Привет, друзья!
Хочу рассказать о своем опыте конструирования гитарной примочки на микросхеме CD4049 (аналог 561ЛН2) под названием Double D с зарубежного гитарного сайта Runoffgroove.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Схема, сборка, настройка
На сайте есть примеры звучания и я решил, что надо самому собрать и послушать. В электронике я, так скажем, новичек, но простую рабочую схему повторить могу. Первое, что подкупало – это функционал. Заявлено, что на одной микросхеме строится два независимых канала. У одного из них звук только слегка окрашен, а у второго уже более серьезный перегруз. Во-вторых данная микросхема не аналоговая, а цифровая, что тоже интересно.
Вначале делаю печатку и запаиваю все компоненты
Подстроечный резистор, который на схеме называется «trim» и который вы видите на плате, был впоследствии заменен на постоянный резистор номиналом 1,1Ком.
Заработало все сразу, но с настройкой пришлось повозиться. В основном все номиналы элементов такие же, как на схеме. Единственное отличие – резистор номиналом 1М в цепи обратной связи между 14 и 15 ногами микросхемы. Сначала я поставил именно такой и на выходе получил полную лажу, создавалось впечатление, что канал запирается во время атаки звука, а потом звук появлялся.
Опытным путем неприятность удалось устранить путем уменьшения сопротивления до 1К. В процессе настройки я понял, что именно этот резистор очень сильно влияет на звук, на его тяжесть и окраску, поэтому я сделал его переменным и вывел наружу.
У меня он номиналом 1К и подключен так: крайняя нога — средняя нога. От любой ноги можно еще поставить резистор 2-5К, тогда звук будет еще более «мясной», но у меня, когда корпус собран, на максимуме уже «заводится». Это потому, что слишком близко переменник к печатке. Но если удастся конструктивно печатку подальше от переменников разместить, то ставьте больше.
Корпус для примочки куплен в чипе-дипе, он, правда, пластмассовый, но других в наших краях не водится, только под заказ. Фольгой изнутри проклеил для экрана, на землю посадил, но, если, честно, в этом нет необходимости – фон и так минимальный, на удивление даже. Ножного переключателя с двумя группами контактов тоже не нашел, поэтому пока так.
По расположению ручек нижние две – это канал «Jiggle», а верхние три – канал «bounce». Питается все это дело от стабилизированного источника питания на 9В.
↑ Теперь о звуке. Сэмплы
Незадолго до «дабла» я собрал замечательный во всех отношениях гитарный пред «Томато», и он пришелся как нельзя кстати. К моему большому удивлению оказалось, что канал «Jiggle» звучит как эмулятор то ли лампового каскада, то ли лампового комбика. Вот «заслуженный артист», с которым будем сравниватьЗапись всех звуковых примеров проводилась так:
гитара → примочка → маленький китайский комбик → микрофон Sure 58 → пульт Behringer Xenix 1202 → звуковая карта Juli@ → Adobe Audition 1.5.
По настройкам во всех записях все ручки в линию, никакой эквализации даже в миксах, ничего не чистил, громкость комбика не большая (соседей жалко) и у комбика нет ручки gain, т.е. если где и подгрузили, то на удачу.
sample 1
Итак, первый пример, подряд три фрагмента – чистый звук без примочек, затем томат, затем дабл (датчик бридж):
Из этого примера слышно, что тембр, который эмулирует Double D, очень похож на ламповый Tomato. Причем как на минимальных положениях ручек, так и на максимальных. Единственное, «дабл» несколько проигрывает «томату» по прозрачности в верхах, но по-моему в этом виновата не микросхема, а маленькие желтые гады, которых вы видели на фото…и которых НЕТ в моем «томате».
sample 2
Double D в миксе (без эквализации, то же, что в первом примере, только нэковый датчик):
Не мог не заметить, что когда пишешь через комбик с примочкой, а не через процессор, гитара по-любому встает в микс. Здесь ничего вообще не крутил, ревер программный добавил, по громкости чуть свел и все.
sample 3
Идем дальше, канал bounce, просто риффы (бридж, все ручки «дабла» на всю, без обработки):
sample 4
Кусочек соло double d в миксе (бридж, ручки на всю, тембр получается довольно необычный):
При записи использована гитара Ibanez Prestige со среднеюзаными струнами. Понимаю, что для чистого звука это не совсем подходит, и мы знаем, для чего эта гитара предназначена. Тем не менее для сравнения и понимания пойдет. Судя по всему, в канале bounce у меня с такими номиналами степень тяжести получилась самая легкая. Нужно в цепи обратной связи третьего каскада больше сопротивление ставить, чем 1К, но у меня начинает заводиться сразу.
Хочу заметить, что однажды я принес эту примочку на репетицию, включил ее напрямую в пульт и круто обломался, т.к. канал «bounce» в «линию» плохо звучал, много песка. Можно попробовать спикерсим после нее воткнуть, может тогда и запоет. А вот канал «Jiggle» как раз можно использовать как спикерсим, красота!
И еще. В первоисточнике говорится о том, что номиналы деталей можно попробовать поменять и поискать, что еще можно выжать из этой схемы. Так что желаю всем успехов, потенциал у схемы большой!
↑ Источники и файлы
➽ Чертеж печатки, по которой я делал:🎁pechatnaya-plata-i-raspolozhenie-detaley.pdf 216.46 Kb ⇣ 56
➽ Полный архив оригинальной статьи:
🎁2-d.7z 358.73 Kb ⇣ 46
➽ Double D - two channel distortion (на английском)
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.