Жил да был один раздолбай и тунеядец. Маленько на гитаре брынькал, иногда примочки для неё пытался паять. Причём как первое, так и второе — с переменным успехом и непредсказуемым результатом. Иногда пытался записать результаты брыньканья через результаты паяния — бывало что и получалось что-то. Но редко.
Однажды в какой-то древней, зачитанной до дыр и полной потери обложки, книге вычитал он мудрёные слова — «искусственная реверберация». Другой бы забыл через минуту, но то другой. У нашего же героя сразу загорелось желание — узнать что жеж это за зверь такой, и под какой закусь енту пакость потребляют.
А поскольку имелась у него на плечах дурная голова, время от времени не дававшая покоя кривым рукам, к тем же плечам приделанным, то пошло-поехало …
Ну это присказка была, а сказка дальше будет. Как говорится: не любо — не слушай, а врать не мешай.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Присказка
Был у меня магнитофон. Древний, ламповый, бобинный — «Aidas-9M».Вот этот:
Хотя почему был? Лежит себе спокойно в сарае у родителей на другом конце области. И три года назад находился во вполне рабочем состоянии.
Этот мафон был первым моим звукозаписывающим устройством и очень долго использовался по своему прямому назначению, то есть записывал, а потом воспроизводил музыку. Ну, а я слушал и балдел, естесственно.
Потом, когда появился более современный аппарат, «ветеран» был отправлен в запас, где и пребывал до событий описанных в начале.
Именно из него и был сделан первый ревербератор, точнее «искусственное эхо», путём увеличения скорости, установки дополнительной головки и дополнительных усилителей воспроизведения и «прямого сигнала». Первый висел на задней стенке в экране от УКВ блока с какой-то радиолы, второй стоял рядом, подключенный к остальному хозяйству проводами на разъёмах. Несмотря на жутковатую внешность устройства и некоторые недостатки схем, эффект был очень «убедительным». Даже где-то в записях пару раз мелькнул. Агрегат постоянно дорабатывался и совершенствовался. Недавно в паспорте от того «Айдаса» старые бумажки со схемами доработок встречал. Если мне не изменяет склероз, слово «айдас», в переводе с литовского (ПО «Эльфа» г. Вильнюс), как раз «эхо» и означает. Такие вот иногда судьба шутки откалывает.
А потом жизнь приобрела разъездной характер, и как-то не до экспериментов стало. Поэтому магнитофон был приведён в первоначальный вид и отправлен в уже упомянутый сарай.
Хотя мысль о новом ревере нет-нет, да и появлялась. Были относительные удачи, вроде опытов со сквозным каналом магнитофона «Орбита-107с». Были проекты, так и оставшиеся в основном в виде образов в пыльных углах памяти и нескольких железок в куче запчастей, вроде лампового (!) устройства на кассетной (!) плёнке. И ничего смешного — разработка была как раз с учётом возможностей провинциального радиолюбителя и имеющихся у него в наличии деталей и приборов.
Именно из-за проблем с наличием, а точнее из-за полного отсутствия многих деталей и невозможности их достать, намеренно обходились стороной схемы цифровых устройств, медленно, но верно вытеснявших аналоговые. Хотя одна схема с подробным описанием, опубликованная в «ВРЛ», была подробно изучена, и даже планы собрать были. Но в связи с одними, известными всем, событиями добыть нужные советские цифровые микросхемы стало почти невозможно.
Так бы всё и продолжалось, да только присказка затянулась что-то. Пора и сказку начинать:
↑ Караоке по-русски
Лет несколько назад гостил я у родителей, на другом конце региона, а заодно навещал живущих там друзей и знакомых. В их число входит и местный телемастер, который уже мнооого лет чинит аппаратуру всему району. Иногда я ему помогал, когда кто-нибудь из охотников старый советский приёмник притаскивал, или у кого не менее советский усилок накрывался. Так уж вышло, что когда Союз уже разваливался я и забросил серьёзные занятия радиотехникой, а вот руки, как выяснилось, ещё что-то помнят.Так вот, среди кучи «убитых насмерть» дивидюшников в кладовке мастерской, наткнулся я на один с вот таким микрофонным усилителем для караоке.
И выцыганил эту плату на всякий пожарный, а вдруг работает. В микросхемах басурманского производства я и сейчас не шибко разбираюсь из-за их дефицитности и частой сменяемости в промышленном аппарате. Но с первого взгляда почуял — без встроенного ревера тут не обошлось. Обычно простые микрофонники попроще выглядят.
В качестве бонуса мне досталась родная плата регулировки громкости микрофонов с проводами и разъёмом. А также провода ведущие в дебри цифровой части дивидюшника, и тоже с разъёмом.
Начал проверку. Плата оказалась будто специально созданной для необразованного лентяя, вроде меня, благодаря подписанным контактам:
И звуковой экранированный провод в качестве дополнительной подсказки, если не понял букв. Обычно плутание в трёх соснах, точнее проводах происходит гораздо дольше, хоть обычно и не менее успешно.
Технология классификации выводов плат знакома многим, применявшим или применяющим готовые блоки неизвестного происхождения в своих конструкциях, и требует минимума базовых знаний о принципах работы элементов радиосхем. Напомню шутки ради несколько основных «правил». Опытным — «для посмеяться» или вспомнить «первые шаги», а кому-нибудь из начинающих может и пригодится.
Общий провод (земля, масса) как правило, представляет из себя самую заметную дорожку на печатной плате, или соединён с металлическими экранами (если они есть на плате), соответствующими контактами входных или выходных разъёмов или контактам регуляторов, на которые замыкаются их движки в крайнем левом положении. С ним соединяется экранная оплётка сигнального провода, если таковой не оторван с корнем.
Цепь питания обычно соединяется с общим проводом электролитическим конденсатором довольно большой ёмкости, который к тому же позволяет уточнить полярность питания.
Сигнальная цепь обычно соединяется с другими блоками экранированным проводом. Хотя «великий китайский мастер Су-Кин-Сын» часто считает экранировку проводов излишеством. Но если удалось найти выводы питания и вход, сигнальная цепь довольно легко отслеживается по наличию этого самого сигнала на контактах деталей.
Если же есть данные о назначении «ножек» имеющихся на плате деталей задача определения выводов платы упрощается в разы.
Сам эту технологию не раз применял, но в этот раз повезло.
Подключил к усилителю, подал питание с имевшегося в мастерской двухполярного блока, воткнул микрофон и дунул в него.
«Ну что за дурная привычка как возьмут, так сразу дуют» — подумал микрофон, посылая звук в схему. «Мать, мать, мать …» — по привычке повторило эхо из колонки. «Урааа!!! Заработало!!!» — мысленно заорал я на всё помещение.
А потом блок был отключен от «стенда» и уже готов был отправиться в карман, а из него в сумку, а оттуда в ещё какой «долгий ящик», где бы и пролежал неизвестно сколько времени в ожидании решения своей судьбы. Тем более отпуск заканчивался и скоро отъезд. Да и Новый Год на носу.
Но тут ни с того ни с сего включилась до этого дремавшая часть мозга, отвечающая за принятие поспешных решений. Наверное не надо было так громко про себя «ура» кричать, пусть бы спала себе. Наскоро ознакомившись с ситуацией и оценив имеющиеся возможности она выдала примерно такую мысль:
Что мы имеем:
1. Новый Год скоро.
2. У дочек где-то радиомикрофон без дела валяется.
3. Дома дивидюшник с караоке, но без ревера.
4. А чо? с гитарой эту штуку проверить желания нет?
5. Недавно в сарае копался и неплохой корпус видел и ещё кой-чего из мелочёвки.
6. С имеющимися в мастерской инструментами, за оставшееся время вполне можно управиться.
А значит надо делать. Потом сам себе спасибо скажешь!: smile:
Сказано — сделано. Из сарая был извлечён подходящий корпус от неисправного генератора телевизионных сигналов. Такие раньше часто в телемастерских использовались. А вот фоток именно такого прибора что-то не нашлось. Ни в своих «архивах», ни в интернете.
Вот, нечто похожее на осциллографе стоит:
Корпус такой же, только лицевая панель другая.
Из останков какого-то старого настольного калькулятора (к той бандуре приставку «микро» лепить ни язык не поворачивается, ни клавой не печатается) извлёк трансформатор и намотал новую вторичную обмотку со средней точкой. В качестве выпрямителя — диодный мост КЦ405Е, оттуда же. За неимением лучшего, стабилизаторы были собраны по простейшей схеме на стабилитронах Д 814Б. Позже пришлось надеть на них самопальные радиаторы, потому что обнаружился небольшой нагрев. Всё было собрано на попавшемся под руку куске гетинакса. К сожалению, или к счастью, фольгированного куска нужного размера не нашлось. Поэтому пришлось пользоваться монтажом, к которому в узких кругах приклеилось название «непечатный», видимо из за некоторых ни разу не технических терминов то и дело срывающихся с языка во время работы. То есть выводы деталей были по старинке скручены проволочками.
Вот такой монстр получился:
На этапе окончательной сборки из того же калькулятора были взяты сетевой шнур и выключатель питания.
Можно подключать и проверять работу. А при проверке обнаружился один недостаток. Эхосигнал шёл на выход полностью без возможности регулировки. По крайней мере отдельного регулятора на передней панели у «донора» на было. Возможно, регулировка осуществлялась где-то в цифровой части, через экранное меню. Хотя вряд-ли, потому что все выводы, имеющиеся на плате были опознаны. А может быть и не было её совсем. Сэкономили безвестные узкоглазые изготовители один переменник.
Пришлось делать «по русски». Вооружился устройством, которое один из моих знакомых как-то окрестил «щуп с ушами»:
И начал искать на плате место где эхосигнал подмешивается к прямому. Как ни странно, это удалось довольно быстро. А потом из платы была выпаяна случайно оказавшаяся в нужном месте перемычка, а в разрыв впаян переменный резистор. Теперь соотношение громкости прямого и задержанного сигналов стало можно регулировать:
Из-за появления ещё одной «крутилки» пришлось выпаивать регуляторы громкости с их родной платы и делать отдельную, под все три. На неё нашёлся кусок фольгированного текстолита подходящих размеров, на котором ножом были прорезаны дорожки и просверлены все необходимые отверстия.
Забегу немного вперёд. Уже после «триумфа» девайса у юных исполнительниц караоке, где-то через год, родные регуляторы громкости микрофонов по очереди отказали. Нарушился контакт между угольными дорожками и выводами. Вот так выглядели родные переменники, которые паялись непосредственно на плату:
Поэтому пришлось их заменить на отечественные малогабаритные СП3, которые при всех своих недостатках, в разы лучше имеющегося в продаже и среди обломков, «китая». Хотя может быть и хуже фирмЫ, отсутствующей в той же продаже, и среди тех же обломков. Да и ручки теперь удалось приспособить одинаковые, из найденных в запасах.
Из-за конструктивных отличий СП3-шников, как от того что было, так и друг от друга, пришлось малость поизвращаться, и сейчас плата регулировок выглядит так:
Кто обратил внимание на применённый крепёж — сильно не смейтесь. Гайки на М3 — дефицит — кое как на крепление плат к корпусу наскрёб, метчиков под рукой не было, вот и выкручивался тем что нашлось.
В довершение замысла, было решено оснастить конструкцию темброблоком. На всякий пожарный, а то большинство устройств с караоке, с которыми сталкивался, нещадно обрезают верха (возможно, чтобы микрофон не сразу «заводился»), а слышать вместо голоса какое-то непонятное «бубубу» — то ещё развлечение.
Среди развалов обнаружился готовый блок от старого кассетника. Кассетников с похожими схемами много выпускали «Весна», «Томь», «Русь», «Карпаты». Вот, нашёл на rw6ase как выглядит один из них, похоже самый известный:
А вот плата темброблока:
Страшновато выглядит, но все переменные резисторы были предврительно разобраны, очищены от грязи и смазаны. Схема предельно простая. Приводить её здесь её нет смысла. Вряд-ли кому понадобится, да и в сети она есть. Усилительный каскад, с выхода которого сигнал идёт на пассивный регулятор тембра и громкости. Сигнал почти не ослабляется, поэтому можно не заморачиваться с дополнительным усилением.
А потом в корпусе были просверлены необходимые отверстия, из куска оцинкованной жести изготовлена новая лицевая панель, Установлены по местам и соединены между собой блоки. И готовое изделие было увезёно домой. И там, на вскоре последовавшей встрече, тогда ещё нового, 2010 года использовалось по назначению. То есть для усиления и «приукрашивания» вокальных партий подрастающего поколения.
Правда первоначальный план несколько изменился: Радиомикрофон к тому времени накрылся и был утерян. А у телевизора от микрофонного сигнала начинали жутко дребезжать динамики (а я в своё время дал обещание по мелочам в него не лезть, пока более-менее работает). Поэтому пришлось использовать ревер с таким вот «аппаратом»:
Надеюсь, эстетические чувства соседей от звуков того пения сильно не пострадали. Всё ж таки приятней звучало, чем последовавшие за этим мои гитарные опыты.
Так это изделие и работает до сегодняшнего дня, иногда подвергаясь небольшим доработкам, вроде описанной выше замены регуляторов, разборки и чистки микрофонных разъёмов и прочего мелкого техобслуживания. На днях, например перерабатывал блок питания. А то старый заметно фонил. Переделка заключалась в установке конденсаторов большей ёмкости (2200 мкФ) и замене стабилитронов на добытые по случаю L7809C. Поскольку «пары» для отрицательного плеча не нашлось, пришлось городить схему по образу и подобию двухполярного стабилизатора для УМ на П210, встреченного как-то в литратуре и прочих схем тех времён, когда затруднительно было подобрать комплементарную пару какому-либо популярному мощному транзистору вроде П213 — П217.
Для этого пришлось разбирать трансформатор и разрывать «среднюю точку», что было непросто, потому как «на века» делалось. КЦ405Е пришлось менять на два моста из отдельных диодов, что как ни странно, позволило сделать выпрямитель более компактным и освободить дополнительное место на плате, куда и поместились новые конденсаторы фильтров. Плату решил оставить старую. Несколько новых отверстий на её способность выполнять поставленную задачу не влияют. Да и по месту уже подогнана.
После обычного уже, «непечатного» монтажа всё стало выглядеть так.
Схема в принципе не отличается от типовой, приведённой в даташите, поэтому рисовать, думаю нет надобности.
А вот фото внутренней компоновки:
— Как здесь пусто!
— Зато какое эхо!
© из какого-то мультика
— Мать… мать… мать…
© не из мультика, а вообще из анекдота, но по смыслу очень подходит.
Выключатель питания. В роли крепёжных гаек — кусок железяки, на котором он, а также и трансформатор были установлены в упомянутом выше калькуляторе. Справа светодиод индикации включения:
Как говорил изобретатель, из старого фантастического рассказа: «Никто ж не поверит, что у меня электроника, если зеленого огонька нет». Правда огонёк не зелёный, а красный — светодиод вместе с креплением от прежней начинки корпуса.
Выключатель пришлось ставить на выход стабилизатора. Когда он по старинке стоял в разрыве сетевого провода, при выключении питания и последующем разряде конденсаторов на выходе прослушивался не очень-то приятный визг, знакомый, впрочем, по эквалайзеру из советского радиоконструктора «Электроника».
А вот и портрет «Франкенштейна» в окружении таких же «монстров»:
В дальнейших планах — оформить по человечески переднюю панель и темброблок, хотя бы сделать надписи над регуляторами, выключателем и гнёздами, любым доступным способом. Только чует моё … не знаю что именно, но чует — скоро саму переднюю панель менять придётся.
Дело в том, что нашёл даташит на применённую в ревере микросхему РТ2399. Нашёл там возможность регулировать время задержки. В моём «подарке судьбы» оно изначально не регулируется и составляет чуть меньше 0,2 сек. Не мешало бы также сделать регулятор, обрезки «верхов» у задержанного сигнала. А то получается моделирование акустики фабричного душа с кафельными стенами, что не всегда устраивает. Заодно сделать переключатель чувствительнсти на один из входов, чтобы гитару подключать не убирая на ней громкость. Или обход микрофонного усилителя, для тех же целей. А заодно и разобраться с шумами этих самых усилителей (С4558). После переделки блока питания фон уменьшился и шумы, хоть и небольшие, лучше прослушиваться стали.
Так что вполне возможно, придётся в будущем новые регуляторы на переднюю панель выводить. А она совсем не резиновая, как «дизайн» не меняй.
А может и не придётся. За последние годы, в запасах аналогичная микросхема появилась правда другого типа. Кто знает, может этот ревер оставлю как есть, а на новой микросхеме буду усовершенствованный делать. Время покажет.
↑ Соната ми минор для раздолбая с гитарой
Долго думал, показывать звук или нет. Всё-таки доля моего участия в создании устройства почти никакая. Сам ревер делали безвестные китайские мастера, а темброблок — не менее безвестные советские, корпус — то же самое, только где-то в странах соцлагеря, да и всё остальное…Ну ладно — пусть будет. Хотя бы в качестве доказательства, что в вышеизложенной сказке, большая доля правды всё-таки присутствует.
Итак — «Соната ми минор для раздолбая с гитарой». В музыканта не стрелять — поёт он ещё хуже. Записано
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.