В преддверии приезда родни из Киева оглядел критическим взглядом интерьер и приуныл. В углах комнаты сиротливо висят на трубах отопления половинки шахматной доски, в центрах которых гордо отсвечивают совком 2ГД-40 (для справедливости отмечу — воздушно звучащие ребята). Поддержку снизу им осуществляет пара 6ГД-2 (мордой к морде) в закрытом ящике 50 л на тему любимого журнала «Радио» (там фазоинвертор). Раскачивает сладкую парочку усилитель с токовым выходом (ИТУН) на TDA-2050 (по схеме Lincora), размещенный вместе c блоком питания в той же 50 л тумбочке. Ну, она то в глаза не бросается и интерьер не портит.
Да, думаю, сапожник без сапог, а акустик с чем бог послал. Надо, что-то делать, дядька из Киева близится, а у меня сплошная бузина. Естественно за неделю (с учетом работы с 9 до 18) без особого шума и пыли в квартирных условиях могут получиться только щиты, другие ящичные формы не успею, да и не люблю (применительно к среднечастотному диапазону).
Поскольку цель сего опуса не законченный акустический проект, а технология проделывания круглого в плоском и чтоб не стыдно показать и услышать киевскому дядьке, далее будет изложено не почему, а как это быстро испечь.
В дело пошли два прямоугольных куска 10 мм фанеры и 4 штуки 6ГДШ-5, купленные по 70 р несколько лет назад.
В голове быстро прокрутились возможные варианты.
Первый — простейший: динамики на щит спереди (тогда отверстия можно выгрызть чем угодно: фланец диффузородержателя все прикроет), однако совковый вид динамика будет как в исходном варианте. Нужны грили, а времени то нет. Не пойдет!
Второй вариант, он же последний: динамики на тыльную сторону щита, а если их сразу обтянуть радиотканью перед установкой, то совковый облик маскируем. Очень хорошо! Но тут появляются следующие акустико-технологические камни.
Цилиндрическое отверстие хорошо рисуется циркулем, да плохо вырезается электролобзиком (глаза уже не те, да и рука может дрогнуть). Кроме того, эта самая труба-отверстие (длина этой трубы равна толщине фанеры 10 мм) перед динамиком будет подгуживать на своей резонансной частоте, а также искажать звуковую картинку за счет дифракции волн (изменения направления при огибании препятствий) на границе трубы-отверстия с внешней плоскостью щита. Не пойдет!
Выход один, который убирает оба этих камня: делаем плавный переход от цилиндрической трубы к внешней плоскости щита, то есть снимаем фасочку, причем не конусную (с прямой образующей), а.. (не хочется много заумных слов) похожую на раструб оркестровой трубы, в которую дуют. Технологически в ручную снять конусную фаску ничуть не легче, чем вырезать цилиндрическое отверстие в щите.
Всё, хватит слов, теперь к делу.
1. Разметка. На передней поверхности щита карандашом по линейке проводим вертикальные и горизонтальные линии через центры каждого из двух отверстий. В моем варианте оба динамика находятся практически вплотную на одной вертикали, делящей щит строго пополам.
Циркулем рисуем окружности радиусом, равным расстоянию от центра динамика до внутренней границы уплотнительных картонных секторов (применительно к 6ГДШ-5), а также вторые концентрические окружности радиусом на 20 мм больше первых.
2. Вырезаем цилиндрические отверстия (естественно по внутренним окружностям) электролобзиком узкой пилкой для криволинейного реза (можно и ручным лобзиком, но долго), предварительно просверлив отверстие для захода пилки лобзика.
3. Неровности границ получившейся трубы-отверстия выравниваем сначала рашпилем, потом куском крупной наждачной бумаги, навернутой на твердый цилиндрический предмет типа стеклянной бутылки 0,33 л.
Далее в полтолщины фанеры проводим внутри трубы-отверстия карандашную линию и такую же не передней поверхности щита, наметив таким образом границы фаски (это первый шаг изготовления раструба). Удаляем фанеру между этими двумя линиями рашпилем и навернутой на цилиндр наждачной бумагой (ножом быстрее, но задиров на фанере трудно избежать).
И, наконец, превращаем фаску в раструб с помощью тех же инструментов и мелкой наждачки в самом конце. Нам скажут: фрезером это за пять минут! А мы спросим: а если фрезера нет? Ушло 1,5 часа на 2 щита и 4 отверстия.
4. Проходим поверхности и торцы щита средней, потом мелкой наждачкой. Кроем вдвое разбавленным ПВА кистью (чтобы последующая грунтовка лаком не сильно впитывалась), после высыхания мелкой наждачкой снимаем ворс с фанеры. Для последующего хорошего прилипания самоклеющейся пленки под дерево кроем щит лаком (был поливинилхлоридный ПВХ, можно нитролаком НЦ — быстро сохнет, сильно пахнет, или др. по дереву) в два слоя с промежуточной сушкой. Внимание! Лаком покрываем переднюю, тыльную поверхности щита (чтобы не покоробился) и торцы. Оставляем не лакированным раструб до границы второй, нарисованной в п. 1, окружности (чтобы разные лакокрасочные материалы между собой не сильно взаимодействовали и не повредили отшлифованные поверхности).
5. Берем черный цапонлак (можно нитрокраску НЦ) и кистью в два слоя с промежуточной сушкой красим нелакированные части щита вокруг отверстия. Лирическое отступление: плавные переходы от отверстия к поверхности, их черный цвет, а также серый динамик, выглядывающий из-под черной радиоткани, здорово скрывают все огрехи и неточности, допущенные при ручном изготовлении сего изделия.
6. Оклеиваем щит одним куском самоклеющейся пленки по известной технологии, начиная с передней поверхности, потом верхние торцы, и 2-3 см тыльной поверхности, затем боковые торцы с загибом на тыльную сторону. Лучше делать вдвоем с очень спокойным помощником (пленка норовит приклеиться куда угодно, только не на нужное место, и может рваться, если чрезмерно тянуть или ноготком зацепить. Может мне такая гадкая попалась!).
7. Где и как резать? Щит и вся наша разметка заклеены пленкой. С тыльной стороны щита на пленке помечаем приблизительно центр отверстия под динамик (накалываем шилом, швейной иглой). Теперь с передней стороны от помеченной точки до края отверстия режем лезвием бритвы или острым сапожным ножом 10-12 секторов и наклеиваем их на раструб.
8. Для определения границы «пленка-черный раструб» изготавливаем из подручных средств шаблон: сохранившийся выпиленный из щита кругляшок (лучше самый маленький из имеющихся — он войдет вовсе отверстия всех щитов) и подобранный по размеру идеальный диск (у меня им стала крышка от пластикового ведерка из-под морской капусты (отдельная благодарность сахалинским капустоводам). Эти предметы соединяем соосно шурупом.
Вставляем шаблон в отверстие шляпкой вверх и обводим шляпку толстым (3 мм) черным маркером. Идеальная окружность на пленке нарисована по центру не совсем идеального отверстия.
9. Прорезаем по нарисованной границе пленку чем-то острым (я — любимым сапожным ножом). Граница широкая (3 мм), поэтому легкие зигзаги в ее пределах делу не помешают. Далее нудно отрываем сектора пленки, поддевая их тем же ножом. Если где-то появились царапины, через которые проглядывает дерево, поможет тот же толстый маркер. Уффф.
10. Готовим динамики. На 6ГДШ-5 промежутки (зачем их делают?) между картонными уплотнителями на крепежном фланце заклеиваем чем-то подобным по толщине, этим оказался коврик от компьютерной мыши, и красим любимым черным маркером.
Где-то завалялся рулон черной радиоткани (вру, не было отродясь). Поэтому в жертву принесены черные нейлоновые носочки. Узнали на первом фото?
Надеваем носочки на динамики, расправляем на пяточке, извините на излучающей стороне динамика, собираем в пучок на магните и связываем мягкой проволокой, например. Чтобы при прикручивании шурупами к щиту изящная радиоткань не повредилась, приклеиваем её «Моментом» к картонным секторам и ушам с отверстиями под крепеж, выдавливая клей тонкой аккуратной струйкой. После высыхания (на следующий день) паяльником прожигаем радиоткань в отверстиях для крепежа и там, где выводы звуковой катушки.
Пришурупливаем подготовленные динамики на свои места. Все припаиваем, расставляем, подключаем, ставим фонограмму с «Аудиодоктора». Почти все совпадает с комментариями к диску, правда турецкий барабан, вступающий на 3-ей и 17-й секундах, я не услышал, но это совсем другая история.
А с киевским дядькой такое караоке устроили...
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.