Вообще-то прибор получился черным, но шум генерирует розовый.
В разное время возникали публикации о том, что с помощью генератора розового шума полезно на слух проверять АЧХ усилительного или звукозаписывающего тракта, обнаруживать дефекты акустики помещений или акустических систем.
В звукоинженерной и звукорежисёрской практике мне нередко необходим источник звукового сигнала, для проверки работы различных устройств. И вот я «дозрел», пора паять!
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Розовый шум
Послушайте сами, что это за штука: Розовый шум
В прикладных областях известен также как мерцательный или фликкер-шум. Розовый шум является равномерно убывающим в логарифмической шкале частот.
Розовый шум обнаруживается, например, в сердечных ритмах, в графиках электрической активности мозга, в электромагнитном излучении космических тел, а также практически в любых электронных и механических устройствах.
В прикладных областях известен также как мерцательный или фликкер-шум. Розовый шум является равномерно убывающим в логарифмической шкале частот.
Розовый шум обнаруживается, например, в сердечных ритмах, в графиках электрической активности мозга, в электромагнитном излучении космических тел, а также практически в любых электронных и механических устройствах.
Я порылся в интернете, чтобы, не парясь, соорудить прибор по готовой схеме. Выбор пал на статью нашего австралийского коллеги Rod Elliott «Pink Noise Generator for Audio Testing». Схема была успешно повторена.
Однако, в процессе эксплуатации стало ясно, что источник должен подключаться к баллансному входу проверяемого устройства, будь то микрофонный вход или линейный. К готовому устройству пришлось добавить дополнительную платку, обеспечивающую дифференциальный выход.
↑ Схема генератора розового шума с балансным выходом
В результате получилась такая схема:С3 – 5600пф, С4 – 2200пф, С5 – 820пф.
С1, С2 и С14 – 22 мкф 16в.
С6, С7 – 220 мкф 16в, С8, С9 – 470 мкф 16в.
С10 — С13 – 22 мкф 63в.
R1, R5, R7, R14, R16, R20, R21 – 100ком, R4 – 330ком, R6 – 18ком, R22 – 1 мом.
R3 – 33-100ком (подбор по максимальному уровню шума).
R2, R8, R13, R15 – 10ком, R17 — R19, R22 — 33ом.
R9 – 24ком, R10 – 2,4ком, R11 – 240ом, R12 – 24ом.
DA1 и DA2 — LM358.
VT1 – KT315Б.
С1, С2 и С14 – 22 мкф 16в.
С6, С7 – 220 мкф 16в, С8, С9 – 470 мкф 16в.
С10 — С13 – 22 мкф 63в.
R1, R5, R7, R14, R16, R20, R21 – 100ком, R4 – 330ком, R6 – 18ком, R22 – 1 мом.
R3 – 33-100ком (подбор по максимальному уровню шума).
R2, R8, R13, R15 – 10ком, R17 — R19, R22 — 33ом.
R9 – 24ком, R10 – 2,4ком, R11 – 240ом, R12 – 24ом.
DA1 и DA2 — LM358.
VT1 – KT315Б.
Использованные микросхемы LM358 не отличаются характеристиками, но для генератора шума это значения не имеет. В отличие от оригинальной схемы использован старый добрый КТ315Б – по схеме это транзистор VT1. На нем собран генератор «белого» шума, который затем усиливается каскадом на микросхеме DA1.2 в 10 раз. Следующий каскад на DA1.1 преобразует шум из «белого» в «розовый», ослабляя его на 3 Дб с каждой октавой по возрастанию частоты.
Изначально в схеме был потенциометр, однако в моей практике достаточно иметь 4-ступенчатый аттенюатор: 0дб, 20 Дб, 40 Дб и 60 Дб – четыре вариации позиций двух тумблеров S1 и S2.
На следующей микросхеме собран дифференциальный выход устройства: на DA2.1 неинвертирующий усилитель, а на DA2.2 инвертирующий.
Я применил аналоги неполярных конденсаторов, с подпиткой, считаю, что они вносят меньше искажений в сигнал. На выходе конденсаторы обязаны быть с рабочим напряжением не менее 50 Вольт из-за необходимости иногда подключиться к фантомному входу проверяемого устройства.
Т. к. устройство собиралось в единственном экземпляре, то плата не разрабатывалась, всё собиралось на макетках. Желающие могут разработать печатку.
К тому же, если придется повторить эту схему, то можно будет применить всего один корпус микросхемы LM324 (счетверённый ОУ), что позволит отказаться от следующих деталей: С6, С7, R17 и R18.
В подборе нуждается резистор R3 по максимальному уровню шума. При правильной сборке схема начинает работать сразу. Сигнал появляется через пару секунд после включения. Устройство запитано от двух 9-вольтовых батареек типа «Крона». Потребляемый ток не более 10 – 12 мА (если нагрузка не низкоомная). Сигнал на выходе при «нулевом» аттенюаторе примерно равен 2 Вольта, что подходит для стандартного линейного входа.
Одна важная деталь: на схеме не указано подключение металлического корпуса к «земле». Железо подключается к экранному контакту выходного гнезда уже после переключателя S3 (Ground/Lift), чтобы сохранялась экранировка в режиме с «оторванной землей». Последняя, например, нужна для проверки кабелей на «одноногость» — обрыв одной из жил, когда режиме «Ground» сигнал проходит, а в «Lift» нет.
Соблюдайте осторожность! Если на микрофонный вход подается фантомное напряжение, то при переключении последних режимов из одного в другой может возникать бросок напряжения, вызывающий громкий щелчок в акустических системах. Не выводите входной уровень на пульте на максимум.
Т.к. после «добавки» гнездо «XLR» уже не помещалось, то пришлось поставить гнездо для большого «гитарного джека» и сделать специальные переходники для разъемов «XLR» и «RCA».
Их распайка:
↑ Пара слов о корпусе
На всякий случай фотки процесса изготовления очень простого корпуса – в чей-либо практике может показаться полезным. Внутренние силовые конструкции меж собой и с металлом склеиваются клеем, аналогичным советскому «Моменту».Для корпуса был взят стандартный тонкий электротехнический «швеллер» (П-образный профиль), от которого были отпилены два отрезка по 13 см, и деревянная плита для искусственного паркета. Когда возникла идея о дополнительном дифференциальном выходе, то тут же стало ясно, что все внутри размещается с трудом, но крышка закрылась, и я ничего переделывать не стал.
Снаружи корпус окрашен чёрной автомобильной эмалью из баллончика.
Всем всего звукотехнического!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.