Начало » Усилители » Усилители на лампах » Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей 6Н9С+6ПЗС

 
 
 

Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей 6Н9С+6ПЗС

01.10.08   Datagor   120 331   29  
Андрей ВРУБЛЕВСКИЙ, Дмитрий ЧУМАНОВ

В последние годы для всего мира характерен устойчивый и интерес к однотактным усилителям. Ими восторгаются, их критикуют, о них спорят. Появилось немало и любительских конструкций, и промышленных моделей, в том числе в самых высоких (до сотен тысяч долларов) ценовых категориях. Можно даже сказать, что мир разделился на два лагеря — ярые поклонники однотактной схемотехники и ее не менее ярые противники.

Сторонники однотактных усилителей указывают в первую очередь на их субъективно определяемые качества: особая чуткость, певучесть звучания, «музыкальность» (последнее слово приходится взять в кавычки, так как не всегда понятно, что именно под ним подразумевается). Доводы противников, напротив, основываются на самых что ни на есть объективных данных Это, как правило, невысокая мощность, ограниченный (как снизу, так и сверху) частотный диапазон, и высокий уровень измеряемых искажений. Можно, конечно, возразить, что фирма «WAVAC» выпустила 100-ваттный однотактный усилитель; что частотный диапазон усилителя «ML2» фирмы «LAMM Industries» составляет 3—80000 Гц без ООС, но, боюсь, эти аргументы покажутся неубедительными, если вспомнить, какой ценой (30—35 тыс. долларов) это все достигнуто.

На фото модный усилитель фирмы «WAVAC» для тугих кошельков


А потому спустимся с небес на землю и попробуем ответить на вопросы, актуальные для большинства любителей музыки: какая мощность реально необходима для прослушивания в домашних условиях и какой приемлемый уровень нелинейных искажений?
Кажется, было бы естественным сказать, что, дескать, мощности чем больше, тем лучше, а искажений, разумеется, наоборот. Увы, на деле все не так просто, Высокая мощность достигается переводом выходного каскада в класс АВ, что вызывает неизбежный рост искажений всех видов, а заметного, начиная с нескольких процентов, уменьшения этих искажений можно добиться, только прибегнув к глубокой отрицательной обратной связи, про которую до нас было написано достаточно, чтобы понять — качество звучания с ее помощью повысить не удастся, можно лишь заменить одни искажения другими. Банальный пример: 0.003% гармоник при 100 Вт мощности — цифры, типичные даже для относительно дешевого транзисторного усилителя. Так с чем же связано бедное, даже убогое, лишенное всякой эмоциональности звучание большинства таких усилителей?! За все в этом мире приходится платить, и я рамках одной ценовой категории вам неизбежно придется выбирать между мощностью и качеством.

Но все не так уж безнадежно. На вопрос о необходимой мощности убедительно ответил А. М. Лихницкий в своей статье «Мощность» [1]. Согласно его выводам, акустическая система чувствительностью 90 дБ в паре с усилителем мощностью 10 Вт способна в комнате площадью 20 м2 создать звуковое давление, необходимое для полноценной передачи forte fortissimo симфонического оркестра. Господа аудиофилы, зачем же больше?

Теперь поговорим об уровне нелинейных искажений. Нам придется обратиться к некоторым выводам психоакустики, утверждающей, в частности, что на слух заметность нелинейных искажений для гармоник разного порядка неодинакова. Большинство исследователей сходятся на том, что 1% второй гармоники не заметят даже профессиональные эксперты, а основная масса испытуемых обнаруживает ее примерно с 1,8—3,5%. К сожалению, не совсем так обстоит дело с гармониками более высокого порядка. Согласно эмпирическим наблюдениям заметность на слух какой-либо гармоники прямо пропорциональна квадрату ее номера. Исходя из этого. 0,1%. скажем, десятой гармоники и 2.5% второй вызовут соизмеримое (хотя и по-разному проявляющееся) ухудшение качества звучания. Более того, одни гармоники могут маскировать присутствие других, так, в частности, третья гармоника становится менее заметной при наличии второй. Спектральное сочетание плавно спадающих по уровню гармоник (вторая наибольшая, третья меньше, четвертая еще меньше и т. д.), является для нашего слуха наиболее благозвучным. Более подробно об особенностях слухового восприятия можно прочитать в [2]. мы же отметим только, что приводимые в паспорте сведения о совокупном уров­не нелинейных искажений без указа­ния спектра этих искажений ровным счетом ничего (!) не говорят о качестве звучания.

Предположим, мы вас убедили, и мощность в несколько ватт при не­скольких процентах гармоник вас устраивает, но почему обязательно при однотактной схеме? Заглянем в старый учебник по ламповой схемотехнике [3]. Там черным по белому прописаны четы­ре основных преимущества двухтактных ламповых выходных каскадов: — отсутствие постоянного подмагничивания в выходном трансформаторе: — увеличенная (в классе А как минимум вдвое) выходная мощность; — компенсация четных гармоник в выходном сигнале; — пониженная чувствительность к пульсациям питающего напряжения.

Учебник был написан около полувека назад, и, хотя законы физики за это время не изменились, стоит задуматься, к чему мы стремимся, применяя эти законы. При внимательном прочтении знакомых еще со студенческих времен страниц можно заметить, что основным стремлением схемотехники в те годы было получение все более высокой мощности при уменьшении габаритов и веса. Сейчас мы ставим перед собой обратную задачу — получение максимально достижимого качества звучания, невзирая на габариты и вес. Так может попробуем пойти обратным путем — от класса В к классу А, от двухтактного каскада к однотактному? Давайте рас­смотрим так называемые недостатки однотактных выходных каскадов.

1. Постоянное подмагничивание в выходном трансформаторе. Оно не только уменьшает индуктивность первичной обмотки, но и заставляет железо рабо­тать по частному циклу гистерезиса (го­воря не вполне технически грамотно, в «чистом классе А»), то есть в режиме с повышенной линейностью, особенно на малых сигналах, без той вроде бы загла­женной, но все-таки присутствующей «ступеньки» при переходе через ноль, что присуща двухтактному режиму работы (может быть, с этим связа­но главное преимущество однотактников — потрясающая микродинамика?). Уменьшение индуктивности компенсировать достаточно просто — увеличив габариты и вес, мы ведь договорились, что они для нас не главное.

2. Выходная мощность двухтактного каскада, работающего в классе А. равна выходной мощности однотактного каскада, построенного на той же паре ламп, но включенных параллельно. Класс АВ мы здесь не рассматриваем ввиду невозможности его реализации без ООС.

3. Компенсация четных гармоник в двухтактном каскаде в силу указанных выше особенностей слуха приводит чаще всего к субъективному ухудшению качества звучания. Не случайно некоторые разработчики, как у нас, так и за рубежом, пытаясь приблизить звучание своих двухтактных аппаратов к звучанию однотактных путем перекоса в фазоинверторном каскаде, подмешивают к сигналу вторую гармонику. Увы, это не решает всех проблем, связанных с двухтактниками.

4. Повышенная чувствительность однотактных каскадов к пульсациям питающего напряжения преодолевается в результате простого увеличения емкости фильтрующих конденсаторов блока питания, что при их нынешних размерах и стоимости не представляет сложности.

Вот мы и пришли к неожиданному выводу: большинство декларируемых недостатков однотактного усилителя при ближайшем рассмотрении оказываются его достоинствами, остальные же на сегодняшний день легко устранимы за счет увеличения габаритов, веса, и, как следствие, стоимости. Небольшая мощность при больших габаритах, весе и стоимости — насколько это приемлемо, пусть каждый решит для себя сам. Нам же представляется вполне естественным, что усилитель высокого класса, способный в соответствующем тракте доставить ни с чем не сравнимое наслаждение любителю музыки, имеет внушительные размеры и вес и стоит больше, чем посредственный аппарат, хотя бы и с мощностью на порядок выше.

Конечно, бывают ситуации, когда без высокой мощности не обойтись, например, при озвучивании дискотеки, но в домашних условиях грамотно спроектированный однотактный триодный усилитель без обратной связи мощностью 5 — 10 Вт с типичным уровнем искажений около 5—6% при полной мощности (и соответственно около 1.0% при мощности 1 Вт), работая на акустическую систему чувствительностью 90 дБ и более, способен обеспечить весьма высокое качество звучания, зачастую не­достижимое для аппаратов, использующих какую-либо другую схемотехнику.

Внимательный читатель может отметить, что большая часть сказанного выше в равной мере относится и к транзисторным однотактным усилителям. Совершенно верно, в мире существует и такое направление, его яркими представителями являются усилители серии «Pass Aleph» Нельсона Пасса. Мы не против транзисторов, но все же заметим, что на сегодняшний день ламповый триод является самым линейным усилительным элементом, и с его помощью получить высокое качество звучания, во всяком случае, проще. Подтверждением этому служит и тот факт, что в самых высоких ценовых категориях мы видим только ламповые однотактники.

Ну, хорошо, скажете вы, допустим. Но какое отношение все это имеет к большинству любителей музыки, а нашей стране, не имеющих возможности приобрести не только готовый усилитель «Саrу» или «Audio Note», но и необходимые для их построения компоненты — лампы 300В производства «Western Electric», трансформаторы «Tango», конденсаторы «Black Gate» и «Multicap», серебряные провода «Kirnber Cable»? А вот какие. Тем из вас, кто знает, за какой конец брать в руку паяльник, мы предлагаем самостоятельно собрать из доступных деталей простой в изготовлении и на­стройке ламповый усилитель, способный, тем не менее, продемонстрировать все преимущества однотактного лампового звука, о которых мы так много говорили.

Схема. Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей



Из возможных вариантов мы предпочли усилитель на выходных лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Этот аппарат явился прототипом серийной модели «Avant Electric Nostalgia», отличающейся от него некоторыми до­работками, вызванными, в частности, технологическими требованиями серий-нот производства.

Основные технические параметры усилителя:
выходная мощность 7 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 6%,
чувствительность 0,4 В,
полоса рабочих частот на полной мощности не хуже 12 Гц — 30 кГц без ООС.

Выходная лампа 6ПЗС была выбрана нами, во-первых, за ее доступность и низкую (около 20 рублей на питерском радио рынке) цену. Во-вторых, за достаточно высокую линейность в триодном включении я многообещающий спектр гармоник (относительно высокая вторая гармоника и низкая третья). Напомним, что эта лампа, точнее ее прототип 6L6, разрабатывалась специально для ис­пользования в звуковых трактах. И в-третьих, за ее теплое (тут самое время вспомнить про спектр гармоник) и — все-таки не обойтись без этого слова — «музыкальное» звучание, даже в сравнении с такими серьезными соперниками, как EL34 и 6550, Два относительных не­достатка этой лампы в триодном вклю­чении — небольшую выходную мощ­ность (3,5 Вт) и достаточно высо­кое внутреннее сопротивление (около 1.5 кОм) — мы преодолели, включив две лампы параллельно. Следует заметить, что среди российских радиолюбителей распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение о недопустимости параллельного включения ламп. Не желая углубляться в дискуссию на эту тему, привезем простой пример. Один из самых дорогих (как-никак 330 тысяч долларов) усилителей всеми уважаемой фирмы «Audio Note», а именно «Gaku-Оn», имеет на выходе две включенные параллельно лампы, что вовсе не мешает его счастливым обладателям наслаждаться музыкой. Так или иначе, включив параллельно лампы 6ПЗС, мы полу­чили внутреннее сопротивление 750 Ом и 7 Вт триодной мощности. Ну, чем не «трехсотка»?!

Рассмотрим схему подробнее. Входной каскад, он же драйвер, вы­полнен по схеме с динамической на­грузкой (SRPP) на одном из лучших отечественных малосигнальных триодов 6Н9С, Применение SRPP объясняется не каким-то нашим особым расположением к таким каскадам, а тем, что мы попробовали разные варианты (один триод с анодной нагрузкой, параллельное включение двух триодов и т. п.) и остановились на SRPP. как на обеспечившей наилучшее, по нашему мнению, качество звучания. Выходной каскад, как упоминалось выше, выполнен на двух лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Для того чтобы свести к минимуму нелинейные искажения, выходные лампы подобраны парами по анодному току и крутизне с точностью 1,5% и при необходимости заменяются тоже парами. Тем, у кого нет возможности подобрать лампы, советуем не расстраиваться и ис­пользовать те лампы, которые есть (желательно все же из одной партии), так как разброс параметров ламп приводит к росту в основном второй гармоники, что не должно радикально ухудшить звучание. Выбранные нами режимы ра­боты выходных ламп могут, на первый взгляд, вызвать недоумение. В частности — напряжение на второй сетке, почта на 100 В превышает величину, указанную в справочнике, В свое оправдание мы сошлемся на статью [4], где доказывается возможность применения пентодов и лучевых тетродов в триодном включении с превышением некоторых справочных режимов без существенного снижения ресурса работы ламп.

Наш многолетний опыт работы с лампами это подтверждает, к тому же стоимость 6ПЗС не столь велика (в отличие от, скажем, 300В), и замена даже всего комплекта ламп один раз в несколько лет вряд ли заметно скажется на чьем-то бюджете. Нагрузкой выходного каскада служит трансформатор.

Выходной трансформатор, конечно же, является важнейшим элементом конструкции. От него зависит, пожалуй, не меньше, чем от выходной лампы. В нашем варианте он выполнен на Ш-образном сердечнике из трансформаторной стали толщиной 0,35 мм (вполне подойдет ШЛ-сердечник на стали Э310—330), ширина среднего стержня 25 мм, высота табора 40 мм, Первичная обмотка состоит из четырех секций по 510 + 1190 + 1190 + 510 витков провода ПЭВ или ПЭТВ диаметром 0,28 мм. Между ними расположены три секции вторичной обмотки по 216 витков провода диаметром 0,71 мм. От 130-го витка можно сделать отвод для 4-омной нагрузки. Все секции первичной обмотки соединены последователь­но, вторичной — параллельно. Между обмотками проложена конденсаторная бумага (можно использовать и обычную бумагу) толщиной 0.3 мм. После намотки катушка пропитана техническим воском (смесь парафина и перелина). Сердечник собран: Ш-пластины и I-пластины отдельно, между ними с по­мощью пластины из изолирующего материала выставлен зазор 0.25 мм.

Это не единственно возможная конструкция выходного трансформатора. Вполне допустимо использование других конструкций, например, в последние годы получил распространение двух катушечный вариант па ПЛ-сердечнике, имеющий определенные достоинства (впрочем, как и недостатки), В таком случае рассчитывать трансформатор придется самому. На­помним, что необходимые для расчета сведения вы можете почерпнуть в [5], а также укажем основные параметры. Прежде всего, это сопротивление первичной обмотки по переменному току 2,5—3.0 кОм, а также ток постоянного подмагничивания не менее 120 мА. Единственное предостережение: не используйте сердечники с площадью среднего стержня менее 10 см2 (габаритной мощностью менее 150 Вт), иначе вряд ли вы получите приемлемые характеристики па низких частотах.

Блок питания собран па кенотроне 5ЦЗС, что не случайно. Практика показывает, что кенотронное питании способно существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полу­проводниковые диоды вы до этого ни использовали. Неслучайно в самых дорогих моделях применяются именно кенотроны. Для силового трансформа­тора мы использовали магнитопровод Ш25×50, первичная обмотка содержит 770 витков провода ПЭВ диаметром 0,63 мм, повышающая обмотка — 1340 — 1340 витков провода диаметром 0,315 мм, накальные обмотки — соответственно 19 витков провода 1,25 мм для питания кенотрона, 24 витка того же провода для питания накала выходных ламп, и 24 витка провода 0,71 мм для питания накала входных ламп, Можно использовать и другой магнитопровод от трансформатора мощностью не менее 150 Вт, произведя расчет самостоятельно.

Все детали установлены на алюминиевом шасси и соединены между собой с помощью навесного монтажа. Старайтесь максимально использовать выводы самих элементов: там, где их не хватает, применяйте провод МГТФ-0.35, особое внимание уделите «земляным» цепям. Основные требования к монтажу: провода должны быть по возможности короткими и ни при каких условиях не допустимы замкнутые контуры, иначе у вас получится не усилитель, а радиоприемник. Собранная без ошибок схема наст­ройки не требует. Желательно только проконтролировать с помощью тестера напряжения и токи в указанных точках. Если измеренные значения отличаются от приведенных на схеме не более, чем на 10%. — все в порядке. Грубые отличия, скорее всего, указывают на ошибку в монтаже или на неисправность какого-либо элемента.

Перед первым включением проверьте монтаж самым тщательным образом. Это избавит вас от острых ощущении. Если при включении ваш усилитель не подал сигналов тревоги (запах гари, искры, громкие щелчки и т. п.), дайте ему прогреться 10—15 минут и приступайте к измерениям.

При правильном монтаже «земляных» цепей уровень фона в ваших АС должен быть достаточно низким. С акустической системой чувствительностью 90 дБ он слышен, только если ухо под­нести вплотную к низкочастотному динамику В противном случае придется поэкспериментировать с расположением деталей и проводов, что иногда может занять даже несколько дней. Но, так или иначе, это решаемая задача, и, следовательно, вы с нею справитесь.

Теперь затронем такой больной вопрос, как типы применяемых элементов. Почему больной? По этому поводу нам приходилось читать и слышать прямо противоположные мнения, начиная с то­го, что наши отечественные компоненты ничем не хуже (а то и лучше) самых дорогих и престижных зарубежных, и кончая тем, что без «Black Gate» и «Multicap» нечего даже пытаться получить приличный звук. Подробное рассмотрение этих вопросов выходит за рамки статьи, и мы ограничимся лишь некоторыми частными рекомендациями, основанными на нашем личном опыте.

Типы элементов, указанные на схеме, гарантируют вам некоторый начальный уровень качества, причем вполне сравнимый с присущим некоторым недешевым зарубежным моделям. А дальше, исходя из ваших вкусов и возможностей, попытайтесь подняться на более высокий уровень. Только не требуйте от этой схемы слишком многого, и она вас не разочарует. Итак, начнем по порядку.

Потенциометр, стоящий на входе, способен радикальным образом повлиять на качество звучания. К сожалению, достойной заменой дорогостоящему «ALPS» может стать разве что ступенчатый аттенюатор, скажем, на основе отечественных герконов с золочеными контактами.

Не меньшее влияние на звук оказывает и замена переходной емкости. Если у нас есть возможность, советуем попробовать «Multicap RTX» или «Jensen», известные не менее, чем «Audio Note». Они звучат весьма по-разному, но каждый из них, на наш взгляд, заслужил свою высокую репутацию (и высокую стоимость). При всем пашем патриотизме мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, будто наши К40У-9 (КБГ, ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше (как вариант — не хуже), чем выше­названные «Multicap», «Jensen» и т. п., Предполагаем, что заявления такого рода вызваны недостаточно высоким качеством используемых при тестировании звуковых трактов.

В блоке питания прекрасно зарекомендовали себя наши МБГО (МБГВ, МБГН, МБГЧ, еще лучше КБГ-МН и т. п.), если закрыть глаза на то, что они займут полкомнаты. Несмотря на наше бесконечное уважение к «Black Gate» серии «WKZ», язык не повернется рекомендовать их в силу запредельной стоимости. Советуем приберечь их для более продвинутых конструкций, а сю­да поставить что-нибудь попроще, на­пример «Rubicon» или «Nichicon».

И, наконец, если для монтажа вы прибегнете к какому-либо OFC-проводу известной фирмы (на наш вкус) и припою «WBT» или «Audio Note», хуже не станет.

Несколько слов по поводу акустических систем, которые могут использоваться с этим усилителем. Говорят, что только высокочувствительные (95 дБ и выше) акустические системы способны раскрыть возможности маломощных ламповых усилителей. Бесспорно, чем выше чувствительность ваших АС, тем меньшая мощность требуется от усилителя для создания одинакового уровня звукового давления и тем меньше, соответственно, будут искажения. Но вот беда, не всегда более чувствительная акустическая система оказывается лучшей по звуку.
Как же быть? В домашнем комплекте одного из авторов описываемый усилитель длительное время работал с акустическими системами на динамических головках «Peerless» чувствительностью 88 дБ, воспроизводя музыку различных жанров, включая хард-рок на повышенной громкости, и проблем с передачей динамических контрастов не было. На выставке «Российский Hi-End 2000» усилитель «Nostalgia» демонстри­ровался в комплекте с акустическими системами чувствительностью 87 дБ в зале площадью никак не менее 50 м2 и к изумлению многих, к нашему в том числе, на большинстве фонограмм он смог обеспечить необходимую громкость, не заходя в «клиппинг». Так что ес­ли предельная громкость не является для вас главным критерием оценки качества звучания, используйте ту акустическую систему, которая у вас есть, и, возможно, вы будете приятно удивлены. На самом деле удивляться не стоит, субъективное восприятие громкости звучания ламповых усилителей существенно отличается от восприятия громкости транзисторных. Наиболее часто называемая субъективная оценка мощности "Nostalgia"- 35—40 Вт. Надеемся, что развеяли ваши сомнения.

Существует другая проблема, на наш взгляд, не менее важная. Сочетание высокого (3 Ом) выходного сопротивления усилителя с высокой добротностью акустической системы иногда может привести к нежелательному подъему на низких частотах, попросту говоря, к гудению. В подобных случаях обвинение чаще всего падает на усилитель, хотя нам кажется, что акустическая система виновата не меньше. Точнее, это проблема взаимного согласования усилителя и акустической системы. Существует не­сколько способов ее решения. Наиболее простой — введение неглубокой обрат­ной связи, уменьшающей выходное с­противление усилителя до приемлемого уровня. Как же так, скажете вы, ведь мы только что отказались от обратной связи по идейным соображениям. Что ж, в данном случае мы предлагаем пойти на компромисс, учитывая, что в большинстве случаев достаточно глубины ООС в 2—3 дБ. Но для убежденных противни­ков ООС приведем и более радикальное решение — самостоятельно изготовить акустическую систему с пониженной добротностью специально для эксплуатации с усилителями без обратной связи. Если такая перспектива вас не пугает, мы, со своей стороны, готовы опубликовать один из возможных вариантов конструкции подобной системы на страницах журнала.


Литература
1. Лихницкий А. Мощность. Часть 1. "АудноМагазин".N" 2 (7) 96.
2. Frankland S. Single-Ended Vs Push-Pull. Part 1. «Stereophile» 12/1996.
3. Цыкин Г. Усилители электрических сигналив. 1963,
4. Трошкин Н. Триод из подручных материалов. «Клacc А», октябрь 1997.
5. Цыкин Г. Трансформаторы низкой частоты. 1955.

Спецификация
Усилитель
R1 — МЛТ 0,5 470 кОм
С1 — 47 мкФ, 450 В
R2, R3 — МЛТ 0,5 1,5 кОм
С3 — 1000 мкФ, 6ЗВ
R4 — МЛТ 1 20кОм
С2 — 0,15 мкФ, 250В
R5 — МЛТ 0,5 220кОм
С4 — 300 пФ (К78)
R6, R10 — МЛТ 0,5 1,0кОм
R7, R11 — МЛТ 1 100 Ом
R8, R12 — МЛТ 0.5 22 Ом
R9 — ПЭВ 10 240 Ом
R13* — МЛТ 0,5 30—120* кОм
V1, V2 — 6Н9С
V3, V4 — 6ПЗС
С2 (К72 П6, К72 П9)
С1, СЗ (К50—27, К50—37, К50—42, Rubicоn, Nichicоn, Jamicon)

БЛОК питания
VI — 5ЦЗС
L1, L2 — 2,5Гн х 0.14 А
С1, С2, СЗ — 220 мкФ, 450 В
С4 — 47 мкФ, 100 В
R1 — МЛТ 1 300кОм
R2 — МЛТ 1 — 43кОм
C1, C2, СЗ (K50—27, К50—37, К50—42, Rubicon, Nichicon, Jamcon)

Камрад, смотри полезняхи!

Игорь Котов (Datagor)
Россия, Сибирь, г.Новокузнецк
Профиль Datagor
Основатель, владелец и главный редактор Журнала практической электроники datagor.ru.
Founder, owner and chief editor of datagor.ru.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 36 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Идеология усилителя «Дзен» от Нельсона Пасса (Nelson Pass Zen)... Конструкции Нельсона Пасса популярны среди радиолюбителей, хотя частенько вызывают ожесточенные...
Схема на Датагоре. Новая статья Полный усилитель на микросхемах. Часть 5-4. Токовая помпа Хоуленда. Подписка на платы!... Не мечтай, действуй! Howland Curent Pump. Особенность построения УМЗЧ настоящего проекта...
Схема на Датагоре. Новая статья Полный усилитель на микросхемах. Часть 5-3. Усилитель в режиме ИТУН... Не мечтай, действуй! Незабываемый кадр из незабываемого фильма. Сейчас Марти МакФлай вжарит!!! В...
Схема на Датагоре. Новая статья Полный усилитель на микросхемах. Часть 5-2. Компенсация сопротивления соединительных проводов акустических систем... Не мечтай, действуй! Интерфейсные искажения, возникающие между УМЗЧ и акустической системой, явно...
Схема на Датагоре. Новая статья Однотактный усилитель Хьюстона класса А на 2SK1058 MOSFET-е. ZCA — усилитель без деталей... © Mark Houston and diyAudioProjects.com © Igor «Datagor» Kotov — авторский перевод Мне захотелось...
Схема на Датагоре. Новая статья Гибридный усилитель для наушников c полевыми транзисторами.... Давно хотелось послушать как же лампа с камнем в тандеме звучат. Решил собрать гибридный усилитель...
Схема на Датагоре. Новая статья Симметричный УНЧ из доступных деталей по мотивам В. Короля... Хочу предложить начинающим любителям качественного звуковоспроизведения одну из разработанных и...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель "The Naked Amp" на 3-х транзисторах... Этот усилитель я собрал 4 месяца назад на работе из того, что было под рукой. Название усилителя...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель на К174УН7 (A210K, ТBА810AS, LA4420) с уменьшеным уровнем искажений... Да, это старая-добрая К174УН7 (аналог A210K ТBА810AS, LA4420 ), но на ней при небольшой мощности 4...
Схема на Датагоре. Новая статья Прецизионные усилители низкой частоты. Данилов А. А.... Данилов А. А. Прецизионные усилители низкой частоты. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 352 с,...
Схема на Датагоре. Новая статья TDA1514A: 50-ваттный усилитель за 15 минут... Одна из разработок фирмы «Philips» - микросхема TDA1514A – может помочь в создании Hi-Fi усилителя...
Схема на Датагоре. Новая статья Не все сабвуферы одинаково полезны!... Если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне...
 

Общаемся по статье 💬

«Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей 6Н9С+6ПЗС»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 17 от 04-06-17, 8:13.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Blass,
В спецификациях указаны вполне доступные компоненты из магазина радиодеталей или ближайшего радиорынка. Он потому и называется "...из доступных деталей".
Схема второго канала абсолютно идентична. Блок питания общий на оба канала. Для начинающего, я бы не стал заморачиваться с кенотроном а поставил бы мост из "быстрых" диодов или диодную сборку. Силовой трансформатор упрощается (легче подобрать готовый) и ошибка в схеме БП нивелируется.
У каждого канала будут "свои" лампы и остальных деталей должно быть в два раза больше. Но это умеренные расходы.
Стрелочки от силового трансформатора уходят к подогревателям катодов ламп (на схеме не показаны, см. даташиты ламп), проще - накалы.
Стрелочки от выходного трансформатора уходят не в пустоту а к нагрузке т. е. к акустическим системам.

<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 18 от 20-06-17, 8:31.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Собрал этот усилитель. Без ООС всё хорошо. Звук приятный. При подключении обратной связи усилитель возбуждается, причём вне зависимости от глубины ООС. Установка антизвонных резисторов номиналом 1,2 Ком после регулятора громкости (в сетку нижнего триода) результата не дала. Подскажите в чём проблема.

<

ilil

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 19 от 01-11-17, 0:21.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Есть такой усил 6Н9С и 6П6С.
Раздлительные конденсаторы К78-2. Звук конечно обалденный. Собирал много транзисторных из журналов Радио, но лампа есть лампа.
На мои уши, у 6П3С звучание не очень.

<

Виктор

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 20 от 26-11-17, 16:58.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  Потенциометр, стоящий на входе, способен радикальным образом повлиять на качество звучания.
— Пожалуйста обоснуйте своё утверждение!

  Практика показывает, что кенотронное питании способно существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полу­проводниковые диоды вы до этого ни использовали.
— У кенотрона большее внутреннее сопротивление, значит при громких звуках большее потребление тока, а значит происходит просадка напряжения. При этом повышается качество звука? Сравнивая кенотронное питанием и диодным я проверил динамику усилителя. С кенотронным питанием УНЧ дохлые, слушать как гармонь пиликает или пластинки 30-х годов. Как только нужно отыграть тяжёлый рок или отдать большой импульс тока он со своим высоким внутренним сопротивлением садится на жопу!

  А ещё попробуйте посеребренные провода!!!
— Физику нужно было лучше в школе учить!

  И, наконец, если для монтажа вы прибегнете к какому-либо OFC-проводу известной фирмы (на наш вкус) и припою «WBT» или «Audio Note», хуже не станет.
— А это вообще смех!!!

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 21 от 27-11-17, 7:15.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 269 комментариев
  • 275 публикаций
 
Виктор, привет! Рады, что сумели скрасить ваш досуг и повеселить вас.

Все ваши справедливые претензии по поводу вкусовщины и аудиофилии перенаправляю к авторам сего опуса 2000 года - Андрею ВРУБЛЕВСКОМУ, Дмитрию ЧУМАНОВУ.

Тем не менее, если отбросить мишуру, останется рабочая схема, все детали которой доступны. Описано изготовление выходного звукового трансформатора.

Поэтому, хорошенько просмеявшись, вы сможете приступить к сборке с долей уверенности в успехе. wink

<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 22 от 30-03-18, 8:38.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
К сожалению на мой вопрос в комментарии #18 никто не ответил. Попробую задать его ещё раз. Где может быть источник возбуждения с ООС? И ещё. В одном канале (без ООС) слышен шум (не фон переменного тока), как на открытом входе без источника сигнала. Причём на минимальной громкости (подвижный контакт переменного резистора номиналом 100 кОм "в земле"). По монтажу всё абсолютно идентично. Замена 6Н9С не влияет. Кстати эта проблема возникала и на других моих конструкциях.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 23 от 30-03-18, 15:39.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 269 комментариев
  • 275 публикаций
 
Александр, добрый день!
Очень странное поведение у вашей сборки. Вообще-то ООС и служит для увеличения стабильности системы, подавления искажений и возбуда.

Цитата: KAFED
  Кстати эта проблема возникала и на других моих конструкциях.
Это свидетельствует за то, что проблема именно в сборке. Что-то не так делаете. unknown

<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 24 от 31-03-18, 0:07.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Здравствуйте, Игорь. Возможно проблема и в сборке, т. е. в монтаже но я не зря сослался на свой пост #18. В июле прошлого года была первая сборка этого усилителя. На вопрос никто не ответил, я причину не нашёл и разобрал конструкцию полностью. Теперь решил собрать по-новой. Даже шасси новое. Выходные трансформаторы, правда, те же но изготовлены согласно рекомендаций авторов статьи. Все остальные компоненты согласно схеме только выпрямитель на диодной сборке. Кенотрон из-за отсутствия места под дополнительный накальный трансформатор не поставил. Тогда с ООС возбуждались оба канала теперь "хлопает" только правый и только при полностью выведенном на минимум регуляторе громкости ( у меня переменный R=100 кОм, на схеме он отсутствует). Без ООС в правом канале "на слух" всё идеально.
Теперь о второй проблеме. Она в левом канале. Без ООС шум возникает тоже при выведенном в "0" регуляторе громкости на открытом входе (потенциометр новый, импортный хорошего качества). С поворотом регулятора к средине шум уменьшается а на максимуме выравнивается с шумом открытого входа в правом канале. При подключении ООС в левом канале (Rоос в пределах от 30кОм до 130 кОм) этот шум пропадает полностью. Но ситуация не корректная. Получается, что слушать правый канал надо без ООС а левый, наоборот, с ООС.

<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 25 от 31-03-18, 0:41.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Что касается повторяемости проблемы с шумом то она действительно иногда имеет место. Например точно так же "шумел" один канал на минимальной громкости в однотактном усилителе TANKа на 6Н1П и ГУ 29. Поменял местами анодные колпачки на ГУ 29 и шум исчез. Возможно так совпало но докапываться не стал. И сейчас немного шумит в одном канале сразу после включения, опять же на минимальной громкости (с поворотом движка потенциометра шум пропадает) мой двухтактный ультралинейный усилитель на 6Н9С и 6П6С по схеме Рика Спенсера из audioXhress. Но тут я "грешу" на старые "электролиты", потому, что по мере прогрева шум значительно уменьшается.

<

Юрий Алексеевич Малкин

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 26 от 02-11-18, 15:47.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Всем здравствуйте! Имею такой усилитель, играет в моей системе уже больше двух лет.
Работает с АС Сони-АМР77. Звук просто завораживает!! Никаких шипений и прочего паразитного нет!! Усилитель каждый день работает минимум по пять-шесть часов.. В выходные дни практически по 12ч. Пока сменил только одну лампу-кенотрон 5ц3с, стала искрить в колбе! Остальные лампы не менял..
Вопрос- может их сменить на новые? Или не стоит? На какие лампы(лучше) сменить можно?
Спасибо..

<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 27 от 09-11-18, 16:32.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Юрий Алексеевич Малкин,
Я не автор схемы, но если "всё работает" и в указанных режимах, то менять лампы особой необходимости не вижу. Наработка для 6П3С (правда в штатном режиме, см. даташит) не менее 1000 часов. Гораздо большая наработка для 6П3С-Е - 5000 часов но при заявленных напряжениях на аноде и второй сетке в 250 Вольт, т. е. эту лампу пробовать можно но будет ещё больше "не в режиме", хотя я видел субъективные мнения о том, что звук с ней хуже. Лучший звук (опять же субъективно) оценивают с 6П6С но в этом случае нужна корректировка тока катодными резисторами. Выходная мощность с этой лампой будет ниже. Я назвал возможные замены без радикальных изменений компонентов схемы и ламповых панелей. За кенотроном желательно следить. Он работает в довольно жёстком режиме по току.

<

Павел Зуев

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 28 от 23-11-18, 19:35.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
У меня есть транс силовик от усилка ту 100м, остались лампы г 807 четыре
и 6н9с четыре и всякий хлам куча ламп и трансов.
Посоветуйте что-нибудь собрать для себя для души! так на 10 ватт!

Может какую схемку предложите!
С Уважением к Вам!
Павел

<

KAFED

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 29 от 27-11-18, 19:00.
Ответить
  • С нами с 14.02.2011
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Цитата Павел Зуев
  Может какую схемку предложите!

Г 807 можно применить и в усилителе, который мы обсуждаем, желательно с фиксированным смещением, и заменив, соответственно, ламповые панели. Это незначительная доработка схемы и конструктива. С обмотками и их выводами "силовика" ТУ 100М придётся разобраться. Там, если мне не изменяет память выпрямитель анодного с удвоением напряжения. Можно поискать описание и схему в интернете.

Вариант однотактника попроще:
  SE усилитель на 6Н2П + Г-807 от Манакова А.И.
Однотактный усилитель выполнен на лампе Г807-6П7С включенной тетродом с 2мя ООС. В качестве драйвера использована лампа 6Н2П в параллельном включении, снижающем выходное сопротивление каскада, применение к-рой обусловлено высоким коэффициентом усиления.

Имеются 2е ООС, общая, с вторичной обмотки выходного трансформатора в катод 1го каскада, линеаризующаяя общую АЧХ усилителя и уменьшающая его выходное сопротивление и местная, анод-сетка выходной лампы для уменьшения резонансов выходного трансформатора обусловленных высоким сопротивлением выходной лампы при её штатном велючении.

Выходная мощность усилителя 7-8 Вт
АЧХ усилителя 25 Гц-25кГц.

Выходной трансформатор выполнен на железе Ш32 х 60.
Первичная обмотка - три секции по 1200 витков, соединённых последовательно, провод 0,35.

Вторичная из 4х секций, две средних по 220витков в два слоя провод 0,9 , соединены параллельно. Нижняя и верхняя секции по 110 витков того же провода, соединены последовательно и подключены параллельно средним для нагрузки 8 Ом, или соединены параллельно и подключены последовательно средним для нагрузки 16 Ом.

В дальнейшем этот трансформатор пригоден для работы с лампами 300В.

Пожелание: Не применяйте ламп второй свежести!

Автор: Манаков А. И.
www.radiolamps.ru/articles/se/tubeamp_109.html

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.