» » Double D - двухканальный дисторшн на цифровой микросхеме CD4049

 
 
 
12

Double D - двухканальный дисторшн на цифровой микросхеме CD4049

Разместил dm_smazzy 13 июля 2013. Просмотров: 12 374


Привет, друзья!
Хочу рассказать о своем опыте конструирования гитарной примочки на микросхеме CD4049 (аналог 561ЛН2) под названием Double D с зарубежного гитарного сайта Runoffgroove.

Схема, сборка, настройка


На сайте есть примеры звучания и я решил, что надо самому собрать и послушать. В электронике я, так скажем, новичек, но простую рабочую схему повторить могу. Первое, что подкупало – это функционал. Заявлено, что на одной микросхеме строится два независимых канала. У одного из них звук только слегка окрашен, а у второго уже более серьезный перегруз. Во-вторых данная микросхема не аналоговая, а цифровая, что тоже интересно.

Вначале делаю печатку и запаиваю все компоненты

Подстроечный резистор, который на схеме называется «trim» и который вы видите на плате, был впоследствии заменен на постоянный резистор номиналом 1,1Ком.

Заработало все сразу, но с настройкой пришлось повозиться. В основном все номиналы элементов такие же, как на схеме. Единственное отличие – резистор номиналом 1М в цепи обратной связи между 14 и 15 ногами микросхемы. Сначала я поставил именно такой и на выходе получил полную лажу, создавалось впечатление, что канал запирается во время атаки звука, а потом звук появлялся.

Опытным путем неприятность удалось устранить путем уменьшения сопротивления до 1К. В процессе настройки я понял, что именно этот резистор очень сильно влияет на звук, на его тяжесть и окраску, поэтому я сделал его переменным и вывел наружу.

У меня он номиналом 1К и подключен так: крайняя нога — средняя нога. От любой ноги можно еще поставить резистор 2-5К, тогда звук будет еще более «мясной», но у меня, когда корпус собран, на максимуме уже «заводится». Это потому, что слишком близко переменник к печатке. Но если удастся конструктивно печатку подальше от переменников разместить, то ставьте больше.

Корпус для примочки куплен в чипе-дипе, он, правда, пластмассовый, но других в наших краях не водится, только под заказ. Фольгой изнутри проклеил для экрана, на землю посадил, но, если, честно, в этом нет необходимости – фон и так минимальный, на удивление даже. Ножного переключателя с двумя группами контактов тоже не нашел, поэтому пока так.

По расположению ручек нижние две – это канал «Jiggle», а верхние три – канал «bounce». Питается все это дело от стабилизированного источника питания на 9В.

Теперь о звуке. Сэмплы

Незадолго до «дабла» я собрал замечательный во всех отношениях гитарный пред «Томато», и он пришелся как нельзя кстати. К моему большому удивлению оказалось, что канал «Jiggle» звучит как эмулятор то ли лампового каскада, то ли лампового комбика. Вот «заслуженный артист», с которым будем сравнивать


Запись всех звуковых примеров проводилась так:
гитара → примочка → маленький китайский комбик → микрофон Sure 58 → пульт Behringer Xenix 1202 → звуковая карта Juli@ → Adobe Audition 1.5.

По настройкам во всех записях все ручки в линию, никакой эквализации даже в миксах, ничего не чистил, громкость комбика не большая (соседей жалко) и у комбика нет ручки gain, т.е. если где и подгрузили, то на удачу.

sample 1
Итак, первый пример, подряд три фрагмента – чистый звук без примочек, затем томат, затем дабл (датчик бридж):
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2013-06/1372590001_clean-tomato-double-d.mp3]
Из этого примера слышно, что тембр, который эмулирует Double D, очень похож на ламповый Tomato. Причем как на минимальных положениях ручек, так и на максимальных. Единственное, «дабл» несколько проигрывает «томату» по прозрачности в верхах, но по-моему в этом виновата не микросхема, а маленькие желтые гады, которых вы видели на фото…и которых НЕТ в моем «томате».

sample 2
Double D в миксе (без эквализации, то же, что в первом примере, только нэковый датчик):
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2013-06/1372590054_moon-river-double-d.mp3]
Не мог не заметить, что когда пишешь через комбик с примочкой, а не через процессор, гитара по-любому встает в микс. Здесь ничего вообще не крутил, ревер программный добавил, по громкости чуть свел и все.

sample 3
Идем дальше, канал bounce, просто риффы (бридж, все ручки «дабла» на всю, без обработки):
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2013-06/1372590093_primery-riffov-double-d.mp3]

sample 4
Кусочек соло double d в миксе (бридж, ручки на всю, тембр получается довольно необычный):
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2013-06/1372590020_steve-vai-double-d.mp3]

При записи использована гитара Ibanez Prestige со среднеюзаными струнами. Понимаю, что для чистого звука это не совсем подходит, и мы знаем, для чего эта гитара предназначена. Тем не менее для сравнения и понимания пойдет. Судя по всему, в канале bounce у меня с такими номиналами степень тяжести получилась самая легкая. Нужно в цепи обратной связи третьего каскада больше сопротивление ставить, чем 1К, но у меня начинает заводиться сразу.

Хочу заметить, что однажды я принес эту примочку на репетицию, включил ее напрямую в пульт и круто обломался, т.к. канал «bounce» в «линию» плохо звучал, много песка. Можно попробовать спикерсим после нее воткнуть, может тогда и запоет. А вот  канал «Jiggle» как раз можно использовать как спикерсим, красота!

И еще. В первоисточнике говорится о том, что номиналы деталей можно попробовать поменять и поискать, что еще можно выжать из этой схемы. Так что желаю всем успехов, потенциал у схемы большой!

Источники и файлы

➽ Чертеж печатки, по которой я делал:
pechatnaya-plata-i-raspolozhenie-detaley.pdf | Файл 216,46 Kb загружен 35 раз.

➽ Полный архив оригинальной статьи:
2-d.7z | Файл 358,73 Kb загружен 24 раз.

Double D - two channel distortion (на английском)
Дмитрий Смазнов (dm_smazzy)
Россия, Смоленск
Профиль dm_smazzy
Мне 30 лет. Профессионально занимаюсь музыкой. Паяльный стаж - 12 лет с большими перерывами, но иногда хочется что-то сделать самому. Из электронных конструкций интересуют УНЧ и "примочки" для гитар. Имею небольшой опыт их построения. Технического образования нет, так что все сам.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 37

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Микрофонный ламповый предусилитель на 6Ж32П (EF86) и трансформаторах Tesla, с повышающим преобразователем анодного напряжения... Добрый день, уважаемые датагорцы и все любители электроники! Сегодня я представляю вам конструкцию...
Схема на Датагоре. Новая статья Генератор розового шума для тестирования звуковой аппаратуры... У меня с детства в голове сидит понятие о «розовом шуме». Сначала встретил в журнале «Радио»...
Схема на Датагоре. Новая статья Моделирование звучания гитарных примочек в Proteus. Как сделать и прослушать педаль эффектов без паяльника... Привет, друзья! Вероятно, каждый хоть разок да провел ночь с паяльником в руках среди клубов...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель для наушников на специализированной микросхеме TPA6120... Давно хотел сделать отдельный усилитель для наушников — все не было времени, хотя наушники уже...
Схема на Датагоре. Новая статья TA7317P – микросхема для устройств защиты акустических систем... Усилители мощности с двуполярным питанием должны иметь узел для защиты подключаемых к ним...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой преамп Tomato... Преамп «Томато», наверное, самый популярный из всех преампов, представленных нашими Российскими...
Схема на Датагоре. Новая статья BOSS MT-2 Metal Zone (оригинал и псевдо-оригинал)... Датагорцы, привет! Выделил время перед днём рождения и подготовил очередную статью про гитарные...
Схема на Датагоре. Новая статья Еще один усилитель на TDA7294... Вот однажды решил сделать себе Hi-Fi усилитель, долго думал, на чём собрать, остановился на TDA...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой первый усилитель. TDA2030 + TDA1524 в корпусе спутникового декодера... У меня давно появилось желание собрать усилитель, пусть простой, но своими руками. Привлекает сам...
Схема на Датагоре. Новая статья Миниатюрный полный USB-RS232 адаптер на CP-2102 для подключения микроконтроллера к компьютеру по USB... В продолжение к теме «Программатор AVR910», про маленькое устройство, хочу предоставить вашему...
Схема на Датагоре. Новая статья Цифровой двухканальный ампер-вольтметр для блока питания на МК PIC16F876... Подобные устройства часто встречаются в бескрайних просторах Интернета. Я решил изготовить свой...
Схема на Датагоре. Новая статья УМЗЧ на TDA7295 и электронный регулятор громкости КА2250 / TC9153... TDA7295, KA2250, TDA2030A, TC9153. Желание сделать качественный усилитель возникло давно. Выбор...
<
  • Главный редактор
13 июля 2013 13:02

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 641 комментарий
  • 261 публикация
 
  • 0
Дима, ты мастер, спасибо за музыку!
Плачу под Мoon river из фильма «Завтрак у Тиффани», 1961г (сэмпл №2) и под неопознанный мной сэмпл №4.
good

<
  • Кандидат
13 июля 2013 14:03

Александр / TonyR

Цитата
  • С нами с 16.09.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Собирал эту педальку с руноффгрува лет 6-7 назад, но меня не впечатлила, но мой друг был в диком восторге, ему и подарил. Звук резковат показался, возможно, из-за замены J201 на КП303.

<
  • Гражданин
13 июля 2013 19:11

Рубен / rubenlukin

Цитата
  • С нами с 15.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 93 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
Цитата: Datagor
под неопознанный мной сэмпл №4.

Игорь, это Steve Vai - Cryin' Machine

<
  • Гражданин
13 июля 2013 20:13

Дмитрий Смазнов / dm_smazzy

Цитата
  • С нами с 21.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Спасибо, Игорь smile Рубен прав, сэмпл 4 - это Cryin' Machine

<
  • Гражданин
13 июля 2013 21:21

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Заработало все сразу, но с настройкой пришлось повозиться. В основном все номиналы элементов такие же, как на схеме. Единственное отличие – резистор номиналом 1М в цепи обратной связи между 14 и 15 ногами микросхемы. Сначала я поставил именно такой и на выходе получил полную лажу, создавалось впечатление, что канал запирается во время атаки звука, а потом звук появлялся.
Опытным путем неприятность удалось устранить путем уменьшения сопротивления до 1К.

Дмитрий! Такое включение КМОП инверторов одно время было в моде т. к. позволяло дёшево иметь в одном корпусе 4-6 квазиОУ. Усиление такого каскада грубо равно отношению сопротивления между выходом и входом "ОУ" к сопр. от вх. "ОУ" до питания. Если нет резистора, его роль выполняет выходное сопротивление предыдущего "ОУ", обычно порядка 1...2 кОм. Получаем для каскада на U1d=220K : 1...2К = 100...200
Слишком много, отсюда и перегруз.
Для каскада на U1e усиление 1Мом : 470K = 2.
Для каскада на U1c усиление 470K : 30 К (в ср. пол. рег. и очень грубо) = 15.
То есть для всех каскадов усиление единицы-десятки, только для U1d сотни. Это или ошибка, или сделано сознательно. Уменьшение усиление на U1e мало что дает. Можно попробовать поиграть с усилением U1d.
Для этого надо поставить переменный резистор единицы-десятки кОм между пр. обкл. конд 220 n и общей точкой выв. 11 U1d и RC цепочкой.
По крайней мере это несложно попробовать.

<
  • Гражданин
13 июля 2013 21:26

Рубен / rubenlukin

Цитата
  • С нами с 15.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 93 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
Чуть не забыл: звук прикольный получился. Вполне имеет право на жизнь.
Подавляющее большинство знакомых гитаристов уже обросли всякими железками, так что вряд ли сяду её паять. А некоторые из них (гитаристов) пришли к однотактнику на 6Н2П + 6П14П + ТВЗ + нормальный гитарный дин wink

<
  • Кандидат
14 июля 2013 00:13

Александр / TonyR

Цитата
  • С нами с 16.09.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Рубен, Вы использовали J201 или меняли на аналогичный по параметрам?

<
  • Гражданин
14 июля 2013 02:30

Дмитрий Смазнов / dm_smazzy

Цитата
  • С нами с 21.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
использовал J201
Рекомендации Сергей / Chugunov последую, если буду комбик покупать, пока на процессоре играю, а примочку эту ради интереса делал

<
  • Гражданин
14 июля 2013 06:41

Рубен / rubenlukin

Цитата
  • С нами с 15.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 93 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
Цитата: TonyR
Рубен, Вы использовали J201 или меняли на аналогичный по параметрам?

Я не собирал и вряд ли буду (уже постил).
Речь о семплах, выложенных автором.

<
  • Гражданин
18 июля 2013 10:46

Александр Калинин / АК-74

Цитата
  • С нами с 8.04.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 21 комментарий
  • 2 публикации
 
  • 0
Ещё раз убеждаюсь, что семплы желательно представлять в миксе. Просто рифы не дают должного представления.
Звучание в семпле №4 напомнило звучание гитары Сантаны. Прикольный звук получился. Автор - молодец!

<
  • Кандидат
4 сентября 2013 03:50

Святослав / MAWROCK

Цитата
  • С нами с 9.08.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
по семплам чет совсем не понравился, сразу какоето отвращение, напоминает мой старий зум(zoom), и вообще цифра ето какби економ вариант, аналог тру

<
  • Главный редактор
6 сентября 2013 01:54

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 641 комментарий
  • 261 публикация
 
  • 0
Спасибо, Святослав / MAWROCK, за прекрасный повод.
Ждём три ваши статьи о сборке правильных тру-примочек. Сэмплы - обязательно.
Это вернет вам право голоса на портале.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.