Здравствуйте, уважаемые датагорцы!
Заняться изготовлением такого музыкального устройства меня побудил мой старший зять. У него за плечами музыкальное образование и опыт игры в ансамбле, а ещё у него в наличии разные гитары, «примочки» и музпроцессоры. Всё это играет через гитарный ламповый комбик.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Схема с Дайфэктори у меня не взлетела
Взглянув на схему и почитав её описание на сайте diyfactory.ru я решил, а почему бы и нет.Сразу оговорюсь, что это мой первый опыт конструирования музыкальных устройств, искажающих звук. Обычно я делаю всё наоборот, и стремлюсь, чтобы звук был линейным.
Печатку я разработал свою, т. к. не люблю подгонять имеющиеся детали под шаблонную печать. Чертеж платы в MS VISIO и картинкой есть в разделе файлов.
Кроме того, считаю, что такие элементы, как переменники, кнопки (нажимаемые ногой) и разъемы лучше на плату не устанавливать – чревато поломкой или разрушением пайки и дорожек.
↑ Выпиливаем «GATE»
Гениальность разрекламированного на Дайфэктори гейта в музыкальном плане нам показалась весьма преувеличеной. После первого включения приставка сразу заработала, но мы долго не могли понять, в чём же прелесть гейтирования.На слух звук был очень неприятный и сильно искаженный по амплитуде. При минимальном положении ручки «GATE» гейтирование продолжалось, а при максимальном – звучание было уж очень смазанное и неразборчивое.
Сначала грешил на транзисторы, особенно на полевик, где складываются два сигнала. Менял оба, использовал и родные, как на схеме, и отечественные. Кстати, полевик КП103Г и даже биполяр КТ3102 тоже годятся.
Снизить порог гейта в минимуме удалось притянув базу Т1 к «земле» (резистор R23 - 1…3 кОм), но всё равно звучание не устраивало. Регулятор драйва тоже работал неясно, ручка тембра почти не оказывала влияния на сигнал. Не удавалось добиться сбалансированного сложения сигналов на полевике.
Я далек от понимания правильного звучания гитарных примочек и оценивал работу устройства инструментально, опираясь на измеряемые параметры и осциллограммы. Мой зять напротив — оценивал ушами. Таким образом, коллегиально мы пришли к выводу, что «GATE» довольно мутная штука и вряд ли от неё будет толк. Я честно пытался довести его до ума (чтобы звучал как в видеороликах из интернета). Использовал разные типы транзисторов, менял режим смещения Т1 и пр. Но всё тщетно.
Короче, решили мы от гейта отказаться.
↑ Допиливаем «DRIVE»
Ещё нам показалось, что «драйва» (он же «гейн») маловато, даже несмотря на присутствие двух идентичных каскадов ограничения сигнала. При максимально выкрученной ручке «DRIVE» ограничение сигнала (distortion) выглядело не таким «тяжелым» и «металлическим», как хотелось бы.Попробовал добавить в каскады усиления, но увеличение номиналов резисторов R6 и R10 до 30…40 кОм приводило к возбуждению. Решение пришло быстро. Так как от гейта мы отказались, то высвободившийся переменник «GATE» превратился во второй «DRIVE» и включился в цепь между +4.5 В и R11. Теперь возможности регулирования расширились.
↑ Побеждаем разность амплитуды
Ещё выявилась неодинаковая амплитуда сигнала на выходе при включенном и отключенном устройстве. Как оказалось, это типичная болезнь, даже у промышленных гитарных примочек. Вылечить её удалось установкой дополнительного резистора 100 кОм между конденсатором С13 и переменником «LEVEL».↑ Схема урезанного «Морфеуса»
Чтобы не демонтировать «лишние» элементы гейта, я просто выпаял из схемы оба транзистора и диод Д5, а левый вывод С13 соединил с выводом 1 ОУ IC3А.Таким образом, схема урезанного «Морфеуса» приобрела следующий вид:
Красным цветом обведено то, от чего пришлось отказаться, зеленым – дополнительные элементы и соединения.
Из схемы также выкинул некоторые лишние конденсаторы в цепи питания, а вторую группу контактов ножного переключателя использовал для подачи +9 В.
↑ О конструкции
Все потроха вместились в алюминиевый корпус Gainta 114х64х55.После сверловки отверстий корпус покрасил черной матовой краской из баллончика. Облицовку нарисовал в Фотошопе, распечатал, заламинировал, наклеил, прижал гайками.
↑ Сэмплы «Morpheus G2D» без гейта
Зять наиграл с разными настройками. Можно послушать сайте или скачать.Запись на мобильник не давала желаемого качества, поэтому сэмпл записали на следующем оборудовании:
• гитара Ibanez MMM1 Baritone;
• педаль Morpheus G2D;
• ламповый комбоусилитель Yerasov GTA15;
• звук снят микрофоном AKG D680S;
• звуковая карта Focusrite Saphire 6.
🎁morfeus.mp3 5.28 Mb ⇣ 41
↑ Файлы
В архиве ПП в формате MS Visio и просто картинкой в MS Word (в натуральный размер). Понимаю, что формат не популярный. Если кто перерисует - сигнальте в комменты, прикрепим к статье.🎁datagor.ru-morpheus-g2d.7z 736.88 Kb ⇣ 43
Архив оригинальной статьи и ПП.
🎁diyfactory.ru-g2d-morpheus.7z 318.54 Kb ⇣ 31
↑ Заключение
Поковыряться с этой штукой было интересно. Жаль, что не удалось реализовать полностью все функции примочки и прочувствовать все прелести гейтирования.Поэтому, если кто-нибудь уже собирал такую примочку и имеет положительный практический опыт, поделитесь впечатлениями в комментах, буду признателен.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.