» » О вреде минимализма и экономии в усилителях мощности

 
 
 
2

О вреде минимализма и экономии в усилителях мощности

Разместил Lektor 26 февраля 2009. Просмотров: 16 028


Мы живем в век миниатюризации. Конструкции поступающие в свободную продажу производитель старается сделать как можно меньше, легче и дешевле. Конкуренция, знаете ли! Но как правило это отражается на качестве прямого назначения устройств. Мы пойдем другим путем. Я во многом повторюсь, особенно по БП, но это делу не повредит.
Усилителями, музыкой увлекаюсь с детства. Помню, как вместе с отцом собрали детекторный приемник. Это было похоже на волшебство, незатейливые детальки начали что-то там говорить в наушник. Затем последовали транзисторные конструкции. Лет в 20 собрал полновесный усилитель на транзисторах. Был перерыв лет в десять. Когда снова взялся за паяльник, был удивлен прогрессу в этой сфере. Особенно удивился обилию микросхем и маленькому размеру электролитов. Тут меня понесло в миниатюризацию, подумал сам себе: «Уложу двадцативатник в спичечный коробок». Начал заниматься уплотнением монтажа, подбором маленьких электролитов, которых банками уже не назовешь. Не подозревал, сколько тайн, открытий чудных ожидает меня впереди.
К этому времени в наш город пришла цивилизация под названием интернет. Начал читать статьи умных людей, гулять по форумам. Интересной темой для меня была организация БП усилителей. Долгий период времени я стремился получить на выходе выпрямителя необходимое и не гудящее от пульсаций напряжение. Считал это необходимым и достаточным условием для работы усилителя. Поэтому организация питания была весьма банальной и нелюбимой работой. Ее нужно было пережить, перетерпеть, наматывая трансформатор, собирая диодный мост и т.д.

Первым, кто внес азарт в строительство БП был А.Сиволобов. К сожалению, его сайт практически не работает. На его страницах я узнал о быстрых диодах. Скептицизма было море – это же всего на всего диоды!!! Выпрямили переменку и ОК! В виду множества настоятельных рекомендаций пошел на рынок и прикупил комплект SF-56. Вспомнил монолог М.Задорнова: «Только русский человек, может от восторга материться ранним утром, глядя на солнечную дорожку на поверхности озера». Это приблизительно было мое состояние, когда я поменял обычные диоды на ультрабыстрые. Я был диком восторге и в не менее диком недоумении – это же только диоды!!!
Важно себе уяснить, что в первую очередь, играет не купленная вами за бешенные деньги микросхема усилителя или транзисторы, а его величество БП. Усилитель управляет током и напряжением. Очень важно как он это делает, но подает ток БП. Характер подачи тока, его обилие изначально определят динамику, детальность, мелодичность, мощность усилителя. Важна не только нагрузочная, но и пропускная способность диодов. Быстрые диоды быстрее заряжают конденсаторы. Если на усилитель подать обычную синусоиду мы будем иметь стабильное потребление тока. Но музыкальный сигнал имеет пиковые взлеты, передающие эмоциональные краски. Транзисторы усилителя не обладают всасывающей способностью, они использую то, что им выдал БП и играют током со скоростью, не большей скорости подачи. Если подача будет плавной, они так и отработают в данный момент звучания.
На фото 2 можно видеть остатки корпуса усилителя собранного на МС33079 и TDA1514 (мощность 50Вт). Минимализм на высоте, но бас был очень вялый и мутный.

Следующей ступенькой моих удивлений была работа конденсаторов в БП. Конденсаторы отличаются по скорости заряда и разряда. Они тоже оказывают влияние на звучание усилителя. Пульсации сгладит недостаточно, важно обеспечить обильную подачу тока в пиковых моментах его потребления. О конденсаторах я подробно рассказывал в статьях о Медке (Waft HH).
Экспериментировать с трансформаторами мне удалось совсем недавно. Так уж повелось, что среднестатистический радиолюбитель лепит свои конструкции из того, что есть под рукой. Порой сложно раздобыть такую банальную мелочь как намоточный провод. Приходится мотать обмотки из кусков провода или ограничиваться более тонким диаметром. Так было и у меня. Для усилителя Tale 3U (мощность 2х60Вт) я использовал ТСА-70. Вторички я использовал готовые. Вместо необходимых +/-28В я подавал на усилитель +/-24В. Даже при пониженном питании мощность трансформатора была до смешного мала. Руководствовался тем, что усилитель на полную мощность использоваться не будет. Долго боролся с недостатком баса. Применением хороших банок эта проблема была частично решена.

В один из обычных дней мне позвонил знакомый и предложил полкило намоточного провода диаметром 1,4 мм. Дома ждал этого момента ТС-180. На перемотку ушло не много времени (ФОТО 1). С заменой трансформатора субъективно увеличилась мощность, увеличился запас баса. С радостью отметил, что артикуляция усилителя на самых низких частотах стала особо впечатляющей. То, что раньше звучало невнятно и размыто, сейчас отрабатывалось с удивительной детальностью.
Можно взглянуть еще на один результат минимализма – мой Waft HH (Фото 3). Усилитель собирался как окончательный вариант. Для новшеств не было отведено место. Результат на лицо. Все это будет разбираться и переносится в просторный корпус. Трансформатор ТС-40 заменю на ТС-90, маленькие потенциометры на большие.
Миниатюризация – это не правильное направление, если вы желаете получить полновесный качественный звук. Трансформатор должен выбираться с запасом по мощности. Если у вас усилитель на 20 Вт, два канала - это уже 40 Вт. КПД большинства усилителей около 60% - имеем потребление около 60 Вт. Хорошо иметь запасик для пиковых бросков тока, значит, 80-100 Вт будет хорошо.
Диоды должны выдерживать токовую нагрузку не накаляясь до красна. Их влияние на звук можно определить только экспериментальным путем.
Емкость конденсаторов в БП, я считаю должна быть минимум 10 тыс. мкФ на каждое плечо. Желательно приправить эту емкость низкоимпедансными конденсаторами суммарной емкостью 2200-4700 мкФ. НИ конденсаторы более быстро разряжаются, чем обычные электролиты. Они сделают звуковую картину более четкой.
В своих колонках «Орбита» заменил внутренние провода. На басовик пустил 2,5 кв. мм, на середину – 1,5 кв. мм, на высокие – 1,0 кв. мм. Не смотря на то, что это всего лишь провод, звук заметно изменился в лучшую сторону. Равно разводка внутри усилителя не должна осуществляться паутинкой. Если замерять сопротивление по постоянному току, то вы не увидите никакой разницы в его величинах при использовании 0,1 и 1,0 кв. мм. Но для сигнала разница будет существенной.
Михаил (Lektor)
Украина, Александрия
Профиль Lektor
Живу на Украине, в городе с прекрасным названием - Александрия. Когда первый раз взял в руки паяльник не помню. Помню, что с отцом спаяли детекторный приемник. Потом был приемник на одном транзисторе, потом на двух.
Интерес постепенно перешел в сторону звукотехники, чем продолжаю увлекаться. Отдаю предпочтение конструкциям на лампах.
В данный момент работаю управляющим магазином немузыкального инструмента. Продаем всякую всячину от отверток до бензопил.
Лет пять работал в области полиграфии. Занимался дизайном и допечатной подготовкой.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 19

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель для наушников "Green JLH". Класс А на трёх транзисторах... Доброго воскресного утра, датагорцы! Предлагаю полезную конструкцию выходного дня: сделаем простой...
Схема на Датагоре. Новая статья Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1... Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой путь к электронике... Моё детство было довольно интересным, чем я и горжусь. На дворе начался новый век с инфляцией и...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый аудиоусилитель SE на 6Н9С и EL34... Приветствую сограждан-датагорцев! Представляю вашему вниманию отчет по сборке усилителя на...
Схема на Датагоре. Новая статья Проект Эксперимент на 6С19П... Как я уже рассказывал, работая с лампами 6С33С (Игорь, огромное спасибо за красивое название...
Схема на Датагоре. Новая статья Неоконченная мелодия для 6С33С... Вот небольшая грустная история о том, как я не завершил работу по создания усилителя на 6С33С. Всё...
Схема на Датагоре. Новая статья 4А-3, 25ГДН4. Две очень маленькие и наивные истории из общего эпоса ремонта динамиков... Два маленьких совета (в виде маленьких историй для радиолюбителей-детей) по ремонту динамиков ...
Схема на Датагоре. Новая статья Лето 2009, Питер, "Алиса"... Всем привет!!! Мне вот удалось побывать в Санкт-Петербурге! В связи с этим несколько фоток, и...
Схема на Датагоре. Новая статья 3500 микросхем усилителей мощности низкой частоты и их аналоги. Е. Ф. Турута... 3500 микросхем усилителей мощности низкой частоты и их аналоги. Е. Ф. Турута Издательство: ДМК...
Схема на Датагоре. Новая статья Регулятор нагрева паяльника из диммера (светорегулятора)... Понадобился мне регулятор нагрева паяльника, так как новый паяльник (да и старый на 80 Ватт)...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель на ГИ30... Смакетировал усилитель. На выходе стоят лампы ГИ30 (Импульсный вариант ГУ29) На входе Е83СС. Класс...
Схема на Датагоре. Новая статья Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет.... Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет. Малая энциклопедия...
<
  • Кандидат
26 февраля 2009 18:13

Михаил / Lektor

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 72 комментария
  • 5 публикаций
 
  • 0
Если есть вопросы, переходим на соответствующую ветку форума. Вести дискуссии в коментах не рекомендуется.

<
  • Кандидат
4 марта 2009 17:17

Евгений / tecno_maniak

Цитата
  • С нами с 5.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 41 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
хотелось только поблагодарить за статью.думаю многим пригодится

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.