» » » Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт

 
 
 

Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт

Разместил partizan0018 29 сентября 2014. Просмотров: 8014

6 Пока готовится очередная статья, жизнь то и дело подбрасывает, ну если не темы для других статей, то просто всякую фигню для мелкого ремонта. Вот решил рассказать уважаемым датагорцам ещё одну байку из жизни провинциальных радиогубителей. Практически «по горячим следам» Может кому пригодится, а кто-то может молодость или детство вспомнит.
Или поможет кому-нибудь, решившему поискать в интернете решение похожей проблемы. Всякое бывает.

ЭМИ «Фаэми»

Cреди всяческой аппаратуры завалялась у меня вот такая штуковина:
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт

Малогабаритный одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми». Сейчас его почему-то называют «Фаэми-мини», хотя в документации слова «мини» сроду не было. Наверное чтобы не путали с более «взрослыми» и навороченными «Фаэми-1», «Фаэми-М» и др.
Кто не в теме, тот называет подобные инструменты синтезаторами, хоть это и не совсем (совсем не) правильно. Более продвинутые — пищалками (клоподавками), иногда добавляя к определению слово «детские», в чём правды немного больше.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт

Иногда те или другие выкладывают в интернет ролики, где выбрав звук пострашнее (что на этом инструменте очень просто) делают вывод — «Вот, какую фигню в Союзе выпускали» или «Ребёнку побаловаться — пойдёт». Но это я отвлёкся.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт


Инструмент был приобретён ещё в студенческие времена с целью «поиграться». Благо цена позволяла, в отличие от более серьёзных «машинок». И с тех пор прожил хоть и не очень бурную, но вполне насыщенную жизнь. Подыгрывал «кухонным гитаристам» на домашних посиделках. Звучал (скорее «лажал») на заднем плане в паре не менее домашних записей. С примочкой, собранной по схеме из «Радио» («Приставка к Фаэми» 1988 г. №1 с 36), вполне мог изобразить басуху на не очень быстрых партиях, а также издавать весьма интересные звуки, которым пока не нашлось применения, хотя идеи были.

В общем использовался в меру своих возможностей. Конечно не «Корг», не «Ионика» и даже не «Экводин» А. Володина (который по «наворотам» ближе к синтезаторам). Так ведь и я не клавишник. И даже не музыкант — так балуюсь.

А в свободное от музыки время инструмент подрабатывал генератором, для проверки прохождения сигнала во всяческих звуковых устройствах. Грех было не воспользоваться набором «стабильных частот» и неслабым «выхлопом» с линейного выхода. Правда, сигнал прямоугольный.

Не так давно вытащил я его из «запасников», как раз, чтобы генератором поработал, ну и «клопов подавить» со скуки. И обнаружил, что левая половина клавиатуры не работает. То есть сначала были какие-то звуки, не очень соответствующие нажатым клавишам, а потом тишина.
Решил посмотреть, в чём там дело и …

Немного истории

В отечественной электронике есть несколько довольно известных изделий, схема которых за годы производства несколько раз полностью переделывалась. Причём внешний вид, а бывало что и название, оставались неизменным. Навскидку могу вспомнить магнитофон «Электроника» и усилитель «Эско-100».

«Фаэми» из той же компании. Есть, по крайней мере, три модификации.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт
Вот примерно так плотненько оно было... Фото Мохнатий Палтус

Первая — на германиевых транзисторах (описанная в Радио в 1973 г.). Вторая — на кремниевых (КТ315).

Третья — на цифровых микросхемах. Именно последний вариант мне и попался.
Первые два были сделаны по всем известному принципу: задающий генератор, частота которого управляется клавиатурой, с подстроечным резистором на каждую клавишу. Потом блок делителей частоты, где частота сигнала генератора делится на 2, 3, 4, 8. Полученные частоты подмешиваются к основному сигналу для изменения тембра или используются по отдельности для сдвига диапазона клавиатуры вниз на одну, две или три октавы. Ну, а дальше, естественно усилитель мощности и динамик.

Логично было бы ожидать, что и третий вариант будет сделан так же, но посмотрев на схему, я понял, что здесь конструкторы превзошли самих себя. Хорошо, что осталась дурная привычка хранить документацию от всего своего аппарата (в том числе и от того, которого уже нет, а также всяческие случайно попавшие в руки схемы и паспорта). Иначе бы плутал в дорожках платы, как в трёх соснах, и скорее всего — очень долго. Тем более в интернете этой схемы не нашёл, только германиевый вариант.

Схема ЭМИ «Фаэми» на цифровых микросхемах

К сожалению, сканера под рукой нет, пришлось фотографировать. Благо схема напечатана на бумаге, не дающей бликов, поэтому получилось вполне разборчиво:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Честно говоря, хотел даже тему на форуме создать, вдруг поможет кто-нибудь разобраться. Но потом решил с этим повременить. Какие-то сведения о советских цифровых микросхемах и их применении в памяти остались. Когда-то что-то даже паял на них, только до ума так и не довёл. Решил попробовать разобраться сам.

Хоть когда-то и интересовался вопросом, с таким способом получения частот музыкальной шкалы сталкиваюсь впервые. Да и описаний его в литературе не встречал. Интересно было ознакомиться.

Насколько я понял, генератор здесь выдаёт одну неизменную частоту, причём как показала практика с неплохой стабильностью. Далее идёт хитрый (для меня — до конца так и не разобрался) делитель частоты, коэффициент деления которого зависит от нажатой клавиши. С помощью одной его части и получают звуки всех 12 нот октавы. Другая часть делит частоты на 2, 4, и 8, чтобы получить ноты остальных октав клавиатуры.

Если кто из датагорцев разбирается в вопросе лучше, поправьте пожалуйста, если ошибаюсь.

Респект конструкторам за эту схему и уважуха. Избавились от тридцати шести подстроечников, которые за несколько лет «расплываются» настолько, что настройка становится почти невозможной. Даже если инструмент не слишком часто использовался, а просто хранился при перепадах температуры и влажности. Это тоже моя практика показала: есть у меня и первый «Фаэми» на германии, конца 70-х годов. Причём внешнее состояние вполне нормальное. Случайно достался, а до этого лежал у одного из знакомых в сарае. Пару раз даже настроить удавалось, но ненадолго. Если случайно попадёт в руки ведро хороших подстроечников, может и им займусь.

Блок делителей частоты выходного сигнала, как и в транзисторных вариантах, сделан отдельно, только на двух счётчиках К176ИЕ2. Усилитель мощности неожиданно выполнен на дискретных элементах, хотя и тут вполне могли бы поставить что-нибудь вроде К174УН7 или К174УН4, тогда бы я хоть поглядел на неё вживую. Но это тоже к делу не относится. Тем более, неисправность явно не в этих блоках.

Что внутри ЭМИ «Фаэми»

Приступаю к разборке. Вид изнутри:
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт


Если честно — разборка далеко не первая. Правда, так глубоко копаю первый раз. До этого только контакты клавиатуры чистил. Да ещё разъёмы СГ-5 устанавливал, а то родной выход так с 70-х годов и делается в виде двух отдельных гнёзд, причём на редкость нестандартных. Штекеров для таких разъёмов живьём не видел ни разу, и первое время подключал инструмент к внешнему усилителю с помощью самодельного переходника, который имел дурную привычку теряться.

Картинка из серии «найдите все отличия», которых за 20 лет не появилось!
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт


Снова отвлёкся. Снимаю клавиатуру.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт


Как видите, всё сделано аккуратно. Провода уложены в жгуты, внешние соединения платы на разъёмах, сама плата на защёлках, всё разбирается почти на «раз-два». Если бы не лень было откручивать подклавиатурные платы, то на «раз-два» без всякого «почти».

Кроме платы с микросхемами, вся остальная начинка корпуса такая же, как в 70-е. Те же СП-1 в роли регулятора громкости, и подстроечников глубины вибрато, и точной настройки инструмента. За последние ещё один респект изготовителям. Стояли бы обычные «открытые» подстроечные резисторы — было бы с ними тоже, что и с подклавишными на старом инструменте.
Тот же блок переключателей, с виду ненадёжный, но каким-то чудом до сих пор работающий без чистки контактов. Да и затруднительно их чистить из-за неразборного крепления к корпусу.

Да и клавиатура точно такая же. Два полных октавных блока и два «обрубка» по краям. Один я перевернул, чтобы контакты видно было.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт

Видимо на заводе сначала штамповали «октавы», а потом разрезали каждую третью. Такое «безотходное производство».

Сама плата.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт


Естественно, применение микросхем позволило снизить плотность монтажа. И в отличии от транзисторного варианта на плате со стороны деталей даже появились «пустыри». Но с обратной стороны дорожки проходят довольно плотно. Причём тонкие, в лучших традициях тогдашней цифровой техники. И перемычек многовато.

На обратной стороне платы имеются даже музейные образцы отечественных SMD.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт


Это DD6 и DD7. Аналогичные им по назначению DD8 и DD9 — обычные К176ЛА9. Почему так сделано — пока так и не понял. Хорошо, что причиной неисправности были не они. А то нынче и обычные советские микросхемы доставать с каждым годом всё сложнее, не то, что такие.

Ищу неисправность. Причина - отказ К176ИЕ2

Это всё лирика, а инструмент-то чинить нужно. Или хотя бы причину неисправности поточнее определить, чтобы знать какие микросхемы искать.

Вооружился упомянутым в одной из прежних статей «щупом с ушами» (высокоомные наушники ТОН-2 приспособленные для контроля прохождения звука в схемах), тестером и начал проверять, что там творится в аналоговой и цифровой части.
Не работали октавы 1 и 2 (буду называть согласно схеме, хоть октавы 1 и 4 сделаны в виде показанных выше «обрубков»), общие провода которых шли на адресные входы коммутаторов DD11 и DD12, с которых и начал проверку.

Половина времени ушла на проверку дорожек на обрыв и паек на случайное замыкание (припоя при сборке схемы не пожалели). В результате всех проб, ошибок и научного тыка (только чудом не сжёг ещё что-нибудь) начал подозревать связку DD10-DD12. Первая микросхема К176ИЕ2 — счётчик, на котором выполнен делитель частоты октав 1, 2 и 3. Вторая — К561КП2 — коммутатор, подающий, в соответствии с октавой, в которой нажата клавиша, исходный или поделённый на 2, 4, 8 сигнал на выход блока.
В ходе дальнейшей проверки решил, что скорее всего отказала DD10 К176ИЕ2. Вздохнул с облегчением. К561КП2 найти труднее.

Только К176ИЕ2 под рукой тоже не было. А собирать аппарат, чтобы потом разбирать его снова, было лень. Да и проверить хотелось быстрее. Поэтому решил выпаять рабочую DD15 и поставить вместо DD10.

Эта микросхема в инструменте служит для работы режима «Бас», который включается четвёртой слева кнопкой (см. первое фото). При включении этой кнопки в сочетании с седьмой или восьмой улучшается воспроизведение басовых нот встроенным динамиком. Т.е. звук перестаёт быть похожим на гудение раздолбанного сварочного аппарата. Но при этом смещается строй инструмента и приходится менять «распальцовку».

Сейчас не помню точно описания принципа работы данного эффекта — что-то связанное с делением частоты на 3. А если включить 4 (кнопку с 5, 6, или все три) — звук получается на редкость противный, поэтому инструкция это не рекомендует.
В общем, не так часто используемый мной режим. Для быстрой проверки сделанных выводов можно и пожертвовать, до появления нужной микросхемы под рукой.

После недолгой возни с паяльником и иглой от шприца, микросхема была заменена. Несмотря на то, что плата в лучших отечественных традициях была сделана из гетинакса, контактные площадки не отслоились.

Как оказалось, паял не напрасно. Клавиатура заработала полностью и «Фаэми» снова в строю. И готов к использованию как по назначению, так и не по назначению. Надеюсь, проработает столько же, сколько до ремонта.

Еще немного лирики вместо резюме

Есть даже одна мысль по расширению возможностей. Но вряд ли она заинтересует кого-нибудь, кроме меня. Если и буду делать, то из чистого любопытства. Всё-таки одноголосные клавишные с развитием техники уходят в прошлое. А любой мало-мальски продвинутый владелец компа подключив МИДИ-клаву и установив нужные проги, может сыграть не хуже чем на «железном» синте (особенно если играть умеет).

И даже дети, если душа «просит музыки», юзают китайскую двухголосную игрушку с вшитым набором готовых звуков и встроенными ударными. Правда, настолько глючную и тормознутую, что если кто-то решит сыграть на ней «Полёт шмеля», то скорее всего услышит только стук клавиатуры. Да ещё с врождённым «китайским синдромом», т. е. настроенную на полтона выше, как и многие другие подобные изделия.

Во время ремонта пришла в голову ещё одна глупая мысль: просуществовал бы Союз ещё лет несколько, и появился бы ещё один вариант «Фаэми». Такой же одноголосный, с таким же октавным синтезом тембров в качестве единственного средства обработки звука и в том же самом корпусе. Только на микроконтроллере. Ну или ещё на какой специализированной микросхеме (как калькуляторы, или теперешние детские «клавиши»). Причём на жутко дефицитной микросхеме. Не знаю, что бы я в таком случае делал.
Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт
Фото ruskeys.net

В поисках решения в интернете, наткнулся на одном форуме на давний спор между поклонниками аналоговых и цифровых клавишных. Там обсуждалась возможность создания на одном или нескольких микроконтроллерах более совершенного инструмента, многоголосого, с управлением атакой-затуханием и ещё кучей наворотов. Причём такого, чтобы всё параметры регулировались, в отличие от теперешних «самоиграек» с набором готовых звуков. Вот и подумалось…

Файлы

В архивах то, что удалось найти по теме: схемы, паспорт, разные версии.
Файловый сервис доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Файловый сервис доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Спасибо за внимание!

Об авторе

Владимир (partizan0018)
РФ, Дальний Восток
Профессиональный "чайник".
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 36

Поделись с друзьями!


Связанные материалы:


Kaspersky FREE. Бесплатная годовая лицензия для России, Белоруссии и Украины

Привет, друзья! Очередной подарок от kaspersky.ru — антивирус «Kaspersky FREE». Спасибо...

Пусть всегда будет солнце!

Сегодня День Победы. Мы так долго живём без войны, что начали забывать, что это...

Спасибо деду за Победу 2015!

Датагорцы, сограждане, друзья! У кого деды-ветераны живы — успевайте, поздравляйте,...

17/01 киберсубботник на портале

Привет, дрУги! В ближайщую субботу на нашем портале и в магазине будет...

Вы хоть Интернет не трогайте!

Сегодня в Сети появилась информация, которая не оставила меня равнодушным. Может...

Coil32 v9.0 - программа для расчета катушек индуктивности

Всем, кто занимался изготовлением (и ремонтом) приемников, передатчиков, акустических систем,...

Сэмплы гитарного комбоусилителя U-96

Как и обещал, записал пару сэмплов на скорую руку с моего комбика...

Библиотеки Diptrace +3D. Разъёмы PBS (розетки)

Продолжая тему библиотек для Diptrace, хочу предложить розетки однорядные PBS для пайки...

Toshiba - это хорошо! Новейший каталог 4Q2012

Предлагаю вниманию сограждан новейший каталог Toshiba Bipolar Power Transistors — 4 квартал...

Датагорскiя Вѣдомости №1 (2012)

Здравствуйте, уважаемые сограждане-датагорцы и гости нашего электронного города! Спешу...

Transformer: программа расчета маломощного (до 500 Вт) силового трансформатора на

Предлагаю начинающим очень простую программулину для расчета силовых трансформаторов. Автор...

Датагорская Ярмарка электроники v.2 открылась!

Уважаемые граждане Датагории и гости нашего кибер-города! После обновления открылась...
<
  • Гражданин
29 сентября 2014 20:39

Андрей Бычков / AndrewB

  • Регистрация: 28.10.2008
  • Публикаций: 7
  • Комментариев: 31
 
  • 0
Играл я на такой, именно на кухне. В хрущобах инструмент точно соответствовал параметрам кухонь (2х2м метра).
Электронная часть решена неплохо, как басс-аккомпонимент очень даже ничего, строй держит отлично. У меня был аппарат на микросхемах.
НО клавиатура - полное дерьмо. При экспрессивной игре, как на пианино эти металлические полоски просто не разгибались обратно.
До сих пор ипользую Юность 1122, тех же лет, даже ёмкости не менял. Умели наши делать! Используя вместо педали "экспрессии" ползунки "диапазон" и "коррекция" можно запорсто сыграть вступление к Lazy Deep Purple!

<
  • Гражданин
30 сентября 2014 16:18

Владимир / partizan0018

  • Регистрация: 14.02.2013
  • Публикаций: 6
  • Комментариев: 138
 
  • 0
Цитата: AndrewB
В хрущобах инструмент точно соответствовал параметрам кухонь (2х2м метра).

Ну да, а если на кухне в это время не занимались готовкой, то и гитарист с гитарой мог в уголке разместиться, и пара "слушателей" за столом drinks

Клавиатура да - не очень. Особенно для нормального клавишника, привыкшего к клавиатуре, стандартных размеров и "жёсткости". (перейти с клавиатуры "Фаэми" на нормальную тоже малость затруднительно).
На нынешних детских самоиграйках пружины клавиатуры вообще пластмассовые. И при экспрессивной игре скорее всего сломаются.

<
  • Гражданин
1 октября 2014 10:17

Дмитрий Смазнов / dm_smazzy

  • Регистрация: 21.02.2009
  • Публикаций: 1
  • Комментариев: 12
 
  • 0
Автор, кстати, в правильном направлении мыслит. - это ерунда, что инструмент одноголосный. Важно то, какие тембры он воспроизводит. На рубеже девяностых-двухтысячных западные и америкосовские диджеи скупали наши советские синтезаторы определенных моделей за большие деньги, потому что они при определенной температуре и влажности выдавали совершенно оригинальные звуки, которых ни в одной другой железке или программном синтезаторе нет)

<
  • Гражданин
2 октября 2014 09:14

Владимир / partizan0018

  • Регистрация: 14.02.2013
  • Публикаций: 6
  • Комментариев: 138
 
  • 0
Цитата: dm_smazzy
это ерунда, что инструмент одноголосный

Думаю, желание, чтобы инструмент с фортепианной клавиатурой обязательно был многоголосным, от того самого фортепиано (пианистов "классической школы") и пошло.
Цитата: dm_smazzy
Важно то, какие тембры он воспроизводит.

Это так. Ещё А. Володин (да и не только он) писал что невозможность брать аккорды, в одноголосных ЭМИ должна компенсироваться разнообразием тембров.
Правда в его инструментах с этим было явно получше чем в "Фаэми".
По крайней мере было много чего, перешедшего в появившиеся позже синтезаторы (такие же одноголосные).
У "Фаэми" по моему слишком "самодостаточная" конструкция (при скромных в общем-то возможностях). Встречал в "Радио" только две статьи по расширению его возможностей. И еще пару, про доработки других инструментов, которые в принципе можно к нему применить.
Видимо тем, кто стремился к лучшему, проще было сделать/добыть другой инструмент.

Про советские синты и забугорных диджеев как-то слышал. Думаю, появление сэмплеров решило часть проблем (не нужно каждый раз добиваться именно той температуры и влажности). Осталась главная - чтобы "снять" звук, нужно его сперва "сделать". smile

<
  • Гражданин
4 октября 2014 11:56

Андрей Бычков / AndrewB

  • Регистрация: 28.10.2008
  • Публикаций: 7
  • Комментариев: 31
 
  • 0
Други, когда я получил этот ФАЭМИ , то тоже возмутился по поводу одноголосности. Но в то время был очень популярен маленький синтезатор Moog prodigy с таким же количеством клавиш (три с половиной октавы), ОДНОГОЛОСЫЙ.
Есть против этого хорошее лекарство - арпеджио.
Цитата: Владимир/Partizan0018
По крайней мере было много чего, перешедшего в появившиеся позже синтезаторы (такие же одноголосные).

Одноголосые синтезаторы появились раньше ФАЭМИ.

Может меня душит ностальгия, но в то время эти ФАЭМИ былы единственными доступными клавишами. Vermonы стояли только по клубам и студиям. Кстати сейчас использую многоголосый аналог ФАЭМИ - Korg nano Key для исполнения медленных партий и басового аккомпонимента.

<
  • Гражданин
4 октября 2014 15:44

Владимир / partizan0018

  • Регистрация: 14.02.2013
  • Публикаций: 6
  • Комментариев: 138
 
  • 0
Цитата: AndrewB
Одноголосые синтезаторы появились раньше ФАЭМИ.

Я не имел в виду не "Фаэми" а инструменты (и наработки) А. Володина. описанные в его статьях и книгах.
В том же самом "Экводине" (появившемся раньше и Фаэми и Минимуга) уже имелось управление атакой-затуханием, управляемое исполнителем вибрато, изменение тембра в зависимости от амплитуды (фильтр управляемый напряжением) и даже, если не ошибаюсь, активная клавиатура.
Цитата: AndrewB
многоголосый аналог ФАЭМИ

Когда-то шутил, что если добыть ещё 7-8 "Фаэми" (в лучшем случае 12) , можно спаять из них электроорган неплохого качества smile
К сожалению не настолько хорошо играю на клавишных, чтобы это не осталось шуткой (схема многоголосного ЭМИ с семью-восемью задающими генераторами, вместо 12, довольно известна и публиковалась во многих журналах).
Цитата: AndrewB
Есть против этого хорошее лекарство - арпеджио.

Как-то так. Одна моя знакомая умудрялась петь, подыгрывая себе на ещё более простой одноголосной игрушке (по аналогии с гитарным "перебором"). Правда она заканчивала что-то по классу фортепиано.
Мы пользовались более лёгким способом. "Фаэми" на заднем плане "тянул" мелодию состоявшую из "главных" нот основной. Ну или играл основную мелодию, пока гитарист на переднем плане усиленно лажал что-то на её тему (не буду уточнять, кто был этим самым гитаристом, во время записей с наложением sad )
Надо было выложить кусок одной из тех "исторических" записей для прикола.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.