» » » "Кубики" для автолюбителя: ИБП 5В, БП 12В, сенсорный выключатель обгонной камеры

 
 
 
2

"Кубики" для автолюбителя: ИБП 5В, БП 12В, сенсорный выключатель обгонной камеры

Разместил юрасик 26 мая 2013. Просмотров: 11 421

Вообще, любовь — страшная сила. Особенно когда это любовь к машине. Хочется, чтоб твоя ласточка была самой красивой, самой удобной, самой… И становишься ты частым гостем в иных магазинах. А что, радар-детектор надо? Навигатор надо? Регистратор надо? А гнездо прикуривателя одно. Правда, можно купить «тройник». И будет эта хрень на наших ухабах трястись в гнезде прикуривателя, да мешаться.

Можно конечно разобрать панель, подключить тройник гибким проводом, и сунуть его в бардачёк, что я и сделал, но есть ещё два нюанса, что меня сподвигли на подвиг.

Первое: регистратор у меня КАРКАМ, да не совсем. ACV делает клоны. Один в один. Внешне. Вот только преобразователь 12В-5В у них неправильный. Помеху приемнику дает. Т.е. надо менять.

Второе: руль у меня правый. Ну это и хорошо, ведь хороший руль левым не назовут, но при обгоне фуры на трассе мой штурман очень громко верещит: «Ой, там машина!» А до машины ещё полчаса езды. Поэтому решил обгонную камеру на левую стойку поставить. А как ею управлять? Одни подключают её к левому поворотнику. Но мне это не нравится. А если передумаю обгонять? Другие ставят выключатель. Но искать его в экстренной ситуации — спасибо, нет.

И родилась идея поставить сенсорный датчик. Больно хорошо: хлопнул по торпеде, где-нибудь здесь, а камера и включилась. Короче, надо из таких кубиков собрать всё. И не забыть стабилизатор 12В для камеры. И всё это в один ящик, который будет поcтаментом для камеры, т.к. лишних дырок в машину не хочу. Итак, начнём искать кубики.

ИБП 5 Вольт на LM2576

Тут широкий простор для выбора. Микросхем много. И начал я сначала на MC34063A с внешним ключем. Красиво, хорошо, просто, но выше 1А греется. А городить с полевиками схему не захотел. Ибо, чем больше деталей, тем ниже надёжность.
И попалась мне на глаза схемка преобразователя на LM2576.

Собрал, работает. Один Ампер вообще как семечки. До 3А нормально, потом защита отрабатывает. Ну, а мне максимум 2А надо. Правда, пришлось с дросселем повозиться. Тут ведь как? Когда не знаешь физики процесса, то буквально следуешь предложениям разработчиков. И начал я искать дроссель на 100 микроГенри. Самое интересное, что купил. Но на ферритовом стержне, и намотанным проводом 0,4 мм. Да-а, для 3А маловато. Да и стержень. Во-первых, диаметр его, дай Бог, 3 мм, а во-вторых, магнитный поток не замкнут, а стало быть, помехи неизбежны. Стал кольца искать. Благо блоков питания и материнских плат было. Нашел. А сколько мотать? На шару, в два провода ПЭЛ-0,4 намотал, сколько влезло. Поставил. Работает. Потом уже, когда оказия предоставила мне измеритель индуктивности, выяснилось, что намотал 130 мкГн. Выходной электролит поставил 3300 мкФ. Типа, кашу маслом…
Потом уже разобрался в теории. Как только напряжение на выходе становится ниже требуемого, внутренний ключ открывается, и дроссель с конденсатором накапливают энергию. Накопили, ключ закрылся. Накопленная энергия идет в нагрузку. И чем больше её накоплено, тем позже ключ откроется. Т.е. увеличение значений дросселя (и конденсатора) способствуют понижению частоты перелючений. Что и хорошо. А вот уменьшение их значений приемлимо до той поры, пока частота переключений не достигнет критичной, что для этой микросхемы — 50кГц. К чему это я? Да к тому, что упираться с деталями не надо.

БП 12 Вольт на LDO-стабилизаторе КР1158ЕН12

Напряжение бортовой сети гуляет. И уж точно, никогда не будет равно 12 вольтам. А камера стоит 2,5 тысячи. Жаба? Свято. Нужен стабилизатор 12В. Наверное, правильнее было бы ещё один импульсный преобразователь сделать. Ведь обычному параметрическому стабилизатору нужен запас в 2-3 Вольта, для нормальной работы. Если бы мне не встретилась микросхема КР1158ЕН12 (аналог L4812). Она требует запаса всего в 0,6 В (LDO, Low DropOut), и специально заточена для работы в автомобиле. Задача одна — найти и купить.

Учитывая, что камере много тока не надо, решил не ставить транзисторов. Полампера будет, и ладно. Ну ещё диоды выкинул. Да на входе электролит 100 мкФ, да на выходе танталовый электролит сунул (микросхема склонна к возбуждению при отсутствии выходной емкости, а на морозе танталовые уж больно хорошо стоят).

Вы спросите, а где про сенсор-то?

А вот и сенсор: QT102

Как хорошо, что появились такие микросхемы: QT102. Мой предыдущий опыт сборки сенсорных датчиков ничего хорошего не говорил. Работают неустойчиво, настройки требуют, деталей до дуры. А тут заплатил сотню, и счастье.

А самое главное, она самонастраивающаяся. Т.е. поместил сенсор около массивного металлического изделия, включил/выключил, и она привыкла к такому окружению. Опять на тебя реагирует. Что для монтажа в машине очень актуально.
Режимов у неё много:
1) Включил, подождал, выключил
2) Выключил, подождал, включил
3) Включил, выключил
4) Выключил, включил
Всё задаётся внешней обвязкой. Мне интересен 3-й режим. Идея-то какая: хлопнул по торпеде — включил камеру. Посмотрел. Хлопнул снова, и навигатор работает в режиме навигатора, а не телевизора. Ну, а уж обвязка — дело второе.
Должен сказать, что у меня сенсор срабатывал даже через 10 мм фанеру, 3 мм стекло, просто через воздух. Правда, есть и минус. Схема чувствует не только приближение к сенсору (у меня это кусок фольги медной 2 см*2 см, но и к проводу, что до него идет (у меня простой кусок провода). Но для меня это плюс — мне недосуг искать, где там сенсор стоит, я хочу свободы в выборе места хлопа по торпеде.

Кубики в сборе. Собираем домик

Сама схема блока такова:

Собственно, обо всем мы уже говорили, а о чем я умолчал, поговорю сейчас.
Стабилизатор на КР1158ЕН12 выходит на разъём, с которого питается отдельно стоящая плата сенсорного датчика. И на полевичёк IRLML6402, служащий ключем. Вот он то и даёт питание камере, если сенсор разрешит.
Импульсный преобразователь на LM2576-5 отличается добавлением LC фильтра, добавленного для снижнения помех.

Плата сенсора. Вообще сенсор питается напряжением от 5 до 2,5 Вольт. Нужен стабилизатор. Нашел старую флешку, а там как-раз такой стоит. L78L05C. Масенький. Выдрал его. Им-то и делаем 5 В из 12 В. Ну, дальше микросхема сенсорного датчика на ключ работает, ибо нагрузочная способность QT102 невелика. Когда экспериментировал, подключил коллектор обычного n-p-n SMD-шного транзистора через 5 кОм на питание, а в цепь эмиттера воткнул светодиодик. Для наглядности. Так его и оставил. Он малюсенький, не мешает. А резистор выкинул.
И вот что получилось:

Это, так-сказать, уже почти. А внутри у него вот так:

Выход +5 В я вывел через USB-разъём. Ключ на полевике стоит на стороне фольги, т.к. он SMD-шный. Обе микросхемы стоят на одном «радиаторе», т.к. корпус у них на нуле.
А это сам сенсор. Замучился я его фотать — вертится, собака.


Файлы

Печатные платы в lay-формате
QT102.7z | Файл 15,84 Kb загружен 34 раз.

Даташиты:
LM2576.7z | Файл 248,71 Kb загружен 28 раз.
QT102.7z | Файл 159,54 Kb загружен 29 раз.
L4812.7z | Файл 51,92 Kb загружен 22 раз.
Юрий (юрасик)
Ярославль
Профиль юрасик
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 42

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Схемка в блокнот. Устройство для разрядки никель-кадмиевых аккумуляторов... При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов перед тем как ставить их на зарядку, их надо...
Схема на Датагоре. Новая статья Светодиодный ночник... Здравствуйте, уважаемые товарищи электронщики! Это моя первая статья, сильно не ругайте. Жена...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый SE усилитель на лампах KT88, 6550, KT90, 6П3С, 6П44СМ... Зима – время радиолюбительских свершений. Стал вопрос: «какой и на каких лампах сооружать новое...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам сигнализатор включенных габаритов автомобиля: три детали!... После того как я очередной раз забыл выключить габаритные огни со всеми вытекающими последствиями и...
Схема на Датагоре. Новая статья Определитель насыщения сердечников из феррита или как сделать дроссель для импульсного источника питания... «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Предлагаю вашему вниманию простой прибор, который...
Схема на Датагоре. Новая статья Отчёт о зимней работе. Двухтактный усилитель 6Н9С+Г807 с ИБП... Без малого один год прошел с момента, когда зародилась мысль создать усилитель на этих лампах. За...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой встроенный предусилитель для бас-гитары... Сидел я как-то, искал в Сети простую примочку на басуху, чтоб звук нормальный и овердрайва...
Схема на Датагоре. Новая статья Неоконченная мелодия для 6С33С... Вот небольшая грустная история о том, как я не завершил работу по создания усилителя на 6С33С. Всё...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам корпус усилителя со стеклянными панелями. Проект GlassGO - 1... С чего все начинается – с того, что вдруг попала заноза в мозг и зовут занозу-желание! Так...
Схема на Датагоре. Новая статья Плавное включение и выключение ламп накаливания... Как известно, лампы накаливания в основном перегорают в момент включения, когда нить накаливания в...
Схема на Датагоре. Новая статья Импульсный преобразователь аккумуляторного питания 12V - 8V для видеокамеры на К1156ЕУ5Р (MC34063A)... Пришло письмо от Юрия Козака: Игорек! Высылаю тебе документацию на небольшое устройство для питания...
Схема на Датагоре. Новая статья Регулятор нагрева паяльника из диммера (светорегулятора)... Понадобился мне регулятор нагрева паяльника, так как новый паяльник (да и старый на 80 Ватт)...
<
  • Гражданин
12 июня 2013 21:59

Александр / AlexRio

Цитата
  • С нами с 2.06.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 34 комментария
  • 2 публикации
 
  • 0
Здраствуйте, Юрий! Отлично сделано, и места занимает совсем немного! Вот только я не понял серая коробуха как к торпедо крепится? P.S. не страшно при обгоне и за дорогой следить и на дисплей смотреть?

<
  • Кандидат
17 июня 2013 19:06

Юрий / юрасик

Цитата
  • С нами с 3.02.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Отвечу последовательно: сознательно делал в подвижной коробочке, которая крепко стоит на силиконовой резиночке. Сделано для того, чтоб на стоянках весь "иконостас" если не с собой уносить, то хоть в бардачок убирать.
Не страшно. Ибо сначала оцениваешь дорогу, потом принимаешь решение,(а это время, потому и не завёл питание с поворотника) а уж потом обгоняешь. А если начал обгон, то зачем экран?
P.S. у этой коробочки от силиконовой резины всё дно сморщилось, хоть перекрашивай.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.