В любом случае это Class-A. Привлекает своей простотой и повторяемостью, в чем также я убедился, заодно имея желание услышать музыку в «его исполнении».
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Схемы из большой сети
Будучи отрезанным от просторов бывшего СССР, сумел заказать лишь китайские лампы — хорошо известные 12AU7. Решив опробовать некоторые свои схемные решения, конечно же воспользовался навесным монтажом, на мой взгляд более оптимальным для ламповой техники. Лампа 12AU7 имеет две половинки накала, которые можно запитать напряжением 12 Вольт в последовательном включении и 6.3 вольта в параллельном. Я порылся в интернете, и глаз зацепился за схему, в которой каждая из половинок нити накала используется как резисторы в эмиттерах источников тока (рис.2), что решает множество проблем, таких, как «переменка» 6.3 вольта в катодах или лишний источник стабильного напряжения для накала, тепло греющихся резисторов в нагрузке выхода или тех же источников тока в таковой.
↑ Мой вариант схемы гибридного хэдампа
Я подумал, что анод лампы должен быть нагружен на динамическую нагрузку. По опыту знаю, что Вольт-добавка с резисторами и конденсатором «звучит» лучше, чем транзисторный генератор стабильного тока, позволяя амплитуде сигнала «выбегать» за пределы напряжения питания, а, значит, применил именно ее. Как и в схеме на рис.2, генератор стабильного тока выходного повторителя также является и источником стабильного напряжения накала 6.3 вольта.
В загашниках на виду целая коробка со старыми добрыми КТ315 разных букв (когда-то 30 лет тому распял неподдающийся ремонту клавишный инструмент "ФАЭМИ-М", и не забыл запас транзисторов по переезду в Израиль). Переход база-эмиттер КТ315 – неплохой стабилитрон на напряжение 7.5 вольта с незначительными отклонениями (VT7), чтобы не копаться в поисках. Но, чтобы получить 6.3 вольта для накала, одного транзистора стабилизатора тока оказалось недостаточно. Пришлось добавить еще по КТ315Б, так что "нагрузка" повторителей состоит из составных транзисторов VT1 и VT3, а также VT5 VT6 в др. канале.
Их можно заменить готовыми "Дарлингтонами", например, КТ972Б. Тогда деталей на две будет меньше.
Позже, когда все уже работало, подумал, что вместо всех этих пяти транзисторов могут работать две треногие микросхемы LM7806 (информация к размышлению).
Изначально в схеме не было конденсаторов С1 и С2, пока не обнаружилось, что некоторые источники сигнала имеют «постоянку» на выходе. Случайное шевеление штекера в гнезде такового приводит к неприятному для слуха треску и может повредить дорогие наушники. Случайно в старых запасах нашел два старинных метало-бумажных кондюка МБМ на 0.5мкф и 160 Вольт. В отличии от малогабаритных «глиняных флажков», они не портят звук. Кроме того, корпуса из трубчатого алюминия экранируют от возможных внешних электрических помех, если их заземлить.
К сожалению, 9-pin панели под лампы ещё не пришли, но под руками оказалось небольшое стальное шасси с пальчиковой панелькой от тракта ПЧ какого-то древнего телевизора. В нем распаялись резисторы R3 - R6 и конденсаторы С1 и С2. На макетной плате разместилось все остальное. Выходные транзисторы были прижаты к стенкам металлического корпуса, коим явилась половинка переключателя шин данных (СОМ-25) для компьютеров начала 90х.
Используя разные программы, можно разработать печатную плату, на которой можно разместить и ламповую панель. Важно правильно распорядится подключением «+» питания и «земли». Последняя имеет две точки: силовая, вокруг «минусового» вывода конденсатора С7, вторая «земля» - сигнальная, она на одной из точек шасси под ламповой панелькой, и она же подключена на корпус устройства. Вокруг «плюса» еще одна «звезда» («паук», если хотите).
Полевые транзисторы VT2 и VT4 - IRF610. VT1 и VT5 – BD243 (SPLAN-70 интересно нумерует транзисторы на схеме).
Резисторы мощностью 0.125 ватт.
Половинки-триоды в некоторых лампах могут иметь между собой заметный разброс параметров, так что следует заказывать на китайском сайте сразу 5-10 шт.
Первый раз подав напряжение питания, вместо половинок накала стоит подключить резисторы сопротивлением порядка 50-60 ом, чтобы затем быть уверенным, что сам накал лампы не перегорит. На них должно быть напряжение 5.9-6.7 Вольт.
↑ Затем слушаем музыку
Лучше всего качественный виниловый проигрыватель с ламповым RIAA-корректором и чистые пластинки, записанные еще в доцифровую эру. Но я слушал «сидюки» на блинчатом плейере. Музыка исполнялась на акустических инструментах: симфоническая, джаз и хоровая народная. Наушники были разные, чтобы оценить звучание. Очень старые и очень добрые «ТДС-3», «Mixteck LH075D» и мои любимые «AKG K-301».Т.к. выходное сопротивление такого уся не самое маленькое, каждая модель ушей честно отрабатывала свои резонансные особенности. Однако звучание оказалось достойным: аккуратный правильный бас, отчетливая атака меди и настоящие тембры струнных инструментов, ударные такие же, как и в жизни, разве что легкий завал на самых верхах, наверное, обусловленный большой входной ёмкостью мощных полевых транзисторов. В сравнении со звучанием непосредственно с выхода «СиДи-Блина» «Jwin» на наушники, серьезное предпочтение этому «увеселителю».
Напоследок я извлек с верхней полки два старых хорошо знакомых в «Датагоре» аппарата: Усилитель для наушников с дроссельным выходом и Простой усилитель для наушников на КТ315Б, чтобы сравнить звучание в разных наушниках. Оба старых аппарата имели усиление порядка 10 дб, а этот – не менее 20 дб.
Уши «ТДС-3» к удивлению, звучали почти одинаково на всех трех испытуемых. Сухой бас, приподнятая верхняя середина, затушеванный верх. Слушал разные записи. Впечатление было неоднозначное, пока я не поставил запись Чика Кориа с его друзьями. Диск был приобретен за большие деньги и записан на серьезной фирме. Все инструменты акустические, сам Чик играл на рояле. Так что качество записи также следует учитывать.
На «Микстеках» была заметна ощутимая разница в звучании каждого уса, но детально об этом можно было узнать, заслушав через «AKG K-301».
Все три аппарата конкурируют в звучании. У каждого что-нибудь выделяется в лучшую сторону. Но именно тот, который с «лампочкой», выдавал яркую динамику, сбалансированную середину, плотный настоящий бас и естественные натуральные ударные. Не зря появляются всё новые вариации этого усилителя для наушников.
Спасибо за внимание!
Всем желаю успехов в творчестве и жизни.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.