» » » Где взять правильную домашнюю акустику? Эволюция домашней акустики и новый взгляд на двухполосные АС

 
 
 
38

Где взять правильную домашнюю акустику? Эволюция домашней акустики и новый взгляд на двухполосные АС

Разместил Chugunov 28 ноября 2013. Просмотров: 32 624


Всем нам хочется собрать для дома высококачественные АС и воспользоваться для этого недорогими доступными комплектующими. Такая задача стояла перед самодельщиками и раньше, и в каждую эпоху решения были разными.
Попробуем общими усилиями хоть немного разобраться в данном вопросе.
Сразу скажу, мы не будем ориентироваться на Hi-End. На то есть разные причины. Среди них дороговизна комплектующих, их дефицит, габариты, не позволяющие установить такие АС в типовой комнате городской квартиры, сложность настройки.

Еще одна причина в том, что для небольшого прироста качества нужны непропорционально большие усилия и затраты, а главное – не все способны эту разницу уловить при настоящей (слепой) экспертизе.

Большинство оценивает качество АС не по звуку, а сумме параметров, на первый план выходят: внешний вид, размеры, качество отделки, фирменные ярлыки, способность АС двигать посуду и мебель, пусть и единственной басовой нотой, а звук где-то в конце этого ряда.

Для большинства из нас нужен звук качеством выше, чем у среднестатистической промышленной техники, но по разумной цене.

Посмотрим, как обстояло дело раньше, и до чего мы докатились сегодня. Буду писать об отечественной технике, обычно, слизанной с западной. Там были схожие проблемы, но несколько раньше.

Благодарю Харченко Валерия Григорьевича за использованный иллюстративный материал.

1950-е годы

Приёмник «Балтика»

Не элитный, но один из лучших «среднего класса». Диапазон частот 100-4000 Гц. Почему так? Тогда в ходу было эмпирическое правило: произведение нижней частоты на верхнюю должно составлять примерно 400000, тогда будет частотный баланс. 20 (Гц)х20000 (Гц)=100×4000=400000. Кроме того, источник сигнала – радиоэфир с амплитудной модуляцией. Теоретически в эфир передатчики могли выдать 63-6500 Гц, а практически качество передач до этого не дотягивало.
Динамики в основном с подмагничиванием т. к. с мощными магнитами были проблемы. Забавно, что у такого решения есть поклонники и сегодня т. к. оно позволяет плавно подгонять параметры динамика.


Приёмник «Урал-53», диапазон частот тот же 100-4000 Гц, в придачу проигрыватель со стальными иглами на 78 оборотов (верхняя частота записей на таких грампластинках до 7 кГц).
Что любопытно, в 70-е немцы придумали DIN 45000, стандарт высокой верности воспроизведения, и в нем есть требование для акустики: полоса пропускаемых частот, 100-4000 Гц (при неравномерности ± 4 дБ)…
При этом качество приёмников оценивалось слушателями, как высокое, «бархатное», «душевное», приятное, неутомительное.

В чём же дело? Ведь люди могли сравнивать звук, если не с консерваторским, то с самодеятельностью, по крайней мере. Разницу слышали, но больших претензий к приёмникам не было.
Думаю, дело не только в нетребовательности, но и в том, что именно слушали. Например, песни в исполнении Бунчикова или Шмелёва, валенки Руслановой или истошные вопли видоплясовой Мордасовой.

Старые записи хороших исполнителей с формально плохими техническими характеристиками и сегодня приятны на слух, неширокий частотный диапазон исходной записи был только на руку аппаратуре, соответствовал её возможностям.
Кстати, появившиеся позже транзисторные приёмники действительно звучали хуже, и звук вызывал раздражение (вот вам и германий….

Акустика
Главное, что нас здесь интересует — один динамик полностью и легко перекрывал весь частотный диапазон с плавным спадом на краях, вот вам и слитность звучания, и вовлеченность и т. п., а недостатки при этом скрадывались.

1960-е годы

Появился диапазон УКВ, виниловые грампластинки (как правило – моно). Появились The Beatles, их подражатели и последователи. ЭЛЕКТРОгитары. Частотный диапазон усилителей и динамиков пришлось расширять вслед за диапазоном источников. Важно, что исполнители желали по максимуму заполнить этот диапазон, акцентировать внимание на нём, чтобы был эффект новизны до которого так охоч пипл.

Недурно звучали уже не только голосовые передачи — радиоспектакли, литературные чтения, но и инструментальные записи. Лучшим по качеству источником стали грампластинки на 33 оборота.

Наверное, здесь и кроется любовь к виниловому звуку – тогда он был вне конкуренции.
Нижняя частота акустики стала 80 Гц (нередко заявляли 63, но при такой неравномерности, что…), верхняя достигла 10…12 кГц.

Габариты аппаратуры заметно скукожились, что не прибавило звуку качества, снаружи всё красиво и удобно.


Но оказывается, внутри уже халтура — динамики по 1 Ватту, вся схема на транзисторах, трансформаторы УНЧ дохленькие.

Неудивительно, что люди чуть постарше предпочитали старые приёмники и их «бархатный» звук радиостанций (и не из-за глухоты) с верхней частотой менее 6 кГц! Действительно, такой звук не утомлял, и его можно было слушать неограниченно долго, но новомодную музыку он адекватно воспроизвести уже не мог.

Диапазон 80…12500 Гц ещё могли полностью и неущербно воспроизвести новые динамики-широкополосники типа 4ГД-28, в моделях повышенного класса к ним добавляли динамики типа 1ГД-28. Они имели примерно ту же верхнюю воспроизводимую частоту и работали не столько пищалками, сколько расширителями направленности высоких частот, компенсируя излишнюю направленность основных динамиков на ВЧ.

Корпуса ламповых приёмников были большими, что благоприятно сказывалось на НЧ, а самое главное – акустика почти всех приёмников была сделана по схеме «открытый ящик». Именно этим я объясняю приятный комфортный звук при очень скромных числовых данных, погоня за цифирями ещё не началась!!!


Вместе с тем, отмечаю, что в силу значительной глубины, имелся «ящичный» призвук, к которому все просто привыкли и не замечали.

Акустика
Широкополосные динамики в ОЯ. Появились флагманы (тогдашний Hi-End), обогнавшие своё время – АС Симфония, Эстония и т. п. Но их было мало, и они были недоступны.

1970-е годы

Разгул транзисторизации и миниатюризации, погоня за параметрами в ущерб реальному качеству, которое нельзя или трудно было выразить в цифрах. Как тараканы из коробки посыпались разные ВИА, они были в каждом дворе и школе. Началось засилье электронных инструментов, электронного звука, транзисторных усилителей.

Транзисторы уверенно вытесняют лампы, их главное достоинство (как и сегодня у всяких гаджетов) – резкое уменьшение размеров и веса аппаратуры, возможность достаточно долго работать от автономного питания. Массово появились маленькие приёмнички

(и магнитофоны, большие и тяжёлые, но всё же переносные) с маленькими динамиками (звук пронзительный и орущий, но такой приёмник можно слушать на ходу, брать с собой на гулянку и т. д.).

Стерео вызвало создание пар отдельно стоящих акустических систем, в одном корпусе стерео толком не получить (попытки были).

В погоне за расширением диапазона в сторону НЧ стали делать закрытые ящики. Для них нужны были совершенно другие басовые динамики, чем раньше, и такие динамики, позволившие сделать басовитые маленькие АС, были сделаны!

10МАС-1 были предметом гордости (зависти), заявленный диапазон 63…18000 Гц казался фантастикой, казалось, что лучше быть уже ничего не может.
Потрясённые новым звуком, басами, пищалками покупатели, как-то незаметно оттеснили на задний план субъективное качество звука, которое давало открытое оформление.

Думаю, ключ в том, что новая музыка лучше подходила именно под новый «транзисторный» звук, и почти все были счастливы.

Незаметно наступила новая эра. Один динамик уже не мог приемлемо воспроизвести весь диапазон, и его (диапазон) разделили на две (иногда три) части. Если раньше «маленькие» динамики только немного «помогали» основному щирокополоснику, то теперь диапазон звука большого динамика сдвинулся вниз, и он просто не мог воспроизводить высокие частоты.

Пришлось ставить более сложные фильтры (раньше хватало одной ёмкости). Динамики перестали быть универсальными и стали узкоспециализированными. В силу физических особенностей, типичная частота раздела стала 2 кГц т. е. в области максимальной чувствительности слуха ко всяким «бякам».

Выиграли в полосе частот, но получили букет проблем. Низкая чувствительность новых АС и требования к низкому выходному сопротивлению УМЗЧ привели к постепенному вытеснению ламповых усилителей. Это тоже не улучшило качество звука.

Справедливости ради надо вспомнить, что были АС на одном широкополосном динамике типа 10ГД-36,

роль ВЧ излучателя выполнял рупорок, но такие АС не получили массовую любовь населения (любители до сих пор пытаются применять их, но это другая тема).

Акустика
Новое поколение динамиков, способных работать в ЗЯ и неспособных по этой причине работать в ОЯ, звук стал закрытым, придушенным. Появились пищалки (раньше были редкостью), фильтры в АС стали обязательны.

Частотный диапазон заметно расширился в обе стороны. Динамики стали производить на большую мощность, но они утратили чувствительность.

Качество звука стало устраивать большинство обывателей (как сегодня, поэтому потуги сделать высококачественный звук массовым, не находят отклика у масс, которым бумбоксов хватает с головой).
Появился стандарт Hi-Fi DIN 45000…

1980-е годы

Расцвет новых технологий и массовое появление (за рубежом) отличных динамиков и АС (после буйного цветения, лепесточки облетели).

В СССР наступила эпоха 35АС-1 и их разновидностей, великих и ужасных, культовых АС, многие по сей день поклоняются им и считают их звук лучшим на свете. 25АС-309 — это тридцать пятые «для бедных» и их клоны.

Переделка этих АС и сегодня, спустя десятилетия, волнует умы многих любителей, которые убеждены, что эти АС работают (или могут работать) намного лучше «китайского хлама».

Вот еще пример массовой АС от электрофона Аккорд.

Не могу назвать это ОЯ, это СЯ (случайный ящик), размеры выбраны дизайнерами из соображений «чтобы хорошо складывалось в коробку».
Валяющаяся рядом фанерка выбрана для защиты от шаловливых ручонок пионэров, норовящих пальцами проковырять диффузор. Некоторые упрямо считают, что это ПАС, их не переубедить…

Усилители мощностью в десятки ватт с искажениями в малые доли процента перестали кого-либо удивлять. Грампластинки и проигрыватели массово стали стерео, магнитофоны подтянулись по качеству, а лучшие из них, на скорости 19, стали конкурентами винилу.

Торжество электронной музыки, электронной ОБРАБОТКИ всего (даже голоса), различных синтезаторов. Звук перестал подражать натуре и перестал быть привязан к естественному для человеческого уха природному спектру. Звук стал искусственным, вещью в себе.

Сравнивать «естественность» звучания просто стало НЕ С ЧЕМ, стали делать записи звука, которого не было в действительности (многоканальная запись с последующей обработкой и т. п.).

Электроника достигла расцвета и могущества, её возможности позволили расширить диапазон излучаемого АС звука в область ультразвука. Снизу басы стали заставлять дрожать от страха мебель и трепетать посуду. «Соседи стали довольны» не только в соседних квартирах, но и во всём доме. При этом большая часть инфрабасов доставалась именно соседям, а не счастливому меломану.

Стало заметно гнусное влияние маркетологов, дизигнеров и прочей швали, инженеров оттеснили на задний план. Этим я объясняю то, что объём-литраж почти всех 35АС, 25АС был недостаточен, что приводило к бубнению. И занизили не в разы, но подгадили, съесть не смогли, так понадкусывали. А началось это еще с 10МАС-1. Видимость, блезир стали важнее качества.

Акустика
На Западе достигла расцвета и совершенства. Такие фирмы, как Филипс много экспериментируют, например, выпускают АС с ЭМОС.

АС стали многополосными, для диффузоров широко используются новые материалы, например, титан, кевлар. Достигнуты выдающиеся результаты. Но платить за это согласна относительно небольшая часть населения. Сложные высокотехнологичные изделия не могут массово конкурировать с недорогим ширпотребом, изыскательские работы сворачиваются и переходят в другое русло — как продать.

Компакт диски всё-таки сумели преодолеть этот барьер, не вымерли.

1990-е годы и далее

Победа технологий над разумом. У производителей есть технические возможности делать хорошо и ещё лучше, но нет желания. Есть единственное желание – заставлять людей покупать и покупать как можно больше, на первый план вышли даже не лукавые технические параметры, а соображения моды, престижа и подобная лапша.

Эпоха расцвета (и, увы, заката) формата CDDA. Эпоха компьютеров, как средства записи, обработки, воспроизведения звука. И тут под благовидным предлогом появился червь – форматы записи сжатого звука. Очень быстро доля нормального звука стала весьма небольшой. Де-факто эталоном стал «звук с телефончега», сегодня им испытывают новую технику. Докатились, допрыгались…


Произошло значительное расслоение на категории слушателей. От тех, для кого качество на последнем месте (сами они так не считают и слушают звуковые опусы, музыкой я это назвать не могу), до аудиофилов, которые слушают не музыку, а искажения на очень дорогой покупной аппаратуре или слепленной «из говна и палок» в гараже своими руками.

Появившийся и усиленно продавливаемый маркетологами многоканальный звук (дошли от 4 каналов до абсурда 7+1) в реальных условиях городских комнат не очень-то и прижился, в основном в силу неудобства расставленных на проходе колонок, кроме того, звук крохотных сателлитов с булавочными динамиками, не очень-то и радует.

Кто виноват?

Какой из всего можно сделать вывод, по какой схеме делать АС для себя? Повторяю, что замашек на Hi-End нет, хочется сделать как можно проще, как говорится, «дёшево и сердито».

Всё большее число любителей пробует двухполосный вариант АС. Но это не просто возврат в прошлое. Раньше двухполоску делали по схеме: большой динамик берёт на себя всё от самого низа и до 2 кГц, а пищалка от 2 кГц и выше сколько сможет.

Ахиллесова пята здесь в том, что НЧ-динамик (новый, компрессионный с низкой добротностью, не работающий в ОЯ) вынужден работать в ЗЯ (ФИ и т. п.) на средних, самых главных частотах (те самые 100-4000 Гц). Эти частоты получаются придушенными, эта ложка дёгтя может испортить всю бочку мёда.

Вот где корень зла! Возможно, отчасти по этой причине многим нравится оформление, например, лабиринт, где тыльная сторона динамика на СЧ не изолирована полностью.

Проблема в том, что пищалки вследствие их узкой специализации не могут воспроизводить частоты ниже 2, в лучшем случае 1 кГц. Надо переходить на трехполоску, но даже в ней отдельный динамик СЧ будет задушен, я не помню АС с СЧ динамиком в открытом оформлении.

Ещё существенный момент. Для качества желательно, чтобы частота раздела была возможно ниже, лучше всего порядка 100…150 Гц, а её делают обычно на 500 Гц.
Но чтобы сделать пассивный фильтр на частоту порядка 100 Гц, нужна катушка с большой индуктивностью и очень малым сопротивлением.
Например, для моих динамиков Saba Telewatt-300 производитель рекомендует катушку 7,5 мГн для частоты 125 Гц.

Что делать?

Предлагаю такой вариант. Из-за сложностей с пассивными фильтрами, сделать активный разделительный фильтр на частоту порядка 150 Гц и по два усилителя на канал.
Для НЧ-звена усилитель можно попроще и помощнее, для СЧ-ВЧ маломощный высококачественный усилитель (хоть ламповый однотакт). Этот вариант позволяет применять вместе низкочувствительные басовики и СЧ-ВЧ динамики с высокой отдачей без того, чтобы душить до безобразия (уровня НЧ) чувствительность последних.

Отсюда в НЧ-звене могут использоваться самые разные головки в разном акустическом оформлении (проблемы и вопросы согласования по времени задержки останутся, но мы сейчас об этом не говорим).

В качестве СЧ-ВЧ звена применить широкополосник, хорошо воспроизводящий ВЧ, с рупорком. Пойдёт и ШП + пищалка, в качестве фильтра ВЧ только конденсатор. Да, может потребоваться подбор головок, но это реально т. к. широкополосники одного размера обычно имеют спад примерно на одной частоте. Я считаю, что это будет не трёхполоска в привычном понимании этого слова.

Я пробовал варианты с разными импортными и отечественными динамиками и результат макетов меня в целом удовлетворил.

Но вернёмся к нашим баранам — чистой двухполоске.
В качестве СЧ-ВЧ можно применить модный сейчас автодинамик Alphard ETP-1623.


На мой взгляд, в пищалке он не нуждается, более того, он лучше звучит, если его ось отвернуть немного в сторону от слушателя. Мнения в Сети ест очень разные. Я могу отметить, что динамик на небольшом щите звучит весьма достойно. Я оцениваю его на твёрдую четверку при работе на небольшом щите и на той музыке, которую я слушаю.
При смешной стоимости динамиков, это может быть решением многих проблем — нет забот с фильтрами и настройками, сателлиты на таких динамиках в небольших щитах могут звучать весьма прилично примерно от 150 Гц. Это и есть «дёшево и сердито».

Но басов у динамиков нет, вообще нет. Засовывать их в ЗЯ или ФИ нельзя, поэтому басовое звено необходимо.

Если будет интерес, я могу в дальнейшем привести результаты моих измерений Alphard ETP-1623 в моей комнате, в реальных условиях. Конечно, по сравнению с результатами в заглушенной комнате или в подобранных тепличных условиях, картинки могут ужаснуть, зато это будет правдой.

Сухой остаток:
Биампинг. Активные фильтры. Частота раздела 100…300 Гц.
СЧ-ВЧ звено в открытом оформлении, питаемое от относительно маломощного высококачественного усилителя.


Заключение

Понимаю, что можно придраться к половине моих слов, найти массу неточностей и исключений. У меня не было задачи делать академический труд со списком литературы в трёх томах.

Мне хотелось с вашей помощью разобраться, почему вариант из «сухого остатка» набирает популярность. Хотелось, может быть, помочь кому-то выбрать вариант построения АС не высшего, но хорошего качества при скромном бюджете.

Конечно, такое оформление подходит не под любой музыкальный жанр, но его дешевизна позволит попробовать и сделать лично для себя вывод: «быть или не быть» без больших потерь и затрат.
Сергей (Chugunov)
РФ, Москва
Профиль Chugunov
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 138

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый преамп для бас-гитары на основе Alembic (12AX7, ECC83)... Часто встречается явление, когда басист хочет изменить или улучшить звук своего инструмента....
Схема на Датагоре. Новая статья Разбираемся с катушками, наводим порядок с хвостами и концами... Как мы храним провода и кабели? Нужны правильные катушки. Катушки, при внешней кажущейся простоте,...
Схема на Датагоре. Новая статья Энтони Граймани (Anthony Grimani) об управлении басом... Anthony Grimani. 6 patents, 300 rooms designed, 100's of audio products, and 28 years of...
Схема на Датагоре. Новая статья Коробочка для измерительного комплекса Arta. Тиль-Смолл с комфортом!... Я с детства увлекался динамиками и колонками. Поначалу делал акустику «по подобию», неграмотно, в...
Схема на Датагоре. Новая статья Пара мыслей о Hi-Fi... Не так давно на Датагоре была опубликована моя заметка о самодельных полочных АС на основе...
Схема на Датагоре. Новая статья Оценка качества звучания. Психологические факторы... Еще раз о прослушивании аппаратуры Многие считают, и где то они правы, что прослушивание...
Схема на Датагоре. Новая статья Внешний USB-ЦАП на PCM2702. Зрелое решение: Hi-Fi Audio DAC «GOLDSMITH»... © 2009 Datagor Audio Lab., Vladimir Kuznetsov All Right Reserved Первый набор-радиоконструктор на...
Схема на Датагоре. Новая статья Тестовый диск АудиоДоктор... Тестовый диск АудиоДоктор FSQ (WAV, 1411Kbps) для проведения профессиональных экспертиз по оценке...
Схема на Датагоре. Новая статья Новая программа от SRS Labs - Audio SandBox... SRS Labs выпустила программу Audio Sandbox 1.6.3.0, которая может стать реальным конкурентом Dolby...
Схема на Датагоре. Новая статья РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Усилитель для акустики Mordaunt-Short... РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Звонок, телефонный...Палыч, я гараж купил, а в нём какая то Радиола, большая....
Схема на Датагоре. Новая статья Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником. Мосягин В. В.... Мосягин В. В. Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником / В. В. Мосягин. — М.: СОЛОН-Пресс,...
Схема на Датагоре. Новая статья Современный тюнер своими руками: УКВ стерео + микроконтроллер. Б.Ю.Семенов... Борис Юрьевич Семенов Современный тюнер своими руками: УКВ стерео + микроконтроллер В последние...
<
  • Кандидат
28 ноября 2013 22:32

Андрей / zlydene

Цитата
  • С нами с 7.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Мне недавно приносили на восстановление колонки s-90b и амфитон 018, кто знает то в курсе. Эти колонки находились в школе в радиорубке, и они затеяли ремонт и чисто случайно их обнаружили, состояние ужасное, проткнутые динамики плюс еще и сгоревшие, когда я их увидел, сердце защемило, вспомнились школьные дискотеки 80-х, я согласился их отремонтировать тем более мне предоставили выбор отремонтировать, что-нибуть одно, остальное оставить себе. Мотал и клеел целый месяц, блин жалко фоток нет классная наверно статья получилось бы, S-90 отдал в школу, а амфитону оставил себе, на каких еще колонках есть регуляторы вч и сч

<
  • Гражданин
28 ноября 2013 23:56

Михаил / Godin0104

Цитата
  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 113 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • +1
Ну, вот и вернулась таки эра самодельщиков! Теперь, как и очень давно, не купить ничего приличного в магазинах. Даже посмотреть на нормальную аппаратуру стало невозможно. Один хлам...

Сама музыка подменена.

Мир увечен, мир непрочен,
Все сменяют суррогаты.
Вместо кошки — тамагочи,
Вместо мужика — вибратор.
Тимур Шаов

<
  • Прохожий
29 ноября 2013 01:07

/ black-cat-graphics

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +2
буквально на днях за 200 гривен (800 руб.) приобрел радиолу Днипро-58... купил для дачи и только потому, что дата выпуска - апрель 1961, то есть в районе полета Юрия Гагарина.
Днипро-58Днипро-58

Сам аппарат простенький - ДВ, СВ и КВ без всяких FM-УКВ, три лампы, динамичек 1 ватт, ЭПУ 5 с головой ГЗК-58... поставил рядом с патефоном и тульским дровянным самоваром, думал просто для интерьера..., но тут началось самое интересное - я снова открыл для себя КВ-диапазон... антену сделал Г-образную по классике жанра, то есть просто кинул кусок провода между домом и туалетом - ровно 35 метров, сетку вещания взял здесь: //kamrc.ru/index.php?topic=798.0 и стал слушать. Потрясающее бархатно-вкрадчивое звучание... правда только в темное время суток - днем по всем диапазонам идет устойчивая радиопомеха - где то рядом что то такое-эдакое работает, поэтому днем слушаю FM-"балалайку" Самсунг, а вот после 19.00 окунаюсь в волшебство лампового звука - даже сам не ожидал, что простенький трехламповый бардиольник без всякого намека на хай-энд так звучит, причем все дефекты КВ-приема пропадают за ДУШЕВНЫМ ЗВУЧАНИЕМ...
P.S. кстати, очень зауважал международное радио Китая - давеча слушал русскоязычное радио-Харбин с потрясающей программой о джаз-оркестре Олега Лундстрема (в 30-х годах он был создан именно в Харбине)

<
  • Кандидат
29 ноября 2013 03:39

Люлин Владимир Иванович / levsha46

Цитата
  • С нами с 7.07.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Подписываюсь обеими руками. Исключительно точный, грамотный и исчерпывающий анализ.
Браво автору!

<
  • Гражданин
29 ноября 2013 05:14

Юрий / inter02

Цитата
  • С нами с 13.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 100 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
хорошая статья. и грустная.
что тут говорить, пипл приучили к паршивому звуку. сейчас в полном объёме приучают к паршивому изображению/фламастерному как я называю /.
качества уже давно нет. наверное уже и не будет. :(
увы.
понятие "верный звук" кануло в лету.
сейчас по сути звука нет. вообще. есть что невнятно дерьмово звучащее, и 90% считают что это так и должно быть.
21 столетие. эхфехтивно-дефехтивные манегеры правят бал.
им главное "капусту" срубить. а на, именно параметры и звучание им давно наплевать. если не сказать хуже.

<
  • Гражданин
29 ноября 2013 08:04

Бузунов Игорь Германович / meshin

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 75 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата: zlydene
...а амфитону оставил себе, на каких еще колонках есть регуляторы вч и сч

У "Амфитон 35АС-018" нет регуляторов ни на СЧ, ни на ВЧ. Они есть у "Амфитон 50АС-022". Они (регуляторы на СЧ/ВЧ) также есть поголовно у всех клонов 35АС-1. Ну может быть за редким исключением. Например у "Орбиты 35 АС-016-1" их нет. Установлены делители в разделительные фильтры.

По поводу диапазонов, форматов записи, кодировки и всего остального в современном звуке - обратной дороги нет и не будет. Кто хочет, пусть всплакнёт. Кто хочет, пусть ударится в ностальгию.

Выдавать убогий звук телефонной трубки в диапазоне 100...4000 Гц за потерянный сладкий пряник....
Господа. Подрежьте простейшим эквалайзером звук до указанного выше диапазона. Уберите всё кроме него. Да Вы и пары часов не вынесете.

<
  • Главный редактор
29 ноября 2013 08:25

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 641 комментарий
  • 261 публикация
 
  • +1
Игорь Германович, тёзка дорогой! Ощущение, что вы не читали статью. Да разве об этом она?
При чём тут вообще ностальгия или упомянутое 100...4000 Гц?

Автор даёт почти 70-летнюю ретроспективу и динамику развития домашнего аудио, делает конкретные выводы, указывает несколько важнейших современных проблем и (что главное) предлагает доступные решения.

Сергей, спасибо!

<
  • Гражданин
29 ноября 2013 08:30

Бузунов Игорь Германович / meshin

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 75 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Прочитал. И внимательно. Всё пронизано печалью.

<
  • Гражданин
29 ноября 2013 10:41

Петр / p.maltsev

Цитата
  • С нами с 21.10.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Активные фильтры, биампминг - один из способов достижения высокой верности звучания и вполне заслуживает право быть. К сожалению, мне не довелось встретить его законченного воплощения и оценить самому.
Надеюсь, у Сергея хватит азарта довести свои работы в этом направлении к достойному результату.

Колонки Домино на автомобильных динамиках от В. Пронина

<
  • Гражданин
29 ноября 2013 12:59

Юрий / inter02

Цитата
  • С нами с 13.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 100 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: meshin
Выдавать убогий звук телефонной трубки в диапазоне 100...4000 Гц за потерянный сладкий пряник....

Цитата: p.maltsev
Активные фильтры, биампминг - один из способов достижения высокой верности звучания и вполне заслуживает право быть.

это конечно ИМХО.
я понимаю, что речь идёт не о убогих 100...4000. и не о биампинге.
никто не умалят современных достижений. они есть и будут. прогресс (в данном случае регресс smile ) неизбежен. как мировая революция. laughing
речь идёт об искусственности звука вообще.
бездарные музыканты, бездарные вокалисты, звучат на ура. что это ?
"скрытые таланты" , отнюдь нет. это работа электроники. всяких синтезаторов гармонайзеров , и прочих прелестей. их сейчас в любой студии много.
как то мне задали вопрос - а какие студийные мониторы купить ? (очередная студия открылась, всякие примочки они сами закупили, "под себя" а вот с колонками уткнулись в непонимание).
т.е. чего то они сводят , у них в студии звучит, а больше нигде не звучит.
знаете, что я им сказал ? (это о 100-4000), купите себе пару трансляционных громкоговорителей. серии "аля колхозник". и когда они у Вас зазвучат, тогда Ваша "нарезка" будет везде звучать. они сначала не поверили. а потом долго спасибо говорили , за такую элементарную подсказку. как то так.
----
анекдот в тему.
студия, далеко за полночь. звукач уже порядком "осоловевший"
(жена раза четыре звонила, - когда будешь ?), и гитарист, который никак не может свою партию проиграть.
тут звукач не выдерживает
- слушай а ты гаммы играть умеешь ?
конечно умею, что за вопрос.
ну так, *****, проиграй. я запишу.
а утром нарежу и склею как надо.
smile

<
  • Гражданин
29 ноября 2013 14:18

Владимир / vladiv

Цитата
  • С нами с 6.12.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Статья подтвердила мнение многих - биампинг, триампинг. У кого больше - у того и больше возможностей настроить звук в своём пространстве Конечно, возникают сложности в настройках, но мы трудностей не боимся. Я давно уже использую биампинг и считаю , что это наиболее недорогое решение проблемы для слушания МУЗЫКИ.

<
  • Кандидат
29 ноября 2013 14:38

Михаил / miketmb

Цитата
  • С нами с 7.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • +1
В молодости звук этих 25 и 35 АС вызывал восторг, низы давили головную коробку, верха пронзительно закладывали уши.
Сейчас, особенно с переходом на цифру, хочется всего этого поприжать.
Сначала отказался от темброблока - ну давит он на мозг, потом переехал на ламповое усиление - полегчало.

В данный момент от 80 Гц до 18 кГц трудится ламповый однотакт с 5 Ваттами, нагруженный на простую 2-х полоску, ниже транзисторный усь подпирает 2 сабика (фазинвертор) - такой звук мне нравится.

Главная для меня часть голосового диапазона не искарежена т.блоками и фильтрами АС, что соб-но и есть гуд!

<
  • Прохожий
29 ноября 2013 20:27

/ Iwan

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
С июля слушаю Alphard ETP-1623 в шитках. Отличные динамики за такую цену.

<
  • Гражданин
30 ноября 2013 06:32

Виталий / Vitaliy75

Цитата
  • С нами с 17.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 27 комментариев
  • 9 публикаций
 
  • 0
Спасибо за статью. Интересный обзор получился.
От себя хочу добавить, что для НЧ-звена достаточно будет одного усилителя и колонки с НЧ динамиком, или активного сабвуфера со встроенным усилителем. Сигнал с левого и правого каналов после фильтра суммируем и подаём на вход НЧ-тракта (обычно в активных сабвуферах уже есть встроенный фильтр с регулировкой частоты среза). Низкие звуковые частоты плохо локализуются, то есть при частотах ниже 100 Гц человек не способен определить направление звука. Хотя у аудиофилов на эту тему может быть своё мнение и стереосабвуферы для них - вполне нормально. Я считаю, что гораздо важнее правильно расположить сабвуфер в комнате и грамотно его настроить, чтобы получить качественный звук. При правильной настройке сабвуфер не должен выдавать своего присутствия, не привлекать к себе внимания, а гармонично дополнять звучание СЧ-ВЧ звена.

<
  • Гражданин
30 ноября 2013 15:38

Антон / basilevscom

Цитата
  • С нами с 8.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 111 комментариев
  • 15 публикаций
 
  • 0
Спасибо за статью!!! Абсолютно солидарен с Сергеем...
Современная акустика в большинстве своём не может играть Музыку! Так что ответ на вопрос "Где взять акустику..." на мой взгляд очевиден - надо её сделать самому. И я думаю эта статья - продолжение хорошего разговора, который приведет к практическим реальным конструкциям акустики...
(Тут мне один профессиональный музыкант рассказал байку-анекдот: Студия:муз. инструменты, микрофоны, кабели, пульт, усилители акустика.. - всё стОит сумасшедшие деньги,и это для того, чтобы потом слушать на телефоне в MP3 формате через наушники за 3$?)

<
  • Гражданин
30 ноября 2013 16:39

Александр / AlexRio

Цитата
  • С нами с 2.06.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 34 комментария
  • 2 публикации
 
  • 0
Цитата: basilevscom

Современная акустика в большинстве своём не может играть Музыку!

Антон, абсолютно не понятно по какой причине современная акустика вызывает у Вас такую реакцию. Если Вы это про китайские кАлонки за 100$, то пожалуй соглашусь ? Но современная Hi-Fi акустика, от приличных производителей с именем (даже бюджетная), по всем характеристикам выигрывает у любой АС родом из СССР. Если я не прав (я это допускаю) поправьте пожалуйста. И вообще с чем именно Вы сравниваете современный ассортимент АС?

<
  • Гражданин
30 ноября 2013 17:01

Антон / basilevscom

Цитата
  • С нами с 8.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 111 комментариев
  • 15 публикаций
 
  • 0
Уважаемый Александр!
Мне лично не попадались хорошо звучащие современные "скворечники" ценой менее 1000$. Может быть я изменю своё мнение, если попадутся...
Пока я не встретил на МОЙ слух хорошо звучащую современную акустику с НЧ динамиком диаметром менее 25см.
Если у Вас есть большой опыт и Вы много чего слушали - напишите статью, поделитесь! (про свой опыт я статью готовлю)

Но давайте здесь не будем обсуждать кому что нравится - занятие неблагодарное! Тем более сравнивать их характеристики...

<
  • Гражданин
30 ноября 2013 21:12

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • +1
Хорошая статья, Сергей.
Но добавлю пару слов. Не в хронологическом порядке, а как в голову приходит.

1. Очень важный момент: "хорошо звучащая техника" - это больше субъективное понятие. "История субъективизма начинается с того момента, когда слушатели восторжено заявили, что граммофон воспроизводит звук, не отличимый от реального" - Дуглас Селф. Дело в том, что первые приемники были первыми: до них не был ничего электропроигрывающего. Поэтому сравнение первых приемников делалось практически с нулем: нечто всегда лучше, чем ничего. Их дети с детства привыкали к "тому звуку". А привычное с детства – всегда самое правильное (я и сам такой!). И т.д.

2. И ИМХО не нужно так сильно ругать технические параметры. Поскольку звук обусловлен материальными факторами, то они могут быть выражены через параметры. Это как если вам продают автомобиль с максималкой 40 км/ч и при этом говорят: «да зачем вам какие-то параметры, зато как плавно он ездит!» Другое дело, что все можно довести до абсурда. Особенно, когда приводят только один параметр из множества, и его всячески раздувают.

3. Транзисторная техника изначально звучала очень плохо не только потому, что транзисторы были примитивными. Гораздо грустнее, что транзисторные схемы делали как кальки с ламповых (тем более что первыми перешли на транзисторы цифровики со своим специфическим подходом: «недоделанные лампы с токами сетки», и этот подход перешел и в аудио). Это все равно, что к конструированию самолетов подходить с точки зрения катеростроения – ведь и там и там нужен обтекаемый корпус, типа конструкции похожи.

4. В 80-х годах ХХ века труды Баксандала, Оталлы и др. + развитие психоакустики наконец-то сформировали теорию транзисторных усилителей. И все-все, что с ними связано (всякие там динамические искажения и проч.) наконец-то стало научно обоснованным и описанным формулами.

5. Поэтому в 90-х годах мог начаться настоящий золотой век аудио, а в 2000-х по мере развития технологий полупроводников и динамиков золотой век мог расцвести. Но параллельно с аудио в мире развивалось общество потребления, которое подавило все на свете. Современная схемотехника скатилась на уровень 70-х. И у любителей стали популярны «незаслуженно забытые» схемы тех времен, когда еще не знали про динамические искажения и не предохранялись от них.

6. А теория усилителей вообще сложилась в 50-е годы. Кстати, именно тогда сотрудники ВВС пришли к выводу, что Кг неадекватен качеству звука и предложили более продвинутую формулу. Которую до сих пор так и не используют – цифирки получаются рекламно-неудачные.

7. И насколько помню, фазоинвертор также был изобретен в 50-х. Это дало больше баса в малогабаритных колонках – квартирный вопрос остро стоял во всем мире. Тем не менее впервые в бытовой аппаратуре появились настоящие басы. И для всех желающих.

8. «Незажатое» звучание открытой акустики хорошо, но если делать выбор – незажатое звучание, или слышимые басы ниже 100 Гц...

9. Кроме бытовых «народных» советских систем, были еще дорогие импортные высокого класса, а также профессиональные. И там двухполосные усилители появились тоже примерно в 50-х. Больше из-за сложности широкополосных трансформаторов, поскольку частотка была уже порядка 40 Гц ... 12 кГц.

10. Многоканальный звук vs стерео. Это экстраполяция спора стерео vs моно. «Настоящий звук может быть только моно!» Я не был сторонником многоканального звука пока не послушал хорошие SACD на хорошей аппаратуре (пусть и в своей хрущевке, но организовать это оказалось возможным). Теперь убежденный поклонник. Опять же, всё можно довести до абсурда.

11. Мне очень нравится идея с широкополосным среднечастотником. Но вот качественные высокие на нем не получишь по физическим причинам (кстати, именно поэтому динамик хочется немного отвернуть - лажает). Так что либо такая двухполоска, но «на любителя», либо все же 3 полосы. Но есть и бонус – при двухполосном усилителе (НЧ + СЧ/ВЧ, и мне такая система очень нравится) раздел между СЧ и ВЧ действительно можно сделать фильтрами 1-го порядка.

12. Отрезать басы от широкополосника фильтром 1-го порядка опасно тем, что ширик может перегружаться по ходу диффузора: ход диффузора будет линейно расти при снижении частоты, а басы идут мощные.

13. Про колонку на Альфарде говорить, что она высококачественная...

На этом счастливом числе и закончу.

<
  • Гражданин
1 декабря 2013 00:02

Аурел / AKM

Цитата
  • С нами с 15.08.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 13 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Хорошая статья. И хороший комментарий чуть выше.
Если позволите, немного фантастики.

Я думаю вряд ли кто в студиях ныне записывает или что-то обрабатывает не в цифровом формате, Уже есть цифровые тюнеры и усилители.
Меня только удивляет, почему не слышал о цифровых динамиках и "цифро-механических" обратных связях. Ведь технологии и уже имеющиеся средства позволяют.

Я имею в ввиду ввести в сам динамик датчик положения диффузора. Процессору осталось вычислить что дать ключам , подключающих динамик к той или иной полярности источника питания, чтобы получить нужное движение диффузора. Ну, вы меня поняли...

Конечно можно пойти дальше. Имея N таких каналов и соответствующий датчик в районе ух, можно на лету поддерживать нужную звуковую картину даже при поворотах головы. Но вероятно это перебор - тогда придётся слушать в одиночестве.

<
  • Гражданин
1 декабря 2013 03:14

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • +2
Коллеги!
Спасибо за отклики. Не могу ответить всё и всем, наверное, это и не требуется. Попробую в телеграфном режиме чуть-чуть, с конца.
- Для цифровых технологий комплектом нужна соответствующая музыка, гаджеты, исполнители, слушатели. Для каждого времени свой комплект.
- Про ОДИН альфардовский динамик известный гуру сказал, что он круче гудмансов и лофтеров, и никто из его свиты не посмел возразить. У меня иное мнение, но об этом в другой раз...
- Про импортные модели высокого класса я сознательно не писал, писал про "народную аппаратуру" и время не когда она появилась, а когда стала массовой.
- Я писал именно про КОМПЛЕКТ: "незажатое" звучание щитов + басы до 100 Гц от отдельного звена с отдельным усилителем. Чтобы получить выгоды отдельных решений!!!
- Современная акустика позволяет получить полную полосу частот и любую мощность, но часто её звучание мертво и бездушно. Но это очень зависит от того ЧТО слушать.
В молодости звук этих 25 и 35 АС вызывал восторг, низы давили головную коробку, верха пронзительно закладывали уши.
Сейчас, особенно с переходом на цифру, хочется всего этого поприжать.
Сначала отказался от темброблока...

Подписываюсь, наверное, критерии качества зависят от возраста.
ПосмотрИте: школьницы в день окончания учёбы разукрашивают себя косметикой, как мартышки, замалёвывая лучшее что у них есть - красоту молодости. Говорить им бесполезно, они поймут это много позже.
- Про эффект импринтинга я знаю, но не согласен, что слышимое в детстве остается эталоном. В зрелом возрасте в разные годы я послушал хорошую импортную аппаратуру, которая оставила очень сильные впечатления. До сих пор у меня происходит плавная переоценка качества звучания.
- Сегодня считается нормой обсуждение звука АС записанного непонятно на что (гаджет) и выложенного на ютюб...
- Игорь Германович, печали нет, но есть ощущение, что mainstream с 90-х годов понёс нас не в ту степь, качество музыки, исполнителей, композиторов, устройств прослушивания стало деградировать.
***
Думаю, что сегодня с учетом доступности элементной базы и программ, можно сделать АС под свой вкус. Дело это очень непростое и долгое, но результат может порадовать.
Сегодня для очень многих сюрпризом может стать звук динамиков на щите или в ОЯ. Я далёк от мысли, что любые динамики из СССР будут хорошо звучать, хочу сделать и выложить замеры и впечатления от небольшой кучки динамиков, которая у меня осталась (большинство раздал). Пусть даже это будет на дилетантском уровне.
Я просто излагаю свои впечатления, а не навязываю всем своё мнение - вкусы и запросы у всех разные. Но согласитесь, что нет равномерного и поступательного роста качества, как говорится: "одно лечим, другое калечим".

<
  • Гражданин
1 декабря 2013 03:14

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • +1
Цитата: AKM
ввести в сам динамик датчик положения диффузора

Дело в том, что диффузор движется как одно целое только в довольно узкой полосе частот - зоне поршневого действия. На более высоких частотах диффузор начинает совершать сложное движение, причем его края отстают от центральной части. Это большая хитрость в изготовлении диффузоров - сделать так, чтобы внешняя часть на высокой частоте уже не колебалась и не мешала, а работала только центральная. По мере роста частоты в основной работе остается все более маленькая часть диффузора, близкая к звуковой катушке. Наиболее "гладко" это происходит на бумаге и полипропилене.

Так что датчик положения не поможет - нужно сканировать всю поверхность. Такие лазерные системы есть, но они исследовательские, работаю с установившимися сигналами.

<
  • Гражданин
1 декабря 2013 14:15

Вадим / z.wadim

Цитата
  • С нами с 1.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +1
Впервые проголосовал против....
Совершенно не согласен с автором по многим его утверждениям. 10ГД-36 - самая любимая головка всех моих друзей в 1984-88 годах. В то время для не было трудно найти источник звука. Я советские пластинки смог расслышать только когда появилась возможность приобретения импортных головок для винила. Проблема хорошего звука до появления СД проигрывателей была не в акустике, а именно в источнике!
Но самое интересное - итог статьи - дешевые автодины... Неужели автор не знает о существовании сканов, вифы, морель?

<
  • Гражданин
1 декабря 2013 16:06

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Но самое интересное - итог статьи - дешевые автодины... Неужели автор не знает о существовании сканов, вифы, морель?

Откуда такой вывод? Я несколько раз написал, что вопреки мнению авторитетов, восторгов у меня нет, но 1623 играют СЧ+ВЧ весьма недурно, АЧХ ровная. Это позволит иметь наипростейшие и дешевые (доступные) АС (без звена баса, его надо добавить) хорошего качества.

Вадим, Вы эти динамики слушали хотя бы в небольшом щитке? Если нет, судить о звуке только по цене нельзя - из правила дёшево=плохо бывают исключения, как и из правила дорого=хорошо.
Когда у нас стали доступны, я купил неплохие английские полочники ФИ, много лет их слушал, заказал под них солидные подставки и был ими в основном доволен - они без вопросов переигрывали любые "музцентры", но однажды один динамик был необратимо испорчен.

Тогда я сделал АС на современных Seas по разработке весьма уважаемого мною автора и Специалиста с большой буквы, оформление ФИ. Играют безупречно чисто, но "без души", стерильно, Удовольствия от прослушивания "моей" музыки я не испытываю. Посему купил старые "винтажные" норвежские АС, которые услышал в начале 80-х, оформление ЗЯ. Измеренная мной АЧХ ровная, играют хорошо.
Но попробовал старые немецкие динамики на "щите" и был удивлён, что их звук приятнее вышеупомянутых АС!! (эти динамики явно лучше 1623 на щите, но я их не рекомендую - они относительно редкие и значительно дороже 1623). Сейчас собираюсь добавить басовое звено, м. б. это будет ЗЯ с винтажным 12" динамиком с рез. частотой 20 Гц (купил с дефектом и отремонтировал), а может быть...

Относительно того, что в СССР не было приличных источников звука (для масс) целиком согласен, качество дал CD. К сожалению, абсолютное большинство слушало диски в комплекте со штатными бумбоксами.

10ГД-36 - самая любимая головка всех моих друзей

Где я писал, что она плохая? А то, что народную (массовую) любовь получили более басовитые динамики с бОльшим диффузором, я повторяю снова. Возражения есть?
Вам нравится принцип ШП, мне тоже, но 99,9% меломанов тогда предпочло бы иметь 35АС-1 (S-90). Предположу, что 35АС у вас и ваших друзей ТОГДА просто НЕ БЫЛО. Но ШП не могут перекрыть весь диапазон для CD, для многих недостатки ШП нетерпимы.

Итог моей статьи - не "дешёвые автодины", а попытка объединить живое звучание динамиков на щите (раньше оно было в ОЯ, но сегодня от ОЯ практически отказались) и глубокие басы от ЗЯ, ФИ или ОЯ на большущих динамиках, при этом ограничить басовое звено 100-300 Гц;
для решения проблем с низкой чувствительностью НЧ-динамиков (а также проблемой их раскачки от ламповых однотактов и ус. класса А), использовать биампинг.

Я не призываю всех следовать моему примеру, но считаю, что многим такое нестандартное, не выпускаемое массовой промышленностью решение, может быть интересно.

<
  • Гражданин
1 декабря 2013 16:46

Андрей / andrew_spb

Цитата
  • С нами с 21.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 128 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Отличная статья! В ней ничего нового для радиолюбителя и меломана с 70хх годов, но иногда полезно оглянуться назад, чтобы понять откуда мы шли и куда пришли.
Все ИДЕИ Сергея - поддерживаю!

А что касается конкретной реализации - тут у каждого свой цвет... (свои дины в мусорке smile )

Знаю, что из Г.. конфет не бывает, но мысль что в варианте до 1000 у.е. состязаться самоделками можно и должно (особенно в наших квартирах) - поддерживаю целиком и полностью!
И это будет как ни странно ЗВУК....

<
  • Гражданин
2 декабря 2013 04:30

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: z.wadim
10ГД-36 - самая любимая головка всех моих друзей в 1984-88 годах

К сожалению, это не от хорошей жизни. На самом деле это весьма слабая головка, с маленьким ходом, что вызывало искажения на басах, очень неравномерной АЧХ и неудачным подвесом, который высыхал. Просто у нее не было конкурентов. Да и повышенная отдача была полезна в те годы, когда и приличных мощных транзисторов тоже не было.

Цитата: Chugunov
объединить живое звучание динамиков на щите ... и глубокие басы от ЗЯ, ФИ

На выставке Hi-End Show 2013 были подобные системы: НЧ-ящик (не помню, ЗЯ или ФИ) + электростаты, игравшие примерно от 200 Гц. Но конструкция неудачная - и басы неправильные, и раздел слишком низкий для этих электростатов - сильно искажали даже на тех мощностях, на которых слушали. Если бы не эти огрехи, было бы очень-очень неплохо. А идея та же - что электростаты, что динамики.

ЗЫ, только не забывайте, что качество колонок определяется не только АЧХ, но и рядом других параметров, даже более важных. И что открытые системы (ОЯ, щиты) сильнее всех других оформлений чувствуют помещение и условия установки. И в маленькой комнате без удаления мебели оптимальных условий может и не найтись.

<
  • Гражданин
2 декабря 2013 20:56

Юрий / inter02

Цитата
  • С нами с 13.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 100 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: Chugunov
Вам нравится принцип ШП, мне тоже, но 99,9% меломанов тогда предпочло бы иметь 35АС-1 (S-90). Предположу, что 35АС у вас и ваших друзей ТОГДА просто НЕ БЫЛО. Но ШП не могут перекрыть весь диапазон для CD, для многих недостатки ШП нетерпимы.

wink у меня до сих пор пресловутые s-90 сохранились. с переделанным СЧ динамиками. больше того, я их умудрился в мебель "интегрировать" blush . ну очень много они свободного места занимали. если кому интересно могу фоту "прицепить" :)
но увы, для "сведения" они не пригодны. слишком уж они "украшают" тембр. ИМХО, для прослушивания это нормально.

<
  • Гражданин
7 декабря 2013 15:20

Владимир / partizan0018

Цитата
  • С нами с 14.02.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 6 публикаций
 
  • 0
Чем-то напомнило одну старую статью из "Радио". Там было про улучшение звучания двухполосной АС (не помню уже какой), добавлением отдельного среднечастотного дина в своём ящике (вроде, даже открытом). Естественно, частоты разделения фильтров тоже нужно было менять, оставляя НЧ-головке одни "низы" а "пищалке", как и положено - "верха".

Про двух(и более)полосные усилители разговоры идут уже очень давно. В радиолюбительской литературе, начиная с ламповых времён, можно найти кучу схем. Одним из последствий этих разговоров "в промышленном исполнении", похоже и стало появление сабвуферов. С одной стороны разделение частот на этапе предусиления и отдельные УМ для каждой полосы, С другой - попытка удешевить аппарат, применив три УМ вместо четырёх и одного басового динамика вместо двух.
Правда эта (удачная в общем-то) идея как всегда вылилась в свою полную противопожность - погоню за басами.

Статья правильная. Плюсую однозначно.
Чем-то напомнило мою попытку написать про историю любительской звукозаписи. Там были похожие выводы о том, что потребительская психология+реклама часто берут верх над реальным качеством, а акустика, в отличии от электроники, от уменьшения размеров только проигрывает.

<
  • Подписчик
8 декабря 2013 17:33

Станислав / Stanline

Цитата
  • С нами с 23.01.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
От плохого специалиста: прочитал с удовольствием, поностальгировал. НО НЕ ТОЛЬКО! Для меня статья очень полезная - буду делать именно это, завтра же пойду искать этот динамик. Дело даже не в дешевизне - могу себе позволить... дело в том, что мне возиться интересно! И, почему-то, не хочется делать что-то суперское - хочется именно простое, народное - показать друзьм, послушать с ними - может, кто-то попросит такой же сдлеать...

Спасибо автору!
Буду очень рад, когда выложит для таких непродвинутых и остальную конкретику: ОЯ или доску...

<
  • Кандидат
9 декабря 2013 15:03

Иван / ivspoll

Цитата
  • С нами с 19.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо за статью, интересно было читать. Зря Вы так современных производителей, есть еще достойные образцы за адекватные деньги и без маркетинговой мишуры. Только идти за ними надо в магазины для музыкантов. Под описанные в сухом остатке критерии попадает приличное количество активных двухполосных студийных мониторов. В них как раз применяются активные кроссоверы и многополосное усиление. Для дома довольно хороши модели начального уровня (вроде Mackie MR5 - MR8, Yamaha HS80m), потому как дорогие и навороченные в неподготовленную комнату ставить не вижу смысла. Приобрел себе Mackie MR5. Звучание очень радует. Приятно слушать как живые инструменты, так электронику (если она качественно сделана).

<
  • Гражданин
9 декабря 2013 22:30

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: ivspoll
Зря Вы так современных производителей, есть еще достойные образцы за адекватные деньги...
Для дома довольно хороши модели начального уровня (вроде Mackie MR5 - MR8, Yamaha HS80m), ... Приобрел себе Mackie MR5. Звучание очень радует. Приятно слушать как живые инструменты, так электронику (если она качественно сделана).

Иван! ivspoll
Производители массовой продукции, увы, ушли всё-таки не в ту степь
(посмотрите на первое фото), оценка звука идет через просмотр доморощенных роликов в ютьюбе...), мониторы - совсем не массовая продукция, их даже не особо рекламируют.
Производители немассовой продукции хотят ОЧЕНЬ много денег.
Если вы поделитесь личным опытом в отдельной статье, будет прекрасно. Это будет не рекламная шелуха, а ценный личный опыт ДОМАШНЕГО прослушивания.
Дело в том, что рядовой любитель,как правило, не имеет возможности сравнить звук множества АС, нужна подсказка, "наводка".
Слегка просмотрел отзывы о MR5 - MR8, не понравились советы: "заткнуть отв. ФИ, чтобы не гудел" - зачем тогда ФИ ??
Специлисты даже писают, что при неплотной затычке будет ПАС...
"На студийных мониторах прекрасно можно слушать музыку.В принципе,я это понял и при прослушиваниях в магазинах" - в МАГАЗИНЕ и ДОМА звук РАЗНЫЙ, ОЧЕНЬ РАЗНЫЙ. Доверия к тому кто этого не знает, нет.
Поэтому, Иван, думаю, очень многим будет интересно Ваше личное описание с указанием условий прослушивания, репертуара записей, достоинств и недостатков (к статьям, где описаны ТОЛЬКО достоинства или только недостатки, доверия нет), хорошо в сравнении с чем-то.
Иван! Вы не заметили основную мысль - особый звук СЧ от щита или ОЯ. Это очень на любителя, а главное - ТАКИЕ АС приличного качества сегодня не делают (я не видел), но мне и некоторым другим нравится.
P.S. Чем больше мы будем обмениваться личным опытом и мнениями, тем больше будем знать, а к единому знаменателю стремиться не надо - все люди немножко разные.

<
  • Кандидат
9 декабря 2013 23:38

Иван / ivspoll

Цитата
  • С нами с 19.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Если вы поделитесь личным опытом в отдельной статье, будет прекрасно. Это будет не рекламная шелуха, а ценный личный опыт ДОМАШНЕГО прослушивания.

На отдельную статью я пока еще не созрел, но раз уж сказал о плюсах, то скажу и о минусах студийной акустики для домашнего применения.

В первую очередь это специфический звук. Он ровный без окрасов, что называется мониторный. Не всем это нравится. Но мне после года прослушивания мониторов звук бытовых АС подобного класса кажется каким-то мутным и невыразительным. Как будто не хватает деталей, чего-то не слышно.

Второй минус - очень небольшая область в пространстве в которой мониторы "рисуют" сцену. Стоит отвести голову от этой точки буквально на 30 см в любом направлении и все, сцены нет.

Третье - ОГРОМНОЕ влияние комнаты на звук. Правильно расположить мониторы в жилой комнате - это та еще задачка. Я думаю как раз с этим и связаны советы заткнуть ФИ (чтобы хоть как-то победить резонансы комнаты). В большой (либо заглушенной) комнате или на открытом пространстве мониторы звучат изумительно.

Недавно задумался об обновлении акустики. Чтобы узнать к какому звуку стремиться сходил в филармонию, послушал оркестр. Пришел домой, включил записи тех произведений которые слышал вживую (Вивальди, Шуберт). Сравнил, решил что обновлять ничего не буду и так играет довольно достоверно. По крайней мере начать нужно с подготовки комнаты, а не с АС. А это для меня пока не по карману.

Музыку на мониторах слушаю очень разную, например: AC-DC, Apocalyptica, Guano Apes, Henry Mancini, Nightwish, The Offspring, Whitney Houston, Xandria и немного классики. Все записи в lossless форматах. Но как показывает практика lossless или CD это еще не значит качественно. Очень часты откровенно халтурные записи.

особый звук СЧ от щита или ОЯ

Не доводилось слушать акустику в таком исполнении, но очень хотелось бы.

<
  • Кандидат
11 декабря 2013 04:24

Юрий / momota

Цитата
  • С нами с 6.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Немножко напишу в первый раз в этом форуме.
ВВедение: слушаю гитаристов (Сатриани,Мальмстима,Вая и т.п.) + оперы.
Комплект для прослушки - моноусилители на EL84 (5 wt) однотактные, пред на 6н2пев (стерео) - 2лампы - одна пред (Ку-10) ,(детали опускаю) вторая катодный повторитель (темброблок низкие -ненизкие). Теперь основное-акустика.
В общем -ничего нового. В качестве низкочастотных использую Jensen 35 ватт гитарные 12 дюймов , чувствительность 96 дб, выскочастотный Fostex чувсвтвительность 90 дб ,фильтр на 3 кгц.(второго порядка). Практика показала, что при этой конструкции нет очень низких, которые слышат только соседи по дому, и соответственно, обдирают краску с батарей при прослушивании каких-нибудь Руков вверх , блестящих и прочего спама, и не режет слух сильно задраная при записи высокочастотная составляющая. Конструкция колонок- полуоткрытый ящик (как в комбиках) + вч блок в дополнительной дырке. ИМХО !!!! И это очень важно : данная конструкция предназначена для прослушивания гитарной (соло) музыки и еще немножко - оперных исполнителей,которые 20 000 гц не тянут ,хоть их наизнанку выверни. Если кому интересно, мне не жалко- схемы усилей и чертежики акустики пришлю.

Заключение: для ориентированного на нормальную музыку слушателя (классика, рок, метал, вокал) нет смысла чудить с широкополосной акустикой, ибо все равно 5 гц и 35 кгц не услышит. Тем более -дорого.
Впрочем -опять же имхо. С уважением momota

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.
Назад Вперед