Собранное устройство выглядит так:
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Печатная плата
Разводка печатной платы Липавского мне не понравилась, поэтому я сделал свою. Уделил внимание симметричности и соединению всех «земель» платы в одной точке.Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Разводку печатной платы я сделал так, что при необходимости, можно ставить транзисторы попарно на небольшие теплоотводы, добавил место для «бутербродов». Считаю, что надо обязательно ставить панельки под микросхемы, чтобы опробовать разные варианты, да и при случайном повреждении микросхемы замена не вызовет проблем. Как обычно, дорожки стараюсь делать максимально толстыми.
На плате перемычки показаны толстыми красными линиями, фиолетовые отверстия для технолог. целей - совмещения для переноса обозначения деталей методом ЛУТ.
↑ Схемы усилителя и блока питания
Итак, вот схема одного канала усилителя.Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Забыл нарисовать на схеме ёмкости по питанию (на печатной плате ус-ля и фото показаны), я поставил по 220 мкФ 16 В. Так захотелось и место было.
И схема блока питания.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Я внес небольшие несущественные радиолюбительские изменения, например, выходное напряжение сетевого трансформатора избыточно, но другого под рукой не было.
Питание обязательно должно быть стабилизированным — шумы и пульсации будут подхватываться усилителем.
Транзисторы и стабилизаторы греются достаточно сильно. В блоке питания мне пришлось поставить небольшие теплоотводы. В усилителе я поставил транзисторы КТ814 и КТ815. Поскольку их нагрев при питании ±9 В и токе 60 мА примерно 60…70 градусов, от теплоотводов для них я отказался.
↑ Настройка и рекомендации
В целом настройка очень проста — нужно только выставить желаемый ток покоя и можно (необязательно) минимизировать постоянное напряжение на выходе. Кстати, и у Сафронова и у Липавского в схеме допущена одна и та же грубая ошибка — неправильный номинал резистора R3. Как говорится, маленькая ложь рождает большое недоверие…Ток покоя устанавливают резистором R3, больше сопротивление — меньше ток. Установите переменник на 220 кОм и, уменьшая его сопротивление, контролируйте напряжение на R6 и R7, для 60 мА на 51 Ом оно должно составить 3 В.
В первоисточниках рекомендуют добиваться нулевого напряжения на выходе подбором резисторов R2 и R4. Заявляю, что сделать это невозможно, баланса можно добиться, подпаивая (после прогрева усилителя) параллельно резисторам R6 или R7 шунтирующие сопротивления. Кроме того, пришлось добавить резистор параллельно наушникам для уменьшения постоянной составляющей, в противном случае добиться нуля на выходе без наушников невозможно. Постоянное напряжение на выходе после включения начинает плавать в широких пределах туда-сюда, поэтому рекомендую подключать наушники после окончания переходных процессов — примерно через полминуты. Обратите внимание на промывку платы после пайки!
Я делал испытания при токе покоя 60 мА, хотя для высокоомных наушников хватило бы и 30 мА. Я исхожу из того, что усилитель должен выдавать в нагрузку по крайней мере 100 мВт, поэтому установил питание плюс-минус 9 Вольт.
↑ Впечатления от прослушивания
Источник — старый CD плеер Marantz, записи разные, в основном нелицензионные, жанр преимущественно — инструментал и оркестр. Наушники — Байердинамик 880, Градо 125 и немножко Косс 2000.Усилитель работает не хуже, чем встроенный в CD плеер, а с наушниками сопротивлением 250 Ом он может работать гораздо громче (для 32 Ом громкости CD плеера вполне хватает). Шумы очень малы и в условиях жилой комнаты слышны только в отсутствии фонограммы, да и то, если напрячь слух, при работе собственные шумы усилителя не слышны совсем. Басы работают на удивление хорошо (о моей гипотезе, почему это так, ниже). Но вот на высоких частотах есть некоторая жестковатость, излишняя яркость, переходящая в металлическое звучание. Я перепробовал некоторое количество ДЕШЁВЫХ ОУ, не ручаюсь за их «породистость». Это: 4558, 4556, LM358, TL082, 5532. Поскольку я неоднократно менял их, не видя маркировки, можно считать это «слепой экспертизой». Разница между ними очень мала, но мне показалось, что чуть-чуть лучше работают 5532.
Надо сказать, что недостатки фонограмм и записей очень заметны, что можно отнести к достоинствам тракта, а болванки, прожжённые из апекуев звучат хуже всего, что бы там не пытались говорить о «беспотерьном копировании», для меня это давно не новость.
Поразмышляв, я пришел к выводу, что «особенности звучания токового усилителя» могут быть связаны с тем, что напряжение на нагрузке прямо пропорционально её сопротивлению (при стабильном токе из-за высокого выходного сопротивления), значит, рост импеданса приводит к увеличению напряжения и громкости. Заметное увеличение басов я объясняю увеличением Z и, соответственно, напряжения на низких частотах. Надо отметить, что у Байердинамиков рост Z на резонансной частоте очень невелик и, в отличие от НЧ-динамиков составляет проценты, а не разы. Как будет у других наушников, не знаю. Бубнения нет, совсем нет. Другое дело, что с разными наушниками, звучание усилителя будет разным, например, KOSS 2000 звучали плохо. Тем не менее, с Байердинамиками данный усилитель дружит. Я не стал делать для усилителя дворец (коробку), хочу сделать ламповый усилитель и сравнить.
В целом усилитель работает недурно и вполне пригоден даже для бюджетной блочной аппаратуры, стоит отметить копеечную стоимость его деталей и простоту настройки. Мои рекомендации — для низкоомных наушников можно несколько уменьшить напряжение питания и попробовать увеличить ток; для высокоомных наушников — увеличить напряжение питания и уменьшить ток, я сделал универсальный вариант. Из-за избытка высоких я пробовал настраивать цепь R5C5, это делало звук несколько мягче, сибилянты становятся нераздражающими. Наверное, надо ставить на вход простейший фильтр НЧ в виде RC-цепочки.
Самое удивительное, что с данным усилителем Байердинамики стали переигрывать наши семейные наушники Grado, всё-таки я был прав — надо было делать рекаблинг...
↑ Впечатления от прослушивания 2
Источник — компьютер со звуковой картой ASUS Xonar, которую я немного доработал — на выход поставил «крутую» и уже не дешёвую микросхему AD8066. Она сразу дала заметный прирост качества по сравнению со штатной микросхемой. Записи в «беспотерьных» форматах и в mp3 320kbps. Наушники — только Байердинамики. Программные проигрыватели разные, всякие эффекты и эквалайзеры, конечно, выключены.… Честно говоря, не хочется и писать, как говорится, другой класс. Наушники и усилитель здесь не при чём, виноват источник — компьютер. По сравнению с CD звук просто бедный. Приятность низов пропала, сцена сжата, воздух исчез и т. д. Конечно, не всё так плохо, просто смотря с чем сравнивать. Если слушать только компьютер и другие гаджеты, то вполне может понравиться, ВЧ, кстати, здесь даже помягче будут. Чувствительности усилителя как раз хватает с небольшим запасом. Впрочем, нет худа без добра, для компьютера данный усилитель уже не слабое звено, а для какого-нибудь нотебука его уже хватит с избытком.
↑ Мёд и дёготь
Достоинства: дешевизна, простота, возможность использования самых разных деталей, неплохое звучание, особенно на НЧ, возможность работы с высокоомными наушниками (абсолютное большинство дешевой аппаратуры это делает плохо), простота настройки.Недостатки: высокие требования к питанию, питание только от сети, заметный нагрев (пальцы терпят только несколько секунд), длительные переходные процессы при включении, возможность выхода из строя наушников при поломке усилителя (надо ставить на выход разделительный конденсатор или защиту), жесткое звучание на ВЧ. Вроде бы маловато микродинамики.
↑ Файлы
Прилагаю файл с рисунками принципиальных схем в формате spl7 и печатных плат в формате lay.🎁ugt.rar 38.51 Kb ⇣ 206
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.