Что же ещё мне остаётся делать, кроме как собрать дисторшн на высоком анодном питании и вкусить всю сласть неповторимых гармоник, что выдадут мне лампы в благодарность за щедрое анодное напряжение, и сравнить со схемами, в которых его пожадничали.
Содержание статьи / Table Of Contents
Удивить меня новым звучанием очень сложно. В этой связи, я целенаправленно начал искать «высокоанодные» схемы, оттенки звучания которых, отличались бы от низкоанодных. В худшую или лучшую сторону говорить не буду, тут всё дело вкуса, кто-то яблоки любит, а кто-то ящики из-под яблок.
Придумывать что-то новое в этой сфере — это как изобретать велосипед в сто первый раз. На просторах интернета отыскал и изучил в районе десятка схем и примеров звучания. Остановился на варианте под названием «Shark Tube», неизвестно в какой уже по счёту модификации.
Вот в таком виде я и нашёл схему. Две лампы 6Н2П в основе. Вход, каскад первичного искажения, усилитель, ограничитель на диодах и выход. На первый взгляд всё просто и понятно. Немного насторожил фильтр анодного питания – всего лишь ёмкость 100µ, но ток 2-15 мА, пульсаций не должно быть.
Накал предлагалось запитать постоянным током, снова используя только ёмкостной фильтр. Ну, что уж мелочиться, подумал я, и поставил стабилизатор 7806 с небольшой хитростью. Чтобы добиться на выходе стабилизатора 6,3В, а не 6В, которые он выдаёт по умолчанию, запаял на второй контакт стабилизатора переменный резистор следующим образом.
Падение напряжение на резисторе суммируется с выходом 6В, не добавляя пульсаций. Настройка показала, что для получения недостающих 0,3В необходим резистор 49 Ом. В итоге схема накала получилась следующая.
Чистый канал решил выбросить совсем.
Развёл печатную плату по предложенной выше схеме, но с стабилизированным накалом, провёл монтаж.
Первое включение не обрадовало, схема фонит. Землю разводил по всем правилам, все свёл в одну точку земли катода первой лампы. Поиск точки заземления на плате не принёс весомых результатов.
Причина должна быть в пульсациях. Измерение с помощью осциллографа показало –пульсации цепи питания накала в районе 10 мВ (это хорошо), в цепи анода на первой ёмкости – 20 мВ (не очень здорово). Но фон пока подождёт, нужно оценить звук.
Подключил гитару, начал крутить ручки. Искажение – всё как всегда, подобный звук я слышал десятки раз, Высокие, Низкие, Бас – всё до боли узнаваемо, низкоанодные схемы тоже могут так звучать. Дошёл до безымянной ручки и был приятно удивлён, она меняет тембральный баланс между низкими и высокими частотами. В народе эту регулировку называют HUE. Передать словами разнообразие оттенков звучания, которые можно накрутить ручками GAIN и HUE, просто не возможно. Очень удачная схема блока тембров, подумал я, но решился на эксперимент.
На первой ёмкости фильтра анодного питания напряжение должно быть в районе 300-320В. Подключившись к регулируемому источнику начал убавлять напряжение и крутить ручки. Амплитуда выходного сигнала при этом уменьшается, но меня интересовало не это.
Я хотел понять, где порог напряжения, при котором звук теряет свой выраженный окрас и регулировка параметра HUE теряет свой смысл.
280 V – отличий нет.
250 V – отличий нет.
200 V – заметил, что звонкость верхов ушла и даже при максимально выпушенных высоких частотах, сделать искусственный флажолет стало сложнее.
150 V – провал в верхах, искусственный флажолет почти не слышен, хоть зубом грызи струны, толку нет))
120 V – выходной уровень слишком низкий, для того чтобы различить небольшие изменения в тембральном балансе.
Эксперимент показал, что использование подобного блока тембров в низкоанодных схемах не приведёт к столь впечатляющим результатам. Данная схема есть удачный симбиоз высокоанодного питания ламп и хорошо подобранного блока тембров.
Результат меня впечатлил и я решился на переделку схемы, чтобы фона не было вообще. Однозначно нужен хороший фильтр в анодной цепи. Использовать П-фильтр (ёмкость-дроссель-ёмкость) просто жалко, в закромах есть пара Д-47, но на подобную схему тратить столько меди просто расточительно. Остаётся вариант с «электронным дросселем».
↑ Итоговая схема
приобрела следующий вид:Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Суммарная ёмкость плёночных конденсаторов электронного дросселя в обвязке полевого транзистора обратно пропорциональна пульсациям выходного напряжения. То есть, чем больше ёмкость получится собрать, тем меньше пульсаций на выходе. Почему плёнка, а не электролит? — всё просто из-за тока утечки и емкостного сопротивления. Замерил пульсации на выходе под нагрузкой – 5 мВ (отлично).
Заново переразвёл плату, вернул чистый канал и добавил переключатель «DDRIVE/CLEAN».
Первое включение обрадовало, фона почти нет, но почти не считается. Начал искать точку заземления на корпус, в которой бы фона не было вообще. Она оказалась на земле входного джека.
↑ Итоги
Хочется сделать вывод: высокое анодное напряжение ламп уменьшает «песок» на высоких частотах в звучании и делает звук ещё менее похожим на транзисторный.В отношении резкости и читабельности аккордов на больших искажениях разницы относительно низкоанодных примочек я не заметил. Хочется так же отметить – правильно подбирайте блоки тембров, им может не хватить выходного уровня для раскрытия потенциала.
Схема мне понравилась, и я решился делать на её основе канал искажения для полноценной гитарной головы, но это пока только мой проект на будущее.
↑ Сэмпл
Сэмпл поменяли 15-02-2016Старый сэмпл тут: //www.youtube.com/watch?v=zb-s5HjESoU
↑ Файлы:
🎁Shark-Tube.zip 65.59 Kb ⇣ 114🎁Shema-pedal.zip 17.71 Kb ⇣ 103
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.