» » » Сделай сам дневные ходовые огни: ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

 
 
 
31

Сделай сам дневные ходовые огни: ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

Разместил mailoff 4 октября 2011. Просмотров: 75 330

В статье изложен вариант автоматических дневных ходовых огней (ДХО) для автомобиля на базе ШИМ регулятора на таймере 555 с минимальным изменением в электропроводке автомобиля при установке.

Немного о себе: я занимаюсь радиолюбительством достаточно давно, но понемногу, так как катастрофически не хватает времени. Для меня радиолюбительство — это создание устройств с минимальными затратами на компоненты, использование того, что можно найти в старых телевизорах, магнитофонах и других списанных устройствах.
Вероятно это потому, что я живу в селе и у нас нет радиомагазина
smile

Идея

Эта история началась 20 ноября 2010 года, когда была принята поправка в правила дорожного движения (ПДД), обязывающая водителя ездить с включенным ближним светом фар или же с дневными ходовыми огнями. Ясно, что этот пункт ПДД соблюдают далеко не все, но я как законопослушный гражданин с первого дня стал ездить с включенным ближним светом фар.
К счастью на моем автомобиле Chevrolet Lacetti предусмотрено автоматическое отключение внешнего освещения при глушении двигателя и выходе из автомобиля. Так что проблем с разряженным аккумулятором не было, я просто никогда не выключал ближний свет и все.
Но меня волновало другое, ведь кроме головного света постоянно включены задние габаритные огни, подсветка приборной панели. А это отрицательно сказывается и на энергопотреблении, следовательно и на расходе топлива, а также на долговечности всех ламп, особенно галогенных ламп ближнего света, да и перспектива разбирать панель приборов для замены лампочек не очень радует.

Я решил, что нужно ставить дневные ходовые огни.
Вот как должны светить лампы, которые используются в качестве DRL


Есть три варианта реализации этой концепции:
1) Ближний свет (самый простой вариант, но невыгодно)
2) Светодиодные ДХО для установки в бампер (дорого и, на мой взгляд, "колхозно")
3) "Дальний в полнакала" (дешево в реализации, удобно пользоваться)
Кроме того дальний свет больше подходит для ДХО, так как, в отличие от ближнего света фар, предназначением для максимального освещения дороги, тогда как ближний светит перед автомобилем, чтобы не слепить встречных водителей. Это наглядно показано на следующих рисунках:

Ближний свет


Дальний свет


Схема

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Схема ничем примечательным не отличается, за исключением применения p-канального полевого транзистора, а также диода, включенного последовательно в цепь питания микросхемы для защиты от импульсов обратного напряжения, которые наиболее проявляют себя при пуске двигателя. В первом варианте схемы такого диода не было и микросхема благополучно сгорела.

Печатная плата

рассчитана на установку двух мощных транзисторов в параллель. Я использовал пару IRF5305, при работе с небольшим радиатором они едва теплые. Можно использовать более мощные транзисторы, например IRF4905. Решающим здесь является сопротивление открытого перехода, чем оно меньше, тем лучше.
На плате есть две перемычки, одна под микросхемой, вторая соединяет затворы полевых транзисторов. Диоды можно использовать практически любые маломощные, например КД522.

Сборка

Устройство собрано в корпусе от сетевого блока питания с отрезанной вилкой. Все соединения сделаны разъемными для удобства монтажа и эстетической красоты.
Несколько фотографий процесса
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.




Налаживание

Схема в налаживании не нуждается и при правильной сборке и подключении начинает работать сразу.
Хочется отметить, что пользуюсь данным устройством больше полугода и оно зарекомендовало себя только с положительной стороны, очень удобно.

Подключение

Мощный транзистор подключается параллельно контактам подрулевого переключателя для «моргания» дальним светом. Земляной провод на кузов. Минусовые выводы управления к датчику давления масла и концевику ручника. Плюсовой вывод управления к ближнему свету фар. Еще один плюсовой я делал на всякий случай, можно его никуда не подключать. Количество управляющих выводов можно увеличить, подключая их через диод в соответствующей полярности.

Работа


Ближний свет


Дальний свет в качестве дневных ходовых огней

На фотографиях наглядно показана работа устройства на моем автомобиле. Как видно разница между ближним светом и ходовыми огнями минимальна, разве что на ходовых огнях свет чуть более желтый. Зато энегропотребление меньше в несколько раз.

При пуске двигателя, когда гаснет лампочка давления масла, не натянут ручник и выключен ближний свет фар, схема начинает работать. Если одно из условий или несколько одновременно не выполняются (натянут ручник, включен ближний свет фар, или заглох двигатель, то генерация прекращается и лампы гаснут.
Ток потребления в режиме покоя около 3 mA.
Индикатором исправной работы схемы служит лампа дальнего света фар на приборной панели, которая также светит в полнакала. Днем свечение этой лампочки слаборазличимо, поэтому я рекомендую заменить ее на синий светодиод, который видно даже при ярком солнце.

Файлы

Рисунок печатной платы в формате *.lay прилагается.
Он немного отличается от исходного варианта, удален невостребованный диод VD4.
plata-original-mkpp.zip | Файл 6,13 Kb загружен 303 раз.

Источники

При изготовлении устройства использованы материалы Интернет
Лачетти-Клуб
Вячеслав (mailoff)
Ставрополь
Профиль mailoff
Увлекаюсь электроникой, компьютерами, люблю паять, мастерить.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 22

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Изготовление и установка LED-ламп на штатные места в автомобиле Porsche 924... Статья посвящена модернизации освещения машины через рукодельное, то есть очень кустарное...
Схема на Датагоре. Новая статья Повышающий преобразователь напряжения +12V для облегчения зимнего запуска двигателя автомобиля... При запуске двигателя внутреннего сгорания в холодное время года возникают известные всем...
Схема на Датагоре. Новая статья Светодиодный ночник... Здравствуйте, уважаемые товарищи электронщики! Это моя первая статья, сильно не ругайте. Жена...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам фонарь на стол или подсветку в багажник из битой ЖК-матрицы... Не секрет, что я подрабатываю в одной комповой конторе ремонтником (принтеры починяю) и прошу ребят...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля... Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам сигнализатор включенных габаритов автомобиля: три детали!... После того как я очередной раз забыл выключить габаритные огни со всеми вытекающими последствиями и...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам светодиодную подсветку бардачка автомобиля Hyndai Accent... Одним из многих недочётов автомобиля Hyndai Accent является отсутствие освещения «бардачка». Это...
Схема на Датагоре. Новая статья Цифровой индикатор уровня топлива и напряжения АКБ для автомобиля V.3 (ATMega8 и дисплей от Nokia 1110i)... Скоро будет год, как я выложил на Датагоре свою первую статью о цифровом индикаторе топлива и уже...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам LED освещение салона автомобиля Skoda Felicia... Здравствуйте горожане! Имел в своем пользовании поочередно 3 разных автомобиля и меня всегда...
Схема на Датагоре. Новая статья Реле дневных ходовых огней... Эта поделка - самоделка для тех, кто забывает включать - выключать свет на своём авто. Я думаю что...
Схема на Датагоре. Новая статья Идея светильника из убитых флюоресцентных ламп... Дизайнеры из компании Castor Canadensis, Торонто, предложили интересный способ утилизации не...
Схема на Датагоре. Новая статья Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8 и дисплей от Nokia 1110i)... Не знаю кому как, а мне лично не нравится точность, вернее ее полное отсутствие у автомобильного...
<
  • Гражданин
4 октября 2011 22:31

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Не судите строго - это моя первая статья. Постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Игорю спасибо за оперативное размещение hi

p.s. Забыл написать, на плате есть две перемычки, одна под микросхемой, вторая соединяет затворы полевых транзисторов. Диоды можно использовать практически любые маломощные, например кд522.

<
  • Главный редактор
4 октября 2011 23:34

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 631 комментарий
  • 261 публикация
 
  • 0
Вячеслав, статью дополнил (про перемычки, диоды и т.п.).
Спасибо за участие!

<
  • Гражданин
5 октября 2011 01:20

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Ну и как, эффективно? Я имею ввиду, что горящие вполнакала фары могут быть сабоваты. И вечером, когда уже темнеет, но ближний свет включать рано, не слепит встречных?

<
  • Гражданин
5 октября 2011 01:38

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Никто не моргал, ни разу. Про то, что заметно меня или нет, могу сказать, что при дневной фотофиксации моего нарушения доблестными полицейскими, горящие фары на снимке выглядят ярко и отчетливо и претензий по этому поводу не было. По возможности сделаю снимки.

<
  • Гражданин
5 октября 2011 03:29

Сергей / hsl

  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
Полезное устройство, давно хотел сделать что то подобное, поскольку у меня уже были случаи с посаженым аккамулятором. Останавливал меня собственно только один вопрос, он остается и при применении этого устройства, насколько это правомерно и не будет ли повода докопатся у гаишников, полицейских тоесть))

<
  • Гражданин
5 октября 2011 11:46

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Думаю гаишникам важно включен у тебя свет или нет, а направление пучка никто на посту проверять не будет. Проблемы теоретически могут возникнуть на техосмотре, но и тут достаточно эту схему отключить, отсоединив разъемы.
Более чем за полгода никаких проблем не возникало.

<
  • Гражданин
5 октября 2011 14:12

Сергей / hsl

  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
Гаишники конечно везде разные, но у нас в городе иной раз даже проверяют, а есть ли сертификат соответствия у ДХО, это которые дополнительно ставятся.

<
  • Гражданин
5 октября 2011 14:23

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Ух ты, еще такого не встречал. Но с другой стороны визуально никаких изменений в конструкцию ТС не вносится. Тем более с двухнитевыми лампами H4, которые устанавливаются на добрую половину автомобилей, визуально в дневное время очень сложно определить ближний свет включен или дальний. Если только чистосердечно во всем не признаться :)

<
  • Гражданин
5 октября 2011 15:02

Сергей / hsl

  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
Так то да, вот только у меня ВАЗ 21063, палюсь сразу и без признаний yes

<
  • Гражданин
5 октября 2011 15:09

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
У меня тоже оптика раздельная (седан), как говорится претензий не имею.

<
  • Гражданин
5 октября 2011 15:30

Александр / picap

  • С нами с 16.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 4 публикации
 
  • 0
Спасибо за статью. Многим будет весьма полезна, т.к. не требует установки дополнительных сертифицированных дневных ходовых огней. В России устройство весьма актуально, у нас в Украине пока нет изменений в правилах дорожного движения, но , думаю и до нас скоро доберутся. Придется лампичить.
Полезна была бы и установка дополнительного включателя данной опции.Но это уже каждый сам себе решает.

<
  • Гражданин
5 октября 2011 23:15

Александр Калинин / АК-74

  • С нами с 8.04.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 21 комментарий
  • 2 публикации
 
  • 0
Верчу в руках светодиодные ДХО. Нафига купил?... Стоят не 3 рубля и даже не 300. Стекло - вовсе не стекло, а пластмасса, через год поцарапается и помутнеет... Что б Вам на недельку пораньше статью написать?.. Отличное решение! Особенно понравилось про "условия включения" - я уже раза три аккумулятор сажал))) Буду воплощать. А из ДХО... лампы настольные сделаю или ещё чего-нибудь)))

<
  • Гражданин
5 октября 2011 23:51

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Спасибо, рад что смог помочь :)

<
  • Гражданин
6 октября 2011 00:50

Владимир / Berg

  • С нами с 27.11.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
может я ошибаюсь, но если добавить переменный резистор между R4 и VD5, то получим возможность управлять яркостью фар

<
  • Гражданин
6 октября 2011 12:57

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Berg,
совершенно верно, изначально схема была с регулировкой яркости. Но как правило 33% оптимальный вариант, так что я решил от регулировки отказаться.

<
  • Гражданин
6 октября 2011 21:24

Рубен / rubenlukin

  • С нами с 15.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 93 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
Хоть я и безлошадный, но статья сразу зацепила. Автору мои респекты и уважухи за всё, начиная с соблюдения законов страны и заканчивая правилами грамматики. И конструкция проверенна временем. good

Цитата: mailoff
Думаю гаишникам важно включен у тебя свет или нет, а направление пучка никто на посту проверять не будет.


Когда (в 90-е) ездил на "копейке" -- ГАИ было не важно, виден ли мой задний номер. Было важно, светит ли штатный светильник на бампере (а он ну нифига не освещал от рождения)

<
  • Гражданин
6 октября 2011 23:49

Александр Мячин / alex-miatchin

  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 7 публикаций
 
  • 0
Уважение автору за то, что так просто и элегантно решена проблема с очередной "инновацией", направленной на выкачивание денег с населения со стороны наших всевозможный чинуш, ведомств, да и государства в целом. Хотя я не автомобилист, но считаю конструкцию достойной для повторения!

<
  • Гражданин
7 октября 2011 00:27

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Спасибо, по поводу поборов согласен, боремся как можем. dash

Готовится небольшое дополнение в статью со сравнительными фотографиями. good

<
  • Гражданин
7 октября 2011 01:51

Алексей / alex

  • С нами с 7.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 58 комментариев
  • 4 публикации
 
  • 0
А, я вот хочу сделать регулирование яркостью фар в зависимости от освещения на улице. Только думаю придётся использовать автоматику.

<
  • Главный редактор
7 октября 2011 10:42

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 631 комментарий
  • 261 публикация
 
  • 0
Добавил фотки в работе, Вячеславу спасибо за дополнение.

alex, я думаю копать нужно в сторону применения фоторезистора в качестве регулирующего элемента ШИМ.
Другой вопрос, нужно ли это на самом деле? Ведь речь идет именно о ДНЕВНЫХ огнях.

<
  • Гражданин
7 октября 2011 12:50

Алексей / alex

  • С нами с 7.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 58 комментариев
  • 4 публикации
 
  • 0
Datagor, день тоже дню рознь. Бывает дождливый, тьма, а бывает солнечный. :) Фары тусклее или ярче будут светить. А ДПС вряд ли проверяет яркость дневных огней. Да и вообще они не понадобятся, если управление яркостью фар будет, фарами и светить. Более того,
а) накал лампы меньше? Температута меньше. Лампы долго служить будут.
б) Немного экономии топлива будет.
Хочу использовать промышленный контроллер и солнечную батарею на вход 0-1В контроллера повесить. Если руки дойдут, напишу статью.

p.s. Я вообще фары днём включаю только когда к посту ДСП подъезжаю. :)

<
  • Гражданин
10 октября 2011 17:52

Федор Плаксин / xin

  • С нами с 1.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
>>p.s. Я вообще фары днём включаю только когда к посту ДСП подъезжаю. :)

извините за оффтопик, но гордиться нечем
Ваш автомобиль пешеходам в самом деле лучше видно, когда он с включенными фарами. Это единственная правильная инициатива нашего правительства за несколько последних десятилетий

<
  • Гражданин
12 октября 2011 15:58

Павел / wonderful

  • С нами с 4.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
По поводу схемы, управлять полевиком лучше через простой драйвер

(3 транзистора и 2 резистора, R3 убрать), с осцилографом по нему пройдитесь и увидите некрасивые фронты. А с драйвером всё будет холодное и радиатор не понадобиться.

<
  • Гражданин
12 октября 2011 16:31

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Осцилографа нет, по-этому проверить не смогу. Если буду еще собирать такое устройство, то попробую с драйвером. Хотя небольшой нагрев транзисторов совсем не беспокоит. Кстати при использовании двух IRF4905 радиатор можно не устанавливать, они греются ощутимо меньше чем IRF5305.

<
  • Гражданин
19 октября 2011 16:40

Игорь / zar

  • С нами с 16.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Хочу добавить. Я думаю плюс питания нужно брать не от контактов подрулевого переключателя для моргания дальним светом, а после замка зажигания. Тогда схема не будет под питанием постоянно. И еще если можно поподробнее про регулировку яркости. Конкретно куда резистор, какой номинал.

<
  • Гражданин
24 октября 2011 12:14

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Да, но это будет дополнительная нагрузка на замок зажигания. Думаю самый оптимальный вариант установить дополнительное реле. Нормально разомкнутые контакты которого подключить в разрыв плюсового провода от дальнего света, а обмотку к замку зажигания. Яркость регулируется подбором R4, можно вместо него поставить подстроечник для более точной регулировки.

<
  • Гражданин
25 октября 2011 00:38

Игорь / zar

  • С нами с 16.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Согласен. Перерыл весь инет-лучше схемы не нашел. Ценю за простоту и дешевизну. Начинаю воплощение. Огромное спасибо!

<
  • Гражданин
4 ноября 2011 17:45

Дмитрий / Kapelka

  • С нами с 10.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Всем привет. Тема ДХО актуальна и необходима. Убеждался не раз. Хотел бы уточнить некоторые моменты. Используемые лампы галогенные? Если да, то регулирование номинального тока нарушает температурный режим при котором происходит регенерация вольфрама. Если температура ниже требуемой, то фольфрам осядет на стенки колбы и срок службы лампы снизится. А работа ШИМ в радиоаппаратуре не слышна?

<
  • Гражданин
5 ноября 2011 09:06

Вячеслав / mailoff

  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Лампы используются галогенные стандартные для дальнего света. На форуме лачетти-клуба поднимался вопрос о долговечности галогенных ламп при работе в качестве ДХО. Мнения разделились, до тех пор пока соклубник под ником VladE не проверил эту теорию на практике, за что ему огромное спасибо.

//www.drive2.ru/cars/chevrolet/lacetti/lacetti_5d/vlade/journal/288230376152015434/#post

Теория не подтвердилась, после 1000 часов непрерывной работы в режиме "недокала" вольфрамовая спираль как новая, а баллон не потемнел.

У меня был еле заметный писк в колонках, от которого удалось избавиться снизив частоту генерации. На схеме C2 вместо 0,1 мкФ поставил 0,5.

<
  • Гражданин
5 ноября 2011 12:49

Дмитрий / Kapelka

  • С нами с 10.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо за ответ. Буду иметь ввиду.

<
  • Гражданин
12 февраля 2013 14:13

Александр / picap

  • С нами с 16.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 4 публикации
 
  • 0
Вопрос к автору и всем горожанам :
- Можно ли в этой схеме сделать плавный запуск ламп ??? Секунд за 2-3.
Только из эстетических соображений. Смотрел в нэте несколько роликов. Понравилось.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.