» » Гитарная примочка по мотивам «Morpheus G2D». Сэмпл в комплекте

 
 
 
15

Гитарная примочка по мотивам «Morpheus G2D». Сэмпл в комплекте

Разместил alex-miatchin 27 ноября 2017. Просмотров: 969


Здравствуйте, уважаемые датагорцы!
Заняться изготовлением такого музыкального устройства меня побудил мой старший зять. У него за плечами музыкальное образование и опыт игры в ансамбле, а ещё у него в наличии разные гитары, «примочки» и музпроцессоры. Всё это играет через гитарный ламповый комбик.

Схема с Дайфэктори у меня не взлетела

Взглянув на схему и почитав её описание на сайте diyfactory.ru я решил, а почему бы и нет.

Оригинальная схема «Morpheus G2D»


Сразу оговорюсь, что это мой первый опыт конструирования музыкальных устройств, искажающих звук. Обычно я делаю всё наоборот, и стремлюсь, чтобы звук был линейным.

Печатку я разработал свою, т. к. не люблю подгонять имеющиеся детали под шаблонную печать. Чертеж платы в MS VISIO и картинкой есть в разделе файлов.




Кроме того, считаю, что такие элементы, как переменники, кнопки (нажимаемые ногой) и разъемы лучше на плату не устанавливать – чревато поломкой или разрушением пайки и дорожек.


Выпиливаем «GATE»

Гениальность разрекламированного на Дайфэктори гейта в музыкальном плане нам показалась весьма преувеличеной. После первого включения приставка сразу заработала, но мы долго не могли понять, в чём же прелесть гейтирования.
На слух звук был очень неприятный и сильно искаженный по амплитуде. При минимальном положении ручки «GATE» гейтирование продолжалось, а при максимальном – звучание было уж очень смазанное и неразборчивое.

Сначала грешил на транзисторы, особенно на полевик, где складываются два сигнала. Менял оба, использовал и родные, как на схеме, и отечественные. Кстати, полевик КП103Г и даже биполяр КТ3102 тоже годятся.

Снизить порог гейта в минимуме удалось притянув базу Т1 к «земле» (резистор R23 - 1…3 кОм), но всё равно звучание не устраивало. Регулятор драйва тоже работал неясно, ручка тембра почти не оказывала влияния на сигнал. Не удавалось добиться сбалансированного сложения сигналов на полевике.

Я далек от понимания правильного звучания гитарных примочек и оценивал работу устройства инструментально, опираясь на измеряемые параметры и осциллограммы. Мой зять напротив — оценивал ушами. Таким образом, коллегиально мы пришли к выводу, что «GATE» довольно мутная штука и вряд ли от неё будет толк. Я честно пытался довести его до ума (чтобы звучал как в видеороликах из интернета). Использовал разные типы транзисторов, менял режим смещения Т1 и пр. Но всё тщетно.

Короче, решили мы от гейта отказаться.

Допиливаем «DRIVE»

Ещё нам показалось, что «драйва» (он же «гейн») маловато, даже несмотря на присутствие двух идентичных каскадов ограничения сигнала. При максимально выкрученной ручке «DRIVE» ограничение сигнала (distortion) выглядело не таким «тяжелым» и «металлическим», как хотелось бы.

Попробовал добавить в каскады усиления, но увеличение номиналов резисторов R6 и R10 до 30…40 кОм приводило к возбуждению. Решение пришло быстро. Так как от гейта мы отказались, то высвободившийся переменник «GATE» превратился во второй «DRIVE» и включился в цепь между +4.5 В и R11. Теперь возможности регулирования расширились.

Побеждаем разность амплитуды

Ещё выявилась неодинаковая амплитуда сигнала на выходе при включенном и отключенном устройстве. Как оказалось, это типичная болезнь, даже у промышленных гитарных примочек. Вылечить её удалось установкой дополнительного резистора 100 кОм между конденсатором С13 и переменником «LEVEL».

Схема урезанного «Морфеуса»

Чтобы не демонтировать «лишние» элементы гейта, я просто выпаял из схемы оба транзистора и диод Д5, а левый вывод С13 соединил с выводом 1 ОУ IC3А.
Таким образом, схема урезанного «Морфеуса» приобрела следующий вид:

Красным цветом обведено то, от чего пришлось отказаться, зеленым – дополнительные элементы и соединения.
Из схемы также выкинул некоторые лишние конденсаторы в цепи питания, а вторую группу контактов ножного переключателя использовал для подачи +9 В.

О конструкции

Все потроха вместились в алюминиевый корпус Gainta 114х64х55.

После сверловки отверстий корпус покрасил черной матовой краской из баллончика. Облицовку нарисовал в Фотошопе, распечатал, заламинировал, наклеил, прижал гайками.

Шаблон облицовки


Общий вид примочки в корпусе


Вид на гнёзда


Сэмплы «Morpheus G2D» без гейта

Зять наиграл с разными настройками. Можно послушать сайте или скачать.
Запись на мобильник не давала желаемого качества, поэтому сэмпл записали на следующем оборудовании:
• гитара Ibanez MMM1 Baritone;
• педаль Morpheus G2D;
• ламповый комбоусилитель Yerasov GTA15;
• звук снят микрофоном AKG D680S;
• звуковая карта Focusrite Saphire 6.

morfeus.mp3 5,28 Mb ⋅ 12

Файлы

В архиве ПП в формате MS Visio и просто картинкой в MS Word (в натуральный размер). Понимаю, что формат не популярный. Если кто перерисует - сигнальте в комменты, прикрепим к статье.
datagor.ru-morpheus-g2d.7z 736,88 Kb ⋅ 11

Архив оригинальной статьи и ПП.
diyfactory.ru-g2d-morpheus.7z 318,54 Kb ⋅ 8

Заключение

Поковыряться с этой штукой было интересно. Жаль, что не удалось реализовать полностью все функции примочки и прочувствовать все прелести гейтирования.
Поэтому, если кто-нибудь уже собирал такую примочку и имеет положительный практический опыт, поделитесь впечатлениями в комментах, буду признателен.

Спасибо за внимание!
Александр Мячин (alex-miatchin)
Санкт-Петербург
Профиль alex-miatchin
С паяльником дружу с 15 лет. Монтажник РЭА в 1984г. Радиоинженер в 1989г (ЛВВИУС им. Ленсовета) - специальность «Радиосвязь».
Служба в ВС РФ по специальности до 2000г.

Начинал своё хобби с простых транзисторных схем усилков, цветомузыки и прочего, что печаталось в «Радио».

Двадцать лет назад собрал свой первый двухкассетник.
С 1996г. увлёкся ламповыми схемами.
Сейчас проектирую и обкатываю предвариловку без резистивно-ёмкостных связей.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 21

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Моя печатная плата SRPP усилителя для наушников... Недавно прочитал на Датагоре статью Сделай сам SRPP усилитель для наушников на 6Н6П и решил...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам примочку с эмуляцией лампового звука на полевых транзисторах... Однажды утром меня посетила мысль собрать что-нибудь гитарное. Только не ламповое, как обычно, а на...
Схема на Датагоре. Новая статья Бездроссельный автомобильный блок питания на IRS2153 для ноутбука и IPhone... Возникла необходимость запитать свой ноутбук от бортовой сети автомобиля. Не люблю возиться...
Схема на Датагоре. Новая статья Снова о простом активном фильтре для АС... Предлагаю обсудить тему активных фильтров для АС. Просьба высказаться тех, кто имеет практический...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам станочек для намотки + счетчик витков из калькулятора: быстро и сердито... Понадобилось мне в один прекрасный день намотать катушки, и сразу же возник вопрос как считать...
Схема на Датагоре. Новая статья Провода как элемент интерьера... Очередной раз глядя на домашнюю "лапшу" от компьютера, усилителя, колонок и прочего, родилась...
Схема на Датагоре. Новая статья Весёлое радиолюбительское макраме: делаем концепт-широполосники из старых динамиков 10ГД-34... Заранее приношу извинения почитателям советской аудиотехники. В тексте присутствуют высказывания,...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам усилитель на MAX9768. Способна ли ЛУТ подковать "блоху" класса D?... Решили мы с приятелем сделать бумбокс - очень уж понравилась работа финских парней, да и идея давно...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой первый SRPP-усилитель для наушников... Как-то раз я увидел интересную самоделку на основе KOSS sportа pro. Мне сразу захотелось тоже...
Схема на Датагоре. Новая статья Удивительное путешествие внутрь примочки CROCK Super Metal с курьёзом и восстановлением схемы по печатке... Доброго дня всем! Вот, недавно мне в руки попалась гитарная примочка Super Metal SM-3 не очень...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель 10 Ватт в классе А по мотивам J.L. Hood... Все началось как всегда очень банально, огромное желание иметь усилитель в классе А, и отсутствие...
Схема на Датагоре. Новая статья Осциллограф универсальный С1-73... Осциллограф универсальный С1-73. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1980 год....
<
  • Главный редактор
27 ноября 2017 18:41

Игорь Котов / Datagor

Ответить
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 790 комментариев
  • 268 публикаций
 
Александр, привет!
Требуются ваши пояснения к вашему очень нетривиальному, кхм, чертежу ПП.
wacko
Что там за циферки понатыканы, с чем соотносятся? На делатях худо-бедно могу предположить, что это позиционные номера со схемы (с какой точно?).

А на падах что за циферки? Они куда ведут? bye

И вопросец для общего развития: вы всегда ПП в MS Visio разводите или владеете другими специализированными программами? Мне думается, что в Визио это как-то трудновато.

<
  • Гражданин
27 ноября 2017 19:37

Александр Мячин / alex-miatchin

Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 61 комментарий
  • 9 публикаций
 
Здравствуйте уважаемые сограждане! Большое спасибо Игорю за редактирование статьи.

Даю пояснения к возникшим вопросам.
На рисунке ПП цифры внутри элементов или рядом - позиционные обозначения в соответствии с оригинальной схемой. Цифры 1, 4, 5, 8 - номера ножек микросхем.

Что касается чертежей ПП. Я всю жизнь печатки рисовал на обычном листе в клеточку - это просто, быстро и удобно, особенно подгонять размеры при наличии реальных деталей. Для меня не было проблемой разработать двухстороннюю ПП на 10-15 корпусах ИМС. Поэтому, специальным приложениям для рисования ПП я не обучен.
В Visio нарисовал впервые и только для статьи.

<
  • Гражданин
28 ноября 2017 01:24

Сергей / Yamazaki

Ответить
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 151 комментарий
  • 4 публикации
 
Использование двух ступеней ограничения сигнала представляется странным и избыточным.
Допустим, первый каскад срезает сигнал на 0.7в, А второй на 0.6в
Тогда работа первого на конечный результат не влияет.
Или же, всё наоборот: первый срезает на 0.6, второй на 0.7.
Тогда на второй не придет сигнал того уровня, на который он настроен, он будет бездействовать. Короче, должно быть достаточно одной ступени ограничения.
Или может быть я чего-то не понимаю?

<
  • Гражданин
28 ноября 2017 11:48

Александр Мячин / alex-miatchin

Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 61 комментарий
  • 9 публикаций
 
Yamazaki,
Сергей, я думаю, искажения суммируются, что подтверждается практически на слух.

<
  • Гражданин
28 ноября 2017 11:51

Андрей / mao-sin

Ответить
  • С нами с 21.08.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 9 комментариев
  • 1 публикация
 
Да, двуступенчатое ограничение излишне. Есть немного другой вариант ограничения: диоды в ООС ограничивают на уровне 0,7В (или 1,6В с красными светодиодами), а далее пассивный ограничитель (резистор с выхода ОУ и два встречно-параллельных диода на общий провод) или на германиевых/шоттки (0,25В) или на кремниевых (0,7В, если предыдущее ограничение было светодиодами). Выходной сигнал становится ближе к меандру, но требуется хороший темброблок, срезать лишние ВЧ гармоники.

<
  • Гражданин
28 ноября 2017 15:43

Михаил / Godin0104

Ответить
  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 116 комментариев
  • 5 публикаций
 
Не Александр эту схему придумывал, он очень наглядно показал, что замысел и реальность могут очень разниться.
Я бы и не собрался.

Многоступенчатое ограничение широко применяется, но реализуется различно. На практике гитаристы используют совсем даже не две ступени ограничения, а больше. Это каждый этап усиления гитарного сигнала, включая выходной каскад, в совокупности и дающее "жирный" гитарный саунд, так желаемый многими гитаристами.

И совсем непросто засунуть в одну коробочку весь звук от входного каскада до перегруженного выхода лампового усилителя.

По-этому, Александру - большое спасибо!

<
  • Гражданин
28 ноября 2017 18:21

Александр Мячин / alex-miatchin

Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 61 комментарий
  • 9 публикаций
 
Михаил, спасибо за поддержку! А по поводу GATEирования есть какие-либо идеи? Кто-то еще ломал об него зубы?

<
  • Гражданин
30 ноября 2017 14:27

Михаил / Godin0104

Ответить
  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 116 комментариев
  • 5 публикаций
 
Александр, я сам шумоподавители, включая пороговые, не делал. Видел правда отельные приставки. Думаю, что не стоит переживать, что gate не заработал хорошо.

Мои соображения по этому вопросу с точки зрения гитариста.
1.Шумоподавители неизбежно крадут динамику аналогично компрессорам - лимитерам.
2. Даже при высоких уровнях ограничения их работа заметна если не маскируется более громкими звуками.
3. При невысоких уровнях гейна совершенно не нужны.
4. Исполнительские приемы позволяют компенсировать фактор шума.
5. Многие известные гитаристы работающие в т.н. "тяжелых" стилях не используют, вопреки распространенному мнению, высокие уровни гейна.
6. Мне кажется более рациональным добиваться сустейна поэтапно.

Еще раз спасибо за вашу работу!

<
  • Главный редактор
1 декабря 2017 14:14

Игорь Котов / Datagor

Ответить
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 790 комментариев
  • 268 публикаций
 
Гениальность разрекламированного на Дайфэктори гейта в музыкальном плане нам показалась весьма преувеличеной. После первого включения приставка сразу заработала, но мы долго не могли понять, в чём же прелесть гейтирования.

Александр, не совсем понятно, что вы ожидали "услышать" от Гейта. music
Как я понял, суть блока GATE в том, чтобы давить посторонние звуки/фон при отсутствии звукоизвлечения. Струны упокоились - блок заткнулся. А потенциометром накручивается порог срабатывания этого фоно-и-шумоподавителя.
И если гейт действует, то вы должны были услышать тишину когда струны в покое.

<
  • Гражданин
1 декабря 2017 21:17

Александр Мячин / alex-miatchin

Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 61 комментарий
  • 9 публикаций
 
Datagor,
Мне кажется, основная задача Гейта не шумоподавление в паузах (тем более странно слышать на видеориликах сильный фон при положении ручки Гейт в секторе до 12 часов), а ограничение длительности сигнала в зависимости от установленного режима биполярного транзистора переменником Гейт. На видеообзорах фирменного Морфеуса при положении ручки Гецт выше среднего отчетливо слышно, как сигнал после щипка струны затухает быстрее. Вот этого эффекта я и не смог добиться, получалась какая-то "каша".

<
  • Гражданин
2 декабря 2017 01:27

Виталий / Vitaliy75

Ответить
  • С нами с 17.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 9 публикаций
 
Звучание получилось вполне нормальное. Конструкция и оформление - тоже однозначно плюсую.
Гейт - это всё-таки шумоподавитель, чтобы вы там не говорили. В переводе с английского Gate - ворота, шлюз, то есть он пропускает только полезный сигнал. По указанной Вами ссылке подробно описана его работа, внимательно и вдумчиво прочитайте. Вкратце можно описать так: транзистор Т1 детектирует входной сигнал, и через диод D5 управляет полевиком Q1 на выходе схемы. Если на входе сигнал меньше определённого порога, задаваемого регулятором GATE, то полевик закрывается и не пропускает сигнал на выход.

<
  • Гражданин
2 декабря 2017 01:33

Виталий / Vitaliy75

Ответить
  • С нами с 17.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 9 публикаций
 
Ещё хочу сказать свою точку зрения по коммутации сигнала.
Коммутация сигнала здесь не совсем правильная. Хоть у микросхемы и высокое входное сопротивление, но в режиме обхода (байпаса) будет влияние на чистый сигнал. Особенно это касается тех случаев, когда в цепи включено много примочек и все они подключены аналогичным образом. Рекомендую сделать True Bypass (правильный обход) по следующей схеме:

В режиме байпаса вход примочки закорачивается на землю, а выход разрывается. Особенно эта схема актуальна для примочек "DISTORTION", у которых, как правило, большое усиление (гейн). Здесь задействуются обе контактные группы кнопки. Если нужна ещё индикация включения, необходимо применить кнопку с тремя контактными группами - 3PDT. Третьей группой контактов коммутируется светодиод. Если нет возможности купить такую кнопку, то можно собрать один из вариантов "Millenium". Я, например, собирал по такой схеме:

Работает нормально. Плюсы: 1.True Bypass 2.Простая схема 3.Применяется обычная кнопка DPDT.
А использовать контакты кнопки для коммутации питания эффекта нерационально. Во первых, ток потребления небольшой, и экономии это не даст. Во вторых, при включении-выключении будут переходные процессы, которые будут влиять на сигнал не лучшим образом.

<
  • Главный редактор
4 декабря 2017 18:12

Игорь Котов / Datagor

Ответить
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 790 комментариев
  • 268 публикаций
 
Александр, ещё уточнение по плате.
Разноцветность дорожек (зеленый, красный, синий) несёт какую-то смысловую нагрузку?

<
  • Гражданин
4 декабря 2017 21:23

Виталий / Vitaliy75

Ответить
  • С нами с 17.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 9 публикаций
 
Отвечу за Александра, с вашего позволения. Синий цвет: земля, красный: +9V, оранжевый: +4,5V, зелёный: всё остальное. Сделано так, наверное, для удобства разводки дорожек.

<
  • Гражданин
4 декабря 2017 23:40

Александр Мячин / alex-miatchin

Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 61 комментарий
  • 9 публикаций
 
Виталий, спасибо, все именно так!

Коричневые линии - перемычки.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.