В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Эффект «Shark Tube Distortion» для электрогитары

📆11 февраля 2016   ✒️Wishmaster   🔎13.634   💬12  
Споры между теми, кто почитает устои лампостроения, уверовав в необходимость высокого анодного напряжения, и любителями низкоанодных примочек не затихают на просторах сети, да и на Датагоре, как я убедился, фракции эти имеют место.

Что же ещё мне остаётся делать, кроме как собрать дисторшн на высоком анодном питании и вкусить всю сласть неповторимых гармоник, что выдадут мне лампы в благодарность за щедрое анодное напряжение, и сравнить со схемами, в которых его пожадничали.

Содержание статьи / Table Of Contents

За свою практику я собрал весомое количество искажалок для гитары с низким анодным напряжением, от 12 до 36 В.


Удивить меня новым звучанием очень сложно. В этой связи, я целенаправленно начал искать «высокоанодные» схемы, оттенки звучания которых, отличались бы от низкоанодных. В худшую или лучшую сторону говорить не буду, тут всё дело вкуса, кто-то яблоки любит, а кто-то ящики из-под яблок.

Придумывать что-то новое в этой сфере — это как изобретать велосипед в сто первый раз. На просторах интернета отыскал и изучил в районе десятка схем и примеров звучания. Остановился на варианте под названием «Shark Tube», неизвестно в какой уже по счёту модификации.

Вот в таком виде я и нашёл схему. Две лампы 6Н2П в основе. Вход, каскад первичного искажения, усилитель, ограничитель на диодах и выход. На первый взгляд всё просто и понятно. Немного насторожил фильтр анодного питания – всего лишь ёмкость 100µ, но ток 2-15 мА, пульсаций не должно быть.

Накал предлагалось запитать постоянным током, снова используя только ёмкостной фильтр. Ну, что уж мелочиться, подумал я, и поставил стабилизатор 7806 с небольшой хитростью. Чтобы добиться на выходе стабилизатора 6,3В, а не 6В, которые он выдаёт по умолчанию, запаял на второй контакт стабилизатора переменный резистор следующим образом.

Падение напряжение на резисторе суммируется с выходом 6В, не добавляя пульсаций. Настройка показала, что для получения недостающих 0,3В необходим резистор 49 Ом. В итоге схема накала получилась следующая.

Чистый канал решил выбросить совсем.

Развёл печатную плату по предложенной выше схеме, но с стабилизированным накалом, провёл монтаж.

Первое включение не обрадовало, схема фонит. Землю разводил по всем правилам, все свёл в одну точку земли катода первой лампы. Поиск точки заземления на плате не принёс весомых результатов.

Причина должна быть в пульсациях. Измерение с помощью осциллографа показало –пульсации цепи питания накала в районе 10 мВ (это хорошо), в цепи анода на первой ёмкости – 20 мВ (не очень здорово). Но фон пока подождёт, нужно оценить звук.
Подключил гитару, начал крутить ручки. Искажение – всё как всегда, подобный звук я слышал десятки раз, Высокие, Низкие, Бас – всё до боли узнаваемо, низкоанодные схемы тоже могут так звучать. Дошёл до безымянной ручки и был приятно удивлён, она меняет тембральный баланс между низкими и высокими частотами. В народе эту регулировку называют HUE. Передать словами разнообразие оттенков звучания, которые можно накрутить ручками GAIN и HUE, просто не возможно. Очень удачная схема блока тембров, подумал я, но решился на эксперимент.

На первой ёмкости фильтра анодного питания напряжение должно быть в районе 300-320В. Подключившись к регулируемому источнику начал убавлять напряжение и крутить ручки. Амплитуда выходного сигнала при этом уменьшается, но меня интересовало не это.

Я хотел понять, где порог напряжения, при котором звук теряет свой выраженный окрас и регулировка параметра HUE теряет свой смысл.
280 V – отличий нет.
250 V – отличий нет.
200 V – заметил, что звонкость верхов ушла и даже при максимально выпушенных высоких частотах, сделать искусственный флажолет стало сложнее.
150 V – провал в верхах, искусственный флажолет почти не слышен, хоть зубом грызи струны, толку нет))
120 V – выходной уровень слишком низкий, для того чтобы различить небольшие изменения в тембральном балансе.

Эксперимент показал, что использование подобного блока тембров в низкоанодных схемах не приведёт к столь впечатляющим результатам. Данная схема есть удачный симбиоз высокоанодного питания ламп и хорошо подобранного блока тембров.

Результат меня впечатлил и я решился на переделку схемы, чтобы фона не было вообще. Однозначно нужен хороший фильтр в анодной цепи. Использовать П-фильтр (ёмкость-дроссель-ёмкость) просто жалко, в закромах есть пара Д-47, но на подобную схему тратить столько меди просто расточительно. Остаётся вариант с «электронным дросселем».

Итоговая схема

приобрела следующий вид:
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Суммарная ёмкость плёночных конденсаторов электронного дросселя в обвязке полевого транзистора обратно пропорциональна пульсациям выходного напряжения. То есть, чем больше ёмкость получится собрать, тем меньше пульсаций на выходе. Почему плёнка, а не электролит? — всё просто из-за тока утечки и емкостного сопротивления. Замерил пульсации на выходе под нагрузкой – 5 мВ (отлично).

Заново переразвёл плату, вернул чистый канал и добавил переключатель «DDRIVE/CLEAN».
Первое включение обрадовало, фона почти нет, но почти не считается. Начал искать точку заземления на корпус, в которой бы фона не было вообще. Она оказалась на земле входного джека.


Итоги

Хочется сделать вывод: высокое анодное напряжение ламп уменьшает «песок» на высоких частотах в звучании и делает звук ещё менее похожим на транзисторный.
В отношении резкости и читабельности аккордов на больших искажениях разницы относительно низкоанодных примочек я не заметил. Хочется так же отметить – правильно подбирайте блоки тембров, им может не хватить выходного уровня для раскрытия потенциала.

Схема мне понравилась, и я решился делать на её основе канал искажения для полноценной гитарной головы, но это пока только мой проект на будущее.

Сэмпл

Сэмпл поменяли 15-02-2016

Старый сэмпл тут: //www.youtube.com/watch?v=zb-s5HjESoU

Файлы:

🎁Shark-Tube.zip  65.59 Kb ⇣ 114
🎁Shema-pedal.zip  17.71 Kb ⇣ 103

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 77 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый преамп для бас-гитары на основе Alembic (12AX7, ECC83)... Часто встречается явление, когда басист хочет изменить или улучшить звук своего инструмента....
Схема на Датагоре. Новая статья Идея светильника из убитых флюоресцентных ламп... Дизайнеры из компании Castor Canadensis, Торонто, предложили интересный способ утилизации не...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой гитарный DINO DISTORTION от SLAYER... Многие музыканты — паяльщики собирают для себя, и не только для себя различные гитарные примочки....
Схема на Датагоре. Новая статья О вреде минимализма и экономии в усилителях мощности... Мы живем в век миниатюризации. Конструкции поступающие в свободную продажу производитель старается...
Схема на Датагоре. Новая статья Гибридный усилитель для наушников c полевыми транзисторами.... Давно хотелось послушать как же лампа с камнем в тандеме звучат. Решил собрать гибридный усилитель...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой первый ламповик 6Н1П+6П14П... Ну, вот и дошли руки написать о моём первенце. Схема на 6н3п(в моём случае 6н1п)+6п14п пережёвана...
Схема на Датагоре. Новая статья Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 3... Настало время поговорить о «бомбящем ящике» — сабвуфере, как составном элементе «системы 5.1». Под...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель на 6Н2П+6П14П. Простой, ламповый, гитарный... В начале декабря я задумал сделать подарок моему другу по форуму любителей японской литературы. Он...
Схема на Датагоре. Новая статья Однотактная голова для гитары с перегрузом на 6Н2П и 6П14П. Комбик для начинающего... В качестве временного кабинета — колонка с динамиком 100ГДШ-33 Здравствуйте, уважаемые Датагорцы!...
Схема на Датагоре. Новая статья Реальный безтрансформаторный ламповый усилитель для низкоомных наушников по мотивам «Лаконика»... Безтрансформаторный ламповый усилитель для головных телефонов с максимальной возможностью...
Схема на Датагоре. Новая статья VOX Big Ben Overdrive - гитарный ламповый перегруз с батарейным питанием.... Данная статья носит ознакомительный, информационный характер, скорее это обзор. Но вполне...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой первый SRPP-усилитель для наушников... Как-то раз я увидел интересную самоделку на основе KOSS sportа pro. Мне сразу захотелось тоже...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

Wishmaster

<
Читатель Датагора

Nightwalker0040

<
Читатель Датагора

Wishmaster

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

Wishmaster

<
Читатель Датагора

kurdum

<
Читатель Датагора

Wishmaster

<
Читатель Датагора

AlexGround

<
Читатель Датагора

Vlad



<
Читатель Датагора

AlexGround

<
Читатель Датагора

mtihonov

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой