Около полутора лет назад достались мне пара советских аппаратов: катушечный магнитофон «Астра-110-1» и электропроигрыватель «Орфей-103 Стерео». Судя по всему, хранились они в неотапливаемом гараже, в спартанских условиях.
Конкретно «Орфей-103» был поцарапан соответственно возрасту, крышка отсутствовала, а её крепления погнуты и сильно поржавели. Внутри оказалась целая экосистема из-за изрядного количества самой настоящей земли (видимо аппарат долгое время был напольным, а точнее сказать наземным).
Головка ГЗМ-105 была на месте, но игла была значительно потёрта. Тонарм заржавел.
Время браться за дело и вдохнуть в аппарат новую жизнь!
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Первичный осмотр. Механика
После мойки-чистки «Орфей» стал выглядеть так:Пытаться включить, не заменив хотя бы электролитические ёмкости по питанию, я не рискнул. После минимального обслуживания решился запустить. Аппарат включился, но кроме горящей лампочки признаков жизни не подавал.
Отстроил напряжения движка и он начал вращаться.
Поэтапная чистка и смазка микролифта вернула его к жизни уже на третий день. В общем, мне повезло, состояние механики оказалось неплохим, даже пассик не потребовалось менять.
↑ Ремонт электроники
Весь необходимый функционал по механике собран, осталось проверить аудиовыход.Напрямую со звукоснимателя сигнал с хрипом, но всё же шёл (даёт о себе знать изношенная головка). Сигнала с усилителя-корректора не было вообще.
Помогла замена электролитов. Поставил в цепях ООС — C1, C2 = 22uF × 25V, стояли по 20uF, высохли совсем, аж ушли в обрыв.
По питанию блока А3 — C16, C18 = 470uF × 16V, стояли 200uF, потеряли ёмкость до ~100uF.
Контроль электрических режимов по схеме показал, что всё ОК. См. руководство в файлах. Звуковой тест не оставил сомнений.
В итоге я поменял все замеченные электролиты на плате электроники, в стабилизаторах питания и т.д.
Для того чтобы аппарат радовал слух я заказал звукосниматель «Audio-Technica AT95E» и пока тот ехал, я принялся за косметический ремонт.
↑ Косметика, клей, шпаклёвка, покраска
Первым делом нужно было избавиться от трещин и царапин. С большей части корпуса снял старую краску растворителем.Так как крышки не было, то я решил полностью избавиться от креплений с задней стороны корпуса.
Вырезал текстолит по размерам получившихся отверстий и проклеил швы изнутри супер клеем.
Обработал стыки наждачкой и обезжирил.
Закупился шпаклёвкой по пластику и замазал все трещины, сколы и швы.
Долгая мокрая полировка шкуркой с абразивом от 1500 до 2500 и можно грунтовать.
Использовался «метод швабры»: корпус надевается на телескопическую швабру и поворачивается в любом направлении. Очень удобно в условиях ограниченного пространства.
После высыхания грунтовки положил 3 слоя золотой краски. Это буду не я, если покрашу не в золото. Идея гармонии с моим усилителем «Brass» добавляла уверенности в выбранном цвете.
Дно и держатель звукоснимателя покрасил чёрной матовой краской.
Трубку тонарма зачистил от ржавчины и заполировал до блеска машинкой для обработки ногтей. Ох и полезная же это штука для радиолюбителя! Жена об этом не знает.
Все кнопки и ручки потенциометров покрашены в чёрный матовый цвет, чтобы не выделялись из общей картины.
Родные пласмасовые ножки были заменены на резиновые 60 мм.
↑ Клэмп из дюрали
Поддавшись модным аудиофильским тенденциям, взял кусок дюрали, набросал 3D эскиз и выточил на токарном станке прижим, так же именуемый забугорным словом «клэмп».Заполировал его и покрасил в тот же золотой цвет.
Звучание, с клэмпом или без, не отличается, что бы не твердили прожженные аудиофилы. Кто-то скажет, что у меня самопальный и поэтому я не слышу разницы. Тестировались клэмпы (самодельный и покупной от знакомого) на двух аппаратах — моём и «Pioneer PL-30L». Мы так и не смогли уловить те тонкие отличия, о которых распинаются «золотоухие».
Вывод — красивая безделушка, добавляющая нагрузки на движок. Пусть будет.
↑ Итоги
Через пару недель пришёл заказанный в Китае звукосниматель Audio-Technica AT95E Dual Magnet Phono Cartridge. Сравнивать с истёртой ГЗМ-105 не буду по понятным причинам. Скажу лишь, что звук нравится. Звучит лучше по сравнению с моей «Радиотехника-103», которая стоит чуть ниже на аппаратурной стойке. Есть поле для экспериментов по RIAA-корректору, т.к. в оригинале в «Орфее» стоит неплохая, но морально устаревшая К157УД2Б, а в моём усилителе есть ламповый винил-корректор.
Так заброшенная в гараже советская вертушка получила вторую жизнь и вновь обрела голос.
↑ Файлы
🎁Руководство и схема «Орфей-103» 10.42 Mb ⇣ 43↑ В планах
Катушечник «Астра-110-1», вместе с которым мне достался «Орфей-103», тоже был отреставрирован и введён в эксплуатацию. Возможно расскажу об этом подробнее в другой статье.Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.