» » » Сделай сам блок выпрямителя и фильтра для УМЗЧ

 
 
 
29

Сделай сам блок выпрямителя и фильтра для УМЗЧ

Разместил basilevscom 2 марта 2012. Просмотров: 55 337


Занялся я на досуге прототипированием усилителей на популярных чипах и озаботился - а чем я буду их кормить, собственно? Каким БП?
Разобрать для этого свой Technics и использовать его блок питания? Что-то не хочется... pardon
Поскольку в "закромах Родины" нашлось несколько трансформаторов, в том числе один приличный тор, я решил что выпрямитель и фильтр уж сделаю сам.

Схема

Усилитель играет и поет так, как ему это позволяет блок питания... Почти народная мудрость :-)
Поэтому изучив кучу материала, в том числе монографию Игоря Рогова о блоке питания усилителей и рекомендации по построению БП для оконечных усилителей от National Semiconductor, я нарисовал такую схемку.
Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

Особых комментариев она не требует. Диоды можно поставить 4 штуки или готовые мосты. Можно применить суперфасты, Шоттки, высокоэффективные (HERxxx) диоды или обычные выпрямительные.
Тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет: проходите на датагорскую Ярмарку и выбирайте диоды по себе!

Электролитические конденсаторы желательно качественные, с низким внутренним сопротивлением. При выборе электролитов, кроме всего прочего, обращайте внимание на их срок службы - у некоторых производителей это всего 1000 часов!
В моём варианте стоят электролитические конденсаторы Hitachi HP3, у них срок службы при температуре 85 градусов 6000 часов, а при 40 градусах - до 250000 часов.

Конденсаторы С7, С8 - пленочные (снабберные), С17, С18 - качественные пленочные, остальные - керамические. На плате предусмотрена точка для подключения корпуса (к резистору R1), установлены предохранители и светодиодные индикаторы, которые вместе с резисторами R4 и R5 являются цепями разряда электролитических конденсаторов.

Провода со входов и выходов фильтра можно запаять или установить для них винтовые клемники с шагом 5 мм.

Плата

Далее всё по известному пути - определяемся с размерами компонентов, разводим плату.
Я подготовил три варианта плат - для диодного моста в корпусе типа KBU, например KBU-810, для моста типа KBPС и для дискретныхдиодов:


По лазерно-утюжной технологии переводим рисунок на текстолит.


Затем под струёй воды отрываем размякшую бумагу, пальцами удаляем остатки бумаги. При высыхании проводники светлеют - свойство мелованной бумаги.




Травим, паяем, проверяем полярность электролитов, убеждаемся в отсутствии короткого замыкания и включаем.



Всё работает. В моём случае, из-за низковольтного трансформатора, напряжение составило всего +-17 Вольт.
Маловато, но для тестов как раз то-что надо.

Файлы

Три варианта печатных плат в архиве.
Авторские печатки, ошибка в разводке элементов С1, С2, R1: power_amp.zip 🕗 29/02/12 ⚖️ 44,41 Kb ⇣ 493
12-07-2014 Поправленные печатки от Датагора: Pechatki-BP-12-07-2014.7z 🕗 12/07/14 ⚖️ 26,51 Kb ⇣ 133

Источники

1) И. Рогов Конструирование источников питания звуковых усилителей
2) Рекомендации по построению блока питания от National Semiconductor
an-1849.pdf 🕗 29/02/12 ⚖️ 1,46 Mb ⇣ 357
Антон (basilevscom)
Россия, Санкт-Петербург
Профиль basilevscom
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 58

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья USB-акустика Genius SP-U110: где искать правильный звук TDA2822... В этой статье я хочу рассказать о способе борьбы с помехами из компьютерных колонок Genius...
Схема на Датагоре. Новая статья Полный усилитель на микросхемах. Часть 4. Улучшаем блок питания... Не мечтай, действуй! Эксперименты по улучшению звука, извлекаемого с помощью усилителя, описанного...
Схема на Датагоре. Новая статья Лабораторный блок питания на скорую руку из компьютерного БП (4-24V, 5-12A)... При необходимости лабораторный БП (ЛБП) с регулируемым выходным напряжением от 4-х до 24В и током...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой Soft-start для усилителя мощности ЗЧ... Это простое приспособление позволяет повысить надежность УМЗЧ и уменьшить помехи в сети в момент...
Схема на Датагоре. Новая статья Гибридный усилитель для наушников c полевыми транзисторами.... Давно хотелось послушать как же лампа с камнем в тандеме звучат. Решил собрать гибридный усилитель...
Схема на Датагоре. Новая статья Плавное включение и выключение ламп накаливания... Как известно, лампы накаливания в основном перегорают в момент включения, когда нить накаливания в...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный усилитель на ГУ-32... После подписки на USB-ЦАП на РСМ2702 "GOLDSMITH" встал ребром вопрос: «А на чем его слушать?»...
Схема на Датагоре. Новая статья Полупроводниковые диоды и схемы с диодами. Ровдо А.А.... Полупроводниковые диоды и схемы с диодами. Ровдо А.А. Издательство: ЛАЙТ Лтд. Год издания: 2000...
Схема на Датагоре. Новая статья Алюминиевые электролитические конденсаторы фирмы EPCOS: Справочник.... Алюминиевые электролитические конденсаторы фирмы EPCOS: Справочник. Издательство: EPCOS Год...
Схема на Датагоре. Новая статья О вреде минимализма и экономии в усилителях мощности... Мы живем в век миниатюризации. Конструкции поступающие в свободную продажу производитель старается...
Схема на Датагоре. Новая статья Справочник по схемотехнике усилителей. Ежков Ю.С.... Справочник по схемотехнике усилителей. 2-е изд. Ежков Ю.С. Издательство: РадиоСофт Год издания:...
Схема на Датагоре. Новая статья LM3886... Overture™ Series High Power Solutions. LM3886 это однокристальный одноканальный усилитель низкой...
  1. <

    Chugunov

    Сергей Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 1 от 2 марта 2012 01:28.
    Ответить
    • С нами с 30.09.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 330 комментариев
    • 30 публикаций
     
    Полезная хреновина, особенно с винтовыми зажимами. Много лучше и безопаснее, чем монтаж питания на соплях, меньше паразитных наводок. В испытуемый усилитель или другую нагрузку, скорее всего надо будет вносить изменения, а в такой блок питания уже нет.
    Я сделал себе подобные маломощные стабилизированные источники, очень удобно, когда что-то испытываешь и можно вставить модуль в готовую конструкцию.
    Подобный блок удобен и полезен, особенно для начинающих.

  2. <

    mikesp

    Михаил Сапожников Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 2 от 2 марта 2012 03:02.
    Ответить
    • С нами с 19.03.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 135 комментариев
    • 9 публикаций
     
    Про винтовые соединения согласен с господином Чугуновым. Но диоды в мосту, может, стоило бы взять покрепче, с возможностью радиаторного охлаждения. Я как-то заметил, что звук меняется, когда они разогреваются, и не всегда в лучшую сторону. Хотя у автора на эту тему есть достоточное замечание. Мечтаю испытать вместо выпрямительных диодов транзисторы, принудительно открываемые от дополнительных базовых обмоток.

  3. <

    basilevscom

    Антон Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 3 от 2 марта 2012 12:45.
    Ответить
    • С нами с 8.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 126 комментариев
    • 16 публикаций
     
    Для первого варианта с мостом KBU предусмотрен небольшой П-образный радиатор, на квадратный мост типа KBPС тоже можно привернуть радиатор. Для моста на дискретных элементов можно применить диоды с малым падением напряжения (и следовательно с меньшей выделяемой на них мощностью), например диодов Шоттки.

  4. <

    mirch

    Максим Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 4 от 2 марта 2012 13:46.
    Ответить
    • С нами с 23.01.2012
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 26 комментариев
    • 1 публикация
     
    Судя по плате С1 и С2 сходятся на земле, а на схеме точка отсутствует

  5. <

    Sgl

    Сергей Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 5 от 2 марта 2012 14:01.
    Ответить
    • С нами с 9.12.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 38 комментариев
    • 0 публикаций
     
    Хорошая статья, отдельное спасибо за an-1849.pdf, а так все по AudioKiller"у...

  6. <

    basilevscom

    Антон Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 6 от 2 марта 2012 16:37.
    Ответить
    • С нами с 8.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 126 комментариев
    • 16 публикаций
     
    С1 и С2 сходятся на резисторе R1 и подключаются через этот резистор к корпусу(экрану) усилителя и НЕ подключаются к шине GND. Сделано по рекомендации из an-1849.pdf.

  7. <

    Temple

    Александр Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 7 от 2 марта 2012 20:20.
    Ответить
    • С нами с 9.02.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 19 комментариев
    • 0 публикаций
     
    А типоразмер резисторов какой?

  8. <

    basilevscom

    Антон Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 8 от 2 марта 2012 20:59.
    Ответить
    • С нами с 8.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 126 комментариев
    • 16 публикаций
     
    в данном случае R1,R2,R3 - SMD 1206; R4, R5 - SMD 0805 - для светодиодов.
    Я думаю, что при минимальных навыках владения программой можно все элементы заменить на нужный типоразмер...

  9. <

    Temple

    Александр Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 9 от 2 марта 2012 23:00.
    Ответить
    • С нами с 9.02.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 19 комментариев
    • 0 публикаций
     
    Это да, но если есть готовое работоспособное изделие и варианты, из чего выбрать, зачем корячиться? smile

  10. <

    Serik

    Сергей Читатель Датагора
    • Кандидат
    Комментарий # 10 от 3 марта 2012 00:47.
    Ответить
    • С нами с 1.01.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 2 комментария
    • 0 публикаций
     
    У меня когда-то в подобной конструкции пробился диод и закоротил вторичку, то трансформатор чуть не скрутило. Так что с тех пор ставлю во вторичку предохранители, ну и в первичку само собой

  11. <

    basilevscom

    Антон Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 11 от 3 марта 2012 12:38.
    Ответить
    • С нами с 8.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 126 комментариев
    • 16 публикаций
     
    Цитата: Temple
    Это да, но если есть готовое работоспособное изделие и варианты, из чего выбрать, зачем корячиться? smile


    Да эти "готовые" блоки не догма, а руководство к действию smile
    Как правило, блоки питания делают из тех деталей, что есть под рукой.
    Кому-то кстати проще было бы поставить не SMD компоненты.
    Но если кому-то захочется повторить полностью, добавлю, что SMD конденсаторы типоразмера 1206.

  12. <

    RINDIG

    Рома Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 12 от 4 марта 2012 17:52.
    Ответить
    • С нами с 9.03.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 42 комментария
    • 2 публикации
     
    Конденсаторы R4,5 служат для разряда конденсаторов ?
    не понимаю , они и так сами разряжаются после выключения усилителя.

  13. <

    Chugunov

    Сергей Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 13 от 4 марта 2012 22:54.
    Ответить
    • С нами с 30.09.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 330 комментариев
    • 30 публикаций
     
    Конденсаторы R4,5 служат для разряда конденсаторов ?

    Эти РЕЗИСТОРЫ ограничивают ток через светодиоды и попутно разряжают конденсаторы, что полезно т. к. если их нет и блок был включен в сеть без нагрузки, напряжение на конденсаторах может держаться очень долго, что может вызвать проблемы (хотя для самих конденсаторов это полезно). Кроме того разряд происходит более-менее симметрично. Наличие светодиодов одобряю - это полезно, особенно при макетировании и экспериментов.
    Автор и сам говорит, что его вариант - не догма, кто хочет, может ставить другие диоды, радиаторы, конденсаторы и т. п. Хороша сама идея - иметь аккуратный универсальный блок питания. Это позволит легче испытывать разные устройства, в том числе и такие, для которых он слабоват. Но, например, мощный УНЧ можно настроить (а токи и напряжения выставляются в режиме молчания т. е. при минимальном токе потребления) и даже послушать на малой и средней мощности. По результатам этих испытаний можно будет сделать вывод - нужно ли заниматься дальше этим усилителем и какой блок питания надо для него делать.
    ***
    Достоинства подобных конструкций вижу в уменеьшении "соплей", а значит меньше вероятность что-то коротнуть и сжечь.
    ***
    Так что с тех пор ставлю во вторичку предохранители, ну и в первичку само собой
    В первичку обязательно и всегда надо ставить. А вот со вторичкой сложнее, если после моста стоят большие емкости. "Слабые" предохранители будут гореть, а от "сильных" толку мало.
    ***
    Здесь уже публиковали универсальные стабилизаторы на +-15 В, этот пост на ту же тему. И вообще, полезно иметь готовые полуфабрикаты. Когда делают любую машину, пользуются готовыми узлами, а не изобретают все с нуля.

  14. <

    basilevscom

    Антон Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 14 от 5 марта 2012 13:35.
    Ответить
    • С нами с 8.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 126 комментариев
    • 16 публикаций
     
    Спасибо, Сергей, всё правильно за меня ответили! Плату делал как раз для того, чтобы настраивать, проверять, экспериментировать с УЗМЧ...
    А в оригинальной схеме для разряда электролитов стоят резисторы 2 ком и светодиодов нет.

  15. <

    bez_

    Евгений Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 15 от 6 марта 2012 14:57.
    Ответить
    • С нами с 3.10.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 21 комментарий
    • 2 публикации
     
    Смотрится как классика. Я в прошлом году именно такой и сделал :)

  16. <

    lisiy6

    Алексей Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 16 от 7 марта 2012 00:23.
    Ответить
    • С нами с 13.03.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 4 комментария
    • 0 публикаций
     
    Отличная статья ! Полезная вещь! Сделал себе подобный бп но не на плате а рассыпухой . В итоге исчез фон и шум с трифоника Трансформатор правда в родном Тамбове не нашел нужной мощности. Кстати при необходимости на данный транс также можно домотать провода и сделать более универсальную вещь. С уважением Алексей

  17. <

    gvarnovski

    Геннадий Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 17 от 7 марта 2012 14:44.
    Ответить
    • С нами с 9.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 1 комментарий
    • 0 публикаций
     
    Классический блок питания. Можно добавить дополнительные кондесаторы 10000 mkf x 50V в каждое плечо (для реального усилителя) - добавится бас и улучшится динамика по самым нижним частотам, C17 и C18 лучше МБМ и МБГО - 1 mkf (более ественное звучание для усилителя). Для реального усилителя от предохранителей во вторичке толку маловато - если с усилителем все в порядке, то предохранители во вторичке вообще не нужны. И винтовые клеммы очень удобны для ремонта и сборки. Диоды Шоттки подходят лучше всего - проверено (на ампер так 5-10 в зависимости от мощности). Светодиоды для индикации тоже не помешают.

  18. <

    basilevscom

    Антон Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 18 от 7 марта 2012 15:21.
    Ответить
    • С нами с 8.01.2010
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 126 комментариев
    • 16 публикаций
     
    Уважаемый Геннадий! Вы наверное хотели написать "более естественное звучание для усилителя" smile
    Тут спорить я не буду, но если можете мне объяснить (и привести результаты измерений инструментальными методами, ну например, с помощью RMAA) почему МБМ лучше, то соглашусь с Вами...

  19. <

    Datagor

    Игорь Котов Читатель Датагора
    • Главный редактор
    Комментарий # 19 от 8 марта 2012 15:15.
    Ответить
    • С нами с 25.02.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 2 067 комментариев
    • 273 публикации
     
    gvarnovski,
    возможность комментирования вернется к вам после опубликования 3-х ваших статей.
    А пока изучите это: Пишем комментарии правильно

  20. <

    Vasil

    Василий Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 20 от 17 апреля 2012 18:29.
    Ответить
    • С нами с 31.10.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 10 комментариев
    • 0 публикаций
     
    Советую диоды кд213а, лучше всякого импорта по звуку, убеждался в этом неоднократно.

  21. <

    Alexverb

    Александр Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 21 от 18 мая 2012 16:19.
    Ответить
    • С нами с 15.04.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 47 комментариев
    • 1 публикация
     
    К диодам кд213 ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно ставить пленочные конденсаторы в параллель каждому (как в данной статье). Они любят гореть без этих кондеров почему-то! Сам предпочитаю кд2999.

  22. <

    max132

    Максим Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 22 от 16 февраля 2013 01:57.
    Ответить
    • С нами с 15.11.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 55 комментариев
    • 0 публикаций
     
    Цитата: basilevscom
    С1 и С2 сходятся на резисторе R1 и подключаются через этот резистор к корпусу(экрану) усилителя и НЕ подключаются к шине GND. Сделано по рекомендации из an-1849.pdf

    а по разводке платы V2 через резистор на среднюю точку обмотки транса!
    как, впрочем, и в остальных двух вариантах blush

  23. <

    Datagor

    Игорь Котов Читатель Датагора
    • Главный редактор
    Комментарий # 23 от 16 февраля 2013 14:33.
    Ответить
    • С нами с 25.02.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 2 067 комментариев
    • 273 публикации
     
    max132, что такое V2?

  24. <

    max132

    Максим Читатель Датагора
    • Гражданин
    Комментарий # 24 от 17 февраля 2013 20:56.
    Ответить
    • С нами с 15.11.2009
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 55 комментариев
    • 0 публикаций
     
    Цитата: Datagor
    max132, что такое V2?

    версия печаток в архиве.
    то-бишь есть соединение между R1, C1, C2 и Comm

  25. <

    DRager

    Дмитрий Читатель Датагора
    • Кандидат
    Комментарий # 25 от 12 июля 2014 10:24.
    Ответить
    • С нами с 15.03.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 3 комментария
    • 0 публикаций
     
    Объясните пожалуйста на печатке идет сначало резистор R1 потом развилка на конденсаторы и землю, а на схеме с конденсаторов на R1 и в землю. Можно ли СМД заменить на станарт, соответственно раздвинув детали по плате?

  26. <

    Datagor

    Игорь Котов Читатель Датагора
    • Главный редактор
    Комментарий # 26 от 12 июля 2014 11:53.
    Ответить
    • С нами с 25.02.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 2 067 комментариев
    • 273 публикации
     
    Дмитрий / DRager
    В авторской разводке всех версий ПП ошибка в соединении элементов С1, С2, R1, впрочем, легко устранимая. Ориентируйтесь на схему.

    Несомненно можете применять любые типы деталей, которые вам доступны, удобны и привычны. Если будете ставить выводные детали, резистор R1 - 0.25 Вт.
    Двигайте детали и дорожки, для того и дана плата в Лэйауте, а не просто картинкой.

    Я поправил печатки по схеме и добавил в статью. См. архивы.

  27. <

    DRager

    Дмитрий Читатель Датагора
    • Кандидат
    Комментарий # 27 от 18 июля 2014 20:47.
    Ответить
    • С нами с 15.03.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 3 комментария
    • 0 публикаций
     
    smile Спасибо за помощь. Данный выпрямитель подойдет для усилителя MF-1 на TDA7294 с гибридной ООС о котором есть статья на сайте? какой трансформатор лучше, и может что то нужно добавить в схему для улучшения работы? А то я практику знаю - изготовления плат. А вот в теории дубоват. А охото собрать хороший усилок. music

  28. <

    Datagor

    Игорь Котов Читатель Датагора
    • Главный редактор
    Комментарий # 28 от 18 июля 2014 21:30.
    Ответить
    • С нами с 25.02.2011
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 2 067 комментариев
    • 273 публикации
     
    Дмитрий / DRager, схема пойдет для MF-1. Улучшать ничего не нужно.
    Если исходить из питания +-30 Вольт, то пойдет любой трансформатор, обеспечивающий во вторичке два раза по 20...22 Вольта переменки.

  29. <

    qwenor

    Владимир Читатель Датагора
    • Кандидат
    Комментарий # 29 от 13 февраля 2016 23:59.
    Ответить
    • С нами с 2.04.2015
    • Ушёл в реал Пользователь offline
    • 1 комментарий
    • 0 публикаций
     
    Кстати , о мелованной бумаге . Если хотите избавиться от этого налета , положите плату после снятия бумаги , в уксусную эссенцию , минут на 5 . Или в серную кислоту на пару минут . Все очистится , в том числе и отверстия под сверловку . Проверено .

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.