Начало » Звук для музыкантов » Гитарная примочка «Double D» — двухканальный дисторшн на CD4049. Сэмплы

 
 
 

Гитарная примочка «Double D» — двухканальный дисторшн на CD4049. Сэмплы

13.07.13   dm_smazzy   17 096   13  

Привет, друзья!
Хочу рассказать о своем опыте конструирования гитарной примочки на микросхеме CD4049 (аналог 561ЛН2) под названием Double D с зарубежного гитарного сайта Runoffgroove.

Схема, сборка, настройка


На сайте есть примеры звучания и я решил, что надо самому собрать и послушать. В электронике я, так скажем, новичек, но простую рабочую схему повторить могу. Первое, что подкупало – это функционал. Заявлено, что на одной микросхеме строится два независимых канала. У одного из них звук только слегка окрашен, а у второго уже более серьезный перегруз. Во-вторых данная микросхема не аналоговая, а цифровая, что тоже интересно.

Вначале делаю печатку и запаиваю все компоненты

Подстроечный резистор, который на схеме называется «trim» и который вы видите на плате, был впоследствии заменен на постоянный резистор номиналом 1,1Ком.

Заработало все сразу, но с настройкой пришлось повозиться. В основном все номиналы элементов такие же, как на схеме. Единственное отличие – резистор номиналом 1М в цепи обратной связи между 14 и 15 ногами микросхемы. Сначала я поставил именно такой и на выходе получил полную лажу, создавалось впечатление, что канал запирается во время атаки звука, а потом звук появлялся.

Опытным путем неприятность удалось устранить путем уменьшения сопротивления до 1К. В процессе настройки я понял, что именно этот резистор очень сильно влияет на звук, на его тяжесть и окраску, поэтому я сделал его переменным и вывел наружу.

У меня он номиналом 1К и подключен так: крайняя нога — средняя нога. От любой ноги можно еще поставить резистор 2-5К, тогда звук будет еще более «мясной», но у меня, когда корпус собран, на максимуме уже «заводится». Это потому, что слишком близко переменник к печатке. Но если удастся конструктивно печатку подальше от переменников разместить, то ставьте больше.

Корпус для примочки куплен в чипе-дипе, он, правда, пластмассовый, но других в наших краях не водится, только под заказ. Фольгой изнутри проклеил для экрана, на землю посадил, но, если, честно, в этом нет необходимости – фон и так минимальный, на удивление даже. Ножного переключателя с двумя группами контактов тоже не нашел, поэтому пока так.

По расположению ручек нижние две – это канал «Jiggle», а верхние три – канал «bounce». Питается все это дело от стабилизированного источника питания на 9В.

Теперь о звуке. Сэмплы

Незадолго до «дабла» я собрал замечательный во всех отношениях гитарный пред «Томато», и он пришелся как нельзя кстати. К моему большому удивлению оказалось, что канал «Jiggle» звучит как эмулятор то ли лампового каскада, то ли лампового комбика. Вот «заслуженный артист», с которым будем сравнивать


Запись всех звуковых примеров проводилась так:
гитара → примочка → маленький китайский комбик → микрофон Sure 58 → пульт Behringer Xenix 1202 → звуковая карта Juli@ → Adobe Audition 1.5.

По настройкам во всех записях все ручки в линию, никакой эквализации даже в миксах, ничего не чистил, громкость комбика не большая (соседей жалко) и у комбика нет ручки gain, т.е. если где и подгрузили, то на удачу.

sample 1
Итак, первый пример, подряд три фрагмента – чистый звук без примочек, затем томат, затем дабл (датчик бридж):

Из этого примера слышно, что тембр, который эмулирует Double D, очень похож на ламповый Tomato. Причем как на минимальных положениях ручек, так и на максимальных. Единственное, «дабл» несколько проигрывает «томату» по прозрачности в верхах, но по-моему в этом виновата не микросхема, а маленькие желтые гады, которых вы видели на фото…и которых НЕТ в моем «томате».

sample 2
Double D в миксе (без эквализации, то же, что в первом примере, только нэковый датчик):

Не мог не заметить, что когда пишешь через комбик с примочкой, а не через процессор, гитара по-любому встает в микс. Здесь ничего вообще не крутил, ревер программный добавил, по громкости чуть свел и все.

sample 3
Идем дальше, канал bounce, просто риффы (бридж, все ручки «дабла» на всю, без обработки):


sample 4
Кусочек соло double d в миксе (бридж, ручки на всю, тембр получается довольно необычный):


При записи использована гитара Ibanez Prestige со среднеюзаными струнами. Понимаю, что для чистого звука это не совсем подходит, и мы знаем, для чего эта гитара предназначена. Тем не менее для сравнения и понимания пойдет. Судя по всему, в канале bounce у меня с такими номиналами степень тяжести получилась самая легкая. Нужно в цепи обратной связи третьего каскада больше сопротивление ставить, чем 1К, но у меня начинает заводиться сразу.

Хочу заметить, что однажды я принес эту примочку на репетицию, включил ее напрямую в пульт и круто обломался, т.к. канал «bounce» в «линию» плохо звучал, много песка. Можно попробовать спикерсим после нее воткнуть, может тогда и запоет. А вот  канал «Jiggle» как раз можно использовать как спикерсим, красота!

И еще. В первоисточнике говорится о том, что номиналы деталей можно попробовать поменять и поискать, что еще можно выжать из этой схемы. Так что желаю всем успехов, потенциал у схемы большой!

Источники и файлы

➽ Чертеж печатки, по которой я делал:
Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.



➽ Полный архив оригинальной статьи:
Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.



Double D - two channel distortion (на английском)

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

💰 Внимание! 800 рублей для новичков на Aliexpress 💰
Регистрируйтесь по нашей ссылке. Если вы впервые на Aliexpress - получите 800.00₽ купонами на свой первый заказ.
Дмитрий Смазнов (dm_smazzy)
Россия, Смоленск
Профиль dm_smazzy
Мне 30 лет. Профессионально занимаюсь музыкой. Паяльный стаж - 12 лет с большими перерывами, но иногда хочется что-то сделать самому. Из электронных конструкций интересуют УНЧ и "примочки" для гитар. Имею небольшой опыт их построения. Технического образования нет, так что все сам.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 14 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Микрофонный ламповый предусилитель на 6Ж32П (EF86) и трансформаторах Tesla, с повышающим преобразователем анодного напряжения... Добрый день, уважаемые датагорцы и все любители электроники! Сегодня я представляю вам конструкцию...
Схема на Датагоре. Новая статья BOSS MT-2 Metal Zone (оригинал и псевдо-оригинал)... Датагорцы, привет! Выделил время перед днём рождения и подготовил очередную статью про гитарные...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель шунта на ОУ. Помогите со схемой разобраться... Здравствуйте, уважаемые датагорцы! Помогите пожалуйста с усилителем шунта на ОУ. Собираю источник...
Схема на Датагоре. Новая статья Преамп JFet Alembic F2B — предусилитель для контрабаса и бас-гитары... Предусилители для электрогитар — очень популярная вещь, ибо можно при его помощи получить весьма...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой первый усилитель. TDA2030 + TDA1524 в корпусе спутникового декодера... У меня давно появилось желание собрать усилитель, пусть простой, но своими руками. Привлекает сам...
Схема на Датагоре. Новая статья Гитарная примочка DOD Death Metal... Собирал некоторые примочи (Krank, Marshall Guvnor и т.д.) и понял: хорошая схема - сложная схема, в...
Схема на Датагоре. Новая статья Гитарная примочка по мотивам «Morpheus G2D». Сэмпл в комплекте... Здравствуйте, уважаемые датагорцы! Заняться изготовлением такого музыкального устройства меня...
Схема на Датагоре. Новая статья TA7317P – микросхема для устройств защиты акустических систем... Усилители мощности с двуполярным питанием должны иметь узел для защиты подключаемых к ним...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой преамп Tomato... Преамп «Томато», наверное, самый популярный из всех преампов, представленных нашими Российскими...
Схема на Датагоре. Новая статья Хайгейновая гитарная примочка на микросхеме LM386... Эта микросхема является усилителем мощности, в данном случае на ней выполняется перегруз сигнала, а...
Схема на Датагоре. Новая статья Примочка с эмуляцией лампового звука на полевых транзисторах... Однажды утром меня посетила мысль собрать что-нибудь гитарное. Только не ламповое, как обычно, а на...
Схема на Датагоре. Новая статья Простая гитарная примочка MXR Phase 45... Вот решил собрать из "ничего" конфетку. Вышло, а вот проект MXR Phase 90 пока не вышел, а жаль......
 

Общаемся по статье 💬

Гитарная примочка «Double D» — двухканальный дисторшн на CD4049. Сэмплы

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 1 от 13-07-13, 13:02.
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 288 комментариев
  • 274 публикации
 
Дима, ты мастер, спасибо за музыку!
Плачу под Мoon river из фильма «Завтрак у Тиффани», 1961г (сэмпл №2) и под неопознанный мной сэмпл №4.
good

<

TonyR

Александр Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 2 от 13-07-13, 14:03.
  • С нами с 16.09.2012
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
Собирал эту педальку с руноффгрува лет 6-7 назад, но меня не впечатлила, но мой друг был в диком восторге, ему и подарил. Звук резковат показался, возможно, из-за замены J201 на КП303.

<

rubenlukin

Рубен Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 13-07-13, 19:11.
  • С нами с 15.05.2009
  • 92 комментария
  • 4 публикации
 
Цитата: Datagor
  под неопознанный мной сэмпл №4.

Игорь, это Steve Vai - Cryin' Machine

<

dm_smazzy

Дмитрий Смазнов Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 13-07-13, 20:13.
  • С нами с 21.02.2009
  • 12 комментариев
  • 1 публикация
 
Спасибо, Игорь smile Рубен прав, сэмпл 4 - это Cryin' Machine

<

Chugunov

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 13-07-13, 21:21.
  • С нами с 30.09.2009
  • 373 комментария
  • 32 публикации
 
  Заработало все сразу, но с настройкой пришлось повозиться. В основном все номиналы элементов такие же, как на схеме. Единственное отличие – резистор номиналом 1М в цепи обратной связи между 14 и 15 ногами микросхемы. Сначала я поставил именно такой и на выходе получил полную лажу, создавалось впечатление, что канал запирается во время атаки звука, а потом звук появлялся.
Опытным путем неприятность удалось устранить путем уменьшения сопротивления до 1К.

Дмитрий! Такое включение КМОП инверторов одно время было в моде т. к. позволяло дёшево иметь в одном корпусе 4-6 квазиОУ. Усиление такого каскада грубо равно отношению сопротивления между выходом и входом "ОУ" к сопр. от вх. "ОУ" до питания. Если нет резистора, его роль выполняет выходное сопротивление предыдущего "ОУ", обычно порядка 1...2 кОм. Получаем для каскада на U1d=220K : 1...2К = 100...200
Слишком много, отсюда и перегруз.
Для каскада на U1e усиление 1Мом : 470K = 2.
Для каскада на U1c усиление 470K : 30 К (в ср. пол. рег. и очень грубо) = 15.
То есть для всех каскадов усиление единицы-десятки, только для U1d сотни. Это или ошибка, или сделано сознательно. Уменьшение усиление на U1e мало что дает. Можно попробовать поиграть с усилением U1d.
Для этого надо поставить переменный резистор единицы-десятки кОм между пр. обкл. конд 220 n и общей точкой выв. 11 U1d и RC цепочкой.
По крайней мере это несложно попробовать.

<

rubenlukin

Рубен Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 13-07-13, 21:26.
  • С нами с 15.05.2009
  • 92 комментария
  • 4 публикации
 
Чуть не забыл: звук прикольный получился. Вполне имеет право на жизнь.
Подавляющее большинство знакомых гитаристов уже обросли всякими железками, так что вряд ли сяду её паять. А некоторые из них (гитаристов) пришли к однотактнику на 6Н2П + 6П14П + ТВЗ + нормальный гитарный дин wink

<

TonyR

Александр Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 7 от 14-07-13, 0:13.
  • С нами с 16.09.2012
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
Рубен, Вы использовали J201 или меняли на аналогичный по параметрам?

<

dm_smazzy

Дмитрий Смазнов Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 14-07-13, 2:30.
  • С нами с 21.02.2009
  • 12 комментариев
  • 1 публикация
 
использовал J201
Рекомендации Сергей / Chugunov последую, если буду комбик покупать, пока на процессоре играю, а примочку эту ради интереса делал

<

rubenlukin

Рубен Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 14-07-13, 6:41.
  • С нами с 15.05.2009
  • 92 комментария
  • 4 публикации
 
Цитата: TonyR
  Рубен, Вы использовали J201 или меняли на аналогичный по параметрам?

Я не собирал и вряд ли буду (уже постил).
Речь о семплах, выложенных автором.

<

АК-74

Александр Калинин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 18-07-13, 10:46.
  • С нами с 8.04.2010
  • 21 комментарий
  • 2 публикации
 
Ещё раз убеждаюсь, что семплы желательно представлять в миксе. Просто рифы не дают должного представления.
Звучание в семпле №4 напомнило звучание гитары Сантаны. Прикольный звук получился. Автор - молодец!

<

MAWROCK

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 11 от 04-09-13, 3:50.
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
по семплам чет совсем не понравился, сразу какоето отвращение, напоминает мой старий зум(zoom), и вообще цифра ето какби економ вариант, аналог тру

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 12 от 06-09-13, 1:54.
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 288 комментариев
  • 274 публикации
 
Спасибо, Святослав / MAWROCK, за прекрасный повод.
Ждём три ваши статьи о сборке правильных тру-примочек. Сэмплы - обязательно.
Это вернет вам право голоса на портале.

<

alex ground

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 13 от 08-03-18, 5:48.
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Интересный и очень простой проэкт, звук понравился!

А вот томато не люблю :)

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.