Начало » Звук для музыкантов » Гитарная примочка по мотивам «Morpheus G2D». Сэмпл в комплекте

 
 
 

Гитарная примочка по мотивам «Morpheus G2D». Сэмпл в комплекте

📆27.11.17 🙋alex-miatchin 👀5 252 💬17

Здравствуйте, уважаемые датагорцы!
Заняться изготовлением такого музыкального устройства меня побудил мой старший зять. У него за плечами музыкальное образование и опыт игры в ансамбле, а ещё у него в наличии разные гитары, «примочки» и музпроцессоры. Всё это играет через гитарный ламповый комбик.

Схема с Дайфэктори у меня не взлетела

Взглянув на схему и почитав её описание на сайте diyfactory.ru я решил, а почему бы и нет.

Оригинальная схема «Morpheus G2D»


Сразу оговорюсь, что это мой первый опыт конструирования музыкальных устройств, искажающих звук. Обычно я делаю всё наоборот, и стремлюсь, чтобы звук был линейным.

Печатку я разработал свою, т. к. не люблю подгонять имеющиеся детали под шаблонную печать. Чертеж платы в MS VISIO и картинкой есть в разделе файлов.




Кроме того, считаю, что такие элементы, как переменники, кнопки (нажимаемые ногой) и разъемы лучше на плату не устанавливать – чревато поломкой или разрушением пайки и дорожек.


Выпиливаем «GATE»

Гениальность разрекламированного на Дайфэктори гейта в музыкальном плане нам показалась весьма преувеличеной. После первого включения приставка сразу заработала, но мы долго не могли понять, в чём же прелесть гейтирования.
На слух звук был очень неприятный и сильно искаженный по амплитуде. При минимальном положении ручки «GATE» гейтирование продолжалось, а при максимальном – звучание было уж очень смазанное и неразборчивое.

Сначала грешил на транзисторы, особенно на полевик, где складываются два сигнала. Менял оба, использовал и родные, как на схеме, и отечественные. Кстати, полевик КП103Г и даже биполяр КТ3102 тоже годятся.

Снизить порог гейта в минимуме удалось притянув базу Т1 к «земле» (резистор R23 - 1…3 кОм), но всё равно звучание не устраивало. Регулятор драйва тоже работал неясно, ручка тембра почти не оказывала влияния на сигнал. Не удавалось добиться сбалансированного сложения сигналов на полевике.

Я далек от понимания правильного звучания гитарных примочек и оценивал работу устройства инструментально, опираясь на измеряемые параметры и осциллограммы. Мой зять напротив — оценивал ушами. Таким образом, коллегиально мы пришли к выводу, что «GATE» довольно мутная штука и вряд ли от неё будет толк. Я честно пытался довести его до ума (чтобы звучал как в видеороликах из интернета). Использовал разные типы транзисторов, менял режим смещения Т1 и пр. Но всё тщетно.

Короче, решили мы от гейта отказаться.

Допиливаем «DRIVE»

Ещё нам показалось, что «драйва» (он же «гейн») маловато, даже несмотря на присутствие двух идентичных каскадов ограничения сигнала. При максимально выкрученной ручке «DRIVE» ограничение сигнала (distortion) выглядело не таким «тяжелым» и «металлическим», как хотелось бы.

Попробовал добавить в каскады усиления, но увеличение номиналов резисторов R6 и R10 до 30…40 кОм приводило к возбуждению. Решение пришло быстро. Так как от гейта мы отказались, то высвободившийся переменник «GATE» превратился во второй «DRIVE» и включился в цепь между +4.5 В и R11. Теперь возможности регулирования расширились.

Побеждаем разность амплитуды

Ещё выявилась неодинаковая амплитуда сигнала на выходе при включенном и отключенном устройстве. Как оказалось, это типичная болезнь, даже у промышленных гитарных примочек. Вылечить её удалось установкой дополнительного резистора 100 кОм между конденсатором С13 и переменником «LEVEL».

Схема урезанного «Морфеуса»

Чтобы не демонтировать «лишние» элементы гейта, я просто выпаял из схемы оба транзистора и диод Д5, а левый вывод С13 соединил с выводом 1 ОУ IC3А.
Таким образом, схема урезанного «Морфеуса» приобрела следующий вид:

Красным цветом обведено то, от чего пришлось отказаться, зеленым – дополнительные элементы и соединения.
Из схемы также выкинул некоторые лишние конденсаторы в цепи питания, а вторую группу контактов ножного переключателя использовал для подачи +9 В.

О конструкции

Все потроха вместились в алюминиевый корпус Gainta 114х64х55.

После сверловки отверстий корпус покрасил черной матовой краской из баллончика. Облицовку нарисовал в Фотошопе, распечатал, заламинировал, наклеил, прижал гайками.

Шаблон облицовки


Общий вид примочки в корпусе


Вид на гнёзда


Сэмплы «Morpheus G2D» без гейта

Зять наиграл с разными настройками. Можно послушать сайте или скачать.
Запись на мобильник не давала желаемого качества, поэтому сэмпл записали на следующем оборудовании:
• гитара Ibanez MMM1 Baritone;
• педаль Morpheus G2D;
• ламповый комбоусилитель Yerasov GTA15;
• звук снят микрофоном AKG D680S;
• звуковая карта Focusrite Saphire 6.

morfeus.mp3 🕗 27/11/17 ⚖️ 5,28 Mb ⇣ 33

Файлы

В архиве ПП в формате MS Visio и просто картинкой в MS Word (в натуральный размер). Понимаю, что формат не популярный. Если кто перерисует - сигнальте в комменты, прикрепим к статье.
datagor.ru-morpheus-g2d.7z 🕗 27/11/17 ⚖️ 736,88 Kb ⇣ 35

Архив оригинальной статьи и ПП.
diyfactory.ru-g2d-morpheus.7z 🕗 27/11/17 ⚖️ 318,54 Kb ⇣ 23

Заключение

Поковыряться с этой штукой было интересно. Жаль, что не удалось реализовать полностью все функции примочки и прочувствовать все прелести гейтирования.
Поэтому, если кто-нибудь уже собирал такую примочку и имеет положительный практический опыт, поделитесь впечатлениями в комментах, буду признателен.

Спасибо за внимание!
Александр Мячин (alex-miatchin)
Санкт-Петербург
Профиль alex-miatchin
С паяльником дружу с 15 лет. Монтажник РЭА в 1984г. Радиоинженер в 1989г (ЛВВИУС им. Ленсовета) - специальность «Радиосвязь».
Служба в ВС РФ по специальности до 2000г.

Начинал своё хобби с простых транзисторных схем усилков, цветомузыки и прочего, что печаталось в «Радио».

Двадцать лет назад собрал свой первый двухкассетник.
С 1996г. увлёкся ламповыми схемами.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 25 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Рисуем платы в Sprint-Layout правильно с первых шагов... Все мы любим собирать схемы, но далеко не все хотят и умеют разводить печатные платы. Чаще всего мы...
Схема на Датагоре. Новая статья Гитарная примочка «Double D» — двухканальный дисторшн на CD4049. Сэмплы... Привет, друзья! Хочу рассказать о своем опыте конструирования гитарной примочки на микросхеме...
Схема на Датагоре. Новая статья Примочка с эмуляцией лампового звука на полевых транзисторах... Однажды утром меня посетила мысль собрать что-нибудь гитарное. Только не ламповое, как обычно, а на...
Схема на Датагоре. Новая статья Удивительное путешествие внутрь примочки CROCK Super Metal с курьёзом и восстановлением схемы по печатке... Доброго дня всем! Вот, недавно мне в руки попалась гитарная примочка Super Metal SM-3 не очень...
Схема на Датагоре. Новая статья Кодовый замок на микроконтроллере AVR ATTINY2313... Работаю я электромонтером в районе Крайнего Севера. Зимой у нас всегда возникала проблема,...
Схема на Датагоре. Новая статья Tillman's FET Guitar Preamp: активная электроника в гитаре Yamaha Pacifica... В этой статье хочу рассказать о своём опыте оснащения электрогитары преампом Дональда Тиллмана (J....
Схема на Датагоре. Новая статья Гитарная примочка DOD Death Metal... Собирал некоторые примочи (Krank, Marshall Guvnor и т.д.) и понял: хорошая схема - сложная схема, в...
Схема на Датагоре. Новая статья Про стоматолога, корейский маркер и печатную плату... Здравствуйте и сильно не ругайте (т. к. я здесь недавно, да и не местный). Наверное, у каждого...
Схема на Датагоре. Новая статья Хайгейновая гитарная примочка на микросхеме LM386... Эта микросхема является усилителем мощности, в данном случае на ней выполняется перегруз сигнала, а...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой гитарный DINO DISTORTION от SLAYER... Многие музыканты — паяльщики собирают для себя, и не только для себя различные гитарные примочки....
Схема на Датагоре. Новая статья Электровакуумные приборы и основы их конструирования. Гуртовник и др.... Электровакуумные приборы и основы их конструирования. Гуртовник и др. Препарирование...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования. Климов Д.А.... Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования. Климов Д.А., МРБ, 2002г. В книге изложены...
 

Общаемся по статье 💬

«Гитарная примочка по мотивам «Morpheus G2D». Сэмпл в комплекте»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 1 от 27-11-17, 18:41.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 244 комментария
  • 273 публикации
 
Александр, привет!
Требуются ваши пояснения к вашему очень нетривиальному, кхм, чертежу ПП.
wacko
Что там за циферки понатыканы, с чем соотносятся? На делатях худо-бедно могу предположить, что это позиционные номера со схемы (с какой точно?).

А на падах что за циферки? Они куда ведут? :bye:

И вопросец для общего развития: вы всегда ПП в MS Visio разводите или владеете другими специализированными программами? Мне думается, что в Визио это как-то трудновато.

<

alex-miatchin

Александр Мячин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 2 от 27-11-17, 19:37.
Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • 71 комментарий
  • 9 публикаций
 
Здравствуйте уважаемые сограждане! Большое спасибо Игорю за редактирование статьи.

Даю пояснения к возникшим вопросам.
На рисунке ПП цифры внутри элементов или рядом - позиционные обозначения в соответствии с оригинальной схемой. Цифры 1, 4, 5, 8 - номера ножек микросхем.

Что касается чертежей ПП. Я всю жизнь печатки рисовал на обычном листе в клеточку - это просто, быстро и удобно, особенно подгонять размеры при наличии реальных деталей. Для меня не было проблемой разработать двухстороннюю ПП на 10-15 корпусах ИМС. Поэтому, специальным приложениям для рисования ПП я не обучен.
В Visio нарисовал впервые и только для статьи.

<

Yamazaki

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 28-11-17, 1:24.
Ответить
  • С нами с 2.07.2009
  • 185 комментариев
  • 10 публикаций
 
Использование двух ступеней ограничения сигнала представляется странным и избыточным.
Допустим, первый каскад срезает сигнал на 0.7в, А второй на 0.6в
Тогда работа первого на конечный результат не влияет.
Или же, всё наоборот: первый срезает на 0.6, второй на 0.7.
Тогда на второй не придет сигнал того уровня, на который он настроен, он будет бездействовать. Короче, должно быть достаточно одной ступени ограничения.
Или может быть я чего-то не понимаю?

<

alex-miatchin

Александр Мячин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 28-11-17, 11:48.
Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • 71 комментарий
  • 9 публикаций
 
Yamazaki,
Сергей, я думаю, искажения суммируются, что подтверждается практически на слух.

<

mao-sin

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 28-11-17, 11:51.
Ответить
  • С нами с 21.08.2008
  • 9 комментариев
  • 1 публикация
 
Да, двуступенчатое ограничение излишне. Есть немного другой вариант ограничения: диоды в ООС ограничивают на уровне 0,7В (или 1,6В с красными светодиодами), а далее пассивный ограничитель (резистор с выхода ОУ и два встречно-параллельных диода на общий провод) или на германиевых/шоттки (0,25В) или на кремниевых (0,7В, если предыдущее ограничение было светодиодами). Выходной сигнал становится ближе к меандру, но требуется хороший темброблок, срезать лишние ВЧ гармоники.

<

Godin0104

Михаил Резниченко Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 28-11-17, 15:43.
Ответить
  • С нами с 10.02.2010
  • 120 комментариев
  • 5 публикаций
 
Не Александр эту схему придумывал, он очень наглядно показал, что замысел и реальность могут очень разниться.
Я бы и не собрался.

Многоступенчатое ограничение широко применяется, но реализуется различно. На практике гитаристы используют совсем даже не две ступени ограничения, а больше. Это каждый этап усиления гитарного сигнала, включая выходной каскад, в совокупности и дающее "жирный" гитарный саунд, так желаемый многими гитаристами.

И совсем непросто засунуть в одну коробочку весь звук от входного каскада до перегруженного выхода лампового усилителя.

По-этому, Александру - большое спасибо!

<

alex-miatchin

Александр Мячин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 28-11-17, 18:21.
Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • 71 комментарий
  • 9 публикаций
 
Михаил, спасибо за поддержку! А по поводу GATEирования есть какие-либо идеи? Кто-то еще ломал об него зубы?

<

Godin0104

Михаил Резниченко Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 30-11-17, 14:27.
Ответить
  • С нами с 10.02.2010
  • 120 комментариев
  • 5 публикаций
 
Александр, я сам шумоподавители, включая пороговые, не делал. Видел правда отельные приставки. Думаю, что не стоит переживать, что gate не заработал хорошо.

Мои соображения по этому вопросу с точки зрения гитариста.
1.Шумоподавители неизбежно крадут динамику аналогично компрессорам - лимитерам.
2. Даже при высоких уровнях ограничения их работа заметна если не маскируется более громкими звуками.
3. При невысоких уровнях гейна совершенно не нужны.
4. Исполнительские приемы позволяют компенсировать фактор шума.
5. Многие известные гитаристы работающие в т.н. "тяжелых" стилях не используют, вопреки распространенному мнению, высокие уровни гейна.
6. Мне кажется более рациональным добиваться сустейна поэтапно.

Еще раз спасибо за вашу работу!

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 9 от 01-12-17, 14:14.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 244 комментария
  • 273 публикации
 
  Гениальность разрекламированного на Дайфэктори гейта в музыкальном плане нам показалась весьма преувеличеной. После первого включения приставка сразу заработала, но мы долго не могли понять, в чём же прелесть гейтирования.

Александр, не совсем понятно, что вы ожидали "услышать" от Гейта. music
Как я понял, суть блока GATE в том, чтобы давить посторонние звуки/фон при отсутствии звукоизвлечения. Струны упокоились - блок заткнулся. А потенциометром накручивается порог срабатывания этого фоно-и-шумоподавителя.
И если гейт действует, то вы должны были услышать тишину когда струны в покое.

<

alex-miatchin

Александр Мячин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 01-12-17, 21:17.
Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • 71 комментарий
  • 9 публикаций
 
Datagor,
Мне кажется, основная задача Гейта не шумоподавление в паузах (тем более странно слышать на видеориликах сильный фон при положении ручки Гейт в секторе до 12 часов), а ограничение длительности сигнала в зависимости от установленного режима биполярного транзистора переменником Гейт. На видеообзорах фирменного Морфеуса при положении ручки Гецт выше среднего отчетливо слышно, как сигнал после щипка струны затухает быстрее. Вот этого эффекта я и не смог добиться, получалась какая-то "каша".

<

Vitaliy75

Виталий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 11 от 02-12-17, 1:27.
Ответить
  • С нами с 17.12.2011
  • 32 комментария
  • 9 публикаций
 
Звучание получилось вполне нормальное. Конструкция и оформление - тоже однозначно плюсую.
Гейт - это всё-таки шумоподавитель, чтобы вы там не говорили. В переводе с английского Gate - ворота, шлюз, то есть он пропускает только полезный сигнал. По указанной Вами ссылке подробно описана его работа, внимательно и вдумчиво прочитайте. Вкратце можно описать так: транзистор Т1 детектирует входной сигнал, и через диод D5 управляет полевиком Q1 на выходе схемы. Если на входе сигнал меньше определённого порога, задаваемого регулятором GATE, то полевик закрывается и не пропускает сигнал на выход.

<

Vitaliy75

Виталий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 02-12-17, 1:33.
Ответить
  • С нами с 17.12.2011
  • 32 комментария
  • 9 публикаций
 
Ещё хочу сказать свою точку зрения по коммутации сигнала.
Коммутация сигнала здесь не совсем правильная. Хоть у микросхемы и высокое входное сопротивление, но в режиме обхода (байпаса) будет влияние на чистый сигнал. Особенно это касается тех случаев, когда в цепи включено много примочек и все они подключены аналогичным образом. Рекомендую сделать True Bypass (правильный обход) по следующей схеме:

В режиме байпаса вход примочки закорачивается на землю, а выход разрывается. Особенно эта схема актуальна для примочек "DISTORTION", у которых, как правило, большое усиление (гейн). Здесь задействуются обе контактные группы кнопки. Если нужна ещё индикация включения, необходимо применить кнопку с тремя контактными группами - 3PDT. Третьей группой контактов коммутируется светодиод. Если нет возможности купить такую кнопку, то можно собрать один из вариантов "Millenium". Я, например, собирал по такой схеме:

Работает нормально. Плюсы: 1.True Bypass 2.Простая схема 3.Применяется обычная кнопка DPDT.
А использовать контакты кнопки для коммутации питания эффекта нерационально. Во первых, ток потребления небольшой, и экономии это не даст. Во вторых, при включении-выключении будут переходные процессы, которые будут влиять на сигнал не лучшим образом.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 13 от 04-12-17, 18:12.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 244 комментария
  • 273 публикации
 
Александр, ещё уточнение по плате.
Разноцветность дорожек (зеленый, красный, синий) несёт какую-то смысловую нагрузку?

<

Vitaliy75

Виталий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 04-12-17, 21:23.
Ответить
  • С нами с 17.12.2011
  • 32 комментария
  • 9 публикаций
 
Отвечу за Александра, с вашего позволения. Синий цвет: земля, красный: +9V, оранжевый: +4,5V, зелёный: всё остальное. Сделано так, наверное, для удобства разводки дорожек.

<

alex-miatchin

Александр Мячин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 04-12-17, 23:40.
Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • 71 комментарий
  • 9 публикаций
 
Виталий, спасибо, все именно так!

Коричневые линии - перемычки.

<

Евгений

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 16 от 21-01-18, 19:19.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Нормально в этой схеме работает ГЕЙТ. Я сам музыкант и электронщик. Давно разные педальки собираю. Эту схему в исходном виде собрал пока пробно и "по чёрному" (в навес между переменниками для пробы).

И кстати, действительно желательно воткнуть резистор 100к для выравнивания сигнала.

А что касается гейта, то он так и должен работать. Я так понимаю смущает треск при определённой настройке гейта. Это вызвано тем, что звукосниматель, при определённой силе колебаний струны, даёт сигнал, почти равный срабатыванию гейта. Тем самым транзистор находится на границе открытия-закрытия, следовательно получаем срач в звуке.
И ЭТО НОРМАЛЬНО!!!

Я повидал и переделал много педалей, и при аналоговом гейте это неизбежно. Просто нужно подобрать настройки под себя. Сейчас делаю в лайауте разводку этой схемы (у меня будет на двух платах, в связи с особенностью моих фирменных корпусов) Возможно, переделаю в этой схеме тембрблок, уж больно скудноваты настройки. Но это пока в планах.

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.