» » » Двухполосные акустические системы в открытом оформлении

 
 
 

Двухполосные акустические системы в открытом оформлении

Разместил Chugunov 5 апреля 2014. Просмотров: 30 110

13

В последнее время у части радиолюбителей получили признание акустические системы с открытым акустическим оформлением — щиты или неглубокие открытые ящики. Выпущена даже промышленная акустика по такой схеме, получившая высокую оценку специалистов. На фото показана известная система Jamo R909.
Некоторые проблемы такого решения изложены в статье, мой перевод которой приведен ниже.

Предисловие

В начале своей эволюции акустические системы (АС) были только открытого типа. Затем, постепенно, но практически полностью произошел переход на закрытое оформление. Закрытыми АС будем считать фазоинверторы, бандпасы и другие варианты, т. е. оформления при которых лицевая сторона диффузора динамика прямо излучает в помещение, а тыльная в закрытый объём ящика или в помещение, но через резонаторы или другие конструкции, затрудняющие движение воздуха.

Закрытые оформления позволили резко уменьшить объем АС, кардинально расширить частотный диапазон вниз. Промышленность практически полностью перешла на выпуск динамиков именно для закрытых оформлений. Выросли целые поколения, которые ничего кроме ЗЯ и не слышали. Однако немало людей думает, что «вместе с водой выплеснули ребенка» т. к. считает, что звучание средних, главных для восприятия частот, ухудшилось.

Поэтому среди радиолюбителей и некоторых производителей акустики снова появился интерес к открытым акустическим оформлениям (далее для простоты будем называть их ОЯ). Проблема еще и в том, что специальных динамиков для ОЯ сегодня практически не выпускают т. к. они пользуются малым спросом, мелкие фирмы могут их производить для любителей, но из-за малого тиража они будут дорогими.

Хочу предложить вашему вниманию мой вольный перевод статьи Martin J. King «Designing a Passive Two Way Open Baffle Speaker System». Думаю, поднимаемые проблемы и их решения будут интересны.

Перевод авторской статьи

Поиск в Интернете покажет, что существует целый ряд коммерчески доступных АС в оформлении Open Baffle (далее для простоты – ОЯ), часто подключение динамиков в таких АС называют дипольным.

В наиболее совершенных и сложных конструкциях используют активные фильтры и эквалайзеры. Часто используют двух и более канальные усилители, работающие отдельно на свои динамические головки. Все это очень сложные инженерные проекты, которые позволяют при относительно небольших размерах лицевой панели получить удовлетворительный бас. Ключевым моментом в этих конструкциях является использование активных фильтров, нескольких усилителей и эквалайзеров для получения баса. Но есть и конструкции с пассивными фильтрами.

Самым известным примером такой АС ОЯ являются Jamo R909. Уверяют, что басы у них достигают 25…30 Гц.
Чтение описания Jamo R909 заставило задуматься, как использовать данную концепцию на доступных компонентах. В качестве первого шага я собрал свою конструкцию, используя некоторые из концепций, извлеченных из описания Jamo и руководства пользователя. Получилась очень скромная по цене пассивная дипольная АС. Данная конструкция и обсуждается ниже. Следующим логическим шагом может быть разработка большой трехполосной АС ОЯ с пассивными фильтрами.

Самоделки в Сети

Поиск в Интернете самодельных конструкций ОЯ дает широкое разнообразие размеров, форм, количества и типов динамиков, используются пассивные или активные фильтры.

Одни используют метод проб и ошибок на практике, другие занимаются компьютерным моделированием с предсказанием АЧХ по звуковому давлению. Оба метода работают, и могут создавать готовые проекты АС. Для экспериментирующих самодельщиков очень привлекательно то, что макеты АС ОЯ можно легко, дешево и просто делать макеты из фанерок или картонок, прослушивать и делать акустические измерения, вносить изменения в конструкцию, отрезая куски или наращивая их кусками фанеры или картона.

АС ОЯ прощает большие ошибки в оформлении, но слабым местом является бас. Исправить недостаток баса можно с помощью дополнительного сабвуфера. При этом результаты воспроизведения басов будут достаточно предсказуемыми, особенно если измерить параметры T-S конкретной головки и воспользоваться компьютерными программами для изготовления корпуса сабвуфера.
АС ОЯ имеют свойство плавного спада низких частот, частота начала спада обычно определяется размерами лицевой панели и достаточно предсказуема.

Компромиссом между полностью экспериментальным методом и компьютерным моделированием являются такие программы, как EDGE. Программа EDGE помогает определить влияние размеров лицевой панели на формирование частотной характеристики на низких частотах. Но это только одна часть головоломки. Обычно другими частями головоломки пренебрегают, и акцентирует внимание исключительно на расчетах. На мой взгляд, иногда слишком много внимания уделяют кривым, которые выдают программы и забывают о факторах, которые программа не учитывает.

Мне очень нравятся широкополосные динамики и отсутствие фильтров в диапазоне средних частот, поэтому я собираюсь отдать им возможно более широкую полосу частот, добавив самые края диапазона пищалке и басовому звену. К сожалению, динамиков способных воспроизвести полный диапазон частот, да еще в открытом оформлении не существует (или они недоступны).
В то же время один хороший динамик может с высоким качеством полностью воспроизвести весь диапазон СЧ.

В данном проекте самые низкие частоты обеспечит низкочастотный динамик, частота раздела будет 100…200 Гц для широкополосной головки.

Выбор динамиков

При проектировании многополосных АС ОЯ, с пассивными фильтрами, особое внимание должно уделяться максимально гладкой АЧХ по звуковому давлению. Выбор басового динамика зависит от размеров и формы лицевой панели, уровень звукового давления должен быть согласован с отдачей на средних частотах. Главным звеном является широкополосная головка, воспроизводящая самый важный диапазон — средних частот, остальные звенья подстраивают под неё.

Чтобы приступить к проектированию, надо сначала определить желаемый конечный результат. Для АС ОЯ спад баса будет с крутизной 18 дБ/октава. Он складывается из 12 дБ/октава для динамика и 6 дБ/октава для открытого оформления.


На рис. 1 показана АЧХ головки с отдачей 90 дБ/Вт/м, нижняя воспроизводимая частота которой 45 Гц по уровню -3 дБ. Широкополосная головка (ШП) в ОЯ должна обеспечить те же 90 дБ/Вт/м вдоль своей оси. ШП будет расположена примерно на уровне ушей сидящего слушателя. Задача состоит в том, чтобы разработать корпус, обеспечивающий ровный переход АЧХ от НЧ к ШП головке.
Отдача ШП должна лежать в диапазоне 88…92 дБ, многие головки с размерами 3", 4" и 5“ являются превосходными кандидатами для данной конструкции. В табл. 1 представлены некоторые подходящие головки фирмы Fostex.


Рассмотрев динамики, перечисленные в табл. 1, и учитывая, что будет отдельное басовое звено, чтобы исключить необходимость воспроизведения ШП головками самых низких частот, делаем вывод, что параметры T-S (Thiele/Small) ШП головок нас мало интересуют. Существуют три динамика из табл. 1, которые имеют отдачу 90 дБ/Вт/м. Поскольку стоимость также играла роль, для данного проекта я выбрал FE103E.

После выбора ШП и определения звукового давления, могут быть рассмотрены требования к басовому звену. Если бы басовый динамик был установлен в бесконечный щит, эффективности 90 дБ/Вт/м было бы достаточно. Но поскольку размер лицевой панели конечен и невелик, поддержка басовых частот приводит к требованию, чтобы отдача сабвуфера была выше 90 дБ/Вт/м. Для АС ОЯ с пассивными фильтрами это требование может быть удовлетворено применением нескольких НЧ динамиков или одного профессионального большого диаметра. Я выбрал второй вариант, большой диаметр обеспечит требуемую эффективность, снижение стоимости, и в конце концов, я полагаю, упрощение конструкции.

Для этого исследования я сосредоточился на трех динамиках Eminence, нередко использующихся в самодельных АС ОЯ. Все они имеют значительно большую чувствительность, чем 90 дБ/Вт/м. Их Thiele/Small параметры от производителя приведены в таблице 2.

Основное различие между ними в используемом магните. Его размеры прямо влияют на полную добротность Qts и цену головки. Минимальный магнит, цена и максимальная полная добротность у Eminence Alpha 15А.

Работа всех трех динамиков Eminence НЧ была смоделирована в сочетании с Fostex FE103E и пассивным разделительным фильтром. После многократного моделирования каждой конструкции, лучшей оказалась связка Fostex FE103E и Eminence Alpha 15А. При исследовании пришло понимание того, почему это получилось так. На рис. 2 показан окончательный макет лицевой панели для пары Fostex FE103E и Eminence Alpha 15А. Получилась панель размерами 20“ ширины и 38“ высоты. Центр НЧ находится в 10“ от пола. Правую и левую АС лучше сделать зеркальными.

На рис. 3 показано вычисленная АЧХ системы на расстоянии 1 м по оси. Красная кривая — результат расчетов, черная — целевая функция. Для расчетов взяты идеальные фильтры 2-го порядка, результат с реальными фильтрами будет показан позже. Другой интересной особенностью рис. 3 является отдача 92 дБ/Вт/м динамика Fostex FE103E.
Результаты моделирования показывают, что совпадение с требуемым результатом весьма хорошее.

Как получить бас

Чтобы понять из чего и как складывается результирующий бас динамика в акустическом оформлении, надо найти составляющие влияющие на него, разделить их и исследовать каждую. Это поможет в достижении результата.

На рис. 4 показана АЧХ Eminence Alpha 15А в бесконечном экране (пунктирная синяя), в бесконечном экране с отражением пола (сплошная красная) и идеальная (сплошная черная), к которой мы стремимся. По сравнению с идеальной, рассчитанная для бесконечного экрана с отражением от пола, имеет подъём до +10 дБ на самых низких частотах. Другой интересной особенностью двух расчетных кривых является небольшая волнистость, которая начинается выше 100 Гц, это происходит из-за направленности излучения головки диаметром 15» и отражений от пола, напоминаем, что измерения делаются на высоте и в точке прослушивания. При изменении точки прослушивания (измерения), изменении установки высоты динамика от пола, АЧХ будет меняться. Не надо забывать, что параметры фабричных АС приводятся обычно в безэховой камере, где «нет пола».

На рис. 5 показано влияние идеальных фильтров низких частот (ФНЧ) 2-го порядка. Показаны рассчитанные АЧХ: головки в бесконечном экране с отражением пола из рис. 4 (пунктирная красная), ФНЧ 200 Гц (пунктирная синяя), результирующая (сплошная красная), и целевая (сплошная черная).

Графики, приведенные на рис. 6 имеют ряд интересных особенностей. Начнем с красной пунктирной линии, это АЧХ в бесконечном экране, как на рис. 5 с ФНЧ второго порядка на 200 Гц. Пунктирная синяя линия с учетом размеров реальной лицевой панели и расположения динамика на ней, аналогично программе EDGE. Сочетание этих двух кривых с учетом фазы, которое не показано, изображено сплошной красной линией.
Окончательный вывод: АЧХ низкочастотного звена с хорошей точностью соответствует заданным требованиям.
На рис. 6, обратите внимание на пересечение двух штриховых линий на 165 Гц. Ниже 165 Гц, именно ограниченная ширина лицевой панели препятствует «горбу» и позволяет достичь требуемой АЧХ. Это влияние позволяет увеличить эффективную частоту раздела примерно до 400 Гц. Основываясь на результате, показанном сплошной красной линией, ФВЧ частота для ШП может быть установлена (подобрана) выше, чем частота 200 Гц, используемая для ФНЧ.

Мы рассмотрели проект, оптимизированный для низкочастотного динамика Eminence Alpha 15А. Но в табл. 2 есть еще два подобных динамика с меньшим значением Qts.


На рис. 7 показаны АЧХ всех трех динамиков в одном акустическом оформлении и с одинаковыми фильтрами. Видно, что с уменьшением Qts ухудшается АЧХ и уменьшается отдача на низких частотах. Восстановить отдачу на низких частотах можно увеличив ширину лицевой панели (синяя пунктирная линия сдвинется влево). Затем, чтобы разгладить горб в области 100…200 Гц, нужно изменить (уменьшить) частоту ФНЧ. Получается, что более дорогие динамики, такие как Eminence Beta 15A и Eminence Gamma 15A с более низкими Qts (спроектированные для закрытых ящиков) для нашего проекта подходят плохо, требуют очень широкую лицевую панель, другую, более низкую частоту фильтра и, вероятно, будут работать хуже Eminence Alpha 15А.

Я часто слышал упреки в отношении относительно высоких значений Qts НЧ-динамиков в оформлении ОЯ — на басу переходные характеристики якобы будут «звонить“ и гудеть на одной басовой ноте.


На рис. 8 показаны импульсные характеристики всех трех Eminence в ОЯ. Видно, что в форме трех импульсов большой разницы нет. Единственная заметная разница в увеличении времени переходной характеристики с увеличением Qts, но так как диапазон частот Альфа 15А простирается ниже, он и должен иметь чуть более длительную переходную характеристику. Нет никаких доказательств чрезмерного звона басов от любого из этих трех динамиков.
Подчеркиваю еще раз, для ОЯ лучшее воспроизведение низких частот достигается при более высокой Qts Альфа15A.

Работа во всём диапазоне частот

Рассмотрим работу во всем частотном диапазоне. Вне басового участка она определяется ШП головкой. ФВЧ используется, чтобы отфильтровать низкие частоты и связанные с ними большие колебания диффузора ШП. Чтобы понять влияние разных условий на АЧХ, рассмотрим разные варианты акустического оформления.

На рис. 9 показана, рассчитанная АЧХ ШП в бесконечном экране (синий пунктир), в бесконечном экране с отражение от пола (сплошная красная линия), и целевая АЧХ (черная линия). Рябь в сплошной красной линии — результат отражений от пола.

Рис. 10 добавляет влияние идеального ФВЧ 2-го порядка. Показаны: рассчитанная АЧХ в бесконечном экране с отражением от пола из рис. 9 (пунктирная красная линия), ФВЧ 500 Гц (синий пунктир), комбинированная АЧХ (сплошная красная линия), и целевая АЧХ (черная линия).

Рис. 11 добавляет влияние конечных размеров и формы лицевой панели. При суммировании АЧХ рис. 10 (красный пунктир), графика отклика лицевой панели (синий пунктир), получим результат (сплошная красная линия).

Еще раз обратите внимание на рис. 11 — горб от влияния лицевой панели (синий пунктир) используется для расширения полного спектра головки по частоте вниз. В результате горб снижает эффективную частоту фильтра около 400 Гц. Установив фактическую частоту разделения выше горба от лицевой панели, можно подогнать суммарную АЧХ ближе к требуемой.

Схема пассивного фильтра

Как было написано выше, оптимальными при симулировании оказались ФНЧ 2-го порядка с частотой перегиба 200 Гц и ФВЧ 2-го порядка с частотой 500 Гц. В связи с влиянием лицевой панели, фильтры второго порядка фактически работают на частоте приблизительно 400 Гц. Фильтры и список компонентов для него приведены ниже в табл. 3 и схемах, на рис. 12.


Подставив в симулятор фактические номиналы компонентов фильтра, с учетом сопротивления катушек индуктивности постоянному току, получим окончательный результат, показанный на рис. 13.

Фактическая отдача увеличена до 91 дБ, синие пунктирные линии показывают отклонение + / — 2 дБ от этого уровня. Красной линией показан окончательный результат проекта.
Примерная стоимость компонентов проекта показана в табл. 4.


Выводы

Самой большой проблемой для АС ОЯ, с пассивными фильтрами является достижение адекватного баса при разумных размерах лицевой панели. Для решения этой проблемы надо учесть, что динамические головки, корпус и фильтры представляют собой единую систему, которая должна быть оптимизирована для достижения поставленной цели. Я считаю, что низкая частота раздела поможет оптимизировать систему и избежать потенциальных проблем в области средних частот, очень важных для слухового восприятия. Поскольку оптимизация — комплексная проблема, зависящая от ряда факторов, при простой замене низкочастотных динамиков АС ОЯ нельзя делать окончательные выводы о пригодности того или иного динамика для АС.

Излучатель звука, корпус, и фильтр должны быть так подобраны, чтобы их комбинация обеспечила максимально гладкую АЧХ. Я считаю, что основной причиной слабого баса в открытых акустических системах с пассивными фильтрами является низкая полная добротность динамика Qts и/или неудачный подбор комплекта динамиков. Низкочастотный динамик должен иметь значительно более высокую отдачу, чем общая отдача всей АС, значительно выше, чем у среднечастотной головки, чтобы компенсировать спад низких частот.

Низкая добротность Qts усугубляет эту проблему. При низкой Qts требуется значительное увеличение ширины лицевой панели и/или изменение настройки фильтров. Динамик с высокой добротностью Qts будет иметь плоскую АЧХ на низких частот и будет совместим с лицевой панелью разумной ширины. Моя рекомендация заключается в использовании низкочастотных динамиков, отдача которых, по крайней мере, на 6…10 дБ выше, чем у остальных динамиков акустической системы и должна иметь Qts приблизительно 1,0…1,2.

Анализ открытой акустической системы Lowther подтверждает выводы сделанные выше. Lowther звучат отлично, но они огромны. Лицевая панель с крыльями имеет ширину 40“, высоту 60». Такая конструкция потребует двух НЧ-динамиков Eminence Alpha 15А и активного фильтра. Большие размеры ящика АС, несколько НЧ-динамиков и усилителей позволят достигнуть чувствительности примерно 98 дБ/Вт/м в системе Lowther PM2A. Под впечатлением от их звучания, я решил построить такую же АС в огромном корпусе с несколькими НЧ-динамиками, активным фильтром и несколькими усилителями. В процессе постройки я приобрел определенный опыт и пришел к выводу, что такое построение системы с позиции «грубой силы», не лучшее решение.

Оригинал статьи

Designing a Passive Two Way Open Baffle Speaker System By Martin J. King, 09/15/07 (revised 09/17/07)
Otkrytye-kolonki-OB_Design.pdf | Файл 104,89 Kb загружен 58 раз.

Сайт-источник (En): Quarter Wavelength Loudspeaker Design by Martin J. King

Мой комментарий к статье

Конечно, мнение автора статьи не является непреложной истиной и не претендует на окончательное и полное решение проблемы, однако, она представляет интерес для любителей, интересующихся акустикой. Я не гарантирую полную точность перевода, но надеюсь, что основные положения изложил правильно.

Вызывает скептицизм отсутствие измерений с помощью микрофона и именно в домашних условиях. Интересно было бы узнать впечатления независимых слушателей-экспертов не «обработанных» автором конструкции. Но это только мои мечтания.
Сергей (Chugunov)
РФ, Москва
Профиль Chugunov
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 67

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Где взять правильную домашнюю акустику? Эволюция домашней акустики и новый взгляд на

Всем нам хочется собрать для дома высококачественные АС и воспользоваться для этого недорогими...

О чувствительности динамиков и АС, мощности и прочем

При постройке АС, особенно для ламповых усилителей, попадаются старые динамики, у которых...

В помощь радиолюбителю. Выпуск 12: Информационный обзор для радиолюбителей

В помощь радиолюбителю. Выпуск 12: Информационный обзор для радиолюбителей Автор: Сост. Никитин...

Дипольный вуфер на 2ГД-38 около компьютера

Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию конструкцию необычной акустической системы. В одной из...

Конструкции и схемы для прочтения с паяльником - 4. Гриф А.Я.

Конструкции и схемы для прочтения с паяльником - 4. Гриф А.Я. Издательство: СОЛОН-Пресс Год...

Проект комплекта акустических систем совсем не Hi-Fi

Предлагаю описание конструкции акустической системы. Сразу оговорюсь, это не Hi-Fi. Вариант...

Полные характеристики динамиков Alphard

Друзья, выкладываю таблицу в формате Exell по динамикам Alphard. В таблице данные почти по всему...

Самоделки юного радиолюбителя. Б.С. Иванов

Борис Сергеевич Иванов Самоделки юного радиолюбителя. — М.: ДОСААФ, 1988. — 140 с, ил. ...

Акустическое оформление громкоговорителей. Эфрусси М.М.

Эфрусси Михаил Михайлович Акустическое оформление громкоговорителей. М.-Л., Госэнергоиздат, 1962г,...

Высококачественные акустические системы и излучатели. Алдошина И. А., Войшвилло А. Г.

Алдошина И. А., Войшвилло А. Г. Высококачественные акустические системы и излучатели. — М.: Радио и...

Бытовые акустические системы

А вот интересная книжка: В.К.Иофе М.В.Лизунков - Бытовые акустические системы В данной брошюре...

6ГД-6, 2ГД-36 Малогабаритный громкоговоритель Салтыкова, кубики Салтыкова

Фото: Polas, //polas.hotbox.ru Параметры описываемого ниже самодельного двухполосного...
<
  • Гражданин
5 апреля 2014 21:19

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Спасибо.
У таких колонок дипольное излучение - и вперед, и назад. Поэтому ее звук очень сильно зависит от помещения и места колонки в нем. В помещении площадью более 80 м2 обычно особенных проблем не возникает... wink

<
  • Гражданин
6 апреля 2014 11:58

Александр / al Ex

  • С нами с 13.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 112 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
А можно ли попробовать заглушить, насколько это возможно, заднюю часть динамика, например, синтепоном? И как это может отразиться на звучании?

<
  • Гражданин
6 апреля 2014 13:24

Радик / galrad

  • С нами с 23.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 12 публикаций
 
  • 0
А не будет оптимальным, комбинированное использование (АС) открытого и закрытого типов в одной конструкции? Тем самым можно разрешить проблему низких и средних частот.

<
  • Гражданин
6 апреля 2014 17:05

Сергей / Chugunov

  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 306 комментариев
  • 30 публикаций
 
  • 0
Я не утверждаю, что надо делать так и только так, это всего лишь перевод интересной статьи, информация к размышлению.
Цитата: galrad
А не будет оптимальным, комбинированное использование (АС) открытого и закрытого типов в одной конструкции? Тем самым можно разрешить проблему низких и средних частот.

Именно так я и собираюсь делать для себя, но и тут есть вопросы. Пишут, что якобы в открытом оформлении нет проблемы стоячих волн в помещении, а значит все динамики могут находиться вместе.
Думаю, вариант из статьи может подойти для тех, кто живет в своем доме, есть достаточно места для широких (0,8...1 м) щитов...
Цитата: al Ex
А можно ли попробовать заглушить, насколько это возможно, заднюю часть динамика, например, синтепоном? И как это может отразиться на звучании?

То есть ПАС? Обратите внимание, что ПАС для НЧ динамиков ставят не в окна, а на стенку ящика - ведь в первом случае повышается резонансная частота и изменяются другие параметры, причем непредсказуемо. Конечно, тут есть простор для экспериментов.
Цитата: AudioKiller
Спасибо.
...звук очень сильно зависит от помещения и места колонки в нем. В помещении площадью более 80 м2 обычно особенных проблем не возникает... wink

Я тоже думаю, что это вариант для больших помещений.

Вижу, что интерес к материалам по акустике небольшой, все жаждут усилителей в сотни ватт с питанием от компьютерного блока питания, забывая или не зная, что львиная доля качества звучания определяется именно акустикой.

<
  • Гражданин
6 апреля 2014 23:15

Александр / otzvuk

  • С нами с 16.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 1 публикация
 
  • -1
Спасибо автору за перевод статьи. Буквально неделю назад скачал в оригинале, но тех. инглиш... Как говорили в сериале "Х-files": истина где-то рядом. Думаю, что 300-3000 (верхняя частота зависит исключительно от найденого ШП динамика) без гробящих фазу фильтров должен воспроизводить единственный! ШП динамик с чувствительностью не менее 90-92 дБ. В этом диапазоне у нас максимальное чутье к звукам и их искажениям, а единственный динамик приближается к точечному излучателю. Высокое чутье обеспечивает хороший динамический диапазон излучаемых звуков от шуршания нотами до взрывов в кино причем на умеренных громкостях (люблю слушать ухом , а не селезенкой). Ниже 300 нужен бас. Выбираю закрытый ящик (самый четкий- без хвостов бас. У меня сдвоенные 6ГД-2 в 50 литровом ящике, там же ИТУН на TDA-2050 ( усилка хватает, поскольку чутье у динамика 92 дБ. Басит от 35 Гц (проверил ухом на синусах). ШП на ОЯ работает 6ГДШ-5, частотка у него до 10к, поэтому помогает ему 2ГД-36 на том же щите. В качестве первоисточников использовал доброго дядьку Линквица, автозвукача Карельского. Так что без компромиссов в обычных комнатах не обойтись.

<
  • Гражданин
6 апреля 2014 23:52

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
1. Сзади колонок капитально заглушить ничего не получится: чтобы заглушить капитально, нужно делать ЗЯ.

2. То, что ОЯ не создают стоячих волн - сказка. Стоячая волна (упрощенно) возникает на такой частоте, на которой вдоль (поперек, сверху-вниз) комнаты укладывается целое число полуволн. В этом случае все переотражения от стен "накладываются" друг на друга и суммируются в фазе. У ОЯ с этим сложнее, т.к. звук идет не только вперед, но и назад и суммируются обе волны. И они друг из друга не вычитаются. Если бы они вычитались до нуля, то и звука бы никакого не было. Вот то, что остается после интерферренции прямого и обратного излучения, вот оно и создает стояки.

3. Динамик высокой чувствительности отличается от динамика низкой чувствительности только тем, что к первому для создания определенной громкости надо подвести электрическую мощность 1 Вт, а ко второму для создания той же громкости - 10 Вт. Если у вас ламповый усилитель с ограниченной мощностью, то высокочувствительный динамик рулит. Если мощность усилителя не ограничена (в пределах здравого смысла), то у высокочувствительного динамика гораздо меньший линейный ход. Т.е. при разумных искажениях он обеспечивает заметно меньшую громкость, чем низкочувствительный длинноход. А в ОЯ как раз важен большой ход диффузора, т.к. его надо корректировать - поднимать НЧ.

<
  • Гражданин
7 апреля 2014 01:38

Александр / otzvuk

  • С нами с 16.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
К счастью высокая чувствительность свидетельствует о мощном магните и малой массе диффузора, хорошем КПД и высокой добротности. Все это в купе обеспечивает качество отработки музыкальных сигналов и не компенсируется повышением киловатт потребляемой энергии в случае "тупых" так называемых динамиков

<
  • Гражданин
8 апреля 2014 00:11

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Добротность никак не связана с КПД. А качество отработки музыкальных сигналов может оказаться невостребованным, если нельзя будет сделать громкость не то, чтобы большой, а попросту нормальной.

<
  • Гражданин
8 апреля 2014 00:55

Александр / otzvuk

  • С нами с 16.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Спасибо за диспут. Спорить не люблю

<
  • Гражданин
8 апреля 2014 21:13

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Что-то мне моя интуиция говорит, что неспроста в колонке на фото басовики такие большие. ИМХО на тех частотах, на которых длина волны (точнее ее половина) уже больше размеров щита, большую роль играет площадь излучающей поверхности. Но пока не задумывался об этом и ничего не могу сказать конкретно...

<
  • Гражданин
8 апреля 2014 23:34

Сергей / Chugunov

  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 306 комментариев
  • 30 публикаций
 
  • 0
Цитата: AudioKiller
...неспроста в колонке на фото басовики такие большие. ...пока не задумывался об этом и ничего не могу сказать конкретно...

Неспроста. Те, кто делали подобные вещи, пишут, что одного динамика 15 дюймов мало, на канал надо два! (Вариант - один 18 дюймов, но там свои нюансы).
Цитата: otzvuk
...о мощном магните и малой массе диффузора, хорошем КПД и высокой добротности. Все это в купе обеспечивает качество отработки музыкальных сигналов и не компенсируется повышением киловатт потребляемой энергии в случае "тупых" так называемых динамиков

Не совсем так. Более мощный магнит = добротность ниже (при прочих равных), а относительно лучших импульсных характеристик при малой массе диффузора и мощном магните, я соглашусь. Но вот достичь самых низких частот при этом вряд ли получится.
Снова дилемма: качество или цифры.

<
  • Гражданин
10 апреля 2014 00:29

Сергей / Yamazaki

  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 137 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Тони Ги утверждает, что 21 дюймовые динамики неплохо басят даже совсем без щита smile
Сам не слышал, по понятным причинам.

<
  • Главный редактор
12 апреля 2014 10:37

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 604 комментария
  • 257 публикаций
 
  • 0
21" = 533,4мм
м-да, внушительные динамики у вашего Тони good

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.