PCM63 и AD1862. Они пришли одной посылкой. Шли долго, как будто их несли на себе через Гималаи и Тянь-Шань, груженные под завязку верблюды, останавливаясь на отдых каждые 4 часа.
Я уже и не надеялся их увидеть, видимо почтовые службы двух соседних стран заранее договорились о том, что вытянут из меня все жилы томительного ожидания.
Но вот, наконец, сотрудник таможни хлопнул штамп «разрешено к ввозу» на помятом пакете, и на следующий день они легли на мой стол. На фото, что раскиданы по сети, они выглядели не совсем так, как живьем, то, что лежало передо мной на столе, было намного приятнее, и так хотелось побыстрее запустить их в дело. Итак, передо мной лежат две пары – РСМ63Р и AD1862N-J.
Когда я формировал заказ, выбор именно этих микросхем был продиктован отзывами о них, как о «лучших, существующих в мире Аудио».
С чего начать?
Как они себя поведут?
Насколько окажутся лучше или хуже РСМ1704?
И решил начать с РСМ63.
20-Bit Monolithic Audio DIGITAL-TO-ANALOG CONVERTER
Восторженные отзывы тех кто слушал и тех, кто не слушал.
Почти абсолютный лидер по популярности…
Начну пожалуй…
Структура будущего ЦАПа примерно ясна, это будет полностью аналогичный по функционалу устройству на РСМ1704, даже две коробки от тюнеров лежат в запасе.
Питание как всегда.
Индикация тоже
Выход на наушники.
Индикация частоты семплов в процессе наладки немного поменялась, схему не рисовал, но плата рабочая.
Можно смело воткнуть любые индикаторы с общим катодом - будет показывать!
Теперь сам ЦАП.
Выбор схемы включения особой проблемы не представлял, самое главное, было определиться с питанием.
Наученный горьким опытом разделения питания для РСМ1704 (а именно это оказалось причиной ухода ее в «несознанку» с перегревом, о чем я писал в предыдущей статье), я долго ломал голову, как и от чего запитать 63ю?
Какие применить стабилизаторы?
Поставить проверенные LM317/LM337?
Или применить TL431?
Ток вроде небольшой по всем входам.
Разделять ли цифровое и аналоговое питание?
Ответ на этот вопрос нашелся в даташите, и позже был подтвержден словами одного гуру цапостроения.
Разделение или объединение питаний никак не влияет на параметры!
Праздник!
Теперь попробую родить схему.Вот как-то так!
Входная часть оставлена без изменений, как и выходная, сложнее оказалось уместиться в ширину платы, пихал ногами, вроде успешно.
Остальные платы и модули использованы аналогично конструкции на РСМ1704.
Так же как и размещение всего этого хозяйства в корпусе.
Старт, как не странно, прошел без эксцессов, пришлось только подстроить уровни и откалибровать индикатор.
Вы наверное обратили внимания на четыре многооборотных переменных резистора, по паре у каждой микросхемы?
В двух словах это – регулировка точности передачи слабых сигналов и снижение THD+N. Производитель рекомендует применение схемы регулирования для особо сумасшедших, поэтому я решил, что «тоже хочу!» (с).
Процедура регулировки довольна интересна.
Следующий!
AD1862
Ultralow Noise 20-Bit Audio DAC.
Сорри за перевернутые микрухи...
Этот продукт от Analog Devices многие считают лучшим из мультибитников, и даже утверждают, что она обыгрывает РСМ63-1702-1704.
Утверждение спорное и его надо проверить.
Схемотехническое решение опять же почти не менялось.
Тот же ресивер, тот же ЦФ, тот же фильтр.
Единственная проблема – питание.
В отличие от РСМ63, где что аналог, что цифра питаются от +5В и -5В, здесь аналоговая часть питается от +12В и -12В.
Есть, конечно, возможность питать аналог от 5В, но при этом заявленных параметров не будет.
Поэтому слегка меняю схему.
Набор остальных компонентов и блоков уже становится до боли однообразным.
С платой тоже пришлось повозиться, чтоб было компактно и красиво.
Пихаю все в корпус и пытаюсь стартануть.
Померил все питания, все в норме – можно ставить на место микросхемы.
Индикатор чуть другой, старые закончились, пришлось заказывать отдельно.
Вроде все работает, даже, как ни странно, поет что-то там, можно одеть лицо, так сказать…
И начать регулировку.
Как вы уже обратили внимание, AD1862 имеет подстройку линейности, аналогичную РСМ63, только здесь разработчики обошлись одним потенциометром в канале.
Зато реакция на регулировку очень хорошо заметна!
Ну а теперь, когда железо отстроено и собрано в кучу, можно послушать, сравнить, потыкать разные ОУ, в общем поразвлечься.
Что можно сказать о звуке?
При близких характеристиках и почти одинаковых параметрах, по сути, это два разных устройства.
Я специально делал всю обвязку одинаковой, чтобы сравнить относительно честно.
Начал забаву с замены ОУ.
Список
Analog Devices: OP275, AD822, AD823.
BurrBrow: OPA2604, OPA2132, OPA2134.
National Semiconductor: LME49720.
Linear Technology: LT1364.
Короче притащил всех, что были, кроме NE5532.
Первое, что меня поразило, это то, что на слух (мой, корявый) ОУ выбирают в пару себе подобных.
К примеру, ОРА совсем не звучит с AD1862, а AD822 никак не дружит с РСМ63.
В результате целого дня (!) прослушивания остановился на парах РСМ63+ОРА2604 и AD1862+OP275.
Ну и то, что РСМ и AD звучат по разному – тоже ясно.
AD1862 – звук сухой, стерильный.
Ее слышно сразу.
РСМ63 – более теплый и живой.
На большой громкости они не отличимые, так что кто любит погромче – разницы нет.
Можно слушать под разное настроение, даже интересно.
Сравнил их обоих с РСМ1704, благо на преде три входа – на лету можно перещелкивать устройства.
Так вот характер звучания РСМ1704 схож с РСМ63, но последняя мне чем-то неуловимо больше нравится.
AD1862 стоит обособленно, у нее свой звук, хороший, чистый, но сухой и холодный – по своему очень хорош.
Наверное поэтому ее так «отделяют» от остальных любители музыки.
А самое главное, что на прилагавшихся фото были точно такие же трансформаторы, как у меня те, что я когда-то пытался применить при стыковке TDA1541 с лампами, и которые у меня «не пошли».
Почему они не пошли я понял позже, виноваты были в общем то не они, и не попробовать их снова было бы большой ошибкой.
Тем более завеса секретности о данных трансформаторов на фото и отсутствие схемы, а также восторги от звука оказались серьезным стимулом для меня.
В обсуждении было много воды, как всегда, а в обсуждаемом ЦАПе применялась РСМ63 и лампочка после транса.
К лампам я был не готов, не готов был ломать законченный девайс, не готов был запихнуть в имеющийся корпус пару килограмм железа, в общем, лампу отодвинул в сторону…
Но.
Попробовать выкинуть ОУ и воткнуть транс я был готов хоть завтра.
И завтра наступило.
Чтобы не разрушать уже готовый аппарат, было принято нелегкое решение выдернуть ОУ из панели, на его место воткнуть переходник DIP8 –SOP8, к переходнику прикрутить первичку транса, а вторичку подать либо на регулятор громкости, либо на линейный выход.
Схемка была накидана после прозвонки трансформатора, ОУ добавился позже, так как не хватало размаха сигнала после трансформатора.
Включил, послушал и не поверил своим ушам.
На всякий случай подключил осциллоскоп и подал меандр.
Потом долго мерил АЧХ.
Потом слушал.
Потом снова не верил глазам и ушам.
Оно играло и играло просто замечательно!
Из данных трансформаторов известны только сопротивления обмоток.
Даже названия нет на корпусе.
Несколько дней меня «ломало».
Оставить все как есть или переделать плату и вокнуть трансформаторы?
Также в тестинге принимали участие другие малосигнальные трансформаторы, что нашлись у меня.
В общем, как оказалось, изготовление подобных устройств не сильно сложно, главное иметь все необходимые компоненты, которые сейчас стали более доступны.
И далее в программе: Что такое грейд и зачем он нужен?
Как РСМ63Р-К заставила меня подгонять плату под корпус, а не наоборот.
Об этом чуть позже, а пока, кому интересно, платы и схемы здесь: 🎁63-1862.rar 642.26 Kb ⇣ 510
Плата трансформаторного варианта тут: 🎁63transout.rar 61.41 Kb ⇣ 288
С уважением к присутствующим, Алексей.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.