзисторизации и миниатюризации, погоня за параметрами в ущерб реальному качеству, которое нельзя или трудно было выразить в цифрах. Как тараканы из коробки посыпались разные ВИА, они были в каждом дворе и школе. Началось засилье электронных инструментов, электронного звука, транзисторных усилителей.

Транзисторы уверенно вытесняют лампы, их главное достоинство (как и сегодня у всяких гаджетов) – резкое уменьшение размеров и веса аппаратуры, возможность достаточно долго работать от автономного питания. Массово появились маленькие приёмнички

(и магнитофоны, большие и тяжёлые, но всё же переносные) с маленькими динамиками (звук пронзительный и орущий, но такой приёмник можно слушать на ходу, брать с собой на гулянку и т. д.).

Стерео вызвало создание пар отдельно стоящих акустических систем, в одном корпусе стерео толком не получить (попытки были).

В погоне за расширением диапазона в сторону НЧ стали делать закрытые ящики. Для них нужны были совершенно другие басовые динамики, чем раньше, и такие динамики, позволившие сделать басовитые маленькие АС, были сделаны!

10МАС-1 были предметом гордости (зависти), заявленный диапазон 63…18000 Гц казался фантастикой, казалось, что лучше быть уже ничего не может.
Потрясённые новым звуком, басами, пищалками покупатели, как-то незаметно оттеснили на задний план субъективное качество звука, которое давало открытое оформление.

Думаю, ключ в том, что новая музыка лучше подходила именно под новый «транзисторный» звук, и почти все были счастливы.

Незаметно наступила новая эра. Один динамик уже не мог приемлемо воспроизвести весь диапазон, и его (диапазон) разделили на две (иногда три) части. Если раньше «маленькие» динамики только немного «помогали» основному щирокополоснику, то теперь диапазон звука большого динамика сдвинулся вниз, и он просто не мог воспроизводить высокие частоты.

Пришлось ставить более сложные фильтры (раньше хватало одной ёмкости). Динамики перестали быть универсальными и стали узкоспециализированными. В силу физических особенностей, типичная частота раздела стала 2 кГц т. е. в области максимальной чувствительности слуха ко всяким «бякам».

Выиграли в полосе частот, но получили букет проблем. Низкая чувствительность новых АС и требования к низкому выходному сопротивлению УМЗЧ привели к постепенному вытеснению ламповых усилителей. Это тоже не улучшило качество звука.

Справедливости ради надо вспомнить, что были АС на одном широкополосном динамике типа 10ГД-36,

роль ВЧ излучателя выполнял рупорок, но такие АС не получили массовую любовь населения (любители до сих пор пытаются применять их, но это другая тема).

Акустика
Новое поколение динамиков, способных работать в ЗЯ и неспособных по этой причине работать в ОЯ, звук стал закрытым, придушенным. Появились пищалки (раньше были редкостью), фильтры в АС стали обязательны.

Частотный диапазон заметно расширился в обе стороны. Динамики стали производить на большую мощность, но они утратили чувствительность.

Качество звука стало устраивать большинство обывателей (как сегодня, поэтому потуги сделать высококачественный звук массовым, не находят отклика у масс, которым бумбоксов хватает с головой).
Появился стандарт Hi-Fi DIN 45000…

1980-е годы

Расцвет новых технологий и массовое появление (за рубежом) отличных динамиков и АС (после буйного цветения, лепесточки облетели).

В СССР наступила эпоха 35АС-1 и их разновидностей, великих и ужасных, культовых АС, многие по сей день поклоняются им и считают их звук лучшим на свете. 25АС-309 — это тридцать пятые «для бедных» и их клоны.

Переделка этих АС и сегодня, спустя десятилетия, волнует умы многих любителей, которые убеждены, что эти АС работают (или могут работать) намного лучше «китайского хлама».

Вот еще пример массовой АС от электрофона Аккорд.

Не могу назвать это ОЯ, это СЯ (случайный ящик), размеры выбраны дизайнерами из соображений «чтобы хорошо складывалось в коробку».
Валяющаяся рядом фанерка выбрана для защиты от шаловливых ручонок пионэров, норовящих пальцами проковырять диффузор. Некоторые упрямо считают, что это ПАС, их не переубедить…

Усилители мощностью в десятки ватт с искажениями в малые доли процента перестали кого-либо удивлять. Грампластинки и проигрыватели массово стали стерео, магнитофоны подтянулись по качеству, а лучшие из них, на скорости 19, стали конкурентами винилу.

Торжество электронной музыки, электронной ОБРАБОТКИ всего (даже голоса), различных синтезаторов. Звук перестал подражать натуре и перестал быть привязан к естественному для человеческого уха природному спектру. Звук стал искусственным, вещью в себе.

Сравнивать «естественность» звучания просто стало НЕ С ЧЕМ, стали делать записи звука, которого не было в действительности (многоканальная запись с последующей обработкой и т. п.).

Электроника достигла расцвета и могущества, её возможности позволили расширить диапазон излучаемого АС звука в область ультразвука. Снизу басы стали заставлять дрожать от страха мебель и трепетать посуду. «Соседи стали довольны» не только в соседних квартирах, но и во всём доме. При этом большая часть инфрабасов доставалась именно соседям, а не счастливому меломану.

Стало заметно гнусное влияние маркетологов, дизигнеров и прочей швали, инженеров оттеснили на задний план. Этим я объясняю то, что объём-литраж почти всех 35АС, 25АС был недостаточен, что приводило к бубнению. И занизили не в разы, но подгадили, съесть не смогли, так понадкусывали. А началось это еще с 10МАС-1. Видимость, блезир стали важнее качества.

Акустика
На Западе достигла расцвета и совершенства. Такие фирмы, как Филипс много экспериментируют, например, выпускают АС с ЭМОС.

АС стали многополосными, для диффузоров широко используются новые материалы, например, титан, кевлар. Достигнуты выдающиеся результаты. Но платить за это согласна относительно небольшая часть населения. Сложные высокотехнологичные изделия не могут массово конкурировать с недорогим ширпотребом, изыскательские работы сворачиваются и переходят в другое русло — как продать.

Компакт диски всё-таки сумели преодолеть этот барьер, не вымерли.

1990-е годы и далее

Победа технологий над разумом. У производителей есть технические возможности делать хорошо и ещё лучше, но нет желания. Есть единственное желание – заставлять людей покупать и покупать как можно больше, на первый план вышли даже не лукавые технические параметры, а соображения моды, престижа и подобная лапша.

Эпоха расцвета (и, увы, заката) формата CDDA. Эпоха компьютеров, как средства записи, обработки, воспроизведения звука. И тут под благовидным предлогом появился червь – форматы записи сжатого звука. Очень быстро доля нормального звука стала весьма небольшой. Де-факто эталоном стал «звук с телефончега», сегодня им испытывают новую технику. Докатились, допрыгались…


Произошло значительное расслоение на категории слушателей. От тех, для кого качество на последнем месте (сами они так не считают и слушают звуковые опусы, музыкой я это назвать не могу), до аудиофилов, которые слушают не музыку, а искажения на очень дорогой покупной аппаратуре или слепленной «из говна и палок» в гараже своими руками.

Появившийся и усиленно продавливаемый маркетологами многоканальный звук (дошли от 4 каналов до абсурда 7+1) в реальных условиях городских комнат не очень-то и прижился, в основном в силу неудобства расставленных на проходе колонок, кроме того, звук крохотных сателлитов с булавочными динамиками, не очень-то и радует.

Кто виноват?

Какой из всего можно сделать вывод, по какой схеме делать АС для себя? Повторяю, что замашек на Hi-End нет, хочется сделать как можно проще, как говорится, «дёшево и сердито».

Всё большее число любителей пробует двухполосный вариант АС. Но это не просто возврат в прошлое. Раньше двухполоску делали по схеме: большой динамик берёт на себя всё от самого низа и до 2 кГц, а пищалка от 2 кГц и выше сколько сможет.

Ахиллесова пята здесь в том, что НЧ-динамик (новый, компрессионный с низкой добротностью, не работающий в ОЯ) вынужден работать в ЗЯ (ФИ и т. п.) на средних, самых главных частотах (те самые 100-4000 Гц). Эти частоты получаются придушенными, эта ложка дёгтя может испортить всю бочку мёда.

Вот где корень зла! Возможно, отчасти по этой причине многим нравится оформление, например, лабиринт, где тыльная сторона динамика на СЧ не изолирована полностью.

Проблема в том, что пищалки вследствие их узкой специализации не могут воспроизводить частоты ниже 2, в лучшем случае 1 кГц. Надо переходить на трехполоску, но даже в ней отдельный динамик СЧ будет задушен, я не помню АС с СЧ динамиком в открытом оформлении.

Ещё существенный момент. Для качества желательно, чтобы частота раздела была возможно ниже, лучше всего порядка 100…150 Гц, а её делают обычно на 500 Гц.
Но чтобы сделать пассивный фильтр на частоту порядка 100 Гц, нужна катушка с большой индуктивностью и очень малым сопротивлением.
Например, для моих динамиков Saba Telewatt-300 производитель рекомендует катушку 7,5 мГн для частоты 125 Гц.

Что делать?

Предлагаю такой вариант. Из-за сложностей с пассивными фильтрами, сделать активный разделительный фильтр на частоту порядка 150 Гц и по два усилителя на канал.
Для НЧ-звена усилитель можно попроще и помощнее, для СЧ-ВЧ маломощный высококачественный усилитель (хоть ламповый однотакт). Этот вариант позволяет применять вместе низкочувствительные басовики и СЧ-ВЧ динамики с высокой отдачей без того, чтобы душить до безобразия (уровня НЧ) чувствительность последних.

Отсюда в НЧ-звене могут использоваться самые разные головки в разном акустическом оформлении (проблемы и вопросы согласования по времени задержки останутся, но мы сейчас об этом не говорим).

В качестве СЧ-ВЧ звена применить широкополосник, хорошо воспроизводящий ВЧ, с рупорком. Пойдёт и ШП + пищалка, в качестве фильтра ВЧ только конденсатор. Да, может потребоваться подбор головок, но это реально т. к. широкополосники одного размера обычно имеют спад примерно на одной частоте. Я считаю, что это будет не трёхполоска в привычном понимании этого слова.

Я пробовал варианты с разными импортными и отечественными динамиками и результат макетов меня в целом удовлетворил.

Но вернёмся к нашим баранам — чистой двухполоске.
В качестве СЧ-ВЧ можно применить модный сейчас автодинамик Alphard ETP-1623.


На мой взгляд, в пищалке он не нуждается, более того, он лучше звучит, если его ось отвернуть немного в сторону от слушателя. Мнения в Сети ест очень разные. Я могу отметить, что динамик на небольшом щите звучит весьма достойно. Я оцениваю его на твёрдую четверку при работе на небольшом щите и на той музыке, которую я слушаю.
При смешной стоимости динамиков, это может быть решением многих проблем — нет забот с фильтрами и настройками, сателлиты на таких динамиках в небольших щитах могут звучать весьма прилично примерно от 150 Гц. Это и есть «дёшево и сердито».

Но басов у динамиков нет, вообще нет. Засовывать их в ЗЯ или ФИ нельзя, поэтому басовое звено необходимо.

Если будет интерес, я могу в дальнейшем привести результаты моих измерений Alphard ETP-1623 в моей комнате, в реальных условиях. Конечно, по сравнению с результатами в заглушенной комнате или в подобранных тепличных условиях, картинки могут ужаснуть, зато это будет правдой.

Сухой остаток:
Биампинг. Активные фильтры. Частота раздела 100…300 Гц.
СЧ-ВЧ звено в открытом оформлении, питаемое от относительно маломощного высококачественного усилителя.


Заключение

Понимаю, что можно придраться к половине моих слов, найти массу неточностей и исключений. У меня не было задачи делать академический труд со списком литературы в трёх томах.

Мне хотелось с вашей помощью разобраться, почему вариант из «сухого остатка» набирает популярность. Хотелось, может быть, помочь кому-то выбрать вариант построения АС не высшего, но хорошего качества при скромном бюджете.

Конечно, такое оформление подходит не под любой музыкальный жанр, но его дешевизна позволит попробовать и сделать лично для себя вывод: «быть или не быть» без больших потерь и затрат.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 92 читателя.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Новая программа от SRS Labs - Audio SandBox... SRS Labs выпустила программу Audio Sandbox 1.6.3.0, которая может стать реальным конкурентом Dolby...
Схема на Датагоре. Новая статья РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Усилитель для акустики Mordaunt-Short... РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Звонок, телефонный...Палыч, я гараж купил, а в нём какая то Радиола, большая....
Схема на Датагоре. Новая статья Современный тюнер своими руками: УКВ стерео + микроконтроллер. Б.Ю.Семенов... Борис Юрьевич Семенов Современный тюнер своими руками: УКВ стерео + микроконтроллер В последние...
Схема на Датагоре. Новая статья Тестовый диск АудиоДоктор... Тестовый диск АудиоДоктор FSQ (WAV, 1411Kbps) для проведения профессиональных экспертиз по оценке...
Схема на Датагоре. Новая статья Разбираемся с катушками, наводим порядок с хвостами и концами... Как мы храним провода и кабели? Нужны правильные катушки. Катушки, при внешней кажущейся простоте,...
Схема на Датагоре. Новая статья Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках... Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось...
Схема на Датагоре. Новая статья LIMP Arta Software — «коробочка» для измерительного комплекса. Тиль-Смолл с комфортом!... Я с детства увлекался динамиками и колонками. Поначалу делал акустику «по подобию», неграмотно, в...
Схема на Датагоре. Новая статья Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником. Мосягин В. В.... Мосягин В. В. Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником / В. В. Мосягин. — М.: СОЛОН-Пресс,...
Схема на Датагоре. Новая статья Оценка качества звучания. Психологические факторы... Еще раз о прослушивании аппаратуры Многие считают, и где то они правы, что прослушивание аппаратуры...
Схема на Датагоре. Новая статья Внешний USB-ЦАП на PCM2702. Зрелое решение: Hi-Fi Audio DAC «GOLDSMITH»... © 2009 Datagor Audio Lab., Vladimir Kuznetsov All Right Reserved Первый набор-радиоконструктор на...
Схема на Датагоре. Новая статья Энтони Граймани (Anthony Grimani) об управлении басом... Anthony Grimani. 6 patents, 300 rooms designed, 100's of audio products, and 28 years of...
Схема на Датагоре. Новая статья Пара мыслей о Hi-Fi... Не так давно на Датагоре была опубликована моя заметка о самодельных полочных АС на основе...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<
Читатель Датагора

kmVladimir

<
Читатель Датагора

Oryol

<
Читатель Датагора

LeonR

<
Читатель Датагора

propertez

<
Читатель Датагора

sergey_esp

<
Читатель Датагора

alexzender

<
Читатель Датагора

AndyMikh

<
Читатель Датагора

Chugunov

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

Yar_

<
Читатель Датагора

Виктор

<
Читатель Датагора

Александр Р.

<
Читатель Датагора

smartass05

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой