А как же красота? Как же гордость гостиной? Красивый радующий глаз даже в выключенном состоянии усилитель? Неужели это на последнем месте?
Товарищи вырубаем паяльники! Берем в руки карандаш, бумажку и собираем мысли в кучку. Будем думать вместе о нашем новом произведении искусства и не важно, что это, просто коробочка или грандиозный проект. Будем планировать дизайн девайса! Начнем с мааааленького и банального, потому как дизайн как и любую науку нахрапом не возьмешь. Напряжем извилину в направлении компонентов визуальных — да, да, визуальных, никаких формул, резисторов и шаманских заговоров об анодных токах.
Кумекать будем по поводу передней панели. А точнее начнем с одной ручечки потом добавим шильдик с названием девайса. А там, если понравится, будем думать дальше и дальше. Пределов нету!
… Итак… Недостаточно купить глянцевый кругляшек, прилепить его на ножку резистора и греться в лучах, довольствуясь результатом. Может получиться так, что вы интуитивно попадете в хорошие пропорции, а может получиться, что ручка будет выглядеть залепушно на передней панели — эдакой декорацией, налепленным гламурным украшательством. А нам нужна визуальная гармония результирующего объекта.
Задание:
Добиться визуально уравновешенных, гармоничных пропорций между передней панелью и ручкой. (Эргономику пока затрагивать не будем).
Что имеем:
Прямоугольная ровная передняя панель.
Цилиндрическая ручка.
Как работаем?
Наша задача «думать» на бумаге.
Рисуем вид спереди прямоугольной панели и наносим на нее разнообразные деления, затем по ним рисуем элементы — кто более продвинутый, может после попробовать изобразить результат в изометрии или перспективе.
Поехали…
Размер ручки — как угадать?
Пропорцию будем искать в соотношении высоты передней панели.
Вариант 1.
Мааалюсенькая крутилка.
Вариант не очень хорош.
Причины:
1. Пропорциональное несоответствие. Маленькая ручка будет теряться по соотношению пропорции передней панели.
2. Выглядит прилепленной, как ни крути и какую найкрасивейшую ручку ни поставь. Эдакий кухонный ящик.
3. Панель и корпус получают «излишний вес», становятся визуально тяжелыми и громоздкими на фоне маленькой ручечки.
Вариант 2.
Ручка с большой буквы.
Тоже не очень гуд.
Причины:
1.Ручка притягивает к себе слишком много внимания, передняя панель становится вторичным элементом.
2. Ручка по диаметру, схожему с высотой панели, будет соперничать с самой формой корпуса и пытаться сказать:
— «Да самом деле, не ручка я совсем, я продолжение формы панели (я выступ)».
3. Отсутствие визуальной иерархии объекта от большего (корпус) к меньшему (элементы управления). Все большое.
…Видел в природе чудо чудное — Для того чтобы отличиться в дизайне на переднюю панель нахлобучили ручку большего диаметра чем сама панель. Усилитель был на ножках и ручка крутилась, но чувство украденного катка от асфальто-укладочной машины не покидало. Конечно такой вариант в природе возможен, но чтобы он смотрелся хорошо, требуется обыграть его дополнительными деталями или изменением формы корпуса.
Пожалуйста, не делайте таких страшилок.
Вариант 3.
Хорошие пропорции.
*** То что я описываю, это не идеальные решения, каждая форма требует индивидуального подхода. Я только привожу примеры как подступиться, и лучше решить ту или иную проблему, а так же наоборот, что будет смотреться неубедительно.
Как добиться, чтобы ручка вышла не очень большая, и не очень маленькая, а именно такая как надо?
Делим переднюю панель по высоте примерно на 6 частей, отступаем сверху и снизу по одной шестой. Оставшееся место и будет размером ручки — четыре шестых. Отступ от края равен одной четвертой диаметра ручки.
В этом варианте ручка и панель визуально уравновешены.
Крупновато? Не нравится?
Тогда делим на 5 частей в высоту. Ручка по размеру равна трем пятым от высоты панели. Отступ равен одной третьей от диаметра ручки.
Смотрится тоже не плохо.
За счет того, что ручка вышла чуть меньше, чем в варианте деления на 6 частей, подчеркивается высота панели и визуальная массивность корпуса.
Чем меньше ручка — тем массивнее панель.
Гуд. Панель осталась панелью. А ручка ручкой. Не соперничают друг с другом, а дополняют.
*Если попробуете разделить на четыре части и ручка по диаметру будет половиной высоты передней панели — пропорции ручки начинают становятся маленькими. Ручка теряется на фоне массивной панели. (хотя возможен и такой вариант)
Следующий критерий это положение ручки.
Применение в основе формопостроения таких «материй» привычных нам из жизни как симметрии и разнообразные деления способствуют к спокойному гармоничному восприятию объекта. Объект нам нравится потому как построен на законах природы. Золотое сечение один из них — известен испокон веков и применяется во многих сферах жизни.
Процитирую Виктора Лавруса, он красиво сформулировал:
«Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения — высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей…»
Золотое сечение — соотношение приблизительно равное 62 к 38 при отрезке в 100 единиц.
Мы же для простоты будем использовать деление на 3 равные части. В качестве приблизительного золотого сечения.
Вернемся к положению ручки.
В высоту будем придерживаться середины, ручку будем двигать только в стороны.
Вариант 1
Самый простой. Самый центровой.
Делим переднюю панель пополам и помещаем ручку посередине.
Получаем уравновешенную минималистичную модель — панель/ручка.
Без плюсов и минусов. Самое что ни на есть обычное деление.
Вариант 2.
Асимметричная композиция.
Как и в варианте с размером, недостаточно просто сдвинуть ручку в бок, желательно придерживаться делений, для того чтобы ручка гармонично соотносилась с пропорциями панели.
Делим панель на три равные части. Ручку располагаем по правому или левому пересечению нашего деления и центра высоты.
Что хорошо — немного убегаем от банальщины. В общей композиции появилась «игра пропорций» между передней панелью и ручкой. Если разделили честно, то никто на себя одеяло не перетягивать не будет.
Если есть желание, то можно попробовать разделить на четыре части и расположить ручку на крайнем пересечении центра и деления.
Каков минус обнаружится — ручка будет слишком смещена вбок, и на панели появится много свободного места с противоположной стороны. Это место будет смотреться пустым — как будто задумали место для какого-то дополнительного элемента, а сам элемент забыли поставить.
Теперь немного усложняем задачу, добавляем шильдик с названием продукта или фирмы.
Данность:
Расположение ручки центральное — размер шильдика по длине примерно половина ручки.
Расположим шильдик сбоку от ручки.
…Стоп, стоп! А что если я хочу расположить шильдик сверху или снизу ручки?
Тогда, есть 2 варианта — они более сложные и вдаваться в них на данной стадии мне бы не хотелось.
— Первый, сдвинуть ручку вниз или вверх, чтобы освободить место для шильдика.
— Выиграть место за счет уменьшения диаметра ручки.
Сложность: Меняются пропорции отступов ручки от верхнего и нижнего края. Высота и пропорции шильдика, а так же расстояния между шильдиком и краем/ручкой начинают играть важную роль. И т. д. и т. п.
Все это требует более пристального разбора.
Это уже совсем другие композиции, немного более сложные для начального элегантного исполнения.
Сложного нам пока не надо — нам бы с простым разобраться.
Вернемся к нашим баранам — ручка по центру, шильдик справа или слева от ручки.
На каком расстоянии от ручки расположить шильдик?
Снова делим.
Ручка находящаяся в центральном положении уже визуально поделила нашу панель пополам и создала два свободных пространства с обеих сторон, их-то и будем делить. Не беря ручку в расчет, делим боковое свободное пространство по ширине пополам и располагаем шильдик на пересечении центра высоты и середины деления которое сделали.
На какой высоте расположить?
Желательно как мы говорили ранее, связать и соотнести все элементы в одну неразрывную композицию, тогда объект будет смотреться уравновешенно и красиво. Соотносить объекты можно не только за счет деления, а можно при помощи графического выравнивания.
Чу такое графическое выравнивание?
Вы бывали когда-нибудь в музее? Где картины висят или фотографии. Заметьте, что зачастую, все картины на стене разного размера по высоте и по ширине. А надо повесить так, чтобы смотрелись как единое целое.
Верхнюю (реже нижнюю) часть картин выравнивают по одной линии и вешают на стену. Получается как белье на веревке. Сверху под линеечку, снизу свободно. Причем стараются сохранить одинаковые расстояния в ширину между картинами.
В двух словах принцип графического соотношения — выравнивание элементов один относительно другого.
Грузить больше не буду обещаю.
Вы не забыли? Мы говорили о высоте расположения шильдика.
Графически выравниваем по высоте шильдик относительно ручки, так как это на данный момент единственный элемент к которому мы можем привязаться.
Три самых простых варианта:
— Центр шильдика отцентровать относительно продольной оси центра ручки.
— Верхнюю часть шильдика выровнять к прямой проходящей от верхнего края ручки.
— И наоборот нижняя часть шильдика и нижний край ручки.
Смотрим что выходит.
Довольно скучная композиция на мой взгляд. Из-за чрезвычайного уж деления на половинки, слева от ручки напрашивается еще элемент.
Попробуем исправить и разнообразить.
Изменяем деление, чтобы слегка добавить асимметрии.
Делим пространство от вертикального центра ручки вправо или влево на три части или кто хочет по золотому сечению. И смещаем шильдик на центр между второй и третьей частью. Тем самым мы слегка «портим» симметрию которая была в предыдущем варианте.
…И чАво хорошего в этом? А?
Все было посерединке, красота, а тут взял все и испортил!
А то, что в прошлом варианте из-за симметрии нашему глазу не хватало элемента со второй стороны. А теперь мы обманули наш мозг асимметрией, как бы объяснив ему, что идеальной симметрии нет — значит, и не должно быть дополнительных симметричных деталей со второй стороны. Ура проблема решена малой кровью!
Наш мозг коварен! С малолетства он приучен видеть симметрии в живой природе. Если вдруг в симметричном объекте не хватает какого-либо элемента, это моментально давит на подсознательном уровне. Мы настолько привыкли к этому, что давно не отдаем отчета этому фактору.
Представьте кошку с одним глазом (кошку жалко, но какой-то пример нужен). Перед тем как мы успеем ее пожалеть и подумать о том что с ней случилось, первой подсознательной реакцией будет — у кошки что-то не так как мы привыкли видеть. И это зачастую притягивает глаз.
Так же и в дизайне.
Если не брать в расчет явно видимые изъяны, то зачастую невозможно определить, из-за чего нам тот или иной объект не нравится, кажется не законченным. Это может состоять из множества порой едва уловимых критериев, таких как легкие огрехи пропорции, соотношение элементов, цвета и прочего.
Парадокс получается — лучше уже объект будет с явным изъяном. чем с легчайшим огрехом. В явном изъяне нам легче сразу уловить и уяснить себе где ошибка, а вот легкий огрех заставляет наш мозг напрягаться и морально изматываться в поиске проблемы.
— Блин, ну вроде же все в порядке, и ручки есть и лампы не кривые, а все равно не смотрится! Ну почему, ну где?
Так что иногда лучше сделать чуточку хуже, чем сделать почти хорошо!
Пробуем композиции со смещенной ручкой и общим делением на три части.
Все бы хорошо, но получилось не очень. Элементы слишком стянуты к центру из-за этого общие пропорции передней панели становятся короткими и не элегантными. Элементы хоть и выровнены, а визуально дерутся за центровое место под солнцем.
Полбеды, если элементы были бы одинаковые, а так получился косоглазик.
Драчунов разгоняем в стороны. Делим на четыре части.
Вот это уже ничего!!! Можно можно браться за пилу!
Пока на этом остановимся. Пробуйте, экспериментируйте, разные соотношения, разные деления, бумага все стерпит.
Резюме.
Пару базовых принципов мы разобрали.
Главное — все детали должны гармонировать и «поддерживать» одна другую:
— В соотношении пропорций разных деталей.
— В их месторасположении одна относительно другой и пространства на котором они находятся (панель).
Достигаем цель при помощи разнообразных делений и графических соотношений деталей.
Заложен первый камушек который пригодится вам при построении разных разностей.
Пытаясь классифицировать и изложить в маломальски-понятной форме понятия «красоты» голова вскипела. Зато удовольствия море. Если понравится — будем продолжать.
С уважением, Даниил (AndrAKondrA, AAKA)
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.