Однажды у меня отказали поворотники, при этом аварийная моргалка продолжала работать. Начал копаться: переключатель поворотов работает, предохранители все в порядке, но не нахожу прерыватель, чтобы посмотреть, что вокруг него. Решил в обход поставить другой прерыватель, но из всех моих симпатий к израильскому лету в светлое время суток, когда работают магазинчики и гаражи, крутиться под жарким солнышком мне не захотелось. Подумал, как в темное время суток можно это сделать самому, начал рисовать схемки и копаться в запасах. Нарисовал обычный мультивибратор на инверторах, нашел микросхему CD4069 (аналог К176ЛН2, на схеме у меня ошибочно 7069), после чего разложил на столе мощные транзисторы из запасов... Минут двадцать капался в даташитах и остановился на полевике MTP2955V – их было несколько, да и параметрами они подошли: 12.5 Ампера предельный ток, это больше чем надо, и 60 Вольт на сток-истоке. Можно конечно использовать другой подходящий по параметрам полевик и даже биполярный транзистор.
Полевик лучше работает в ключевом режиме, что нам и требуется, плюс у него сопротивление открытого канала очень мало, а значит потери на нагрев будут минимальны.
Сначала на макетке сделал мультивибратор - все как нарисовал себе на схеме, три «выходных» элемента микросхемы запаралелил на случай, если придется раскачивать биполяр, чтобы тока хватило, к правому концу R2 и к «земляному» полюсу подключил попавшийся под руку светодиод. Этот резистор R2 счел необходимым, если все-таки вдруг придется ставить биполяр или если вдруг пробьет полевик, чтобы ограничить ток, который может повредить микросхему.
Для питания взял последовательно соединенные две подсевшие «Кроны». Проверочный светодиод заморгал, пришлось подобрать конденсатор С1 и резистор R1, чтобы мигание было с частотой около 1 – 1.5 Гц. Дальше подключил полевик, а вместо нагрузки подставил временно светодиодную ленту, чтобы убедиться, что и она моргает.
Живу в Израиле, сырьевой фольгированный гитенакс в продаже ниразу не встречал, так что уже 18 лет как не травлю печатки - все на макетках.
Для изготовления корпуса я использовал цилиндрический флакон от таблеток, вывел оттуда на трех проводах транзистор и поставил его на радиатор. Я еще не знал, что транзистор совершенно не греется в работе.
Заодно в старых запасах нашел предохранительное гнездо на проводе (иначе никак…) и подключил в машине, разобрав чехол рулевой колонки.
Клемму движка контакта поворотников подсоединил к стоку транзистора, предварительно перерезав провод, который шел от нее к родному прерывателю.
Все сразу заработало. «+12 В» взял с замка зажигания (клемма отключения приемника при извлечении ключа). Транзистор с радиатором (кот. не нужен) убрал в тот же цилиндр и замотал все изолентой, спрятав всё в пазуху торпеды рядом с рулевой колонкой.
Уже месяц так езжу – не подводит.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.