» » » Стереофонический аудиоусилитель на микросхеме TDA2616

 
 
 
26

Стереофонический аудиоусилитель на микросхеме TDA2616

Разместил MVV 18 января 2013. Просмотров: 34 272

Возьми и сделай!


История появления этой конструкции такова. Как-то ко мне подошли два друга–студента, вчерашние школьники, которым я преподавал на компьютерных курсах, и сообщили, что вытащили из телевизора, найденного в крупногабаритном мусоре по микросхеме TDA2616, и теперь хотели бы изготовить на ней усилитель для компьютерных акустических систем. Просили нарисовать схему простого, но качественного усилителя.

В моем телевизоре также применены две микросхемы TDA2616 (одна в стереоусилителе, другая — для низкочастотного динамика «сабвуфера»). Находясь под впечатлением недавно транслировавшегося по телеканалу «Культура» XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, сделал вывод, что задача проектирования неплохого усилителя на TDA2616 выполнима.

Разберемся вместе!

Двое ребят под моим руководством изготовили одну из первых конструкций в своей жизни — усилитель для компьютерных акустических систем. Примечательно, что это не технари, а будущие экономисты.
Я продемонстрировал им работу этого усилителя в составе своего аудиокомплекса. В процессе прослушивания и обсуждения были заданы немного наивные, но по своей сути правильные вопросы, примерно в таком духе:
 — А выходная мощность 12 Вт — это много или мало?
 — В журналах проводят тестирование аппаратуры и приводят результаты тестов. Значит ли это, что можно покупать аппарат, и будет получен результат, о котором сообщается в журнале?
 — Есть ли организации, которые говорят: «Тестировать надо так-то и так-то, чтобы результаты были одинаковы и в России и в США»?
 — Общий друг постоянно демонстрирует звучание найденных в Интернете фрагментов фонограмм с неимоверно «задранными» низкими частотами. Зачем ему это?
Попробуем разобраться!

Что за микросхема TDA2616?

Интегральная микросхема TDA2616 производства фирмы Philips (NXP) разработана для применений в стереофонических усилителях радио- и телевизионной техники и содержит два канала с максимальной выходной мощностью каждого 12 Вт [1].

Хотя параметры микросхемы отвечают стандарту Hi-Fi по требованиям IEC 268 и DIN 45500, по нынешним меркам с неба звезд не хватают. Если бы я предварительно взглянул на характеристики микросхемы, то находясь в здравом уме и светлой памяти, вряд ли стал рекомендовать ее для использования в усилителе мощности звуковой частоты.

Но дело было сделано, обещание дано. Кроме того, следует вспомнить самое главное, ради чего проектируется усилитель – обеспечение натурального и качественного звучания. Инструментальные методы оценки параметров, без сомнения, являются необходимым условием, но не достаточным. Для полной оценки качества звучания усилителя попытаюсь воспользоваться субъективными методами оценки, рекомендации по которым даны, например, в [2].

Структурная схема микросхемы усилителя мощности TDA2616 показана на рис. 1, а назначение выводов дано в таблице. Резисторы обратной связи находятся на кристалле, что позволило уменьшить количество элементов «обвязки» и получить фиксированный коэффициент усиления по напряжению KU=1+20/0,68=30 (30дБ) с незначительным (менее 0,2 дБ) разбалансом по каналам. Микросхема может работать как с симметричным, так и с однополярным питанием. Делитель, обеспечивающий среднюю точку при несимметричном питании, реализован внутри микросхемы и выведен наружу (вывод 3 микросхемы).
При симметричном питании этот вывод соединяют с общим проводом.

Кроме того, в микросхеме предусмотрена защита от короткого замыкания выходов, а также температурная защита. Для предотвращения неприятных щелчков во время включения и выключения усилителя в микросхеме имеется схема отключения звука, которая закрывает входы, если напряжение питания опускается ниже ±6 В. Кроме того, схема отключения звука может быть активирована принудительно по входу Mute (вывод 2 микросхемы), путем нагрузки током около 300 мкА.

Рис. 1. Структурная схема микросхемы усилителя мощности TDA2616

При симметричном питании напряжение Uп может достигать ±21 В, при несимметричном — +28 В. Максимальный ток в нагрузке составляет 2,2 А.

Принципиальная схема стереофонического усилителя на микросхеме TDA2616

приведена на рис. 2. Отличие от типовой схемы включения TDA2616 минимально: на входах каждого канала установлены фильтры нижних частот R3, C1 и R4, C2, предотвращающие попадание высокочастотных помех и уменьшающие динамические искажения в усилителе. Эти цепи следует признать обязательными, учитывая тот факт, что уровень радиочастотного загрязнения в квартирах в последнее время значительно возрос. Например, такой довольно мощный источник радиочастотного излучения как мобильный телефон имеется практически у каждого члена семьи.

Переходные конденсаторы С3, С4 на входе каждого канала усилителя совместно с внутренними резисторами, подключенными к неинвертирующим входам (20 кОм, см. рис. 1) образуют фильтр верхних частот с частотой среза 2,4 Гц, что позволило получить хорошую фазочастотную и переходную характеристики на нижних частотах.

Поскольку усилитель питается от двухполярного источника напряжением ±20 В, вывод опорного напряжения (вывод 3 микросхемы DA1) и инвертирующие входы (вывод 8) соединены с общим проводом. Вход Mute (вывод 2 микросхемы DA1) в данной конструкции не используется, тем не менее, для дальнейшего развития он выведен на контакты XT1, XT2. К выходам усилителя подключены RC цепи (R5, C5 и R6, C6), предотвращающие самовозбуждение выходных каскадов усилителей мощности. По цепям питания включены оксидные конденсаторы С8, С9, а к выводам питания +Uп и –Uп подсоединен неполярный конденсатор С7.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 2. Принципиальная схема усилителя мощности звуковой частоты на микросхеме TDA2616


Усилитель имеет следующие характеристики:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Усилитель имеет равномерную АЧХ в диапазоне от 3 Гц до 60 кГц по уровню – 3 дБ. Разделение между каналами не хуже 70 дБ.
Следует отметить, что в обеспечение натуральности и естественности звучания полоса частот усилителя играет важную роль. Человеческий слух обладает высокой чувствительностью к импульсным сигналам с фронтом длительностью до единиц микросекунд. Исходя из этого, верхняя граничная частота усилителя должна составлять 100…200 кГц. Данный факт подтверждается психоакустическими исследованиями, которые показали что, несмотря на то, с возрастом у людей верхняя граница восприятия звука уменьшается (к 30 годам составляет 15…17 кГц, к 40 годам – 10…14 кГц, а к 60 годам — 8…10 кГц), они без труда распознают недостаток высоких частот в музыкальных произведениях и голосе.

Полоса частот предварительного усилителя должна быть не уже 10…50000 Гц, усилителя мощности 10…100000 Гц с неравномерностью АЧХ ±1,5 дБ.
Отсюда еще на этапе снятия характеристик усилителя можем заключить, что перед нами «середнячок», недотягивающий до необходимой полосы частот.

В данной конструкции я применил компоненты, использование которых не является экономически обоснованным для серийного производства.
Детали усилителя мощности звуковой частоты на микросхеме TDA2616:


Блок питания для усилителя

Усилитель требует для питания двухполярное напряжение ±20 В. Схема источника питания приведена на рис. 3.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 3. Принципиальная схема блока питания для УМЗЧ на микросхеме TDA2616

В экспериментальном образце усилителя я использовал тороидальный трансформатор мощностью 50 Вт. Вторичная обмотка напряжением 2Ч15 В рассчитана на ток нагрузки 1,5 А. Применен простой нестабилизированный двухполярный источник питания, состоящий из трансформатора Т1, выпрямителя на диодах VD1…VD4 и накопительных конденсаторов С1, С2.

Конденсатор С0, подключенный к первичной обмотке силового трансформатора Т1, ослабляет помехи, поступающие из сети, а также помехи, попадающие в сеть из усилителя. Польза от его применения заключается и в уменьшении перенапряжений, вызванных включениями – выключениями усилителя, что увеличивает срок службы выключателя SA1.

В цепь первичной обмотки включен также предохранитель FU1, защищающий устройство в аварийных случаях.
Во вторичной цепи блока питания установлены предохранители FU2, FU3. Оксидные конденсаторы шунтированы пленочными С3, С4.

По просьбе ребят, «на вырост» добавлен стабилизированный двухполярный источник питания на микросхемах 7815, 7915 в стандартном включении. Диоды VD5, VD6 установлены для защиты микросхем DA1, DA2 от большого напряжения со стороны нагрузки, способного вывести их из строя. Один из вариантов возникновения такой ситуации – отключение источника питания с быстрым разрядом конденсаторов фильтра на входе и с медленным — на выходе.

Детали блока питания


Сборка усилителя и БП

проста (рис. 4 – 6). Микросхема TDA2616 в усилителе мощности (рис. 4) размещается на радиаторе с площадью охлаждающей поверхности около 200 кв. см. Применение теплопроводной пасты приветствуется.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 4. Расположение элементов на плате усилителя

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 5. Размещение деталей на плате блока питания

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 6. Схема соединений блоков усилителя


Немного общей теории о прослушивании

Для комфортного прослушивания в домашних условиях большинству людей достаточен средний уровень звукового давления 80 дБ. Это значит, что для акустической системы со средней чувствительностью 87 дБ/Вт/м с расстояния 2…3 м необходим всего 1 Вт средней мощности. Усилитель мощностью 10…15 Вт более чем достаточен для домашней эксплуатации.
Я некоторое время слушал предлагаемый усилитель в составе своего домашнего аудиокомплекса и осознал, что он поможет рельефно донести до читателей очень важную мысль: «Лучший усилитель – это правильно установленная акустическая система в подготовленном для прослушивания помещении!».
Уйдут на десятый план смена компонентов, подбор кабелей, кондиционеров питания и прочие ухищрения.
При этом я утверждаю, что стоимость акустических систем по большому счету значения не имеет. Можно заставить великолепно звучать акустику за четыреста долларов в противовес неграмотно установленным килодолларовым колонкам!

Комната прослушивания по рекомендациям МЭК и наше жилище

Обратимся к рекомендациям международных обществ, таких как IEC (МЭК – Международный электротехнический комитет), AEC (Общество аудиоинженеров) и российского отраслевого стандарта ОСТ4.202.003-84 («Метод экспертной оценки качества звучания») по организации помещения для прослушивания.
Во всех этих документах говорится, что помещение для прослушивания должно быть максимально приближено по своим характеристикам к тому, для которого аудиоаппаратура предназначена.

Мы имеем дело с аппаратурой бытового применения, поэтому должна использоваться типичная комната для домашнего прослушивания с должной обстановкой. В соответствии с рекомендациями МЭК268-5 предпочтительны помещения прямоугольной формы объемом 80 куб. м с размерами сторон H=2,8 м; L=6,7 м; W=4,2 м. Не слабо!

Видимо задумавшись над вопросом: «А кто будет покупать аудиоаппаратуру для таких комнат?», в рекомендациях общества аудиоинженеров AES-20-1996 эти требования упрощены и допускается использование помещений с минимальным объемом 42 куб. м (минимальная высота H=2,1 м, площадь LxW=20 кв. м). У меня размеры комнаты для прослушивания H=2,5 м; L=5,2 м; W=3,4 м. Помещение удовлетворяет требованию минимального объема (44,2 куб. м), но не дотягивает на 12% до требуемой площади! Опять же вся эта громадная махина аудиоиндустрии работает неизвестно для кого, но только не для меня! Как говорил В.И. Ленин: «Страшно далеки они от народа». Конечно же, это шутка! wink
Большое влияние на качество звуковоспроизведения оказывает расположение акустических систем в помещении (рис. 7). Самые начальные сведения по этому поводу даны в книге Димитра Рачева «Вопросы любительского высококачественного звуковоспроизведения», с. 136 – 140.
В рекомендациях МЭК 268-5 говорится, что рабочая ось АС должна быть направлена горизонтально и расположена на высоте 1,25 м от пола.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 7. Расположение слушателей и акустических систем в комнате прослушивания площадью 20 кв. м [2]


Разместить АС в небольших комнатах оказывается непросто. В идеале нужно сначала расставить акустические системы, а затем подбирать всю остальную обстановку в комнате! wink
Следует помнить, что отодвигая акустику от стены, мы уменьшаем стереобазу, придвигая ближе к стене изменяем окраску (тембр) звучания.
В помещении прослушивания контролируются два основных параметра: время реверберации и однородность структуры поля.
Лучшее время реверберации в соответствии с требованиями МЭК 268-5 составляет Тср=0,4±0,5 с, в диапазоне средних частот 250…4000 Гц. На частотах ниже 250 Гц и выше 4 кГц оно может отличаться более чем на 25%, но не быть выше 0,8 с.
В рекомендациях AES-20-1996 указано, что на средних частотах Тср=0,45±0,17 с.
Рекомендуется провести расчет и контроль структуры поля в комнате. Понятно, вразумительно и подробно эти вопросы рассмотрены в лекциях Флойда Тула, которые должны стать настольными материалами любителя высококачественного звуковоспроизведения. Поисковые системы помогут найти труды Ф. Тула в Интернете.
Только контроль амплитудно-частотной характеристики и характеристики направленности акустической системы при ее выбранном положении в помещении позволяет выявить наличие выраженных мод (резонансов) и принять меры для их демпфирования, особенно в области низких частот.
Значительно улучшить акустическую обстановку в комнате позволяют не популярные в настоящее время ковры. В частности, рекомендуется закрыть пол ковром на 75%.

Аудиофил? Меломан? Филофонист?

При обсуждении звучания усилителя мы пытались разобраться, для какой категории людей он предназначен: аудиофилов, меломанов или филофонистов [3].

Напомним, что аудиофил – человек, любящий высококачественную звуковую аппаратуру и предъявляющий максимально высокие требования, как к ней, так и к звуку. Музыка для аудиофилов не является жизненной потребностью, они воспринимают ее рассудочно и фрагментарно. Зайдите на соответствующие форумы, вы увидите множество тому подтверждений: идет обсуждение, у кого лучше «звучит» вертолет в альбоме Pink Floyd «The Wall», предлагаются кусочки композиций с восхитительными эпитетами: «Низкие частоты – улет!», «Классные высокие частоты!», «Басы – супер!», «Низкие частоты колбасят и высокие ОЧень!» и др.

В отличие от аудиофилов меломаны являются почитателями музыки и адаптируются к недостаткам звуковоспроизводящей аппаратуры. Они целиком «вживаются» в музыкальное произведение, совершенно забывая об окружающей действительности.
Внимание водители! Человек в наушниках, переходящий дорогу, может оказаться меломаном! Берегите его!

Еще одни приверженцы музыки – филофонисты, увлекаются коллекционированием фонограмм. Они непривередливы к аппаратуре, а сама музыка, как правило, интересует их лишь в части демонстрации редких записей.

Существуют ли в «чистом» виде указанные три группы людей? Несомненно, такие люди встречаются. Но чаще всего в человеке в различных пропорциях присутствуют все эти три качества. А многие молодые люди настолько привыкли к ужасному «дискотечному» звуку, что даже не в состоянии представить себе, что усилитель может и должен звучать иначе и бывают потрясены четким звучанием на нижних частотах вместо монотонного гуденья и баханья.

Итог

Девиз фирмы Philips «Разумно и просто» как нельзя лучше описывает одно из ее детищ – микросхему TDA2616!
Можно смело рекомендовать сборку стереофонических усилителей на TDA2616 начинающим радиолюбителям с гарантированным хорошим результатом без сложного налаживания.
Также усилитель может представлять интерес и для опытных радиолюбителей, как несложный усилитель быстрого приготовления, например, мультимедийный.

Файлы

Желающие могут взять схемы и печатные платы
The_amplifier_on_a_microcircuit_TDA2616.7z | Файл 32,19 Kb загружен 117 раз.

[28-12-2016] Дополнением к статье будет акустическая подготовка помещений для домашнего кинотеатра. Рекомендации по использованию звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов, описанные в этой публикации, будут полезны и при создании комнаты прослушивания музыки.
audiopodgotovka-pomescheniya.pdf | Файл 1,03 Mb загружен 1 раз.

Упомянутые источники

1. Даташит TDA2612
2. Алдошина И. Методы субъективной оценки качества звучания аудиоаппаратуры
3. Зуев В. «Аудиофилы или меломаны?» // Аудио Магазин, 2012, №5 (106), с. 36 – 39.
Владимир Мосягин (MVV)
Россия, Великий Новгород
Профиль MVV
Радиолюбительством увлекся с пятого класса средней школы.
Специальность по диплому радиоинженер, к.т.н.

Автор книг «Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником», «Секреты радиолюбительского мастерства», соавтор серии книг «Для прочтения с паяльником» в издательстве «СОЛОН-Пресс», имею публикации в журналах «Радио», «Приборы и техника эксперимента» и др.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 76

28 декабря 2016 изменил MVV. Добавлены файлы схем и печатных плат

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Доработка динамических головок 3ГД-31. Новый взгляд 30 лет спустя... Динамики 3ГД-31 пользуются дурной славой и их часто называют самыми плохими пищалками....
Схема на Датагоре. Новая статья Новое звучание TDA2822M. Усилитель с изменяемым выходным сопротивлением... Известно, что повышение выходного сопротивления усилителя мощности звуковой частоты (УМЗЧ) способно...
Схема на Датагоре. Новая статья Устройства для персонального компьютера - неизвестная глава известной книжки... Образование и интеллект есть неисчерпаемое богатство нации, а интерес и творчество — их родные...
Схема на Датагоре. Новая статья Дипольный вуфер на 2ГД-38 около компьютера... Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию конструкцию необычной акустической системы. В одной из...
Схема на Датагоре. Новая статья Создание акустических систем в домашних условиях. С.М. Афонин... Создание акустических систем в домашних условиях. С.М. Афонин Издательство: Эксмо Год издания:...
Схема на Датагоре. Новая статья Калькулятор темброблоков Tone Stack Calculator... © 2008 Игорь Котов, перевод с английского. Замечательную программу от Duncan Amplification...
Схема на Датагоре. Новая статья О звучании конденсаторов в фильтрах АС. К73-16 рвет брэнды!... 5 октября 2008 г. в Москве, в одном из аудиосалонов, прошло прослушивание конденсаторов разных...
Схема на Датагоре. Новая статья Умощнение БП усилителя Одисей-002... Лет десять назад умощнял блок питания (БП) усилителя Одисей-002. Вместо заводского трансформатора...
Схема на Датагоре. Новая статья Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет.... Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет. Малая энциклопедия...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования. Климов Д.А.... Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования. Климов Д.А., МРБ, 2002г. В книге изложены...
Схема на Датагоре. Новая статья Бытовые акустические системы... А вот интересная книжка: В.К.Иофе М.В.Лизунков - Бытовые акустические системы В данной брошюре...
Схема на Датагоре. Новая статья Стандарты измерения выходной мощности... В этой статье вкратце рассказывается о мощности. Разъясняются такие параметры как номинальная и...
<
  • Гражданин
18 января 2013 15:01

Александр / Alexverb

Цитата
  • С нами с 15.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 46 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Спасибо за статью! Очень интересно. Определил для себя что я все таки меломан )))

<
  • Автор
18 января 2013 16:38

Владимир Мосягин / MVV

Цитата
  • С нами с 21.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 152 комментария
  • 37 публикаций
 
  • 0
Я некоторое время слушал предлагаемый усилитель в составе своего домашнего аудиокомплекса и осознал, что он поможет рельефно донести до читателей очень важную мысль: «Лучший усилитель – это правильно установленная акустическая система в подготовленном для прослушивания помещении!».
Уйдут на десятый план смена компонентов, подбор кабелей, кондиционеров питания и прочие ухищрения.
При этом я утверждаю, что стоимость акустических систем по большому счету значения не имеет. Можно заставить великолепно звучать акустику за четыреста долларов в противовес неграмотно установленным килодолларовым колонкам!

<
  • Кандидат
18 января 2013 19:39

Александр / abirvalg2009

Цитата
  • С нами с 30.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
MVV
Вы правы. По одному/паре хороших широкополосников с каждой стороны в нормально заглушенном помещении сделают комфортным прослушивание любого усилителя, если у него нет явных вывихов в виде подвозбуда, ступенек, и прочих искажений. Многополосные АС могут обеспечить нескончаемые эксперименты по сборке УНЧ, но так и не принести звукового удовольства.

Внимание водители! Человек в наушниках, переходящий дорогу, может оказаться меломаном! Берегите его!

Это да wink

<
  • Кандидат
18 января 2013 21:21

Люлин Владимир Иванович / levsha46

Цитата
  • С нами с 7.07.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Исключительно точно разделены слушатели по группам. Давно не встречал такого грамотного, без фанатизма, исчерпывающего анализа.
Давно заметил, что в погоне за качеством звука многие забывают про музыку.

<
  • Гражданин
18 января 2013 22:43

Олег / logvoleg

Цитата
  • С нами с 4.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 85 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Цитата: MVV
Внимание водители! Человек в наушниках, переходящий дорогу, может оказаться меломаном! Берегите его!

Человек в наушниках, переходящий дорогу, простите, идиот! Автомобиль является средством передвижения повышенной опасности. И это информация не только для водителей, но и для пешеходов! Автомобиль не может остановится мгновенно! Идиотов (и водителей тоже) на дороге хватает. Нам водителям приходится уворачиваться и от коллег водителей и от пешеходов, выскакивающих под колеса в самых не предсказуемых местах, и это не всегда позволяет гарантировано соблюдать права правильных пешеходов. Вы меломаны, что хотите услышать? Сигнал клаксона и отпрыгнуть, или дослушать любимую композицию и оказаться на больничной койке?

А статья собственно хорошая!

<
  • Гражданин
19 января 2013 02:15

Владимир / vladimirm2

Цитата
  • С нами с 5.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 131 комментарий
  • 14 публикаций
 
  • 0
Спасибо за статью! А можно выложить здесь файлы печатных плат усилителя и его блока питания?

<
  • Гражданин
19 января 2013 04:16

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: MVV
При этом я утверждаю, что стоимость акустических систем по большому счету значения не имеет.

Владимир! Осторожнее в подобных выражениях! Иначе эту вашу фразу будут применять и к китайским колонкам за 600 рублей пучок!

Диоды для защиты микросхем стабилизаторов здесь очень к месту: при сгорании предохранителя они реально спасают стабилизатор.

All Владимир в статье написал, что микросхема - весьма средняя. Поэтому применять ее оптимально либо в мультимедийной акустике (и т.п. навроде телевизора, где высокое качество не очень и нужно), либо если это ваша первая конструкция. Но вот в качестве первой конструкции вариант очень хороший. А печатку можно и с рисунка нарисовать...

<
  • Гражданин
19 января 2013 12:55

Радик / galrad

Цитата
  • С нами с 23.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 12 публикаций
 
  • 0
А мой первый был усилитель А.Агеева, мощностью 60Вт на 4 Ома. Опубликован в журнале Радио, №8 за 1982г. Работал с акустическими системами S90, по тем временам это было "круто", никогда не забуду, как "пищал от восторга" прослушав одну из композиций "Space". Много, что поменялось, но впечатления остались, и осталось стремление слушать "хорошую музыку". Спасибо Владимиру за статью, а самое главное за возможность, простыми средствами добиться хороших резльтатов и получить массу положительных эмоций от знакомых мелодий!

<
  • Главный редактор
19 января 2013 20:06

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 640 комментариев
  • 261 публикация
 
  • 0
Цитата: AudioKiller
Осторожнее в подобных выражениях! Иначе эту вашу фразу будут применять и к китайским колонкам за 600 рублей пучок!

Тезка, чуть дальше по тексту Владимир называет нижнюю планку в четыреста долларов. cool

<
  • Автор
19 января 2013 22:28

Владимир Мосягин / MVV

Цитата
  • С нами с 21.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 152 комментария
  • 37 публикаций
 
  • 0
Спасибо за обсуждение статьи. Полезно причислить себя к соответствующей группе людей: аудиофилам, меломанам или филофонистам. Меломан в наушниках, переходящий дорогу, предстает перед нами в новом, вполне заслуженном качестве!

Файлы схем и печатных плат выложу в ближайшее время.

Небольшие замечания по комнате прослушивания.
Большое влияние на качество звуковоспроизведения оказывает расположение акустических систем в помещении (рис. 7). Самые начальные сведения по этому поводу даны в книге Димитра Рачева «Вопросы любительского высококачественного звуковоспроизведения», с. 136 – 140.
В рекомендациях МЭК 268-5 говорится, что рабочая ось АС должна быть направлена горизонтально и расположена на высоте 1,25 м от пола.
Разместить АС в небольших комнатах оказывается непросто. В идеале нужно сначала расставить акустические системы, а затем подбирать всю остальную обстановку в комнате wink !
Следует помнить, что отодвигая акустику от стены, мы уменьшаем стереобазу, придвигая ближе к стене изменяем окраску (тембр) звучания.
В помещении прослушивания контролируются два основных параметра: время реверберации и однородность структуры поля.
Лучшее время реверберации в соответствии с требованиями МЭК 268-5 составляет Тср=0,4±0,5 с, в диапазоне средних частот 250…4000 Гц. На частотах ниже 250 Гц и выше 4 кГц оно может отличаться более чем на 25%, но не быть выше 0,8 с.
В рекомендациях AES-20-1996 указано, что на средних частотах Тср=0,45±0,17 с.
Рекомендуется провести расчет и контроль структуры поля в комнате. Понятно, вразумительно и подробно эти вопросы рассмотрены в лекциях Флойда Тула, которые должны стать настольными материалами любителя высококачественного звуковоспроизведения. Поисковые системы помогут найти труды Ф. Тула в Интернете.
Только контроль амплитудно-частотной характеристики и характеристики направленности акустической системы при ее выбранном положении в помещении позволяет выявить наличие выраженных мод (резонансов) и принять меры для их демпфирования, особенно в области низких частот.
Значительно улучшить акустическую обстановку в комнате позволяют не популярные в настоящее время ковры. В частности, рекомендуется закрыть пол ковром на 75%.

<
  • Гражданин
20 января 2013 00:08

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Платон мне друг, но истина дороже.

MVV, Владимир!
Насколько мне понравились ваши статьи из цикла Смастери сам полный УЗЧ на микросхемах, настолько же разочаровала эта.
Полное впечатление, что надёрганы фразы из "аудиомурзилок" (не касается технической части - схемы, платы и т. п.). Если в форуме будет обсуждение, могу подробно - здесь просто нет места.

Ну хорошо, мы с вами понимаем что написаны крайне сомнительные вещи, но ведь многие воспримут это за чистую монету...
Только один пример: комната "с размерами сторон H=2,8 м; L=6,7 м; W=4,2 м".
Носоковырятели из бюрократической организации выковыряли эти "рекомендации" - им же надо было что-то написать. Лучше и проще, если бы было написано, что желательна комната с "золотым сечением" (и несколько пар длина комнаты-реальная нижняя частота).
Здесь важно, чтобы стоячие волны и резонансы от разных измерений помещения не суммировались, только и всего, абсолютные размеры здесь не важны!

Я и раньше писал, что производители бытовой акустики должны оптимизировать свои АС для стандартных комнат, у нас это примерно 20 кв. м. (Неплохо, если бы лучшие авторы-любители учли это).

Поскольку мы не можем произвольно менять размеры своих комнат (как правило), полезнее были бы рекомендации по установке в "длинных" и "квадратных" комнатах. Причем сегодня всё проще - компьютеры есть у всех, берем измерительный микрофон и ищем реальное оптимальное место размещения колонок и слушателя, а не пользуемся "рекомендациями".

Относительно "общей теории для прослушивания" - достаточности 1 Вт для прослушивания при чувствительности "87 дБ/Вт/м с расстояния 2…3 м" - весьма спорно, особо для любителей басов, без мощности там никуда.

...с возрастом у людей верхняя граница восприятия звука уменьшается (к 30 годам составляет 15…17 кГц, к 40 годам – 10…14 кГц, а к 60 годам — 8…10 кГц

Спасибо, повеселился, мне снова 30 лет. Хотелось бы посмотреть на таких "учоных".


Владимир! С интересом жду новых статей, особенно интересен личный опыт.
В ответ на возможную критику в мой адрес, я сейчас делаю принципиально новое оформление усилителя.
Спасибо.

<
  • Главный редактор
20 января 2013 20:51

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 640 комментариев
  • 261 публикация
 
  • 0
Сергей Викторович Chugunov,
я поправил ваш комментарий и настоятельно рекомендую вам быть более корректным в будущем.
Ваши выпады совершенно несправедливы, в статье Владимира нет ничего "мурзилочного", а приведены данные серьезных научных организаций и ссылки на них.

Если вам лично чем-то насолил Международный электротехнический комитет, то адресуйте ваши претензии туда и не на страницах нашего портала.

Возрастное сужение частотного диапазона человеческого слуха - печальный, но неоспоримый медицинский факт. Если годы были милосердны к ушам кого-то из нас, это никак не отменяет общечеловеческие законы старения.
Посетите сурдолога, возможно результаты аппаратной проверки вашего слуха (тональная аудиометрия) вас удивят и убедят в моей правоте.

Вобщем, Сергей, не ворчите, пейте конъяк или кефир, но будьте добрее.

Ну и на последок, продумайте ваш эпиграф в свете законов логики.
"Платон мне друг, но истина дороже".
Если первая часть утверждения - истина, то вторая часть - ложь. И наоборот.

На практике следовало поступить так: если вы хотели помочь автору сделать его статью лучше и правильнее, то вы должны были написать ему ЛИЧНО. Для этого на нашем портале есть все средства. А вы проорались на площади, без толку.
Сергей, вы уважаемый зрелый человек, простите, что говорю такие простые вещи вам.
...ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви.
А.С. Пушкин, 3 апреля 1836 г. СПб.


Захотите продолжить дискуссию со мной - только в личку.

<
  • Гражданин
22 января 2013 01:21

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
1. Время реверберации 0,4 сек - это больше для домашнего кинотеатра. Для музыки допускается до 1 сек. Но это сильно зависит от характера музыки - для диско - 0,8 сек, для рока кажется 0,6 сек.

2. Поскольку время реверберации зависит и от объема комнаты и от поглощения звука, то не всякая комната подойдет. Поскольку управлять отражениями от стен невозможно, то на каких-то частотах в маленькой комнате выскочат ранние отражения. Да и стоячие волны, сколько их не дави, будут. В маленькой комнате это будут сравнительно высокие частоты, что неприятно. Так что 24 м2 - это на самом деле нижний предел.

Особенно большие проблемы маленькие комнаты дают потому, что в них разница времени реверберации на разных частотах получается больше, чем в больших комнатах, в которых все однороднее.

3. Да и диффузность поля (равномерность распределения звука) в большой комнате лучше. В большой комнате можно поиграться геометрией (например, сделать наклонным потолок, или добавить колонны или полуколонны), чтобы улучшить диффузность. В маленькой такие штуки заберут весь объем комнаты.

4. В маленькой комнате меньше радиус гулкости, поэтому садишься ближе к колонкам, при этом диффузность звукового поля еще больше падает.

5. Размеры не обязаельно золотое сечение. Просто это стандартный вариант для того, чтобы было минимальное наложение всех мод по частоте друг на друга.

6. Как-то не очень возможно "оптимизировать колонки для стандартных комнат". В основном пути этой оптимизации таковы:
а) уменьшение габаритов (чтобы колонки не занимали полловину комнаты);
б) увеличение отдачи;
в) увеличение запаса мощности по басам;
г) у хороших производителей забота о приличном ГВЗ на НЧ.

7. Зависимость чувствительности слуха от возраста - статистическая, и разброс у нее большой. У меня 10 лет назад слух был намного лучше, чем положено по возрасту, а за последние годы сильно сдали и слух, и зрение... sad

<
  • Гражданин
22 января 2013 20:12

Роман / Romik

Цитата
  • С нами с 14.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Хочу вставить и свои 5 копеек про золотое сечение: оно действительно не обязательно.

А статья отличная. Начинающим очень полезная. Мысли по поводу аудиокомпонентов лично с моим опытом совпадают один в один. Да и по размещению колонок тоже.

А ещё можно добавить обывательским языком: в маленьких комнатах бас не бывает таким глубоким, который можно получить в комнате по приличней.

Хотел ещё поддержать автора в вопросе мощности. Одно время жил в комнате площадью 13 кв. м. Слушал усилитель мощностью 2х4 Вт, чувствительность АС 86 дб. Откровенно говоря в подавляющем большинстве случаев к уровню баса и громкости ни у меня, ни у гостей-меломанов претензий не было. Ну а когда усил стал 2х15, так вообще счастье было. Средняя мощность прослушивания действительно не высока для большинства обычных людей. Другое дело что есть индивидуумы, которые привыкли к дискотечной громкости и неестественному "бум-буханию". Но это уже вопрос привычки, вкуса и к сожалению может быть вредным для здоровья.

<
  • Гражданин
22 января 2013 21:24

Денис / Deni

Цитата
  • С нами с 28.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 33 комментария
  • 2 публикации
 
  • 0
С удовольствием прочитал статью. Особенно порадовало начало про двух студентов - вселяет оптимизм за наше будущее sarcasti - ребята захотели сами изготовить усилитель, а не пойти в магазин и купить активные медийные колоночки. Редкое нынче явление.

<
  • Кандидат
23 января 2013 09:44

Роман / RUS64

Цитата
  • С нами с 23.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
не встречал ни одного усилителя, у которого бы использовалась шина заземления PE

<
  • Автор
23 января 2013 19:41

Владимир Мосягин / MVV

Цитата
  • С нами с 21.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 152 комментария
  • 37 публикаций
 
  • 0
Да, Денис, в какой-то мере вселяет оптимизм за наше будущее! yes
Мне понравилась обучаемость ребят, задор, энергия. Именно они подвигли меня на эксперименты с технологией фоторезиста, травление печатных плат с помощью персульфата аммония вместо традиционного хлорного железа. Благодаря им наметил для себя проверку нескольких идей для будущих конструкций.

Роман, в настоящее время питание в жилых домах и на предприятиях выполняется по трехпроводной схеме ("фаза", "нуль", "защитное заземление").
Подробнее можно ознакомиться в публикации на портале "Сделай сам индикатор для проверки защитного заземления в розетках современной трехпроводной сети".
Трехвыводные вилки питания имеют масса устройств: компьютеры, усилители, ЦАП, проигрыватели компакт-дисков и т.д.

<
  • Гражданин
24 января 2013 04:14

Андрей / wzgick

Цитата
  • С нами с 2.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
А что можете сказать по поводу TDA7265 ? У меня как раз валяются платы от телевизора SONY, так она там присутствует yes прошу пардона если оффтоп. Не нашел на портале статей по этой микрухе, только в справочнике кратенько. А здесь вроде схожая по смыслу статья pardon

<
  • Главный редактор
24 января 2013 08:57

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 640 комментариев
  • 261 публикация
 
  • 0
Цитата: wzgick
... TDA7265... Не нашел на портале статей по этой микрухе

Как говорил Буратино, врёте! smile Есть статейка.
Аудио усилитель TDA7265 2x25W. Объект «Труба» - отгадка
Добротная 2-х канальная микруха времен расцвета УМЗЧ класса АВ со всесторонними защитами и возможность мостового включения, т.е. на 2-х чипах получаем систему 2.1.

<
  • Автор
24 января 2013 11:34

Владимир Мосягин / MVV

Цитата
  • С нами с 21.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 152 комментария
  • 37 публикаций
 
  • 0
Андрей, действительно, в некоторых моделях телевизоров ставят TDA7269 в 11-выводном корпусе HZIP11, выходная мощность 2х10 Вт, Uп=+/-14 В, а также TDA7265 в таком же корпусе (выходная мощность 2х25 Вт, Uп=+/-25 В). Цоколевка этих микросхем отличается от TDA2616, а параметры обратной связи задаются внешними элементами.
Как указал Игорь, оригинальная статья есть на портале, что касается печатной платы, пока ее нет.

<
  • Гражданин
24 января 2013 18:25

Андрей / wzgick

Цитата
  • С нами с 2.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата: Datagor
Как говорил Буратино, врёте! smile Есть статейка.

Спасибо Игорь! Теперь вижу. Просто никак не могу привыкнуть к новому дизайну портала.
Вы зачем так далеко строку поиска зашарили? pardon
Я на справочник через яндекс вышел а по усилу там ссылки на портал вроде не было.

Цитата: MVV
Андрей, в некоторых моделях телевизоров ставят TDA7269

Владимир, такой микрухи пока не попадалось. Надо по загашникам посмотреть unknown

<
  • Гражданин
24 января 2013 20:02

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: Romik
в комнате площадью 13 кв. м. Слушал усилитель мощностью 2х4 Вт, чувствительность АС 86 дб.

Тут еще зависит от звукопоглощения. Когда делал ремонт в 16м2, то в пустой комнате 0,5 Вт магнитофон (с динамиком чутьем как раз порядка 86 дБ) орал так, что соседи жаловались. А как поставил мягкую мебель и постелил ковер, то этой мощи стало жутко не хватать.

Цитата: MVV
питание в жилых домах и на предприятиях выполняется по трехпроводной схеме ("фаза", "нуль", "защитное заземление").

А точно выдерживается стандарт? Ходят упорные слухи, что строители экономят на меди...

<
  • Автор
26 января 2013 23:53

Владимир Мосягин / MVV

Цитата
  • С нами с 21.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 152 комментария
  • 37 публикаций
 
  • 0
Цитата: AudioKiller
А точно выдерживается стандарт? Ходят упорные слухи, что строители экономят на меди...

Игорь, если их не контролировать, будут экономить на всем! wink
Скажу по своему дому, проводка в квартирах выполнена по стандарту: силовой кабель NYM 3x1,5 кв. мм для освещения и NYM 3x2,5 кв. мм для розеток.
Единственное, что переделал после строителей - запаял все скрутки в распределительных коробках.

<
  • Гражданин
28 января 2013 20:44

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Так вот то ж! Кто знает, куда на самом деле подключен земляной провод в многоэтажке? Могут к нейтрали кинуть, а могут и вообще в воздухе оставить. А как это простой чел проконтролирует?

<
  • Гражданин
30 января 2013 12:04

Олег / logvoleg

Цитата
  • С нами с 4.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 85 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Ну если автор пропаивал скрутки в распред. коробках, то определенное мнение о том как сделано электроснабжение уже вынес. Проверить поэтажный щиток тоже не сильно сложно. С ТП посложнее, но там все равно глухозаземленная нейтраль. Да и с ТП обычно гораздо меньше косячат, чем с "горизонталкой" в квартирах.

<
  • Автор
27 декабря 2016 18:53

Владимир Мосягин / MVV

Цитата
  • С нами с 21.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 152 комментария
  • 37 публикаций
 
  • +1
Дополнением к статье будет акустическая подготовка помещений для домашнего кинотеатра. Добавил в раздел "Файлы" полезный материал.
Рекомендации по использованию звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов, описанные в этой публикации, будут полезны и при создании комнаты прослушивания музыки.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.