» » » Простой электронный прерыватель поворотов для Skoda-Felicia на CD4069

 
 
 

Простой электронный прерыватель поворотов для Skoda-Felicia на CD4069

Разместил mikesp 1 октября 2012. Просмотров: 11 172

7
В первую очередь привет всем шкодоводам. Проблема, о которой я расскажу, присуща всем не новым машинам, однако в «Шкоде» до всяких электрических мелочей добраться непросто, и приходится выкручиваться.
Однажды у меня отказали поворотники, при этом аварийная моргалка продолжала работать. Начал копаться: переключатель поворотов работает, предохранители все в порядке, но не нахожу прерыватель, чтобы посмотреть, что вокруг него. Решил в обход поставить другой прерыватель, но из всех моих симпатий к израильскому лету в светлое время суток, когда работают магазинчики и гаражи, крутиться под жарким солнышком мне не захотелось. Подумал, как в темное время суток можно это сделать самому, начал рисовать схемки и копаться в запасах. Нарисовал обычный мультивибратор на инверторах, нашел микросхему CD4069 (аналог К176ЛН2, на схеме у меня ошибочно 7069), после чего разложил на столе мощные транзисторы из запасов...
Минут двадцать капался в даташитах и остановился на полевике MTP2955V – их было несколько, да и параметрами они подошли: 12.5 Ампера предельный ток, это больше чем надо, и 60 Вольт на сток-истоке. Можно конечно использовать другой подходящий по параметрам полевик и даже биполярный транзистор.
Полевик лучше работает в ключевом режиме, что нам и требуется, плюс у него сопротивление открытого канала очень мало, а значит потери на нагрев будут минимальны.

Сначала на макетке сделал мультивибратор - все как нарисовал себе на схеме, три «выходных» элемента микросхемы запаралелил на случай, если придется раскачивать биполяр, чтобы тока хватило, к правому концу R2 и к «земляному» полюсу подключил попавшийся под руку светодиод. Этот резистор R2 счел необходимым, если все-таки вдруг придется ставить биполяр или если вдруг пробьет полевик, чтобы ограничить ток, который может повредить микросхему.

Для питания взял последовательно соединенные две подсевшие «Кроны». Проверочный светодиод заморгал, пришлось подобрать конденсатор С1 и резистор R1, чтобы мигание было с частотой около 1 – 1.5 Гц. Дальше подключил полевик, а вместо нагрузки подставил временно светодиодную ленту, чтобы убедиться, что и она моргает.



Живу в Израиле, сырьевой фольгированный гитенакс в продаже ниразу не встречал, так что уже 18 лет как не травлю печатки - все на макетках.
Для изготовления корпуса я использовал цилиндрический флакон от таблеток, вывел оттуда на трех проводах транзистор и поставил его на радиатор. Я еще не знал, что транзистор совершенно не греется в работе.

Заодно в старых запасах нашел предохранительное гнездо на проводе (иначе никак…) и подключил в машине, разобрав чехол рулевой колонки.
Клемму движка контакта поворотников подсоединил к стоку транзистора, предварительно перерезав провод, который шел от нее к родному прерывателю.

Все сразу заработало. «+12 В» взял с замка зажигания (клемма отключения приемника при извлечении ключа). Транзистор с радиатором (кот. не нужен) убрал в тот же цилиндр и замотал все изолентой, спрятав всё в пазуху торпеды рядом с рулевой колонкой.

Уже месяц так езжу – не подводит.
Михаил Сапожников (mikesp)
Израиль, г.Лод-Ганей-Авив
Профиль mikesp
Выходец из Белоруссии, в далеком прошлом музыкант, мое имя в конце 80х и начале 90х появлялось на джазовых фестивалях тогда еще СССР.

Сейчаc слишком много времени провожу на работе, почти не имеющей отношене к музыке. Графоманствую.

Мои статьи переодически попадаются на страницах ж."Радио" и нек.др. Кроме того балуюсь прозой и переводом (литературным). Техническим изредка подрабатываю.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 12

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Простой метод выбора ключевых транзисторов для импульсных источников питания

На фотке — метод «ошибок трудных». Шурик, это не наш метод! При проектировании или сборке...

Двухканальный аналоговый контроллер охлаждения видеокарт, ПК или усилителя. LM35,

Достались мне недорого две видеокарты ATI HD4870 с кастомным охлаждением Thermaltake DuOrb...

Автоматическое зарядное устройство с циклическим и буфферным режимами для

Простое автоматическое зарядное устройство для зарядки свинцовых аккумуляторов небольшой емкости,...

Параметры всех трансформаторов ТАН, ТН, ТА, ТПП, ОСМ, ТВК, ТС, ТНВС, ТП, ТПГ, ТПК.

Шествуя по радиорынку славного города Симферополя и встречая на прилавках развалы заводских...

Простое зарядное устройство с постоянным током зарядки и ограничением выходного

Зарядное устройство для щелочных и свинцовых аккумуляторов ёмкостью до 10-15 Ампер-час, для...

Сделай сам Tillman's FET Guitar Preamp: активная гитарная электроника в Yamaha

В этой статье хочу рассказать о своём опыте оснащения электрогитары преампом Дональда Тиллмана (J....

Автомат для разрядки и измерения реальной ёмкости аккумуляторов

Модульный вариант наглядного и точного измерителя Ампер-часов аккумуляторов, собранный с...

Устройство для проверки ёмкости герметичных аккумуляторов 12V

Дешёвые, малогабаритные и удобные в эксплуатации герметичные аккумуляторы напряжением 12 Вольт...

Однотактный усилитель Хьюстона класса А на 2SK1058 MOSFET-е. Усилитель без деталей

© Mark Houston and diyAudioProjects.com - оригинальная статья © Datagor Russian Edition, Igor...

Импульсный преобразователь аккумуляторного питания 12V - 8V для видеокамеры на

Пришло письмо от Юрия Козака: Игорек! Высылаю тебе документацию на небольшое устройство для питания...

Злой самодельный гитарный Distortion

Вот он, злой самодельный Distortion, а точнее целых два!...

Инвертор 12V > 220V для автомобиля

Попалась интересная и простая схемка преобразователя 12 В в 220 В на забугорных ресурсах. Обещают...
<
  • Гражданин
1 октября 2012 19:23

Михаил / Godin0104

  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 113 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Не совсем в тему, но, думаю, что за флуд принято не будет. На новых машинах косяков тоже предостаточно, только эти косяки из разряда подлостей. Если кто копался в современных авто, наверняка заметил, что реле в них "нано" размеров, без преувеличения с клавишу компьютерной клавиатуры. Часто такие реле не только не поддаются ревизии, но и не продаются, или привозятся чрез месяц "тире" год, а часто вообще не привозятся. За блок, где все эти реле сосредоточены, могут попросить до 14 тыс рублей, причем машина, где реле поломалось вовсе не BMW. Если имеется возможность, на проводниках, подвешивают 12-Вольтовые реле, которые можно купить и они подходят по электрическим параметрам. По-этому, статью считаю полезной. А желание производителя добрать цену автомобиля на запчастях, наверное уже всем понятно.

<
  • Гражданин
1 октября 2012 22:08

Сергей / Chugunov

  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 306 комментариев
  • 30 публикаций
 
  • 0
Питание микросхемы напрямую от бортовой сети?
Хорошая бортовая сеть. В советских автомобилях импульсы напряжения до 80 вольт считались нормой, особенно при работе стартера. Я понимаю, что авто буржуйское и что поворотники при стартере не включают, но всё же. Думаю, надо запитать микросхему хотя бы через резистор 100 ом и параллельно питанию микросхемы поставить стабилитрон на 15 вольт (туда же можно и емкость добавить).
Насколько помню, предельное напряжение для таких микросхем 18 вольт.
Далее, вроде бы в цепь затвора ставят резисторы в десяки ом, но не килоомы (лучше уточнить у знающих людей).
А изобретательность и способность решить проблему подручными средствами и дешево вызывает уважение.

<
  • Главный редактор
1 октября 2012 22:19

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 604 комментария
  • 257 публикаций
 
  • 0
Chugunov, поддерживаю и предлагаю не менее простое и дешёвое решение: применить стаб. серии 7812.
В общем применение некого стабилизатора весьма желательно, ведь мультивибратор, судя по схеме, включен постоянно - коммутируются только лампы на его умощненном выходе.

<
  • Гражданин
3 октября 2012 05:03

Михаил Сапожников / mikesp

  • С нами с 19.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 132 комментария
  • 8 публикаций
 
  • 0
Уже как месяца четыре, как исправно работает, так что...
Еще стоит, заметить, что машина у меня дизельная, где электросеть должна быть стабильней, чем в бензиновых. Лет так 17 назад я начинал в Израиле с гаражного бизнеса, и помню, что в бензиновых машинах, особенно на старых, с неэлектронным зажиганием такие броски таки были из-за возврата самоиндукции из системы зажигания, от чего страдали нпр. новые дигитальные радиотейпы и диски. Однако сегодня, когда повсюду там электроника, то бояться нечего. Разве что если не вылетит на пробой вольт-регулятор самого генератора, что бывает очень редко.

Кстати... килоомы в цепи затвора, наверное, обеспечивают более мягкие фронты коммутации (вместе с входной емкостью мощного полевика), потому что в приемнике на поворотах тихо, а раньше при приеме АМ можно было слышать щелчки в такт "винкерам".

<
  • Гражданин
4 октября 2012 01:51

Борис / BL

  • С нами с 27.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Всем Доброго времени суток !
Не удержался и напишу: я не отношусь к ни к шкодоводам ни к ниваводам ни к тазаводам, я Патровод. Так у нас.... жигулёвские запчасти весьма доступны - встречаются на каждом шагу и не только в Москве, так в классической (жигулёвской и практически любой другой) релюшке поворотников присутствует генератор, датчик тока нагрузки и контактная группа (при уменьшении тока нагрузки увеличивается частота мигания - пора менять лампочку), ИМХО в этом готовом и доступном у нас решении имеет смысл трогать только две вещи: контактную группу заменить полевиком, и скорректировавший параметры резистора датчика тока (это если в место лампочек LED используются) на проводах повесить можно куда угодно russian

Вот коллега с Патриотовкого форума описал как мне кажется идеальный вариант в замен классического.
Голосовать не хочется по этой теме - считаю решение не оптимальным, но может кого и выручит.

<
  • Гражданин
6 октября 2012 07:10

Михаил Сапожников / mikesp

  • С нами с 19.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 132 комментария
  • 8 публикаций
 
  • 0
Уже как четыре месяца эта штучка усердно трудится и не подводит. Наверное, стабилизация напряжения актуальна в старых бензиновых машинах с механическим прерывателем, т.к. там нередки утечки самоиндукции из катушки зажигания. У меня дизельная "Шкода", где нет зажигания вообще. Да и в более-менее современных машинах с электронным зажиганием ничего не грозит, разве что как защита от дураков на случай перепутанной полярности нужно сопротивление и стабилитрон (не дурите). Киломы в затворе МОПа... работает хорошо, а почему киломы, так описано - прочитайте. И еще: совершенно не мешает приемнику. На поворотах в радио ничего не "цыкает" - к сведению.

И еще, Игорь, спасибо за красивую эмблему. Это с "Фелиции" 60-х если не ошибаюсь?

<
  • Гражданин
8 октября 2012 16:28

Михаил Сапожников / mikesp

  • С нами с 19.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 132 комментария
  • 8 публикаций
 
  • 0
Почему я к этому пришел? Да, ненавижу я хорошую израилскую погоду. Мотаться по магазинчикам и гаражам под солнышком... Мечтаю перебратья (и сделаю это) в Канаду, Американскую Аляску, а может и в российскую Сибирь, не в самую южную ее часть.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.