В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

«SPRING» - триодный усилитель на лампах 6Н13С

📆27.07.2008   ✒️ogmetr   🔎103.389   💬10  
Чисто триодный усилитель с претензиями на истинный High–End.

Почему именно триоды?
Во-первых, триод это действительно классика – прародитель всех электровакуумных приборов.
Триоды по сравнению с пентодами имеют меньшее усиление, но и меньшее внутреннее сопротивление.
Первое требует большего усиления предварительных каскадов (что в принципе не слишком сложная задача), а второе — благоприятно сказывается на улучшении демпфирования выходного трансформатора.

Идея

Идея создания конструкции усилителя с действительно классическим ретро звучанием зрела давно. Но идея сформировалась полностью, когда при переборке старого склада обнаружил триоды 6Н13С.

С лампами определились. Следующий вопрос, который до сих пор не имеет однозначного ответа двухтактный или однотактный (представляю, сколько будет комментариев относительно этого вопроса). Выскажу свое мнение. Для меня решающим аргументом как не парадоксально было, что в наши дни сложно найти высокочувствительную акустику.

Значит, нужна мощность. Работа в параллель это уже метод, а не принцип. Еще учтем, что триоды обладают худшим КПД по сравнению с пентодами. И окончательно, доводом в пользу выбора двухтактного каскада на триодах стал тот факт, что в спектре гармоник триода наиболее значимой является четная вторая гармоника при гораздо меньшей нечетной третьей. Учитывая, что в двухтактном выходном каскаде четные гармоники выходных ламп в значительной степени компенсируются, нетрудно сделать вывод.

Схема


Рассмотрим некоторые особенности схемного решения. Схема не претендует на особую оригинальность, все решения неоднократно описывались в литературе. Но в процессе сборки приходилось неоднократно менять даже принцип. Не все получалось, как задумывалось. Блок питания согласно концепции выполнен на кенотронах. Выбор смещения был выбран автоматический, причем раздельный для каждой лампы (R19-C7, R20-C8). Это позволяет не так тщательно подбирать лампы и следить за током в процессе старения. Режим ламп выходного каскада Ua=270В Ia=70 мА (режим класса А).

Обычно предвыходной каскад является фазоинвертором, но в связи с тем, что выходной каскад имеет малый коэффициент усиления, требуется повышенное напряжение на управляющих сетках. В связи с этим в данном случае предвыходной каскад (V2A, V2B) также выполнен по схеме симметричного двухтактного усилителя с общим катодным резистором R14.
Достоинство такого каскада заключается еще и в том, что благодаря противофазности переменных составляющих катодных токов V2A и V2B переменное (звуковое) напряжение на резисторе R14 отсутствует и поэтому нет необходимости шунтировать его электролитическим конденсатором.

Еще одно оригинальное решение, которое мне очень понравилось, было подсмотрено у Уйм де Джэгера («Elektor Electronics» №6/ 2007, с. 38-44). Гибридное «автофиксированное» смещение. Подача напряжения от отрицательного источника – 50В через резистор R11 и от общего провода через R14 увеличивает эффективное напряжение питания этого каскада и позволяет ему без ограничения развивать на анодах до 70В переменного звукового напряжения (среднеквадратическое значение).

Входной каскад на V1A, V1B выполнен по схеме дифференциального усилителя. У полной симметрии всех каскадов по анодным цепям есть и еще одно положительное качество — хорошая компенсация пульсаций и помех анодных напряжений питания. Выключатель S1 позволяет замыкать или размыкать цепь общей ООС глубиной 10 дБ, что дает возможность на слух выбрать наиболее приемлемое для акустики и ушей звучание.

Оживление проекта

И так приступаем.

Не смотря на простоту схемного решения, воплощение в жизнь проходило как ни когда с проблемами. Относительно большие токи, значительная рассеиваемая мощность на элементах, постоянно требовало вносить коррективы в проект. Вначале планировалось выполнить блок питания на одном кенотроне 5Ц3С.

Но из-за огромного падения напряжения и предельного режима работы лампы пришлось отказаться от такого могучего кенотрона. Пришлось применить два (в параллель) 5Ц4С. Но как говорится, что не делается все к лучшему. 5Ц4С позволяет подачу анодного напряжения без предварительного прогрева, что позволило отказаться от схемы задержки или дополнительного выключателя анодного напряжения. Расчетная мощность катодных резисторов 6Вт так же не выдерживала теплового режима.
Пришлось применить остеклованные 25Вт.

Но загадочней всего была работа силового трансформатора ТС-180. При оптимальных токах и нагрузках его нагрев был предельный. Предвкушая, советы и предположения скажу, что варианты были опробованы практически все, от замены магнитопровода до перемотки. Потребляемый ток под нагрузкой 0,8А по этикетке 0,85А нагрев предельный – мистика! Меняем конструктив ставим вентилятор. Все в норме, даже оригинально.

Но что это мы о грустном. Главное схема работает, практически без наладки выдает заявленные параметры. Элементарнее соблюдение правил монтажа, фон наводки отсутствуют.

Впервые применил гибридный монтаж – основные элементы расположены на планке выполненной печатным способом, а соединения с панельками навесными проводниками. По честному, классический навесной монтаж проще и менее проблематичней.
Ну и как обычно задержка с дизайном и изготовлением корпуса.

Выходной трансформатор ТВЗ

Трансформаторы, считаю и мотаю сам.
Моточные данные и топологию намотки прилагаю.


И вот, что получилось.




Вечерний сюжет.


Технические параметры усилителя «SPRING»

Рвых…………………..…. 2×10Вт
Rн………………………..4Ом; 8Ом
Fн — Fв без ООС……….. 15Гц – 18кГц
Fн — Fв с ООС………… 15Гц – 35кГц
Кг без ООС……………… 0,5%
Кг с ООС……………… 0,25%
Uвх без ООС…………….. 300 мВ
Uвх с ООС…………….… 800 мВ

Финальные аккорды

Логическим завершением конструкции является субъективная оценка качества звучания.
Аппарат незамедлительно был доставлен к спецам. „Корифеи“, как и следовало ожидать вначале, раздолбали как дизайн так и конструктив (ну на то они и „корифеи“). То железа пожалел то вентилятор надо ставить не меньше как за 10$, ну понятно я к этому уже отношусь спокойно. Ну наконец усилитель заиграл. По отвлеченным дифирамбам о триодном звуке я понял, усилитель удался. Особенно впечатляет звучание без ООС, поражает динамика звука. С ООС звук более ровный, но создается впечатление некоторой зажатости (по ламповым меркам).

Повторяясь скажу, большое значение имеет качество фонограммы. Особое наслаждение доставляет прослушивание оригинальных CD с глубоким динамическим диапазоном – джаз, рок. Как не банально звучание «Abbey Road» Beatles навеяло столько ностальгически чувств описать трудно. К сожалению не удалось послушать на раритетной акустике (ушли к новому хозяину) открытого типа (аналог акустики „Симфония 2») без всяких фазоинверторов и мешков с ватой на динамики 6ГД2. По мнению спецов такой дуэт дал бы незабываемый звук.

В заключении вердикт: «SPRING» — усилитель достойный повторения.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 45 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)... Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот...
Схема на Датагоре. Новая статья Триоды 6C2C, 6C4C... Еще две октальные лампы. Один триод в одном баллоне. Очень хороши в звуке. Считаются...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо... Очень удачный двухтактный усилитель на лампах 6П3С. Эти лампы незаслуженно отнесли в разряд...
Схема на Датагоре. Новая статья Мини-справочник по популярным лампам. Мнемосхемы... У меня есть вот такая коллекция мнемосхемок! Приведу одну для примера. Это конечно не полноценный...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель на ГИ30... Смакетировал усилитель. На выходе стоят лампы ГИ30 (Импульсный вариант ГУ29) На входе Е83СС. Класс...
Схема на Датагоре. Новая статья Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей 6Н9С+6ПЗС... Андрей ВРУБЛЕВСКИЙ, Дмитрий ЧУМАНОВ В последние годы для всего мира характерен устойчивый и...
Схема на Датагоре. Новая статья Идеология усилителя «Дзен» от Нельсона Пасса (Nelson Pass Zen)... Конструкции Нельсона Пасса популярны среди радиолюбителей, хотя частенько вызывают ожесточенные...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный усилитель на ГУ-32... После подписки на USB-ЦАП на РСМ2702 «GOLDSMITH» встал ребром вопрос: «А на чем его слушать?»...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой опыт повторения хэдампа Allegro (LT1259)... Недавно осуществил свой план построения усилителя для наушников на LT1259 – проект Allegro от...
Схема на Датагоре. Новая статья Мощный РР на 6С41С с питанием от импульсного БП... Мне нравятся триоды. В звуке им нет равных – в этом я убедился еще раз. Пару лет назад я уже...
Схема на Датагоре. Новая статья Вопросы по SE 6Э5П + 6С33С... Доброго времени суток! Хочу собрать ламповый однотактный усилитель SE 6Э5П 6С33С по схеме...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель "The Naked Amp" на 3-х транзисторах... Этот усилитель я собрал 4 месяца назад на работе из того, что было под рукой. Название усилителя...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<
Читатель Датагора

TANk

<
Читатель Датагора

voslat

<
Читатель Датагора

luk66

<
Читатель Датагора

voslat

<
Читатель Датагора

pavel88

<
Читатель Датагора

Valera

<
Читатель Датагора

Roger Wilco

<
Читатель Датагора

Vladimir70



<
Читатель Датагора

TANk

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой