Немного о себе: я занимаюсь радиолюбительством достаточно давно, но понемногу, так как катастрофически не хватает времени. Для меня радиолюбительство — это создание устройств с минимальными затратами на компоненты, использование того, что можно найти в старых телевизорах, магнитофонах и других списанных устройствах.
Вероятно это потому, что я живу в селе и у нас нет радиомагазина
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Идея
Эта история началась 20 ноября 2010 года, когда была принята поправка в правила дорожного движения (ПДД), обязывающая водителя ездить с включенным ближним светом фар или же с дневными ходовыми огнями. Ясно, что этот пункт ПДД соблюдают далеко не все, но я как законопослушный гражданин с первого дня стал ездить с включенным ближним светом фар.К счастью на моем автомобиле Chevrolet Lacetti предусмотрено автоматическое отключение внешнего освещения при глушении двигателя и выходе из автомобиля. Так что проблем с разряженным аккумулятором не было, я просто никогда не выключал ближний свет и все.
Но меня волновало другое, ведь кроме головного света постоянно включены задние габаритные огни, подсветка приборной панели. А это отрицательно сказывается и на энергопотреблении, следовательно и на расходе топлива, а также на долговечности всех ламп, особенно галогенных ламп ближнего света, да и перспектива разбирать панель приборов для замены лампочек не очень радует.
Я решил, что нужно ставить дневные ходовые огни.
Вот как должны светить лампы, которые используются в качестве DRL
↑ Варианты реализации ДХО
Есть три варианта реализации этой концепции:1) Ближний свет (самый простой вариант, но невыгодно)
2) Светодиодные ДХО для установки в бампер (дорого и, на мой взгляд, «колхозно»)
3) «Дальний в полнакала» (дешево в реализации, удобно пользоваться)
Кроме того дальний свет больше подходит для ДХО, так как, в отличие от ближнего света фар, предназначением для максимального освещения дороги, тогда как ближний светит перед автомобилем, чтобы не слепить встречных водителей. Это наглядно показано на следующих рисунках.
↑ Ближний свет
↑ Дальний свет
↑ Схема ДХО с ШИМ
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Схема ничем примечательным не отличается, за исключением применения p-канального полевого транзистора, а также диода, включенного последовательно в цепь питания микросхемы для защиты от импульсов обратного напряжения, которые наиболее проявляют себя при пуске двигателя. В первом варианте схемы такого диода не было и микросхема благополучно сгорела.
↑ Печатная плата ДХО
рассчитана на установку двух мощных транзисторов в параллель. Я использовал пару IRF5305, при работе с небольшим радиатором они едва теплые. Можно использовать более мощные транзисторы, например IRF4905. Решающим здесь является сопротивление открытого перехода, чем оно меньше, тем лучше.На плате есть две перемычки, одна под микросхемой, вторая соединяет затворы полевых транзисторов. Диоды можно использовать практически любые маломощные, например КД522.
↑ Сборка
Устройство собрано в корпусе от сетевого блока питания с отрезанной вилкой. Все соединения сделаны разъемными для удобства монтажа и эстетической красоты.Несколько фотографий процесса.
↑ Налаживание
Схема в налаживании не нуждается и при правильной сборке и подключении начинает работать сразу.Хочется отметить, что пользуюсь данным устройством больше полугода и оно зарекомендовало себя только с положительной стороны, очень удобно.
↑ Подключение в автомобиле
Мощный транзистор подключается параллельно контактам подрулевого переключателя для «моргания» дальним светом. Земляной провод на кузов. Минусовые выводы управления к датчику давления масла и концевику ручника. Плюсовой вывод управления к ближнему свету фар. Еще один плюсовой я делал на всякий случай, можно его никуда не подключать. Количество управляющих выводов можно увеличить, подключая их через диод в соответствующей полярности.↑ Работа ДХО
На фотографиях наглядно показана работа устройства на моем автомобиле. Как видно разница между ближним светом и ходовыми огнями минимальна, разве что на ходовых огнях свет чуть более желтый. Зато энегропотребление меньше в несколько раз.
При пуске двигателя, когда гаснет лампочка давления масла, не натянут ручник и выключен ближний свет фар, схема начинает работать. Если одно из условий или несколько одновременно не выполняются (натянут ручник, включен ближний свет фар, или заглох двигатель), то генерация прекращается и лампы гаснут.
Ток потребления в режиме покоя около 3 mA.
Индикатором исправной работы схемы служит лампа дальнего света фар на приборной панели, которая также светит в полнакала. Днем свечение этой лампочки слаборазличимо, поэтому я рекомендую заменить ее на синий светодиод, который видно даже при ярком солнце.
↑ Файлы
Рисунок печатной платы в формате *.lay прилагается.Он немного отличается от исходного варианта, удален невостребованный диод VD4.
🎁plata-original-mkpp.zip 6.13 Kb ⇣ 369
↑ Источники
При разработке устройства использованы материалы Интернет.Лачетти-Клуб
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.