В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Караоке-ревербератор на PT2399 из подножных материалов

📆11 марта 2013   ✒️partizan0018   🔎44.143   💬19  

Жил да был один раздолбай и тунеядец. Маленько на гитаре брынькал, иногда примочки для неё пытался паять. Причём как первое, так и второе — с переменным успехом и непредсказуемым результатом. Иногда пытался записать результаты брыньканья через результаты паяния — бывало что и получалось что-то. Но редко.

Однажды в какой-то древней, зачитанной до дыр и полной потери обложки, книге вычитал он мудрёные слова — «искусственная реверберация». Другой бы забыл через минуту, но то другой. У нашего же героя сразу загорелось желание — узнать что жеж это за зверь такой, и под какой закусь енту пакость потребляют.

А поскольку имелась у него на плечах дурная голова, время от времени не дававшая покоя кривым рукам, к тем же плечам приделанным, то пошло-поехало …
Ну это присказка была, а сказка дальше будет. Как говорится: не любо — не слушай, а врать не мешай.

Присказка

Был у меня магнитофон. Древний, ламповый, бобинный — «Aidas-9M».
Вот этот:

Хотя почему был? Лежит себе спокойно в сарае у родителей на другом конце области. И три года назад находился во вполне рабочем состоянии.
Этот мафон был первым моим звукозаписывающим устройством и очень долго использовался по своему прямому назначению, то есть записывал, а потом воспроизводил музыку. Ну, а я слушал и балдел, естесственно.

Потом, когда появился более современный аппарат, «ветеран» был отправлен в запас, где и пребывал до событий описанных в начале.
Именно из него и был сделан первый ревербератор, точнее «искусственное эхо», путём увеличения скорости, установки дополнительной головки и дополнительных усилителей воспроизведения и «прямого сигнала». Первый висел на задней стенке в экране от УКВ блока с какой-то радиолы, второй стоял рядом, подключенный к остальному хозяйству проводами на разъёмах. Несмотря на жутковатую внешность устройства и некоторые недостатки схем, эффект был очень «убедительным». Даже где-то в записях пару раз мелькнул. Агрегат постоянно дорабатывался и совершенствовался. Недавно в паспорте от того «Айдаса» старые бумажки со схемами доработок встречал. Если мне не изменяет склероз, слово «айдас», в переводе с литовского (ПО «Эльфа» г. Вильнюс), как раз «эхо» и означает. Такие вот иногда судьба шутки откалывает.

А потом жизнь приобрела разъездной характер, и как-то не до экспериментов стало. Поэтому магнитофон был приведён в первоначальный вид и отправлен в уже упомянутый сарай.

Хотя мысль о новом ревере нет-нет, да и появлялась. Были относительные удачи, вроде опытов со сквозным каналом магнитофона «Орбита-107с». Были проекты, так и оставшиеся в основном в виде образов в пыльных углах памяти и нескольких железок в куче запчастей, вроде лампового (!) устройства на кассетной (!) плёнке. И ничего смешного — разработка была как раз с учётом возможностей провинциального радиолюбителя и имеющихся у него в наличии деталей и приборов.
Именно из-за проблем с наличием, а точнее из-за полного отсутствия многих деталей и невозможности их достать, намеренно обходились стороной схемы цифровых устройств, медленно, но верно вытеснявших аналоговые. Хотя одна схема с подробным описанием, опубликованная в «ВРЛ», была подробно изучена, и даже планы собрать были. Но в связи с одними, известными всем, событиями добыть нужные советские цифровые микросхемы стало почти невозможно.

Так бы всё и продолжалось, да только присказка затянулась что-то. Пора и сказку начинать:

Караоке по-русски

Лет несколько назад гостил я у родителей, на другом конце региона, а заодно навещал живущих там друзей и знакомых. В их число входит и местный телемастер, который уже мнооого лет чинит аппаратуру всему району. Иногда я ему помогал, когда кто-нибудь из охотников старый советский приёмник притаскивал, или у кого не менее советский усилок накрывался. Так уж вышло, что когда Союз уже разваливался я и забросил серьёзные занятия радиотехникой, а вот руки, как выяснилось, ещё что-то помнят.

Так вот, среди кучи «убитых насмерть» дивидюшников в кладовке мастерской, наткнулся я на один с вот таким микрофонным усилителем для караоке.


И выцыганил эту плату на всякий пожарный, а вдруг работает. В микросхемах басурманского производства я и сейчас не шибко разбираюсь из-за их дефицитности и частой сменяемости в промышленном аппарате. Но с первого взгляда почуял — без встроенного ревера тут не обошлось. Обычно простые микрофонники попроще выглядят.

В качестве бонуса мне досталась родная плата регулировки громкости микрофонов с проводами и разъёмом. А также провода ведущие в дебри цифровой части дивидюшника, и тоже с разъёмом.
Начал проверку. Плата оказалась будто специально созданной для необразованного лентяя, вроде меня, благодаря подписанным контактам:


И звуковой экранированный провод в качестве дополнительной подсказки, если не понял букв. Обычно плутание в трёх соснах, точнее проводах происходит гораздо дольше, хоть обычно и не менее успешно.

Технология классификации выводов плат знакома многим, применявшим или применяющим готовые блоки неизвестного происхождения в своих конструкциях, и требует минимума базовых знаний о принципах работы элементов радиосхем. Напомню шутки ради несколько основных «правил». Опытным — «для посмеяться» или вспомнить «первые шаги», а кому-нибудь из начинающих может и пригодится.

Общий провод (земля, масса) как правило, представляет из себя самую заметную дорожку на печатной плате, или соединён с металлическими экранами (если они есть на плате), соответствующими контактами входных или выходных разъёмов или контактам регуляторов, на которые замыкаются их движки в крайнем левом положении. С ним соединяется экранная оплётка сигнального провода, если таковой не оторван с корнем.

Цепь питания обычно соединяется с общим проводом электролитическим конденсатором довольно большой ёмкости, который к тому же позволяет уточнить полярность питания.

Сигнальная цепь обычно соединяется с другими блоками экранированным проводом. Хотя «великий китайский мастер Су-Кин-Сын» часто считает экранировку проводов излишеством. Но если удалось найти выводы питания и вход, сигнальная цепь довольно легко отслеживается по наличию этого самого сигнала на контактах деталей.

Если же есть данные о назначении «ножек» имеющихся на плате деталей задача определения выводов платы упрощается в разы.
Сам эту технологию не раз применял, но в этот раз повезло.

Подключил к усилителю, подал питание с имевшегося в мастерской двухполярного блока, воткнул микрофон и дунул в него.
«Ну что за дурная привычка как возьмут, так сразу дуют» — подумал микрофон, посылая звук в схему. «Мать, мать, мать …» — по привычке повторило эхо из колонки. «Урааа!!! Заработало!!!» — мысленно заорал я на всё помещение.
А потом блок был отключен от «стенда» и уже готов был отправиться в карман, а из него в сумку, а оттуда в ещё какой «долгий ящик», где бы и пролежал неизвестно сколько времени в ожидании решения своей судьбы. Тем более отпуск заканчивался и скоро отъезд. Да и Новый Год на носу.

Но тут ни с того ни с сего включилась до этого дремавшая часть мозга, отвечающая за принятие поспешных решений. Наверное не надо было так громко про себя «ура» кричать, пусть бы спала себе. Наскоро ознакомившись с ситуацией и оценив имеющиеся возможности она выдала примерно такую мысль:

Что мы имеем:
1. Новый Год скоро.
2. У дочек где-то радиомикрофон без дела валяется.
3. Дома дивидюшник с караоке, но без ревера.
4. А чо? с гитарой эту штуку проверить желания нет?
5. Недавно в сарае копался и неплохой корпус видел и ещё кой-чего из мелочёвки.
6. С имеющимися в мастерской инструментами, за оставшееся время вполне можно управиться.
А значит надо делать. Потом сам себе спасибо скажешь!: smile:

Сказано — сделано. Из сарая был извлечён подходящий корпус от неисправного генератора телевизионных сигналов. Такие раньше часто в телемастерских использовались. А вот фоток именно такого прибора что-то не нашлось. Ни в своих «архивах», ни в интернете.
Вот, нечто похожее на осциллографе стоит:

Корпус такой же, только лицевая панель другая.

Из останков какого-то старого настольного калькулятора (к той бандуре приставку «микро» лепить ни язык не поворачивается, ни клавой не печатается) извлёк трансформатор и намотал новую вторичную обмотку со средней точкой. В качестве выпрямителя — диодный мост КЦ405Е, оттуда же. За неимением лучшего, стабилизаторы были собраны по простейшей схеме на стабилитронах Д 814Б. Позже пришлось надеть на них самопальные радиаторы, потому что обнаружился небольшой нагрев. Всё было собрано на попавшемся под руку куске гетинакса. К сожалению, или к счастью, фольгированного куска нужного размера не нашлось. Поэтому пришлось пользоваться монтажом, к которому в узких кругах приклеилось название «непечатный», видимо из за некоторых ни разу не технических терминов то и дело срывающихся с языка во время работы. То есть выводы деталей были по старинке скручены проволочками.

Вот такой монстр получился:

На этапе окончательной сборки из того же калькулятора были взяты сетевой шнур и выключатель питания.
Можно подключать и проверять работу. А при проверке обнаружился один недостаток. Эхосигнал шёл на выход полностью без возможности регулировки. По крайней мере отдельного регулятора на передней панели у «донора» на было. Возможно, регулировка осуществлялась где-то в цифровой части, через экранное меню. Хотя вряд-ли, потому что все выводы, имеющиеся на плате были опознаны. А может быть и не было её совсем. Сэкономили безвестные узкоглазые изготовители один переменник.
Пришлось делать «по русски». Вооружился устройством, которое один из моих знакомых как-то окрестил «щуп с ушами»:


И начал искать на плате место где эхосигнал подмешивается к прямому. Как ни странно, это удалось довольно быстро. А потом из платы была выпаяна случайно оказавшаяся в нужном месте перемычка, а в разрыв впаян переменный резистор. Теперь соотношение громкости прямого и задержанного сигналов стало можно регулировать:


Из-за появления ещё одной «крутилки» пришлось выпаивать регуляторы громкости с их родной платы и делать отдельную, под все три. На неё нашёлся кусок фольгированного текстолита подходящих размеров, на котором ножом были прорезаны дорожки и просверлены все необходимые отверстия.


Забегу немного вперёд. Уже после «триумфа» девайса у юных исполнительниц караоке, где-то через год, родные регуляторы громкости микрофонов по очереди отказали. Нарушился контакт между угольными дорожками и выводами. Вот так выглядели родные переменники, которые паялись непосредственно на плату:


Поэтому пришлось их заменить на отечественные малогабаритные СП3, которые при всех своих недостатках, в разы лучше имеющегося в продаже и среди обломков, «китая». Хотя может быть и хуже фирмЫ, отсутствующей в той же продаже, и среди тех же обломков. Да и ручки теперь удалось приспособить одинаковые, из найденных в запасах.
Из-за конструктивных отличий СП3-шников, как от того что было, так и друг от друга, пришлось малость поизвращаться, и сейчас плата регулировок выглядит так:


Кто обратил внимание на применённый крепёж — сильно не смейтесь. Гайки на М3 — дефицит — кое как на крепление плат к корпусу наскрёб, метчиков под рукой не было, вот и выкручивался тем что нашлось.

В довершение замысла, было решено оснастить конструкцию темброблоком. На всякий пожарный, а то большинство устройств с караоке, с которыми сталкивался, нещадно обрезают верха (возможно, чтобы микрофон не сразу «заводился»), а слышать вместо голоса какое-то непонятное «бубубу» — то ещё развлечение.

Среди развалов обнаружился готовый блок от старого кассетника. Кассетников с похожими схемами много выпускали «Весна», «Томь», «Русь», «Карпаты». Вот, нашёл на rw6ase как выглядит один из них, похоже самый известный:


А вот плата темброблока:


Страшновато выглядит, но все переменные резисторы были предврительно разобраны, очищены от грязи и смазаны. Схема предельно простая. Приводить её здесь её нет смысла. Вряд-ли кому понадобится, да и в сети она есть. Усилительный каскад, с выхода которого сигнал идёт на пассивный регулятор тембра и громкости. Сигнал почти не ослабляется, поэтому можно не заморачиваться с дополнительным усилением.

А потом в корпусе были просверлены необходимые отверстия, из куска оцинкованной жести изготовлена новая лицевая панель, Установлены по местам и соединены между собой блоки. И готовое изделие было увезёно домой. И там, на вскоре последовавшей встрече, тогда ещё нового, 2010 года использовалось по назначению. То есть для усиления и «приукрашивания» вокальных партий подрастающего поколения.

Правда первоначальный план несколько изменился: Радиомикрофон к тому времени накрылся и был утерян. А у телевизора от микрофонного сигнала начинали жутко дребезжать динамики (а я в своё время дал обещание по мелочам в него не лезть, пока более-менее работает). Поэтому пришлось использовать ревер с таким вот «аппаратом»:


Надеюсь, эстетические чувства соседей от звуков того пения сильно не пострадали. Всё ж таки приятней звучало, чем последовавшие за этим мои гитарные опыты.

Так это изделие и работает до сегодняшнего дня, иногда подвергаясь небольшим доработкам, вроде описанной выше замены регуляторов, разборки и чистки микрофонных разъёмов и прочего мелкого техобслуживания. На днях, например перерабатывал блок питания. А то старый заметно фонил. Переделка заключалась в установке конденсаторов большей ёмкости (2200 мкФ) и замене стабилитронов на добытые по случаю L7809C. Поскольку «пары» для отрицательного плеча не нашлось, пришлось городить схему по образу и подобию двухполярного стабилизатора для УМ на П210, встреченного как-то в литратуре и прочих схем тех времён, когда затруднительно было подобрать комплементарную пару какому-либо популярному мощному транзистору вроде П213 — П217.


Для этого пришлось разбирать трансформатор и разрывать «среднюю точку», что было непросто, потому как «на века» делалось. КЦ405Е пришлось менять на два моста из отдельных диодов, что как ни странно, позволило сделать выпрямитель более компактным и освободить дополнительное место на плате, куда и поместились новые конденсаторы фильтров. Плату решил оставить старую. Несколько новых отверстий на её способность выполнять поставленную задачу не влияют. Да и по месту уже подогнана.
После обычного уже, «непечатного» монтажа всё стало выглядеть так.


Схема в принципе не отличается от типовой, приведённой в даташите, поэтому рисовать, думаю нет надобности.
А вот фото внутренней компоновки:


— Как здесь пусто!
— Зато какое эхо!
© из какого-то мультика

— Мать… мать… мать…
© не из мультика, а вообще из анекдота, но по смыслу очень подходит.

Выключатель питания. В роли крепёжных гаек — кусок железяки, на котором он, а также и трансформатор были установлены в упомянутом выше калькуляторе. Справа светодиод индикации включения:


Как говорил изобретатель, из старого фантастического рассказа: «Никто ж не поверит, что у меня электроника, если зеленого огонька нет». Правда огонёк не зелёный, а красный — светодиод вместе с креплением от прежней начинки корпуса.

Выключатель пришлось ставить на выход стабилизатора. Когда он по старинке стоял в разрыве сетевого провода, при выключении питания и последующем разряде конденсаторов на выходе прослушивался не очень-то приятный визг, знакомый, впрочем, по эквалайзеру из советского радиоконструктора «Электроника».

А вот и портрет «Франкенштейна» в окружении таких же «монстров»:


В дальнейших планах — оформить по человечески переднюю панель и темброблок, хотя бы сделать надписи над регуляторами, выключателем и гнёздами, любым доступным способом. Только чует моё … не знаю что именно, но чует — скоро саму переднюю панель менять придётся.

Дело в том, что нашёл даташит на применённую в ревере микросхему РТ2399. Нашёл там возможность регулировать время задержки. В моём «подарке судьбы» оно изначально не регулируется и составляет чуть меньше 0,2 сек. Не мешало бы также сделать регулятор, обрезки «верхов» у задержанного сигнала. А то получается моделирование акустики фабричного душа с кафельными стенами, что не всегда устраивает. Заодно сделать переключатель чувствительнсти на один из входов, чтобы гитару подключать не убирая на ней громкость. Или обход микрофонного усилителя, для тех же целей. А заодно и разобраться с шумами этих самых усилителей (С4558). После переделки блока питания фон уменьшился и шумы, хоть и небольшие, лучше прослушиваться стали.

Так что вполне возможно, придётся в будущем новые регуляторы на переднюю панель выводить. А она совсем не резиновая, как «дизайн» не меняй.

А может и не придётся. За последние годы, в запасах аналогичная микросхема появилась правда другого типа. Кто знает, может этот ревер оставлю как есть, а на новой микросхеме буду усовершенствованный делать. Время покажет.

Соната ми минор для раздолбая с гитарой

Долго думал, показывать звук или нет. Всё-таки доля моего участия в создании устройства почти никакая. Сам ревер делали безвестные китайские мастера, а темброблок — не менее безвестные советские, корпус — то же самое, только где-то в странах соцлагеря, да и всё остальное…

Ну ладно — пусть будет. Хотя бы в качестве доказательства, что в вышеизложенной сказке, большая доля правды всё-таки присутствует.

Итак — «Соната ми минор для раздолбая с гитарой». В музыканта не стрелять — поёт он ещё хуже. Записано в фабричной душевой с кафельными стенками при полностью введённом регуляторе уровня задержанного сигнала.

Проигрыватель:


Или скачать: 🎁02.mp3  690.74 Kb ⇣ 69

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 38 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Простейший пружинный ревербератор... Некоторое время назад случилось мне ремонтировать гитарный комбик от дяди Феди. Ну, как...
Схема на Датагоре. Новая статья Крутой ревер (ревербератор) для электрогитары на PT2399, HT8970... Всем привет!!! В этой статье поговорим о том, как сделать гитарный ревербератор. Наш ревер будет...
Схема на Датагоре. Новая статья Полная замена проводки в советских наушниках ТДС-3 и немного лирики... Это первый опыт по написанию статьи для datagor.ru. Возможно, весь текст очень похож на обьяснение...
Схема на Датагоре. Новая статья Дополнения к статье "Прибор для наладки и тестирования импульсных блоков питания и сварочников"... Теперь у меня обновка: вместо этого старенького С1-101 — цифровой Rigol После публикации моей...
Схема на Датагоре. Новая статья Малогабаритный усилитель на TDA2050 в переделанном корпусе от кассетника... В качестве домашнего УНЧ последнее время у меня использовался катушечный магнитофон «Союз-110...
Схема на Датагоре. Новая статья «Негитарный» усилитель на германиевых транзисторах или злоключения древней платы... Вместо эпиграфа: — И кто-ж такую фигню нагородил? Руки б этому изобретателю оторвать по самые… —...
Схема на Датагоре. Новая статья Цифровой ревербератор для рок-группы. Рэтро!... В давние-давние советские 90-е, когда я еще играл в рок-группе и Украина еШо была республикой, в...
Схема на Датагоре. Новая статья Избранное из «Радио» 1989/12... Камрады! Редакция журнала Радио разместила на своём сайте в отличном качестве все номера с 1924 по...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый усилитель для гитарного комбика... Всем привет !! Давно хочу собрать какой нибудь усилитель и колонки чтоб дома можно было слушать...
Схема на Датагоре. Новая статья История о том, как из конструктора lunch box получился усилитель SRPP для наушников... Эта история случилась года 2 назад. Ее могло не быть, но как говорится, «звезды сошлись» и вот что...
Схема на Датагоре. Новая статья Программный генератор сигналов звуковой частоты.... Предлагаемая Вашему вниманию программа позволяет использовать звуковую карту компьютера в качестве...
Схема на Датагоре. Новая статья Одноголосный клавишный ЭМИ «Фаэми» из 90-х годов. Схема и ремонт... Пока готовится очередная статья, жизнь то и дело подбрасывает, ну если не темы для других статей,...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<
Читатель Датагора

drummer

<
Читатель Датагора

t2aua

<
Читатель Датагора

dimarc

<
Читатель Датагора

DelCJ

<
Читатель Датагора

AudioKiller

<
Читатель Датагора

Vitaliy75

<
Читатель Датагора

partizan0018

<
Читатель Датагора

dynazzz

<
Читатель Датагора

partizan0018

<
Читатель Датагора

shumaher

<
Читатель Датагора

BAZAN

<
Читатель Датагора

BMV64

<
Читатель Датагора

Vaysa

<
Читатель Датагора

FazaX

<
Читатель Датагора

partizan0018

<
Читатель Датагора

partizan0018

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой