Всех приветствую, друзья. После некоторой паузы хочу поделиться с вами своими новыми поделками. К сожалению, проекты самодельной вертушки и катушечного магнитофона Илеть пока на паузе по нескольким причинам, но я обязательно к ним вернусь.
А пока я решил воскресить свой старый и немного забытый проект лампового усилителя. Итак, погнали…
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Немного истории
Начиналось все в далеком 2017 году. Как-то, лазая по просторам YouTube, я случайно наткнулся на видео, в котором автор рассказывает о создании самодельного лампового усилителя. Это был здоровый такой «монстр» на лампах ГУ-29 с выходной мощностью порядка 40 Вт на канал, но он был так классно сделан — все красиво, подсветка, лампы светятся, ручки светятся, — что я сразу загорелся сделать что-то подобное. За ним был еще один ролик, еще и еще… и, как говорится, понеслось.Надо было подобрать подходящую схему. Поначалу, будучи еще совсем неопытным в этом деле и впечатлившись видеороликом, я тоже начал смотреть на схемы двухтактов с большими мощными лампами, чтобы усилок тоже был мощным. Но тут сразу начали возникать разные проблемы, и самой главной из них стали выходные трансформаторы. Для таких ламп их нужно было делать индивидуально, но ни материалов, ни какого-либо опыта по созданию этого у меня не было.
Потом в поисках очередной схемы я наткнулся на схему А. Манакова, которая была основана на деталях от старых ламповых телевизоров, а в качестве выходных трансформаторов там можно было использовать стандартные сетевые трансформаторы ТС-180. Ну, думаю, — вот он, мой вариант. Начал более подробно изучать эту схему и советоваться с компетентными людьми на различных форумах, потому что опыта у меня в этом деле было 0,0.
В общем, в очередной беседе один товарищ четко и доходчиво объяснил мне, что это не лучший вариант для первого усилителя, и не лучшие лампы, чтобы вообще начинать знакомиться с ламповым звуком. Лучше для этих целей присмотреть что-нибудь попроще, например, однотакт на лампе 6П14П, которая была когда-то специально создана для усиления звуковых частот и позволяет в полной мере ощутить неповторимость лампового звука. Да, мощность такого усилителя невелика — где-то порядка 4 Вт на канал, — но этой мощности вполне достаточно для комфортного прослушивания аудио в комнате площадью 20-30 м2.
Этот совет не был лишен определенного смысла, и я решил для начала действительно попробовать что-то попроще, посмотреть, как оно будет, а потом при желании можно что-то и более сложное, и мощное замутить. В общем, опять начались путешествия по интернету в поисках схем. Было найдено несколько схем на основе этой выходной лампы, и в итоге была выбрана схема господина Ковалева, опубликованная в статье на Датагоре Ламповый усилитель Ковалёва на 6Н3П+6П14П — это просто!
Итак, схема была выбрана. В процессе работы она претерпевала некоторые изменения и дополнения, но об этом мы поговорим в следующей части истории о создании лампового усилителя, а сегодня сосредоточимся на «домике» для всего этого добра.
↑ Изготовление корпуса
Ламповый усилитель — это довольно массивная конструкция, даже если электрическая схема и проста. Как все вы знаете, изготовление временных конструкций на фанерке или в коробке из-под обуви — это не мой вариант. Поэтому сразу я начал продумывать конструкцию корпуса, в котором мой усилитель будет жить. Как оказалось, корпус лампового усилителя — это конструкция, которая ограничивается только Вашей фантазией и размером кошелька. Я не стал слишком сильно мудрить и выбрал классический вариант корпуса в форм-факторе «Пианино».Он представляет собой шасси в форме параллелепипеда, внутри которого размещаются все элементы схемы и, как правило, выходные трансформаторы. Сверху снаружи располагаются лампы, сетевой трансформатор, дроссели и т. д. Как правило трансформаторы закрываются специальными кожухами, либо помещаются в специальную надстройку на корпусе. В итоге получается такая ступенчатая конструкция.
После недолгих раздумий было принято решение делать комбинированный корпус из дерева и металла. Забегая немного вперед, напомню, это все начиналось в 2017 году. Тогда у меня не было ни нормальных инструментов, ни опыта, поэтому конструкция получилась с некоторыми огрехами.
Итак, из дубовых заготовок были вырезаны дощечки, которые в будущем должны будут стать стенками корпуса. Они были покрыты морилкой «Эбеновое дерево» в три слоя с промежуточной шлифовкой для удаления поднятых волокон
Да, предварительно в передней и задней стенке были вырезаны необходимые отверстия. Вырезались они лобзиком и, как видно, не очень аккуратно. Но это не страшно, потому что по задумке сверху будут установлены декоративные металлические панели. Так что, все нормально.
Некоторой сложностью было красивое эстетическое оформление углов корпуса. Но, после недолгих поисков, был найден декоративный алюминиевый профиль.
Он используется в строительстве для оформления углов при укладке керамической плитки или стеновых панелей.
Профиль был нарезан на отрезки требуемой длины.
После этого металлические углы и деревянные стенки были соединены вместе.
Получилось очень даже аккуратно и симпатично.
Далее все четыре стенки были соединены вместе. Получился такой своеобразный прямоугольник.
Для большей жесткости по углам дополнительно были добавлены строительные уголки, у которых были срезаны острые части. Они также служат крепежными элементами для верхней панели.
↑ Декоративные панели
После этого нужно было приступать к изготовлению декоративных панелей на переднюю и заднюю стенки и верхней панели, на которой буду размещаться лампы, трансформаторы и т. д. Но в то время у меня возникли определенные сложности с этой работой, незавершенные корпус я отложил и… забыл о нем на 7 лет.Точнее не забыл — периодически он мне попадался на глаза, но возвращаться к нему почему-то желания не было. И вот зимой 2023–2024 года было решено реанимировать проект. К этому времени у меня уже были возможности изготовить недостающие детали. Были подготовлены макеты с учетом произошедших за это время изменений схемы и отданы на лазерную резку.
Через некоторое время детали были у меня.
Далее следовало нанести на эти заготовки все надписи, чтобы они превратились в декоративные панели. По сложившейся привычке они были отданы на УФ-печать в салон печати. Назавтра они уже были у меня, я их быстренко установил на корпус, и получился вот такой результат.
Важно крепить их специальными фен-шуйскими саморезами 😁. Такие были заказаны у наших китайских друзей .
Верхняя панель надписей не содержит, поэтому была установлена, как есть
Для ее крепления использованы тоже специальные винты впотай с декоративными шайбами.
↑ Кожух для трансформаторов
Заключительным этапом создания корпуса является изготовление кожуха для трансформаторов. Еще на стадии обдумывания проекта я решил, что этот кожух будет не глухим, а выполнен в виде сетки. Эту идею я тоже подсмотрел в каком-то ролике на YouTube.Для моих целей как нельзя лучше подходит декоративная алюминиевая сетка для защиты радиаторов автомобилей. Она бывает с ячейками разной формы и размеров. Я выбрал сетку с ячейками в виде сот.
Заранее в верхней панели корпуса в месте установки сетки был сделан паз необходимого размера.
Из сетки предполагалось изготовить прямоугольный каркас, который бы устанавливался точно в этот паз. Сверху на него ложится крышка, и все это стягивается винтами М4 через трубчатые стойки.
От приобретенного куска сетки была отрезана полоса необходимого размера, и возник вопрос, как ее ровно и аккуратно согнуть, чтобы все встало, как надо. После недолгих раздумий было изготовлено небольшое приспособление для гибки.
При помощи этого приспособления сетка была успешно согнута по размерам. Однако после совмещения концов сетки была обнаружена проблема. Дело в том, что резка сетки осуществлялась по узлам ячеек, но, видимо ячейки имели разный размер.
В результате один конец сетки получился на 2-3 мм шире другого. Неприятно, конечно, но не смертельно. В общем, концы сетки были совмещены и закреплены при помощи быстросохнущего двухкомпонентного эпоксидного клея.
Получилось неплохо!
Затем разница в ширине сетки была исправлена путем подрезки ячеек по месту.
Финальным штрихом была установка сетки в паз на панели и фиксация. Признаюсь, что сетка довольно сильно «играла» и постоянно «выпрыгивала» из паза. Возможно, надо было паз делать глубже, но что сделано, то сделано — глубина всего 1 мм. Поэтому сетку нужно было как-то в пазе зафиксировать.
Тут я долго не мог определится, как лучше зафиксировать сетку в пазе. Поначалу я хотел заполнить паз черным силиконовым герметиком, установить туда сетку и дождаться затвердевания герметика. Дело в том, что я планировал, что сетка будет съемной. Мне показалось, что герметик будет недостаточно жестким материалом, и после извлечения сетки из паза ее геометрия изменится, и, чтобы ее вставить обратно, придется снова все долго подгонять. Нужно было что-то более жесткое. Выбор пал на эпоксидную смолу. Для того, чтобы потом можно было извлечь сетку вместе с эпоксидным бортиком, я промазал паз силиконовой смазкой. Залил смолу, установил сетку и дождался затвердевания смолы.
Далее меня ждало небольшое разочарование. К сожалению, попытки извлечь все это из паза не увенчались успехом — приклеилось намертво, и никакой силикон не помог. Ну что же, будет несъемная…
Нижняя крышка никакой нагрузки в данной конструкции нести не будет, поэтому ее вырезали из оргстекла по таким же размерам, как и верхнюю панель. Крепиться она будет также по аналогии с верхней к уголкам. К ним же будут крепиться и ножки.
В общем-то по корпусу, наверное, все. Во так он выглядит на сегодняшний день
В следующей части рассмотрим некоторые изменения, которые были сделаны в схеме.
Всем пока. Продолжение следует!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.