Начало » Практика » Проекты акустики » О чувствительности динамиков и АС, мощности и прочем

 
 
 

О чувствительности динамиков и АС, мощности и прочем

22.04.12   Chugunov   67 917   24  

При постройке АС, особенно для ламповых усилителей, попадаются старые динамики, у которых чувствительность измеряется не в современных дБ/Вт/м. Как перевести ее в современный формат и подойдут ли такие динамики. Поиск ответов на эти вопросы в данной статье. Она представляет собой компиляцию из разных источников и выводы из собственного опыта.
Динамические головки прямого излучения и акустические системы (АС) характеризуются показателями, определяющими эффективность и качество ее работы. К ним в частности относится чувствительность или отдача.
Чувствительность АС — звуковое давление, развиваемое ею в определенной точке (обычно на расстоянии 1 м по ее оси), при подведении к ее зажимам определенного напряжения. Это понятие чувствительности удобно для оценки АЧХ, но неприемлемо при сравнении АС с разным электрическим сопротивлением, т. к. потребляемая мощность будет различна.

В разное время этот параметр измерялся по-разному, поэтому иногда бывает затруднительно сравнивать динамики и АС разных лет выпуска между собой.
Мне пришлось иметь дело с тремя стандартами: первый применяли для изделий советских времен, условно назову его ГОСТ, второй повсеместно применяется сегодня, пусть это будет МЭК, с третьим я столкнулся в паспорте к «винтажным» импортным Hi-Fi АС, пусть это будет DIN. Не буду останавливаться на методике измерений по этим стандартам, меня больше заинтересовало другое — как сравнить эти стандарты между собой. Цель — оценить возможности динамиков и АС и их пригодность для работы, например, с ламповыми усилителями небольшой мощности.

В результате вычислений удалось составить таблицу, аналогов ей я нигде не встречал.
Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

Чувствительность менее 84 дБ считается неприличной, а более 97 дБ встречается редко.
Важный момент. Чувствительность динамических головок прямого излучения должна измеряться на специальном акустическом щите. Она измеряется в ряде точек в определенном диапазоне частот и затем усредняется.

Динамическая головка и АС являются сложными и нелинейными электромеханическими системами, поэтому чувствительность АС может заметно отличаться от чувствительности входящих в нее динамических головок. Простая аналогия — освещенность от лампочки отличается от освещенности от той же лампочки в абажуре или прожекторе.

Надо отметить, что чувствительность по ГОСТ и DIN измеряется при определенной мощности, а по МЭК при определенном напряжении на головке. Это дает широкие возможности нечестным шулерам-маркИтологам. Декларируется измерение при подаваемом напряжении 2 В на головку сопротивлением 4 Ом и 2,8 В на 8 Ом. На первый взгляд всё правильно – 1 Ватт. Но дело в том, что из-за нечистоплотной конкуренции с целью завысить реальную чувствительность, сопротивление головок стали уменьшать, а мощность при измерениях стала расти. В последнее время обнаглели до того, что стали подавать напряжение 2,8 на все головки сопротивлением 8 Ом и ниже. Где-то это пишут в паспорте (но мало кто это понимает), где-то умалчивают. Разница при таком шулерстве для головок 4 Ома составляет 3 дБ по мощности, а это немало.

Если рассмотреть тенденцию развития, можно увидеть, что в ламповую эпоху головки обладали высокой чувствительностью (рядовые советские образцы – от 90 дБ, а такие как 6ГД1-РРЗ — 96 дБ) и относительно скромными низкими частотами. Это хорошо стыковалось с ламповыми усилителями и источниками звука. Кроме того, тогда были исключительно натуральные инструменты и голоса исполнителей. Прогрес привел к тому, что в моду вошли ненатуральные инструменты и фальшивые голоса с электронной коррекцией, электромузыкальные инструменты могли генерировать любые частоты.

Мощность усилителей перестала быть проблемой, появились динамические головки с очень низкими резонансными частотами. Они не могли работать в открытом оформлении, им нужен был ЗИ или ФИ. Эти типы оформления могли использовать относительно малые корпуса, таким образом, выполнялось еще одно требование прогрэсса — миниатюрность.

Казалось бы, всё хорошо и надо только радоваться, но постепенно проявились недостатки. На смену одной широкополосной головке, воспроизводящей весь диапазон частот, пришли двух- и трехполосные АС. Проблема стыковки головок, фазовые сдвиги, источники звука переместились из одной точки в несколько. Тяжелые диффузоры оказались инерционными и стали плохо воспроизводить самый важный для слуха участок — фронты звуковых импульсов. В результате по синусоидальному генератору все оказалось замечательно, а на слух — не всегда. Кроме того, новые АС в силу малой чувствительности, плохо совместимы с маломощными однотактными ламповыми усилителями.

С этими и другими проблемами идет борьба, но это оказалось не просто и очень не дешево. Во многом, поэтому сегодня снова популярны ламповые усилители, которые требуют для себя соответствующих высокочувствительных, легких и детальных АС. К сожалению, они обычно громоздки, тяжелы, да и любителям мяса с колбасой они обычно не нравятся.

Сегодня при приобретении головок обычно смотрят только на их мощность и диапазон частот. Сравним для примера 35ГДН-1 и 6ГД1- РРЗ. Первая по названию в 6 раз мощнее. Сравним с учетом чувствительности. 25 Ватт номинальной мощности 35ГДН-1 при чувствительности 84 дБ/Вт/м что соответствует 0,1 н/кв.м. При номинальной мощности 25 Вт уровень звукового давления будет, как у 6ГД1- РРЗ при мощности 1,5 Вт. В первом случае потребуется транзисторный усилитель мощностью в десятки ватт, во втором маломощный ламповый усилитель. Кроме того, на 6ГД1- РРЗ можно подать мощность в 4 раза выше, и уровень звукового давления (громкости) будет на 6 дБ выше.

Теперь рассмотрим, какой уровень громкости рекомендовал ГОСТ (не секрет, что все эти параметры брали у загнивающего запада, а не разрабатывались самостоятельно). Для высшего и первого класса это 1 Паскаль (94 дБ). Ровная цифра явно взята не из испытаний, а для красоты и удобства, ну ладно. Эксперименты показали, что нормальные люди предпочитают уровень менее 80 дБ, а ненормальные — всякие звукорежиссеры (я включу сюда и аудиофилов) 90 дБ. Поэтому пусть будет 94, но пытаться получить дома уровень громкости симфонического оркестра в его гуще или рок-группы…

Для 35ГДН-1 надо подать 10 Ватт и расстояние 1 метр. Считается, что на 2 м мощность должна быть в 4 раза выше и потребуются 40 Ватт, но учитывая, что квартира — не заглушенная камера, номинальных 25 Ватт должно хватить. Для 6ГД1- РРЗ на 1 метре хватит 0,63 Ватта, на двух — 2,5 Ватта с запасом. Это для иллюстрации таблицы. Мы не рассматриваем здесь акустическое оформление и частотный диапазон, неравномерность АЧХ и пр.

Мне могут сказать, что я выдумал какую-то мощность DIN, дескать, такой не бывает. Приведу параметры своих АС Tandberg 2510. В общем-то, из-за них я и стал копать.
Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

Это «транзисторная» акустика, в переводе на современный язык, 88 дБ. Думаю, что чувствительность головок в них выше, часть мощности съедает закрытый ящик.
Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

А вот более ранние колонки с «ламповой» чувствительностью и номинальной мощностью всего-то 8 Ватт, что соответствует 80-ти ваттам класса 35ГДН-1. Примерно в 70-е годы закончилась эпоха фирм, выпускавших добротную высококачественную технику небольшими тиражами. Они уделяли больше внимания качеству своей продукции, и меньше прибыли, поэтому Юго-Восточно-Азиатский прогресс раздавил такие фирмы (тот же норвежский Tandberg).
Новое время, новые люди, новая техника, новая музыка, новое мЫшление.

Я не претендую на истину и полный дилетант в вопросах акустики, но знающие люди почему-то очень мало пишут по данному вопросу.
Если кто-то аргументировано и доказательно исправит мои ошибки, я буду рад.
Сергей (Chugunov)
РФ, Москва
Профиль Chugunov
О себе автор ничего не сообщил.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 51 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках... Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухполосные акустические системы в открытом оформлении... В последнее время у части радиолюбителей получили признание акустические системы с открытым...
Схема на Датагоре. Новая статья Какой громкоговоритель лучше?... Это перевод с украинского статьи, с которой я решил ознакомить датагорцев, когда прочитал статью...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель 2.1 для портативного плеера. Чип MAX98400 - мощный усилитель класса D в действии... Компания MAXIM представила 11 ноября 2011 г. обновленный Reference Design #4320В, который включает...
Схема на Датагоре. Новая статья uPC1237, NTE7100 - универсальное устройство защиты акустических систем... В звуковом комплексе радиолюбителя акустические системы — наиболее уязвимое звено, ремонт которого...
Схема на Датагоре. Новая статья SE Усилитель “Trancemaster”. Схема А.И. Манакова с автосмещением... Схема не нова и много раз была опубликована в радиолюбительских журналах и в Интернете. Несмотря на...
Схема на Датагоре. Новая статья Дипольный вуфер на 2ГД-38 около компьютера... Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию конструкцию необычной акустической системы. В одной из...
Схема на Датагоре. Новая статья Акустическая система с лабиринтом 35ГДН–4 + 2ГД36... Недорогая акустическая система на доступных динамиках с лабиринтом, обладающая хорошим качеством...
Схема на Датагоре. Новая статья Высококачественные акустические системы и излучатели. Алдошина И. А., Войшвилло А. Г.... Алдошина И. А., Войшвилло А. Г. Высококачественные акустические системы и излучатели. — М.: Радио и...
Схема на Датагоре. Новая статья Бытовые акустические системы... А вот интересная книжка: В.К.Иофе М.В.Лизунков - Бытовые акустические системы В данной брошюре...
Схема на Датагоре. Новая статья Стандарты измерения выходной мощности... В этой статье вкратце рассказывается о мощности. Разъясняются такие параметры как номинальная и...
Схема на Датагоре. Новая статья Не все сабвуферы одинаково полезны!... Если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне...
 

Общаемся по статье 💬

«О чувствительности динамиков и АС, мощности и прочем»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

GangstaNation

Дмитрий Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 1 от 22-04-12, 1:06.
Ответить
  • С нами с 16.02.2010
  • 36 комментариев
  • 0 публикаций
 
полезная статейка спасибо, будем пользовать при необходимости smile

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 2 от 22-04-12, 7:05.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Отличная статья! Именно тем, что в ней сведены воедино некоторые вопросы, разбросанные в разных местах = кратко и компактно!

<

Sviteck

Виктор Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 22-04-12, 10:20.
Ответить
  • С нами с 11.12.2009
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Знаю что дБ на логарифме завязаны, но даже не мог себе представить что 6ГД1- РРЗ отдаст больше звукового давления чем 35ГДН-1 при подаче каждой головке своей номинальной мощности

<

metrolog

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 22-04-12, 12:10.
Ответить
  • С нами с 5.01.2010
  • 90 комментариев
  • 5 публикаций
 
Грамотно и доходчиво. Спасибо.

<

Godin0104

Михаил Резниченко Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 22-04-12, 13:22.
Ответить
  • С нами с 10.02.2010
  • 120 комментариев
  • 5 публикаций
 
  "Прогрес привел к тому, что в моду вошли ненатуральные инструменты и фальшивые голоса с электронной коррекцией, электромузыкальные инструменты могли генерировать любые частоты".

Очень верно подмечено! Обратите внимание на почти любую современную фонограмму это что-то одно, а музыка нечто другое.
  "Примерно в 70-е годы закончилась эпоха фирм, выпускавших добротную высококачественную технику небольшими тиражами. Они уделяли больше внимания качеству своей продукции, и меньше прибыли, поэтому Юго-Восточно-Азиатский прогресс раздавил такие фирмы (тот же норвежский Tandberg)".

Подписываюсь под каждым словом!
Когда в юности я играл на танцах, у нас были усилители "от КИНАП", на них не было одурманивающих надписей 1000Вт, микрофоны были "МКшки".
Прошлым летом к нам приезжало "Браво", я снова услышал этот ностальгический звук. Играли они в живую, не все было идеально, но это была живая музыка! А сейчас кругом мертвечина, напоминающая не музыку, а скорее, самовозбуждающийся радиоприемник или помехи от мотора кофемолки...

<

reper

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 22-04-12, 14:15.
Ответить
  • С нами с 15.11.2008
  • 69 комментариев
  • 7 публикаций
 
Отлично!! Хоть как-то ориентироваться в современных излучателях. А то смотришь на какой-нибудь 15" 400 Вт, а рядом лежит RFT 80-х 50 Вт, и невольно выбираешь таки RFT. И, как оказывается, не напрасно!!!
Спасибо за статью!!!

<

al Ex

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 22-04-12, 14:40.
Ответить
  • С нами с 13.12.2009
  • 116 комментариев
  • 0 публикаций
 
К сожалению, ничто не вечно, даже динамики...Уменьшаются магнитные свойства, изнашивается подвес. Производители аппаратуры в середине прошлого века не предполагали, что за их произведениями будут охотиться "истинные" аудиофилы спустя 40-50 лет как за историческими артефактами. Бывает, нужно из новоделов как-то выбрать более-менее приличное.
Chugunov спасибо!

<

vel

Валерий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 22-04-12, 17:32.
Ответить
  • С нами с 26.01.2010
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
 
chugunov, спасибо! Доходчиво, наглядно, актуально.

<

basilevscom

Антон Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 23-04-12, 11:59.
Ответить
  • С нами с 8.01.2010
  • 126 комментариев
  • 16 публикаций
 
Спасибо за статью! В своё время я сам понял, что чувствительность динамика - очень важный параметр. Всегда помню, что "громкость" может быть одна и та же при разной мощности - 10 вт (при чувствительности динамика в 85 дБ) и 1 ватт (при 95 Дб). К сожалению, динамиков с хорошей чувствительностью производят мало... По моему личному опыту, идеальный динамик для дома для семьи должен обладать хорошей чувствительностью (от 92 дБ) и большого диаметра (не менее 25 см). А вот мощность более 10 ватт и не нужна, получается. Следовательно, и усилителей по 100 и более ватт не надо...

<

masterilo

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 23-04-12, 12:19.
Ответить
  • С нами с 22.06.2009
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
 
Сергей, спасибо за статью! С ностальгией вспоминаю далекие 70-е!

<

kastet780

Юнак Константин Петрович Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 11 от 23-04-12, 12:40.
Ответить
  • С нами с 22.01.2010
  • 60 комментариев
  • 2 публикации
 
Я гдето читал, что снижение чувствительности динамиков было как компромисс для расширения воспроизведения полосы частот в сторону НЧ, из-за невозможности создать ровную АЧХ во всем диапазоне. И то, что "ГОСТ", для большей верности, жертвовал чуйкой ради глубокого баса, а МЭК задирали отдачу в верхнем басе, что создавало иллюзию глубоких НЧ, но при этом чуйка была выше. В итоге у наших АС звук был более натуральным, но с несколько размытой микродинамикой, а у буржуев детальный и выхолощенный. Так же уровень развития транзисторных усилителей, впрочем как и щас, не давал возможности правильно усиливать сигналы малой мощности 0,5-2 Вт. Отсюда и произошло, как бы "самовыравнивание" возможностей АС+усь, низкую чуйку компенсируем высокой мощностью ради получения глубокого баса.

<

dynazzz

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 23-04-12, 13:05.
Ответить
  • С нами с 4.06.2009
  • 65 комментариев
  • 0 публикаций
 
Очень познавательно и доступно. Автору респект :hi:

<

shaytan

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 13 от 23-04-12, 14:41.
Ответить
  • С нами с 25.01.2010
  • 76 комментариев
  • 2 публикации
 
Спасибо, очень интересно, нужно и познавательно. Нечто подобное (про наши динамики) прочитал в маленькой брошурке очень вовремя где-то в 80-х, и много чего прояснилось. Эта статья очень понравилась. Спасибо, Сергей!

<

drummer

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 24-04-12, 0:40.
Ответить
  • С нами с 4.12.2011
  • 38 комментариев
  • 0 публикаций
 
Прям, нечего добавить. good Спасибо, Сергей!

<

Chugunov

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 24-04-12, 23:12.
Ответить
  • С нами с 30.09.2009
  • 355 комментариев
  • 30 публикаций
 
kastet780,
  Я гдето читал, что снижение чувствительности динамиков было как компромисс для расширения воспроизведения полосы частот в сторону НЧ, из-за невозможности создать ровную АЧХ во всем диапазоне.

Аналогия с тем, как для расширения полосы частот и уменьшения искажений вводят ООС и уменьшают усиление, и та же проблема при работе с реальным импульсным музыкальным сигналом.
Я категорически не хочу сказать, что старые динамики отличаются от новых только чувствительностью и что старые лучше т. к. у них чувствительность выше.
Это две принципиально разные концепции с достоинствами и недостатками, каждая рождена для работы в своем окружении (усилитель, источник и т. п.).
Вообще, у меня склероз переходит в маразм. От ФИ я сначала перешел к ЗЯ, а сейчас слушаю в макете на фанерке маленькие щиты. Несмотря на отсутствие низких и дефицит высоких, звук нравится - он сочный, хлёсткий, детальный, яркий. Недостатки слышны, но их можно простить. Пока нет измерительного микрофона, наверняка АЧХ жуткая, а звук приятный.
Так что сухие цифры - не главное, главное - звук.
Собираюсь написать статью про контроль реальной мощности на АС при прослушивании и про выходные уровни CD на реальном музыкальном сигнале - почему-то здесь массовые заблуждения, все как заклинание повторяют "2 вольта", исходя из этого строят ламповые усилители, а потом жалуются на малую громкость. Думаю, многим будет интересно узнать при какой выходной мощности усилителя они слушают музыку, усилитель какой мощности им нужен для конкретных АС, помещения, музыки, ушей. Это может оказаться полезным при постройке или приобретении усилителя.

<

VictorS

Виктор Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 16 от 13-05-12, 3:43.
Ответить
  • С нами с 21.08.2009
  • 14 комментариев
  • 0 публикаций
 
Сергей, Большое Спасибо Вам за статью.

Ещё есть вопрос интересный, как определить чустительность ГГ, на котором нет маркировки или она не идентифицируется? Динамики такие есть и от SONY и от неизвесных китайцев.

Многие скажут - собери АС, поставь напротив измерительный микрофон и всё увидешь...
А можно ли в "домашних" условиях определить чуствительность до сборки АС, чтобы и динамики и делители и фильтры подбирать осмысленно?

Заранее благодарю за пояснения.

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.