» » » Изучаем резонанс. Часть 2. Импульсный БП для лампового усилителя

 
 
 
19

Изучаем резонанс. Часть 2. Импульсный БП для лампового усилителя

Разместил AlexD 9 февраля 2015. Просмотров: 33 519

Следующей темой для моего исследования источника питания LLC resonant converter на микросхеме FAN7621 стала тема питания лампового усилителя.

Все же в кругах радиолюбителей не утихает интерес к лампам, а медных трансформаторов остается все меньше и меньше.
Естественно мной движет чисто исследовательский интерес, и сам усилитель я врядли буду делать – поглядим что вообще получится и как будет работать.

Техзадание

Попробую сформировать техзадание, а заодно поковыряю трансформатор.
Большинство ламповых усилителей для домашнего использования имеют примерно одинаковые энергетические характеристики.
Я возьму за основу РР на 6П3С, смещение автомат, стандартная схема.
Это как правило по 3 баллона в канале – пред/фазик – двойной триод типа 6Н8С и пара 6П3С на выходе.
Нам нужно просто анодное – 250-280В 0.5А-0.8А. И накал – 6.3В 3-4А. Примерно.
Так как большого размера окна, куда можно накрутить много витков вторички у нас нет, то начну с малого, с того, что точно поместится.

Итак, есть схема:

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

И плата:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

В общем то ничего сложного, пересчитать трансформатор и все.

Но когда я сел за расчеты, то понял, что в лоб проблему не решить.

В расчете дано, что вторичное напряжение одно, ток фиксирован, и изменение нагрузки не планируется.
У меня же минимум два напряжения, одно регулируемое, второе прицепом. Мощность тоже различная.
В общем по расчетам, требуемое число витков первички у меня получилось от 24 до 26.5, в зависимости от минимальной рабочей частоты для данного трансформатора.

Расчеты я делал на бумажке, приготовился уже мотать, но решил не заморачиваться, и соблюсти только расчетные данные по резонансной цепи. С напряжениями потом разберемся.
Поэтому намотал я его по аналогии с трансформатором из предыдущего описания – точнее из даташита, с корректировкой вторичных обмоток.

А именно:
Первичка – 36 витков – литц 60×0.1 мм.
Самопитание – 3+3 витка – одножильный 0.4 мм.
Вторичка – 6.3В – 1+1 виток – литц 85×0.1 мм
Вторичка – 250В – 40 витков – 0.4 мм одножильный провод.
Сердечник ER3542, секционирован на две секции.


Порядок намотки:
На  «длинную» секцию наматываю первичку.
Получается примерно 3.5 слоя.
Между слоями прокладка из липкой ленты.
Поверх первички – обмотка самопитания.
На  «короткой» секции мотаю анодную, так-же, с межслойной изоляцией, следом накал.
Все поместилось, крышка одевается с большим зазором.

Собрал – померил:

Стянутый – нормально!

Теперь индуктивность рассеяния – она тут получается повыше – так как на вторичке витков поменьше…
Проверим в работе…

Осталось подобрать зазор и можно запускаться.
Для организации нужной индуктивности в этом трансформаторе оказалось достаточно проложить стандартный лист 80 гр/м2 в один слой по центральному керну и с боков.

Ну что? Стартуем? Естественно первое включение через лампочку!

Нагрузка – на накал автомобильная лампа 12В 21+5Вт, на анод лампа от подсветки холодильника 220В 15Вт.

Старт прошел успешно, к сожалению ничего не взорвалось, напруга регулируется, частота тоже.

Ну на лампочку от холодильника любой дурак сможет работать, да и автолампа не нагрузка.
Давай- ка мы тебя подгрузим?

В качестве нагрузки я решил использовать «тяжелые» по накалу лампы, из найденных в запасах – 6Н13С. Ток накала на один баллон – 2.8-3А, почти как у четырех 6П3С. По аноду проблем нет, есть куча лампочек на 220В 40-60Вт.
То есть 100Вт нагрузки хватит в анод – даже с сильным запасом на «средний» домашний push-pull.
Пробую включить – запуск – и тут же останов!

Защита, ктоторая в даташите указана как OVP (Over-Voltage Protection) не дремлет и честно отрабатывает свою функцию!
Как я уже говорил, при работе в резонансном режиме, напряжение пропорционально увеличивается на всех обмотках трансформатора. Поэтому растет и самопитание контроллера.

А теперь надо подумать, как сделать так, чтоб БП тянул нужную мне нагрузку и при этом не падал в OVP.
Может все же намотать транс ближе к моим расчетам? То есть уменьшить число витков в первичке?
Отматываю от первички 6 витков. Откусываю хвост, понимая, что домотать его обратно не получится. Собираю.
Индуктивность уменьшилась, пришлось убрать прокладки с боковых частей магнитопровода.

Пробую через лампочку. Запустилось. Отключаю лампочку, включаю напрямую. Тишина! То есть даже запуска нет! Хотя питание контроллера – 15.4В – в норме для пуска… Ставлю назад лампу в цепь 220В – есть запуск!
Да что за ерунда?

На свой страх и риск, поставив минимальные нагрузки, пробую запустить при закороченной токовой защите.
Есть запуск! Странно…
С меньшим числом витков первички при резком росте питания видимо происходит выброс в цепи токовой, который «лочит» контроллер напрочь…
А через лампу происходит своего рода «софт старт» по высокой стороне, и если и есть какой выброс – то он не достаточен для срабатывания токовой.
Почему это происходит, я не выяснил, может разводка ПП как-то влияет…
Интересно, а прибор его не успевает засечь, как я не пытался…
Но факт есть факт – коротишь токовую – все работает.

А это не нормально!
Значит надо вернуть все назад и домотать тогда накальную обмотку, чтоб получить 6.3В под нужной нагрузкой, и не вылезти за OVP на самопитании.

Перематываю первичку – теперь там снова 36 витков. А на накал мотаю 2×1.5 Витка.
Так как для такого малого напряжения невозможно намотать целое число витков – приходится колхозить вывод средней точки на верх транса.

Запуск с новыми данными – все стартует – отлично!

Нагрузка – лампа 6Н13С и пара ламп — 220В 15Вт и 220В 60Вт.

Подтыкаю еще одну 6Н13С – и опа, снова OVP! …

Да. Для маленького РР усилителя все нормально. Суммарная нагрузка около 100Вт .Но мне же надо понять, где его предел? Когда же сработает токовая не от КЗ, а от нагрузки?
И так уже токоизмерительный резистор состоит из двух резисторов по 0.33 Ома…
Все же придется делать стабилизатор на питание контроллера…
И отказаться от OVP.
Для мощных решений.
Отключаемый стаб, если что. Как то так…

Ну, а пока вешаю сопли… Не люблю макетные платы, и навесной монтаж. Но перед изготовлением новой ПП надо все проверить!
В том числе и тепловой режим стаба. Я использую LM317. Этот стабилизатор легко конфигурить, он достаточно надежен.
Можно было бы повесить резистор и стабилитрон, но это на любителей рискнуть.
Особенно при таком диапазоне входных напряжений на стабилитроне.
Там 15.6 на старте, и на 23.5 отключается БП – значит бывает и будет явно выше!

Я почему думаю про OVP? В принцпие, это полезная фишка. В отличие от OLP (Overload Protection), которая отслеживает ток через силовые ключи, OVP позволяет отследить проблемы в ОС. Ведь если отключить обратную связь, то контроллер начнет снижать частоту, что вызовет рост напряжений на всех вторичках. Хорошо, если это «отловит» токовая? А если нет – первыми полягут электролиты и далее со всеми вытекающими…

Но сдругой стороны, в даташитной схеме стоит стабилизатор изначально и OVP нужна только для защиты контроллера от перенапряжения при питании от собственного транса.

В общем ваяю наколенный стаб на 17-18В и пробую!

И вот оно счастье то!:)
Нагрузка около 40W.

И далее нагрузка 2×6Н13С+ автолампа, 220В 60Вт+40Вт+15Вт.

Теперь при любой нагрузке размах импульсов одинаков, что видно на синей осциллограмме.
Обратите внимание на зависимость частоты от нагрузки – здесь это хорошо видно.

Ну и самое главное, наконец-то добился срабатывания токовой!
Дело в том, что на холодные лампы БП стартует, и через секунду валится в защиту.
Если отключить или лампу 40Вт из анодной или вынуть одну 6Н13С – старт нормальный. Потом, после прогрева накала ламп – можно подтыкать на ходу что угодно – уже не отключается.
Это видно на желтой линии при максимальной нагрузке – размах приближается к расчетным 0.6В для срабатывания токовой защиты.

Но это не беда. В токовую установлены сопротивления 2×0.33Ом, что соответствует току около 4А, при которых может сработать защита. Для современных полевиков это даже еще не рабочий ток, не говоря об аварийном. А «растолкать» холодную лампу не так просто – это самая большая проблема.

Да и в реальной схеме, даже если не использовать задержку подачи анодного, ток через лампу будет течь только после прогрева катодов, и поэтому на момент старта анодная обмотка будет работать только на емкость фильтра, и аварийной ситуации с перегрузкой просто не возникнет.

Ну, а захочется большего – ничего не мешает поставить резисторы меньшего сопротивления.
Но это если уж очень надо…

Итак, окончательная схема:

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Так как при внесении изменений в разводку, плата вынужденно увеличилась в ширину – то решил добавить еще и обмотку смещения с выпрямителем. Вдруг пригодится когда?
Запуск с новой платой прошел без эксцессов.

В общем все нормально.
Измерил пульсации под нагрузкой на анодном и накале.

Синий – анод. Желтый – накал.
Что удивило – в аноде стоит один кондер – пленка на 1 мкФ 630В – никаких элетролитов и пульсация всего 1В! Ну ничего, электронный дроссель это вылечит легко!

Единственное, что смущает – тепловой режим диодов выпрямителя накала. Я для этого поставил два сдвоенных STPS3045 в параллель. На 7А тока через 15 минут руку на радиаторе держать уже не комфортно.
Ну оно и понятно, напряжение и так маленькое, а еще и по 0.5В на диодах падает.
Для такого тока – более 3Вт на корпус получается. Выгоднее накал питать от 12В и лампы в послед, но это конечно извращение. Лучше уж, если совсем все плохо, радиатор поставить побольше.

Зато рвет шаблон силовая секция! Радиаторы не нагрелись. Совсем. Как будто БП не работает, а просто лежит на столе.
Даже радиатор стабилизатора на ощупь градусов 35, а эти холодные! Закрадывается мысль о целесообразности применения там радиаторов вообще. Вот что значит мягкое переключение!

Для финального теста я решил все таки приблизить условия к реальным насколько возможно.
Подал накал на 4×6П3С-Е и 2×6Н8С.
А также на коленке собрал электронный дроссель, его видно в правом нижнем углу, нагрузив его на лампы 60Вт и 15Вт в параллель.
Все равно после 20Вт у 6П3С начинает краснеть анод.

Погонял немного, пока под лампой 60Вт не начала тлеть бумага и не повалил дым.
Силовые ключи холодные, Шоттки в накале нагрелись, но уже не так сильно, но зато нагрев стабильный, примерно 60 градусов. Еще прямо на радиатор светила лампа, и это похоже немного исказило картину, но в общем и целом – задача выполнена.

Итоги и выводы

Ну и в заключении немного впечатлений и выводов о работе БП.
Как я уже говорил, при работе резонансной цепи, напряжение меняется на всех обмотках. Это не смертельно, но нужно обращать внимание, например, на рабочее напряжение электролитов.

При запуске, пока нити холодные и ток через них сильно более паспортного, напряжение на анодной обмотке может быть выше процентов на 10-15 от номинала, и потом плавно, с прогревом нитей накала, уменьшается до нормы. Естественно, нужно будет применять плавную подачу анодного, это очевидно для такой организации питания.

Также очень четко работает защита от перегрузки. Иногда просто не понятно, отчего блок не стартует, но контроллер не дремлет и отключается еще до начала генерации.

Поэтому перегрузить его при нормально работающей защите не удастся никак.
Топология LLC resonance требует работы под нагрузкой – тогда эффективность максимальна.
Поэтому питать им лампы – как раз нормальное применение. Только долгий прогрев накала затягивает старт БП в нагруженном режиме, но это не беда, потом все нормализуется.

Класс А, работа на драйверы подсветки экранов, сверхъяркие диоды, любая другая активная и постоянная нагрузка – вот прямые области применения этой топологии.

Из недостатков – относительная сложность намотки трансформатора. Хотя что мешает самому сделать секционирование катушек?
Я не стал – заказал готовые. Не пробовал мотать одножильным проводом первичку – все же законы физики обмануть сложно, и, мне кажется, результат будет предсказуемо плохим.
Требуется измерение индуктивности трансформатора. Без этого никуда – на глаз никак не получится попасть в нужный диапазон.
Хотя может кто-то и попытается.

В остальном – мне очень понравилось — могу рекомендовать к повторению!

На радостях жду доставки FSFR2100 и FSFA2100, последняя, судя по даташиту, тоже интересна, но это уже ШИМ.

PS

Когда статья уже была написана и выложена на портал, я задался рядом вопросов: «Ну и что? Что дальше то? На полку? Под разбор?“
И все же решился. Надо доделать до конца.
И если у нормальных людей выбирается лампа, схема на ней, а вокруг строится питание, трансформаторы, компоновка, то у меня все началось с другого конца. С питания.
Порылся в закромах, нашел пару трансов, перемотал остатками провода.

РР. Гу-17+ ЕСС88. Возможность работы в ультралинейном и пентодном режиме.
Выбор режима перемычками. Смещение — фикс, раз уж во второй версии добавил обмотку смещения.


Выбор ламп не случаен. Мне нужно было вписаться в «свой“ стандартный размер по ширине и глубине, чтоб влезло в стойку и не выпирало в высоту.
Из того, что было — 6Э5П, 6П1П и Гу-17. Последние помощнее — вот они и пошли в дело.
Заодно перемотал накал на 12,6В, так полегче диодам при плотной компоновке.
25Вт лампового звука на 5 Ом с резонансным питанием. В UL. В пентоде побольше.
Я думаю, мне хватит.

В динамиках тихо. Возбудов, а также артефактов с частотой преобразования не замечено.
Вот вам и вариант практического применения.
Схема аналогичная той, что опубликована в моей статье про усилитель на трансформаторах ТАН.
А самое главное — цель достигнута, процесс завершен успешно.

Ну, а пока все.

Файлы

Схемы и платы здесь:
resonant2.zip | Файл 84,4 Kb загружен 187 раз.
Даташит на FAN7621 и руководство по расчету AN-4151 легко можно найти в сети или в первой части моей статьи.

С уважением, Алексей
Алексей (AlexD)
Алматы, Казахстан
Профиль AlexD
Родился 6 апреля 1972 года.
Хобби-радиоэлектроника.
Увлекся железом еще с раннего детства,чем доставлял немало хлопот родителям.
Не брали в радиокружок в 4 классе,т.к. в школе еще не преподавали физику (вот такие были правила).
Сейчас занимаюсь ремонтом и настройкой компьютеров,в свободное время что-нибудь паяю или собираю-разбираю:)
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 238

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Двойной триод 6Н23П-ЕВ повышенной надежности, механической прочности и долговечности... Эта статья навеяна материалом Михаила Соловьёва aka -=Sm()kE=-. Лампа 6Н23П-ЕВ является, по-моему,...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо... Очень удачный двухтактный усилитель на лампах 6П3С. Эти лампы незаслуженно отнесли в разряд...
Схема на Датагоре. Новая статья Регулятор мощности на полевых транзисторах с ШИ-управлением + устройство для питания 110-вольтовой аппаратуры от 220 Вольт... Привет всем датагорцам и гостям Датагории! Предлагаю схемку простого в изготовлении и наладке...
Схема на Датагоре. Новая статья Схемка в блокнот. Низковольтный стабилизатор напряжения (от 0,7V; пригоден для зарядки и питания мобильного телефона)... При изготовлении разного рода устройств с использованием мобильного телефона (МТ), например GSM...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам простой ламповый усилитель для комбика на 6П14П. Полная версия... Ламповый усилитель на 6П14П для комбика и просто для души. Просто захотелось сделать… С...
Схема на Датагоре. Новая статья Узел коммутации обмоток выходных трансформаторов ламповых усилителей... Последнее время все мучил меня вопрос о быстрой и безболезненной коммутации вторичных обмоток...
Схема на Датагоре. Новая статья Четырехцилиндровый, однотактный... ламповый усилитель на 6С50Д... "Четырехцилиндровый, однотактный"... ламповый усилитель. 7-ти кратному чемпиону мира в гонках...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый гитарный усилитель 40 ватт. 6П3С + 6Н2П... Вот хочу рассказать о моем опыте изготовления усилителя для гитарного комбика. К сожалению фоток...
Схема на Датагоре. Новая статья UTC2030... Моно-усилитель. Очень похожа на TDA2030. Pрасс.= 20 Ватт Uпит=плюс-минус 18 Вольт THD= 0,08%...
Схема на Датагоре. Новая статья TDA1552Q... УМЗЧ с мостовым оконечником, 2х22 Ватт, все виды защит, минимум внешних компонентов, изначально...
Схема на Датагоре. Новая статья M5230L/FP... Прецизионый интергральный двухканальный стабилизатор M5230L. Нормированный уровень шумов (не более...
Схема на Датагоре. Новая статья LM3875... Этот замечательный чип размером не более ногтя большого пальца может выдавать продолжительно до 56...
<
  • Гражданин
9 февраля 2015 13:51

Владимир / vladimirm2

Цитата
  • С нами с 5.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 133 комментария
  • 14 публикаций
 
  • +1
Очень поучительная статья, много полезного лично для себя почерпнул, спасибо! Ну и качество Ваших работ, оформление устройств, аккуратность восхищает!

<
  • Гражданин
9 февраля 2015 15:23

Владимир / dok

Цитата
  • С нами с 4.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Очень грамотно. Мне понравилось!

<
  • Гражданин
9 февраля 2015 16:23

Сергей / Sgl

Цитата
  • С нами с 9.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +1
Резонансная топология рулит для ламповых схем, хороший пример для подражания. Так держать!!!

<
  • Подписчик
10 февраля 2015 23:27

Александр / aleks8845

Цитата
  • С нами с 15.05.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Здравствуйте, Алексей!

С нетерпением ждал продолжения статьи LLC ИИП, и наконец-то дождался!! smile
Спасибо за очередную публикацию!
Очень было интересно узнать решение по питанию этим БП ламповой схемы. После Вашей первой статьи все "пытаю" свой макет на FSFR2100, пытаюсь начать подготовку ПП, были проблемы с пуском блока на холодные накалы ламп, потом с нагрузкой по анодному:
Пробую через лампочку. Запустилось. Отключаю лампочку, включаю напрямую. Тишина! То есть даже запуска нет! Хотя питание контроллера – 15.4В – в норме для пуска… Ставлю назад лампу в цепь 220В – есть запуск!
Да что за ерунда?

Мой анализ проблемы пришел к тому, при организации ОС как в даташите, на ноге CON Мс должно быть больше 0,2 вольта, макс. 5в, а во время старта блока на стабилизируемой обмотке 6,3в, пока накал холодный напряжения недостаточно что-бы откравалась оптопара, т.о. и не происходило запуска, самопитание намотано 2х4 вит в диапазоне от 72кГц до 100кГц напряжение 14,6в до 23в, т.е. в этом случае у меня не OVP срабатывало, до OCP дело доходило только один раз. И еще несколько проблем со стартом БП- пришлось настроить ОС и оптимизировать намотку транса, т.к. на том сердечнике что у Вас у меня не влазила анодная обмотка.

<
  • Гражданин
11 февраля 2015 11:52

Алексей / AlexD

Цитата
  • С нами с 21.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 250 комментариев
  • 44 публикации
 
  • 0
Спасибо за отзывы! hi

Цитата: aleks8845
Мой анализ проблемы пришел к тому, при организации ОС как в даташите, на ноге CON Мс должно быть больше 0,2 вольта,

Внутри FSFR есть опорный источник тока.
На ногу Rt мы цепляем резисторы, что регулируют частоту генератора.
Оптопара как раз участвует в процессе регулировки через резистор Rmax.
Вход CON - это как раз OLP. Она сработает тогда, когда на этой ноге окажется меньше 0,4В.
V CONDIS Control Pin Disable Threshold Voltage 0,4
И отключится при 0,6В
V CONEN Control Pin Enable Threshold Voltage 0,6.
При нормальной работе там 1,8-2,2В
А теперь подробнее про сам процесс.
Когда у нас перегрузка, то напряжение не сетодиоде оптопары максимальное, и транзистор ее открыт полностью, сажая CON на массу.
Вот это и вызывает срабатывание OLP.
А не
Цитата: aleks8845
а во время старта блока на стабилизируемой обмотке 6,3в, пока накал холодный напряжения недостаточно что-бы откравалась оптопара, т.о. и не происходило запуска,




При запуске она просто не успевает сработать, ее обгонит токовая по ноге CS, так как на выходе то еще и напряжение толком не появилось.

Поэтому иногда лучше затянуть софт -старт, увеличив емкость Css.
Да, и еще.

Не любит FSFR когда мало витков на вторичке - это я проверил уже.

<
  • Подписчик
11 февраля 2015 15:40

Александр / aleks8845

Цитата
  • С нами с 15.05.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Здравствуйте, Алексей!

Спасибо за ответ и за то, что делитесь опытом!

Первый макет ,как в Вашей первой статье и даташите заработал "как на зло сразу" smile , но потом ,после перемотки, с низковольтными вторичками 5в и 6,3в началась "котовасия" с запуском, вывод был такой-же:
Не любит FSFR когда мало витков на вторичке

Если стабить 5в или 6,3в, то:
При запуске она просто не успевает сработать

Сделал отдельную обмотку 12в с небольшой нагрузкой для ОС и теперь стартует с холодным накалом три шт. по 3А 5UG4 и 2А 6,3в smile Может и не совсем правильно, зато стабильный старт и CS не срабатывает.
Так до конца не удалось понять как работает OLP на CON при старте блока:
При нормальной работе там 1,8-2,2В
и у меня так-же smile , пытался раздельно "пощупать" работу ОС и цепи RT, есть прямая зависимость от нагрузки, т.к. после домотки анодной на транс изменилась Fном и опять-не стартует с отсутствием нагрузки или с полной нагрузкой, необходим какой-то "баланс" между нагрузкой и Fном.
Меньшего всего проблем когда обмотка ОС больше 6-7 вольт. Мои выводы может далеки от теоретических, но такой вот личный небольшой опыт smile
Еще раз спасибо, что делитесь опытом hi

<
  • Гражданин
12 февраля 2015 01:26

Константин / Gutman

Цитата
  • С нами с 19.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 20 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Алексей как всегда, талантище! Крепко пожимаю руку, Вам.

<
  • Подписчик
12 февраля 2015 21:32

Александр / aleks8845

Цитата
  • С нами с 15.05.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Здравствуйте, Алексей!

Позвольте поделиться еще парой своих наблюдений:

Из недостатков – относительная сложность намотки трансформатора. Хотя что мешает самому сделать секционирование катушек?
Я не стал – заказал готовые.
Я заказывал такие-же трансы как у Вас в статье, с ними гораздо проще получается, но когда мне потребовалось затолкать анодную обмотку на 420в , в этот каркас толком ничего не влазило, я взял обычный ферритовый транс от какого-то мощного импульсника (размеры каркаса у него были больше) и классически намотал его, т.е. без секционирования, однако потребовалась Lr, ее добавил отдельным дроссельком на 100mH 1.5А.

Не пробовал мотать одножильным проводом первичку
В одном из вариантов нового транса попробовал намотать первичку не одним ,а двойным проводом(подсмотрел на каком-то импульсном трансе), в этом варианте все работало, но первичка сильно грелась, так что Вы правы:
все же законы физики обмануть сложно, и, мне кажется, результат будет предсказуемо плохим.
а вот вторичка двойным проводом, работала без проблем (естественно все с сохранением исходного сечения провода.
Но окончательный вариант намотал все-же все обмотки литцем smile

<
  • Гражданин
20 февраля 2015 01:51

Павел / pavel_k

Цитата
  • С нами с 30.07.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 95 комментариев
  • 6 публикаций
 
  • 0
Статья хорошая, много информации и эксперементальных данных!
Мой опыт по использованию импульсных источников для ламп печален:
мне не удалось избавиться от проникания импульсных помех в схемах усилителей , ни фильтры, ни экранирование не могут убрать противные
"иголочки" с синусоиды, их частота, конечно, выше, но гармоники всё равно пролазят .
По этому я по прежнему пользуюсь "медными" трансформаторами.

<
  • Подписчик
20 февраля 2015 02:17

Александр / aleks8845

Цитата
  • С нами с 15.05.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Мой опыт по использованию импульсных источников для ламп печален

Павел, а резонансник Вы то-же собирали? Как он Вам по помехам?

<
  • Гражданин
20 февраля 2015 12:55

Алексей / AlexD

Цитата
  • С нами с 21.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 250 комментариев
  • 44 публикации
 
  • 0
Зачастую источнки помех расположены не в БП, а рядом.
У меня на работе локалка хорошо "фонит" например.

Иголочки - это как раз и есть коммутационные помехи. В хорошо спроектированных БП их близко нет.

<
  • Кандидат
24 февраля 2015 20:11

Валерий / 21Val33

Цитата
  • С нами с 22.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Данная технология на сегодня лучшая для построения ИБП средней мощности. Позволяет без проблем получать выходное напряжение более 100В (флайбек отдыхает), имеет высокий КПД, у нас получалось 97 процентов, шумит очень слабо.
Работали с ИМС LCS7XX(2 последние цифры указывают на диапазон допустимой выходной мощности) от Power Integration.
У нее на борту 2 встроенных полевика. Старшая модель выдает до 400ВТ на выходе.
Использование литцендрата обязательно (частота порядка 270кГц в нашем случае). Обращаю внимание на применение ферритов с малыми потерями на данных частотах - это 3F3(Швеция, Феррокскуб) или N87(эпкос). Бумага в зазоре - это мина.
Берем сердечник. Мотаем рассчитанные программой PI EXPERT (выложена на сайте Power Integration) обмотки.
В программе указан и зазор в центральном керне .
Далее используем измеритель измеритель RLC с рабочей частотой не ниже 10кГц и при помощи наждачной бумаги аккуратно стачиваем керн не забывая измерять индуктивность. Это если керн без зазора, можно заказать и с зазором. Естественно, что расчетное количество витков на сердечнике без расчетного зазора будет давать совсем другое (значительно) большее значение индуктивности. Поэтому точим и меряем.
Также данные схемы сильно хотят быстрых выходных диодов с мягким переключением.
Тот самый Power Integration их и выпускает. На сайте есть примеры готовых ИИП.
Не забываем про топологию платы. Ток на таких частотах гуляет там где ему удобно, а не там, где нам кажется

<
  • Гражданин
25 февраля 2015 12:46

Алексей / AlexD

Цитата
  • С нами с 21.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 250 комментариев
  • 44 публикации
 
  • 0
Спасибо за ценные замечания!
Цитата: 21Val33
Работали с ИМС LCS7XX(2 последние цифры указывают на диапазон допустимой выходной мощности) от Power Integration.
У нее на борту 2 встроенных полевика. Старшая модель выдает до 400ВТ на выходе.

У меня сейчас в работе FSFR1800 и FSFR2100, похоже аналогичные этим LCS.
Цитата: 21Val33
Бумага в зазоре - это мина.

Поясните? Очень интересно.
Закладывал бумагу, так как нет ничего под рукой разной толщины.
Цитата: 21Val33
при помощи наждачной бумаги аккуратно стачиваем керн не забывая измерять индуктивность.

Ну здесь процесс сильно усложнится. Ведь измеряем то мы собранный трансформатор. Лучше тогда использовать программу и делать известный зазор, а потом уже мерять готовое?
Цитата: 21Val33
Также данные схемы сильно хотят быстрых выходных диодов с мягким переключением.

Ну от этого даже обычный ШИМ не отказывается - полностью поддерживаю!
good

<
  • Кандидат
5 марта 2015 20:31

Валерий / 21Val33

Цитата
  • С нами с 22.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Уважаемый Алексей!
Толщина бумаги, а следовательно и толщина зазора(определяемая как раз толщиной бумаги в Вашем случае) будет меняться со временем.
Половинки сердечника будут ее прессовать с частотой ИИП (магнитострикцию еще не отменили), легкий подогрев из за потерь в обмотках и сердечнике трансформатора будет подсушивать бумагу.
В результате зазор поплывет и параметры трансформатора тоже.
Кстати, наш поставщик делает зазоры под заказ на своем оборудовании.

<
  • Подписчик
11 марта 2015 03:37

Андрей / 66Andy17

Цитата
  • С нами с 3.04.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 36 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Алексей, начал повторять Вашу конструкцию. Сдается мне, на плате перепутаны анод с катодом у доброй части диодов по отношению к схеме. В затворах транзисторов, диод с обмотки самопитания, и подозреваю что в диодном мосту обмотки смещения не все здорово. Так же на схеме не указаны тип термистора и параметры деталей цепи шунтирующие диоды выпрямителя накала. Их совсем на схеме нет. Как говорится суслика не видно, а он есть;). Это я придираюсь если что. Дождусь прихода всех деталей, выложу свою плату с участием smd компонентов. Если заработает конечно. Спасибо за очень интересные статьи!

<
  • Гражданин
12 марта 2015 10:47

Алексей / AlexD

Цитата
  • С нами с 21.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 250 комментариев
  • 44 публикации
 
  • 0
Спасибо, Валерий, за пояснение. Поглядим как себя они поведут дальше.
Феррит у меня не очень хороший - звенит и греется, но другого пока не предвидится.


Цитата: 66Andy17
Сдается мне, на плате перепутаны анод с катодом у доброй части диодов по отношению к схеме.

Да.
Снова забыл "допилить" плату. Ну тогда просто предупреждаю - сверяемся со схемой. rtfm

Я как правило при разводке ПП руководствуюсь тем, как разместится деталь на плате, и если она не треугольная, то как ее бросить на плату - даже не думаю, все равно при сборке поставлю компонент как надо по схеме. Поэтому кондеры и диоды могут на плате быть перевернуты.
Я не специально hi

<
  • Подписчик
17 марта 2015 16:26

Андрей / 66Andy17

Цитата
  • С нами с 3.04.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 36 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Ну я как раз сверялся ;). А вот про цепочки на диодах. Это "антизвонные"? А номинальчики?

<
  • Гражданин
18 марта 2015 14:28

Алексей / AlexD

Цитата
  • С нами с 21.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 250 комментариев
  • 44 публикации
 
  • 0
Эти цепочки - жалкая попытка уменьшить нагрев диодов... Что с ней, что без нее, одинаково. Но если есть желание - то 4,7 Ом+2200 пф. Не считал, выдернул из аналогичной цепи в комповом БП...
Тут диоды греет не выброс, а прямое падение на них + приличный ток.

<
  • Кандидат
6 апреля 2016 00:24

Дмитрий / hd1970

Цитата
  • С нами с 7.01.2016
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Алексей прочитал все Ваши статьи про ибп. Везде первые проблемы с пуском-срабатывает OVP или токовая.
Осмелюсь спросить, а если на накал поставить плавную подачу напряжения накала. Такого первоначального броска тока быть не должно.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.