В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Простой бестрасформаторный лампово-транзисторный усилитель мощности 6Н23П + КТ825

📆24 мая 2008   ✒️Datagor   🔎118.282   💬17  
Автор: Владислав Креймер, г. Донецк

Введение

На многих тысячах страниц воспета красота лампового звука, и для многих, кто вкусил эту необычайную музыкальность, и, не побоюсь этого слова, человечность, ламповое звуковоспроизведение стало пожизненной страстью, ибо становится очевидным, что лучшего в звуковоспроизведении нет и не будет. Но, как показывает суровая практика, далее наступают мучительные годы поисков совершенства, бессонные ночи и опухшие уши :).
Простой бестрасформаторный лампово-транзисторный усилитель мощности 6Н23П + КТ825
Ведь правильный ламповый аппарат необычайно чувствителен к каждому компоненту и при подборе оных результат чаще всего абсолютно непредсказуем. На моей практике, к примеру, неоднократно случалось отказываться от общепризнанных дорогих разъемов в пользу совершенно безымянных китайских экземпляров, потому что именно этот китайско-марсианский сплав металлов именно в этой схеме давал наиболее волшебный результат! И особенная головная боль в истории с ламповыми усилителями с трансформаторным выходом возникает в процессе подбора акустики, ибо, как показывает опыт, то, что с одними колонками даёт воистину Божественный результат, с другими может дать самый отвратительный звук, который вы только слышали :). А подбирать колонки, меняя их как шнуры, согласитесь, не так-то просто. Но годы идут, и голова седеет, да и лень-матушку никто не отменял...

Вот именно на стыке таких полярных соображений и родилась эта схема, она предназначена для тех, кто желает побыстрее начать наслаждаться музыкой, максимально сократив время и мучения на этапе изготовления усилителя.

Кто виноват и что делать?


Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Как известно, ключевым звеном усилителя мощности является выходной трансформатор, от него зависит 50, если не 70, процентов звучания аппарата. Изготовление высокохудожественного трансформатора сравнимо с изготовлением скрипки, и это отнюдь не преувеличение. Так что сделать достойный трансформатор в домашних условиях далеко не каждому под силу. К тому же, именно сложные и нелинейные амплитудно-частотные и резонансные процессы, возникающие во взаимодействии трансформатора с акустической системой, порождают капризность и сложность подбора пары усилитель-колонки.

Хотя, конечно, если такой подбор успешно удался, мы в итоге и получаем этот пресловутый замечательный звук. Попытаемся проанализировать ситуацию: на мой взгляд, ключевым моментом является тот факт, что трансформатор является, по сути, конвертором сопротивлений и позволяет высокоомному ламповому каскаду быть нагруженным на низкоомный динамик. Т.е. лампа как бы «чувствует» акустику, что и даёт во многом красивый звук.

Есть ли у нас возможность обойтись без трансформатора, сохранив при этом данный принцип? [/b]Оказывается есть! Это всем известный эммитерный повторитель. Он, как и трансформатор, является, по сути, конвертором сопротивлений и его входное сопротивление зависит оттого, что «делается» в эммитерной цепи. На базе эммитерного повторителя и была разработана схема рис. 1.

Описание и параметры


В этой схеме реализован золотой принцип хайэнда - максимальная краткость и простота звукового тракта. Усилитель напряжения выполнен на триоде и формирует общий характер звучания схемы, далее следует усилитель тока на составном транзисторе, который в данном варианте включения вносит в звук минимально возможную окраску. При этом лампа-драйвер (половина двойного триода) напрямую нагружена через эммитерный переход на резистор R3 и нагрузку, исключено даже анодное сопротивление. Однотактный выходной каскад работает в режиме класса А (ток покоя 1,25 А, в виде тепла рассеивается 27 Вт).

Усилитель охвачен мягкой и неглубокой обратной связью за счёт падения напряжения на резисторе R2. В итоге мы получаем весьма благородное, свойственное ламповым усилителям, звучание при практически максимальной простоте и дешевизне изготовления. Звук этого несложного усилителя можно охарактеризовать как прозрачный, детальный, тёплый, с хорошо прорисованной панорамой и весьма динамичный. При этом, благодаря транзисторной «всеядности», практически исключаются сложности с подбором акустики. Это и побудило опубликовать схему.

Я надеюсь, что многие новички (и не только) в сфере лампового звука смогут благодаря ей получить красивое и благородное звучание при минимальных усилиях и затратах. Рассчитан усилитель на нагрузку 8 Ом, выходная мощность около 8 Вт на канал, в зависимости от характера музыкального произведения и того уровня гармоник, который на Ваше ухо ещё воспринимается, как художественный. Этой мощности оказывается вполне достаточно для домашнего звукового комплекса. Чувствительность -0,6 В, что отлично подходит к большинству современных источников сигнала.

Частотная характеристика весьма линейна для ламповых УМЗЧ и снизу ограничивается лишь ёмкостью С1, при указанном номинале мы получаем нижнюю граничную частоту около 5 Гц, что опять же выигрыш, по сравнению с трансформаторным выходом. Хочу пояснить: здесь и далее в отношении вроде бы строгих технических характеристик я часто буду говорить «примерно» и «около», это связано с тем, что на самом деле субъективное восприятие звука часто очень сильно отличается от того, что мы видим на приборах. И так как финальный пользователь данной конструкции – человек, а не осциллограф, то и измерять многие величины мы будем человеком, и настраивать схему под человека.

Детали и конструкция


Данная схема обладает классической ламповой чувствительностью к компонентам! Поэтому к их подбору рекомендую отнестись серьёзно. Начнём с регулятора громкости. Как известно, это весьма критический и сложный узел, из-за плохого переменного резистора мы можем значительно потерять прозрачность и глубину звука! Если у вас нет возможности или желания использовать такие вещи, как ALPS или Riken Ohm, пусть это будет хотя бы тщательно отобранный и приведённый в порядок советский СПЗ максимальной мощности, не забудьте почистить скользящие металлические контакты, обеспечивающие соединение ползунка с выводом резистора! Главное - не ставить дешёвые современные импортные резисторы. Очень хороший вариант - сделать ступенчатый регулятор на основе советского многопозиционного переключателя с посеребренными контактами, благо их легко достать на радиорынках. Схема такого регулятора на рис.2.

При проектировании данного регулятора ставилась задача получить максимальное качество. И действительно, в цепи источник - сетка лампы всего один резистор и ни одного контакта, в цепи сетка - земля один резистор и один контакт. Правда, в итоге мы имеем изменяющееся от 17,3 до 29,5 кОм входное сопротивление усилителя, но для большинства современных источников сигнала это абсолютно приемлемо. Если необходимо получить большее входное сопротивление, например, для подключения к ламповому источнику, пропорционально увеличьте номиналы всех резисторов на требуемую величину.
Сдвоенный переключатель должен быть с перемыканием соседних контактов в момент коммутации (иначе при переключении на малых громкостях будут неприятные броски громкости), его, конечно, тоже необходимо тщательно почистить и привести в порядок (посеребренные контакты необходимо чистить ученической резинкой, ни в коем случае не используйте лезвие или надфиль!).
Постоянные резисторы двухваттные, вполне подойдут МЛТ. Не поленитесь для левого и правого канала регулятора отобрать резисторы максимально близких номиналов! Монтировать их нужно прямо на переключателе.
Регулятор громкости рекомендую делать сдвоенным: это гораздо удобнее в эксплуатации, а возможность регулировать баланс в современной качественной системе, как показывает практика, вещь ненужная. R3 -проволочный 20-ваттный, учтите, что он будет значительно нагреваться! R2 -двухваттный, можно составной (параллельно 1 Ом + 1 Ом МЛТ-2), любители «бархатности» звука могут попробовать угольные ВС.
Изменяя сопротивление R2 в пределах 0,2-1,2 Ома, мы будем получать различную глубину обратной связи и соответственно различный коэффициент усиления, и уровень гармоник. Уменьшая сопротивление, мы будем получать большую чувствительность и более «тёплый» и «жирный» звук, увеличивая - меньшую чувствительность и большую прозрачность.

Простой бестрасформаторный лампово-транзисторный усилитель мощности 6Н23П + КТ825Лампу Л1 рекомендую подыскать производства 60-70-х годов, при этом есть смысл послушать как простой, так и ЕВ вариант 6Н23П, они звучат по-разному. Любители особой прозрачности и лёгкости звучания могут попробовать ЕСС88 (цоколёвка та же), в частности старые Tesla или RFT с позолоченными «ножками» будут очень хороши. Лампу необходимо выбрать с низким внутренним сопротивлением, так, что бы на эммитере Т1 было напряжение 10-12,5 В.

Составные транзисторы Т1 могут быть с любой буквой, желательно отобранные по максимальному коэффициенту передачи. КТ825 советских времён дают, на мой взгляд, более прозрачный звук, современные - более бархатистый. Можете попробовать сделать составной транзистор самостоятельно. К примеру, интересное мягкое звучание дает пара КТ3107И + КТ816, а большую прозрачность даст КТ3107И + КТ818 (в этом случае нужно будет подобрать лампу с большим внутренним сопротивлением, в крайнем случае, добавить анодный резистор). Транзистор размещается на радиаторе площадью не менее 1000 см2. Лучше не использовать электрическое изолирование транзисторов от радиатора, а разместить их на раздельных радиаторах, изолированных друг от друга и от корпуса.

С1 и С2 желательно зашунтировать неполярными конденсаторами емкостью около 1 мкФ, из наших рекомендую попробовать МБГЧ, МБГП, МБМ, КБГ, звук будет разным и вы сможете подстроить его согласно личным пристрастиям. Особенно это резонно, если вы используете дешёвые импортные электролиты. Можете попробовать отечественные электролиты советских времен, в некоторых случаях они звучат весьма интересно.

Дроссель фильтра питания Др1 содержит не менее 300 витков провода 0,3 - 0,5 мм, намотанных на железе от сетевого трансформатора габаритной мощностью 10-20 Вт. Отличный вариант - сгоревший трансформатор от китайского магнитофона, намотанный до заполнения. Сопротивление дросселя постоянному току 1-2 Ома. При расчёте и изготовлении сетевого трансформатора учтите падение напряжения под нагрузкой, в итоге мы должны получить на верхнем контакте R3 напряжение около 22 В. «Ленивый» вариант - приобрести готовый трансформатор -10+10 В 3 А и питать накал лампы через гасящий резистор 11,3 Ом 2 Вт. Диодный мост на ток 10-20 А.

Настоятельно рекомендую сначала собрать усилитель в макетном варианте со всеми предполагаемыми деталями, разъемами, проводами и припоем и отстроить его, подобрав лампу по внутреннему сопротивлению. Только добившись подбором компонентов желаемого звучания, можно собрать его окончательно в корпусе.

Рекомендуемый окончательный монтаж следующий показан на рис.3. Детали размещаются, как на принципиальной схеме - по ходу сигнала с минимальной запутанностью. Монтаж навесной, максимально использующий выводы самих деталей, монтажный провод сечением 1-1,5 мм2, соединения минимальной длины. Провода накала следует скрутить вместе. Общие провода все сходятся в одной точке, расположенной рядом с С2, там же осуществляется заземление корпуса. Через корпус никакие токи течь не должны!

Лампу Л1 можно припаять, исключив потери качества в панельке и контактах, при анодном напряжении в 12 В менять Вам её придётся очень и очень не скоро :) . Хороший вариант - разместить входные разъемы на передней панели рядом с R1 и Л1, а вот сетевой выключатель наоборот отодвинуть подальше на заднюю панель.

Т1 и R3 должны иметь хорошую вентиляцию, т.к. в сумме на двух каналах будет выделяться в виде тепла около 60 Вт, хорошо их вынести наружу, например, на верхнюю панель, придав усилителю «винтажный» вид.

Налаживание


Так как главная отладка произошла у нас на макете, то наладка готового усилителя сводится к контролю напряжения на эмиттерах Т1' и Т1" правого и левого каналов (мы должны получить требуемые 10-12,5 В). И контроль,чтобы усилитель не «гудел» и не возбуждался. Если усилитель «гудит», проверьте правильность развода земли, экранировку и изолируйте входные разъемы от корпуса. В случае самовозбуждения на высоких частотах включите сетки Л1 через фильтры-пробки, состоящие из 15 витков монтажного провода, намотанных на небольших ферритовых кольцах.

Сбалансировать каналы по коэффициенту усиления в случае ощутимого разброса между триодами лампы можно подбором резисторов R2, но рекомендую использовать естественный разброс между экземплярами, а не довешивать дополнительные резисторы.

Напоследок любителям «жирности» звучания рекомендую попробовать зашунтировать R2 конденсатором емкостью 4700 мкФ, исключив обратную связь. При этом в несколько раз возрастёт чувствительность усилителя и немного упадёт выходная мощность. Также скажу, что на основе этой схемы можно создать превосходный усилитель для наушников, сделав номинал R3 равным внутреннему сопротивлению оных и пересчитав соответствующим образом R2, а также все токи и мощности.

Примечания


1. Попробуйте 6Н27П - лампу, специально разработанную для работы с низким анодным напряжением (до 30 В).
2. Составные транзисторы КТ825 попробуте заменить на 2SA1216, а первым транзистором применить либо полевой, скажем IRF9610, либо биполярный ВС640, 2SA1145 и подобные. При этом необходимо рассчитать (или подобрать) нагрузочный резистор для первого транзистора, чтобы обеспечить работу в оптимальных режимах обоих транзисторов. Применение первым маломощного полевого транзистора выгодно в том плане, что можно установить требуемый и оптимальный режим лампы подбором анодного сопротивления. Можно попробовать весь этот составной «компот» заменить на специальный звуковой полевой транзистор 2SK1058, также подобрав анодный резистор.

Успехов и отличного звука!
Автор: Владислав Креймер, г. Донецк

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 39 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Двойной триод 6Н23П-ЕВ повышенной надежности, механической прочности и долговечности... Эта статья навеяна материалом Михаила Соловьёва aka -=Sm()kE=-. Лампа 6Н23П-ЕВ является, по-моему,...
Схема на Датагоре. Новая статья Как намотать трансформатор. А.Н. Подъяпольский... Как намотать трансформатор. А.Н. Подъяпольский. Типография Госэнергоиздата. Москва, 1953г. При...
Схема на Датагоре. Новая статья Гибридный усилитель для наушников c полевыми транзисторами.... Давно хотелось послушать как же лампа с камнем в тандеме звучат. Решил собрать гибридный усилитель...
Схема на Датагоре. Новая статья Моделирование линейного блока питания в программе «PSU Designer II»... Многие радиолюбители используют трансформаторы в качестве основы блоков питания, в том числе для...
Схема на Датагоре. Новая статья 6Н23П+КТ602Б. Лампово-транзисторный усилитель НЧ для стерео-телефонов... Интересная схема С. Филина, попалась при листании старых журналов. Достигнуть малого уровня...
Схема на Датагоре. Новая статья Гальваническая развязка от сети 220 V из старого бесперебойника... В этой статье я расскажу о том, как из старого ИБП (точнее из двух) буквально на коленке сделать...
Схема на Датагоре. Новая статья Полный усилитель на микросхемах. Часть 5-2. Компенсация сопротивления соединительных проводов акустических систем... Не мечтай, действуй! Интерфейсные искажения, возникающие между УМЗЧ и акустической системой, явно...
Схема на Датагоре. Новая статья 160 Вт УМЗЧ с компенсацией нелинейности. Доработанный усилитель В. Короля... Фото сборки камрада andrey Этой разработке почти 20 лет. Но она вовсе не потеряла своей...
Схема на Датагоре. Новая статья Симисторный регулятор мощности. Просто, компактно, надёжно... Прочитав статью уважаемого ddssu "Универсальный привод с Системой Импульсно-Фазового...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой первый SRPP-усилитель для наушников... Как-то раз я увидел интересную самоделку на основе KOSS sportа pro. Мне сразу захотелось тоже...
Схема на Датагоре. Новая статья Стандарты измерения выходной мощности... В этой статье вкратце рассказывается о мощности. Разъясняются такие параметры как номинальная и...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)... Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<
Читатель Датагора

Rawil

<
Читатель Датагора

TANk

<
Читатель Датагора

shedi

<
Читатель Датагора

ku100v

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

luk66

<
Читатель Датагора

GuntisK

<
Читатель Датагора

LeonR

<
Читатель Датагора

GuntisK

<
Читатель Датагора

штырь

<
Читатель Датагора

Uro4ka

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

dm_smazzy

<
Читатель Датагора

zaxtone

<
Читатель Датагора

79th

<
Читатель Датагора

Ramirez

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой