За прошедшее время усилитель показал себя отлично, используется сейчас совместно с наушниками Sony MDR-ZX770, громкости хватает за глаза, звучание во всём диапазоне очень нравится.
Предлагаю читателям мой вариант печатной платы и общей сборки.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Схема усилителя
Особенности представленной схемы:
CFA (токовая обратная связь)
Кус = 3;
Диапазон частот от 10 Hz и далеко за пределами звукового диапазона.
Кг < 0,005% при Uвых =1 В, Rн = 32 Ом
Ток покоя 100 мА
CFA (токовая обратная связь)
Кус = 3;
Диапазон частот от 10 Hz и далеко за пределами звукового диапазона.
Кг < 0,005% при Uвых =1 В, Rн = 32 Ом
Ток покоя 100 мА
По выражению автора схемы, усилитель получился простой, как валенок, при этом симметричный и в классе «А». Нелинейность компенсируется, что позволяет использовать транзисторы без подбора. Усилитель абсолютно устойчив. Нет разделительного конденсатора на выходе. Не боится КЗ на выходе.
Для питания требует стабилизированный источник. Выходные транзисторы нужно ставить на радиатор.
Электролиты в цепи ООС желательно ставить как можно лучшего качества, не б/у.
Выходная амплитуда при питании ±9В составляет около ±6В. Если поднять питающее напряжение до ±12В, то придется увеличить резисторы R21 и R22 — они задают смещение и, следовательно, ток покоя. В этом случае максимальный размах выходного напряжения будет ±9В.
Для повышения Кус надо уменьшить R19, R20 до 330…270 Ом
Автор применил точные резисторы из ряда E96, например, 4К12 это не опечатка. Можно поставить 3.9…4.3 кОм. Мощности резисторов в цепях коллектора-эмиттера выходных транзисторов R14, R15 и Rдоп. достаточно по 1 Вт, (это с запасом). Остальные резисторы — 0,25 Вт.
В качестве выходных транзисторов, кроме указанных на схеме, были использованы с успехом на разных экземплярах усилителя BD139+BD140, КТ814+КТ815, MJE15034+MJE15035 и др. Спектр возможных к применению транзисторов обоих каскадов очень широк.
↑ Настройка
R23 — балансировка, т. е. установка «0» на выходе. R15 и R14 задают требуемый ток покоя. С указанными номиналами он около 100…120 мА. Если ток покоя нужен другой — надо их пропорционально уменьшить или увеличить.Если есть генератор и осциллограф, то настройка компенсации выполняется подбором R19 или R20. Если нет, ну и ладно, и так будет очень неплохо.
«Радио» 1989/12, В. Король. УМЗЧ с компенсацией нелинейности амплитудной характеристики
… Далее, подключив к выходу усилителя эквивалент нагрузки переменным резистором R23 добиться отсутствия постоянного напряжения на нагрузке. Затем, подав на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 5…8 кГц, по подключенному к его выходу осциллографу или вольтметру переменного тока нужно оценить пороговый уровень насыщения усилителя.
После этого рекомендуется уменьшить входной сигнал до уровня 0,7 от насыщения (уровень половинной мощности) и резистором R19 или R20 устранить постоянную составляющую (по показанию) микроамперметра, возникшую от квадратичного детектирования сигнала элементами нелинейности второго порядка.
Эксперимент показал, что такой способ линеаризации усилителя дает достаточно высокую точность.
То есть нам нужно применить этот способ настройки компенсации в реалиях нашей схемы. В качестве генератора можно использовать звуковую карту + софт, в качестве осциллографа — ПК, ещё потребуется прибор в режиме измерения микроампер, например, Ц4315 — 50 мкА.
Питающий трансформатор у меня ТП-20-14, выдаёт 2×9 В переменки. Двуполярный стабилизатор на LM317/337 выдаёт ±7 В, запаса по напряжению почти нет. Нужно будет с этим что-то сделать, так как при пониженном напряжении сети возникает гул — стабилизатор выходит из режима стабилизации.
В остальном всё прекрасно.
↑ Корпус усилителя
В качестве корпуса использован корпус от свитча D-Link. Сбоку просверлены отверстия для вентиляции. В нём разместил БП, ушной усилитель и простой китайский ЦАП. ЦАП запитан от USB, так что работает независимо от усилителя.Пытался замазать логотип, но это не стоило потраченных усилий.
Передняя панель из текстолита сделана с помощью ЛУТ, способом, описанным у нас на datagor.ru камрадом AlexD. Родная передняя панель нещадно выпилена дремелем. Левый светодиод загорается, когда включается усилитель, правый — когда включён ЦАП, то есть, когда вставлен в компьютер разъём USB.
В качестве селектора входов применён малогабаритный тумблер, в одном положении усилитель подключается к ЦАП с Алиэкспресса на PCM2704, в другом — к линейному входу. На заднюю панель выведен цифровой выход ЦАПа.
Вы можете заметить на передней панели аж три выхода усилителя, один jack 6.3 и два на 3.5, все они запараллелены — на случай внезапного визита трио аудиофилов.
Справа находится наушниковый выход напрямую с платы ЦАПа.
Если кому-то пригодятся мои платы — рекомендую увеличить расстояния между элементами схемы.
↑ Ссылки
Датагорская статья «Технология изготовления лицевых панелей методом ЛУТ» (by AlexD)↑ Файлы
🎁headamp-universal.zip 41.37 Kb ⇣ 147Выражаю благодарность нашему е-журналу и Владимиру (vol2008)!
Спасибо за внимание.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.