» » » Методика монтажа ламповой конструкции для удобного налаживания

 
 
 
18

Методика монтажа ламповой конструкции для удобного налаживания

Разместил pavel_k 9 марта 2014. Просмотров: 17 007


В статье описана конструкция модуля для небольших ламповых конструкций, имитирующего печатный монтаж, но лишённого его недостатков.
Бывает, хочется собрать что-нибудь на лампах, но есть сомнения – какую схему выбрать, какие детали применить?
Начинать с изготовления печатной платы? А вдруг схема окажется неудачной или потребуется заменить, подобрать или добавить детали?

Недостатки печатного монтажа в ламповом применении

Мой опыт изготовления и ремонта ламповых конструкций показывает, что лампы не дружат с печатными платами.
Причин тому несколько.
1) Механическая прочность даже толстого текстолита не достаточна, особенно при замене ламп.
2) Местный нагрев от ламп приводит к микротрещинам паек и расслоению платы.
3) Большой ток в цепях накала и высокое напряжение на аноде приводит к перегреву или пробою дорожек на плате.

Модуль для ламповой конструкции

Всем хорош навесной монтаж на панелях ламп и монтажных планках, но планки последнее время стали дефицитом, да и гибкостью при замене деталей навесной монтаж не отличается.
Что же делать бедному радиолюбителю-конструктору?

Я нашёл свой метод и после проверки временем и звуком хочу поделится с жителями и гостями ДАТАГОРска. Не претендую на новизну, т.к. конструкция основана на давно известном способе прорезания фольги резаком.

Итак, сначала прикидываю примерно топологию будующей платы — размер и расположение деталей. Беру подходящие куски оцинкованного железа толщиной 1 мм и двухстороннего фольгированного текстолита, чем толще — тем лучше. Скрепляю их вместе винтами по углам, которые потом послужат для крепления плат в корпусе.

Сверлю конусом или зубчатым стаканом отверстия под ламповые панели и другие детали сразу сквозь весь пакет.
Разрезаю широким (1,5-2,0 мм) резаком или фрезой фольгу на площадки примерно 10×10 мм, крайние по периметру дорожки не нужно разрезать — они используются как общий провод.

Фольгу вокруг крепёжных винтов также нужно удалить кроме одного, он соединит металл с общим проводом и образует надёжный экран для всей платы.
Площадки и дорожки зачищаю мелкой наждачной шкуркой, проверяю на замыкания между ними, покрываю флюсом и облуживаю.
Креплю ламповые панели и соединяю их с ближайшими площадками на плате нетонкими одножильными проводниками. Слой металла в пакете и проводники от панелек эффективно отводят тепло.
Если нужно разместить детали со стороны ламп — сверлю отверстия под их выводы сквозь весь пакет, одеваю на них изолирующие трубки и распаиваю на площадках. Можно паять мелкие детали и на панельки ламп.

Площадки с высоким напряжением после проверки схемы можно покрыть лаком.

Итого

По такой технологии я собирал RIAA–корректор для винила, усилитель для наушников (на фото) и регулятор тембра на лампах.
Все схемы дорабатывались и настраивались, несколько раз заменялись детали — легко и удобно, без изменения конструкции вцелом.
Не возникало проблем с фоном и помехами, конечно, при соблюдении других «ламповых правил».

Спасибо за внимание!
Павел (pavel_k)
Израиль, Мигдаль-а-Эмэк
Профиль pavel_k
Родился в Сибири в 1960г. С 1975 года радиолюбитель-конструктор. В 1977 поступил в Томский ТИАСУР.

В 1979-1981 служил в армии, в связи.

После армии работал в а.н. СССР, занимался сборкой и испытанием ламповых модуляторов импульсов и высоковольтных источников питания для них до 25 кВ. Так же работал на кафедре Пром. электроники сборщиком-испытателем.

С 1990 по 1996 год работал радио-теле-мастером в ателье по ремонту.

С 1996 года живу в Израиле. Работаю техником-электриком по обслуживанию оборудования.

Всё время не оставлял своего увлечения. Мной изготовлены 9 ламповых и 12 транзисторных усилителей. Сделал полную реставрацию ламповых усилителей Marschall, Fender 60-х годов.
Много проектов по ремонту и улучшению параметров разной техники.

Интернетом пользуюсь для поиска схем и обмена опытом. Могу помочь коллегам советом.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 47

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Фильтр питания на полевом транзисторе для лампового усилителя... Фильтр на полевом транзисторе для лампового усилителя давно и заслуженно пользуется популярностью...
Схема на Датагоре. Новая статья Когда менять радиолампы в усилителе?... Я собрал и отремонтировал большое количество ламповой аппаратуры — тут и усилители и предусилители...
Схема на Датагоре. Новая статья О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе... ГЕННАДИЙ СЕМЕНОВИЧ ГЕНДИН "ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ" От...
Схема на Датагоре. Новая статья Поклонникам навесного монтажа ламповых УЗЧ посвящается!... Предлагаю способ установки конденсаторов в ламповых усилителях: при помощи зажимов для крепления...
Схема на Датагоре. Новая статья В помощь радиолюбителю. Выпуск 12: Информационный обзор для радиолюбителей... В помощь радиолюбителю. Выпуск 12: Информационный обзор для радиолюбителей Автор: Сост. Никитин...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный усилитель на ГУ-32... После подписки на USB-ЦАП на РСМ2702 "GOLDSMITH" встал ребром вопрос: «А на чем его слушать?»...
Схема на Датагоре. Новая статья Платы для навесного монтажа... Для макетирования устройств или для изготовления ламповой техники часто применяют навесной монтаж....
Схема на Датагоре. Новая статья Б.С.Иванов. Осциллограф - ваш помощник (как работать с осциллографом)... Электронный осциллограф- универсальный прибор, который может стать незаменимым помощником...
Схема на Датагоре. Новая статья Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником. Мосягин В. В.... Мосягин В. В. Юному радиолюбителю для прочтения с паяльником / В. В. Мосягин. — М.: СОЛОН-Пресс,...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками. Торопкин М. В.... Торопкин М. В. Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками. — СПб.: Наука и Техника, 2005. — 240 с: ил. ...
Схема на Датагоре. Новая статья Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет.... Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет. Малая энциклопедия...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования. Климов Д.А.... Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования. Климов Д.А., МРБ, 2002г. В книге изложены...
<
  • Главный редактор
9 марта 2014 13:13

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Павел, спасибо!
Действительно, идеи летают в воздухе. Ребяты, только вчера в наш магазин поступили вот такие классные клеммники для навесного лампового монтажа:

Они в идеальном состоянии и их немного, поэтому - кто ценит, налетай.

<
  • Гражданин
9 марта 2014 14:45

Александр / al Ex

Цитата
  • С нами с 13.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Мне нравится идея!
Полагаю, что подобного рода "контактные пластины" из прорезанного фольгированного текстолита можно использовать в пространстве между ламповыми панельками и другими габаритными деталями (большими конденсаторами, дросселями и т.д.) для промежуточного соединения. По возможности избегать дополнительных паек и проводочков, максимально задействовать выводы панелек и других закрепленных деталей.

<
  • Гражданин
9 марта 2014 16:44

Виталий / jank5

Цитата
  • С нами с 22.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Как вариант - не прорезать, а использовать ЛУТ.

<
  • Главный редактор
9 марта 2014 19:56

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Виталий / jank5, странное высказывание. Автор сделал всё, чтобы избавиться от ЛУТов и т.п.
Неужели вы считаете ЛУТ более простым и удобным в сравнении с парой движений куском ножовки по линейке?

<
  • Гражданин
9 марта 2014 20:39

Виталий / jank5

Цитата
  • С нами с 22.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Игорь, автор не ставил задачу избавиться от ЛУТ'а, по крайней мере, в тексте статьи я этого не вижу. Приведен вариант изготовления макетной платы - нечто подобное я делал в детстве, набивая на фанерку обойные гвозди с широкими медными шляпками.
За бугром существует технология монтажа с использованием заранее изготовленных круглых / квадратных / прямоугольных контактных площадок, приклеиваемых на подложку в нужных местах. На сайте вроде рассказывали о ней.
Простой подсчет времени, затраченного на прорезание дорожек, дает плюс ЛУТ'у, не говоря уже о физических усилиях, затраченных на прорезание фольги.
Травленная плата гораздо аккуратнее, чем резанная. Макетка? Ну и что? Всё нужно делать аккуратно и красиво - даже шнурки завязывать, и половина проблем типа фонит/хрипит/свистит исчезнет, не появившись.
~~~~~~~~~~~~~
По поводу недостатков печатного монтажа - все три пункта весьма спорные.

<
  • Гражданин
9 марта 2014 21:19

Александр / dynazzz

Цитата
  • С нами с 4.06.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 65 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
А просто припаять панельки к плате? Есть же панельки на плату... wink

<
  • Гражданин
9 марта 2014 22:51

Антон / 2UnLiMiTeDD

Цитата
  • С нами с 5.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Замечательный вариант. только жаль что полностью такая схема клемники не заменит, так как с платой, да еще и двусторонней много паразитных емкостей (не на столько они велики как все равно добавляются к таковым в лампах). А вот как макетный вариант очень хорошая идея!
Все же готовое решение лучше на полностью навесном с клемниками.

<
  • Гражданин
10 марта 2014 08:17

Владимир / partizan0018

Цитата
  • С нами с 14.02.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 6 публикаций
 
  • 0
Вариант, хоть и не новый, как пишет сам автор, но простой и проверенный временем.
Один мой знакомый телемастер, когда делает что-нибудь для себя, именно так и макетирует. Правда не ламповые схемы.
Иногда, когда нет времени на изготовление печатной платы - оставляет изделие на такой макетке, обрезав её по размерам схемы и удалив незадействованные площадки.

Возможно и я бы так действовал, если бы имел в наличии достаточно фольгированного текстолита. Он, хоть и более устойчив к многократным перепайкам, чем гетинакс, но ненамного. Поэтому пригодность такой платы для последовательной "обкатки" нескольких устройств (как обычно макетки и используются), ИМХО, относительная.
А в том варианте как использует идею автор (сначала как макетную плату а потом как рабочую) - вполне имеет право на жизнь.

Один пункт вызывающий сомнения:
3) Большой ток в цепях накала и высокое напряжение на аноде приводит к перегреву или пробою дорожек на плате.

С перегревом всё более-менее понятно - при таких площадях "дорожек" сильно не перегреется.
А вот с расстоянием между площадками равным толщине резака (обрезка ножовочного полотна по металлу) вероятность пробоя между дорожками выше, чем при правильно сделанном печатном монтаже.
Хотя думаю, что
при соблюдении других «ламповых правил»

этого вполне можно избежать.

<
  • Гражданин
11 марта 2014 22:54

Юрий / shaytan

Цитата
  • С нами с 25.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 73 комментария
  • 2 публикации
 
  • 0
У нас на радиозаводе регулировщики на таких резанных платах делали двухкаскадные усилители ДМВ - деталей там не много, все быстро и "не отходя от кассы". А в ламповых конструкциях описанный способ, наверное, более удачный для макетирования, проверки.
А по поводу готового изделия, и правильного печатного монтажа, то хочу согласиться с Виталием:
Цитата: jank5

Травленная плата гораздо аккуратнее, чем резанная.
~~~~~~~~~~~~~
По поводу недостатков печатного монтажа - все три пункта весьма спорные.

<
  • Гражданин
13 марта 2014 22:01

Сергей Балашов / Ser.Balashoff

Цитата
  • С нами с 4.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Эти монтажные планки 3ПС6-6, 3ПС6-10 и многие другие пекут до сих пор на Минском заводе "Термпласт", правда цена, думаю, будет современная :)

Что касается идеи текстолитовой платы с панельками, то она как бы известная, но обладает всеми свойствами печатной платы, а именно повышенной емкостью монтажа, что при высокоомных входных сопротивлениях каскадов может вызвать неучтенные паразитные связи между каскадами и кусками самой схемы. Это надо иметь ввиду. А так очень просто и здорово конечно же. Я делал на этой основе ламповые макетки когда-то для быстрого пробования всяких шальных мыслей, когда терпежу нет совсем :) Это было все тоже самое, только по бокам платки ставятся 2 бортика из кусков 16мм ДСП, ламповые панельки на плату ставятся так же, только лампы "смотрят" вертикально вниз, а монтаж получается наверху, удобно паять и ковыряться приборами, а плата при этом стоит на ДСПшных ногах, лампы внутри. Вот и все. Но мне не очень поравилось, хотя и быстро делается. Не понравилось большая емкость монтажа и открытость для помех. Но собственно это были просто макетки, почти одноразовые для выяснений каких-то частностей, а не для сборки целиком аппарата. Хотя у нас в городе был умелец, который вставлял такого типа платки в усилители, которые продавал. Доводилось сталкиваться :) особенно через несколько лет когда такой монтаж обрастал грязью и отказывал, тогда и приносили на ремонт. Так что... это надо иметь ввиду.

А вообще здорово конечно же. Естественно плюсую. Кстати, для снижения емкости монтажа стеклотекстолит можно заменить на гетинакс, у него емкость меньше, но и контактные площадки отлетают очень быстро.

<
  • Гражданин
14 марта 2014 16:28

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
1. Насчет недостатков печатки для ламп в принципе согласен, хотя вспомните, сколько у нас работало ламповых ТВ. wink
2. Сама идея вполне рабочая, у меня такие макетки работали больше 20 лет, сейчас вытеснены цанговыми.
3. Только надо помнить про бОльшую емкость. В ламповой технике часто используются высокоомные элементы, которые могу быть к ней чувствительны. Тут не столько самовозбуждение, как в транзисторах, сколько уход АЧХ. Особенно во всяких корректорах.
4. Травление (не обязательно ЛУТ - покройте вручную лаком и прочистите в нем канавки) лучше даже не столько красотой, сколько расстоянием между "пятаками" - там же высокое напряжение. При расстоянии между пятаками в 1 мм (при резании) возможен пробой. Особенно после года запыления. А так же утечки по плате (а все вокруг высокоомное): пыль при повышенной влажности - проводник. При травлении же легко сделать промежутки между медью по 5 мм. Это дает абсолютную надежность.
5. Еще раз хочу обратить внимание - автор использует двухстороннюю плату, верхний слой которой - теплоотвод. Это очень правильное решение.

PS. Там на фото большой черный наверное конденсатор держится только на собственных проводах. Отвалится очень быстро. Поэтому делаем хомутик и припаиваем его концы к свободным "пятакам", которых вдоволь.

<
  • Гражданин
15 марта 2014 13:19

Андрей Бычков / AndrewB

Цитата
  • С нами с 28.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 7 публикаций
 
  • 0
Категорически не согласен с Автором по поводу использования данной конструкции как макетной.
Очевидные минусы:
1. Невозможность ПРАВИЛЬНОЙ разводки из квадратиков!
2. Регулярноые замыкания из "соплей" и "мусора" в пропилах между квадратиками. Сам неоднократно наступал на эти грабли.
3. Довольно внятные ёмкости....
Да, для одноразового применения сойдёт. Тем более что:"Площадки с высоким напряжением после проверки схемы можно покрыть лаком."

На ЧПУ сам фрезерую для себя, с красивой правильной разводкой, но вероятность пробоя между дорожками остаётся.

<
  • Гражданин
16 марта 2014 21:55

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
В электротехническом институте нас учили, что главное при пайке - это... надежное механическое крепление запаиваемых деталей. И если для SMD это уже не так, то в ЛАМПОВЫХ конструкциях применяются относительно крупногабаритные, а значит ТЯЖЁЛЫЕ детали. В предлагаемой конструкции они будут держаться только на пайке т. к. механического крепежа нет. С учетом того, что в ламповых конструкциях высокие напряжения, это очень плохо. В такой конструкции при припаивании к площадке новой детали, старые будут стремиться отвалиться. Надежность будет плохой - сопли.
Фольгированный стеклотекстолит весьма недёшев, поэтому классические монтажные планки

дешевле, лучше и надежнее.

<
  • Гражданин
16 марта 2014 23:09

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Печатки,.. планки... Истина всегда где-то посередине. Тяжелые детали проволочными хомутами прихватываются к тем же квадратам, вот и все. А механическое крепление, так печатные платы - любые - не позволяют осуществить механическое крепление спаиваемых контактов. Так что вопрос лучше ставить не "либо то, либо то", а "и то, и другое". Кстати, к планкам тяжелые детали крепятся на выводах и выводы обламываются у самого корпуса... Так что дело не в планках, а в неправильном подходе. А чтобы не пробивало, расстояние между дорожками должно быть 3...5 мм.

<
  • Кандидат
16 марта 2014 23:53

Александр / dioXide

Цитата
  • С нами с 5.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Лично мне больше нравится идея изготавливать монтажные планки, в случае их полного отсутствия, самому при помощи толстого текстолита и либо медных люверсов, либо вытяжных медных заклёпок


<
  • Гражданин
17 марта 2014 16:51

Алексей / zud

Цитата
  • С нами с 25.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 72 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Человек предложил способ.
Не плохой способ.
А на него набросились - то не то это не это.

<
  • Гражданин
18 марта 2014 02:17

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: AudioKiller
Печатки,.. планки... Истина всегда где-то посередине. 1 Тяжелые детали проволочными хомутами прихватываются к тем же квадратам, вот и все.
2 А механическое крепление, так печатные платы - любые - не позволяют осуществить механическое крепление спаиваемых контактов.
3 Кстати, к планкам тяжелые детали крепятся на выводах и выводы обламываются у самого корпуса...
4 Так что дело не в планках, а в неправильном подходе. А чтобы не пробивало, расстояние между дорожками должно быть 3...5 мм.

Не согласен категорически, это все лукавство:
1 Не всё. Хомуты должны притягивать к плате, с печаткой возникают проблемы замыканий, паразитных емкостей и т. п. Для хомутов нужны отверстия, которые не предусмотрены и у автора их нет.
2 Нет. Благодаря отверстиям можно обеспечить довольно надёжное крепление. Вы прекрасно помните, как раньше формовались выводы деталей, потом просто загибались и крепление было надёжным. При припаивании к пятачкам детали держатся ТОЛЬКО на пайке (про припаивание нескольких деталей к одному пятачку я писал выше, посмотрите).
3 Если "тяжелыми" деталями считать трансформаторы, громоздкие конденсаторы типа МБГО и т. п. , то про них здесь речь не идёт, а к пятачкам их и в голову никому не придет припаивать.
А вот достаточно большие и относительно увесистые детали старых типов: двухваттные резисторы, конденсаторы типа МБМ, КСО, БМ-2 и т. п. прекрасно жили на планках в десятках миллионов приемников и телевизоров, преспокойно жили десятилетиями без обламывания...
(Аппаратура для космоса, военки и т. п. - отдельная песня).
4 Планки хороши еще тем, что их можно использовать с любым шасси: хоть из обычного картона, хоть из металла. Делать зазоры 3...5 мм резаком несподручно, придется заняться травлей.
***
Безусловно, авторский вариант имеет право на жизнь и каждый волен делать как ему удобнее. Но лично я вижу у планок преимущества, особенно для ламповых конструкций и особенно в тех случаях когда может потребоваться многократная перепайка или замена на детали с другими габаритами, подпаивание параллельно дополнительных деталей - на то ведь и макет.
Относительно того, что с некоторых пор телевизоры стали делать из печатных плат на фольгированном гетинаксе (редкая дрянь) - считалось, что детали впаиваются один раз и решающую роль играли соображения трудоёмкости и стоимости.

<
  • Гражданин
23 марта 2014 01:22

Павел / pavel_k

Цитата
  • С нами с 30.07.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 95 комментариев
  • 6 публикаций
 
  • 0
Спасибо всем за замечания и дополнения! Даже не ожидал таких дебатов в парламенте Датагорска!
Хочу немного дополнить комментарии и ответить на возникшие вопросы.
Мои аргументы возникли в процессе многолетней практики ремонта и реставрации ламповой техники как Российского, так и зарубежного производства в возрасте 50+(не моего, а техники).
Конечно технология печатного монтажа шагнула далеко вперёд, но текстолит ,медь и припой остались те-же.
Печатный монтаж вокруг ламповых панелек со временем просто рассыпается от деградации этих материалов при нагревании.
Для тех. кто хочет собрать или проверить и настроить ламповую конструкцию за короткое время (у меня уходит 2-4часа) и как вариант -
оставить её в таком виде "для себя"-моя статья.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.