Начало » Теория » Гонка форматов 16/44, 24/192, ... в поисках верного звучания. Винил, пленки, кассеты, компакт-диски и т.д.

 
 
 

Гонка форматов 16/44, 24/192, ... в поисках верного звучания. Винил, пленки, кассеты, компакт-диски и т.д.

20.02.15   basilevscom   38 590   94  
Как-то раз, бороздя просторы интернета, я искал ответ на вопрос — каков динамический диапазон виниловой грампластинки и имеет ли смысл их оцифровывать, чтобы получить качество, лучше компакт-диска. А нашел статью о том, что «распространение аудио в формате 24 бит/192 кГц не имеет смысла» и ещё пару весьма интересных видеолекций по теме.

Автор статьи и видео — Крис «Монти» Монтгомери (Christopher «Monty» Montgomery)— инженер Red Hat, создатель формата Ogg и аудиокодека Vorbis, участник Fedora, учредитель xiph.org. В настоящее время работает в Mozilla, мультимедиа-программист, музыкант.

Содержание / Contents

Конечно, об этом всем можно спорить. Но мне понравился не только теоретический, но и практический инженерный подход к делу, наглядность и доступность изложения его мыслей. Не буду все пересказывать, читайте и смотрите сами, отмечу лишь некоторые мысли.

Вот что Крис Монтгомери пишет о динамическом диапазоне 16-битого звука:
16-битный линейный PCM, имеет динамический диапазон 96 дБ.который рассчитывается как (6*бит) дБ. Многие считают, что 16-бит аудио не может представлять произвольные звуки тише чем -96 дБ. Это неверно. на практике эффективный динамический диапазон 16-битного звука достигает 120 дБ.
16-бит вполне достаточно, чтобы хранить все, что мы можем услышать, и будет хватать всегда.

А вот что он говорит о частотах дискретизации:

Считается, что восприятие звука человеком простирается примерно до 20 кГц. При частоте 44,1 или 48 кГц, фильтрация низких частот перед стадией дискретизации должна быть предельно точной, чтобы избежать удаления слышимых частот ниже 20 кГц, и в то же время не допуская попадания частот выше частоты Найквиста в процесс дискретизации. Этот тяжело реализуемый фильтр и на практике ни один фильтр не достиг идеала полностью.

С другой стороны, если частота дискретизации 96 кГц или 192 кГц, низкочастотный фильтр имеет дополнительно октаву или две в диапазоне модуляции. Такой фильтр намного легче построить. Частоты дискретизации ниже 48 кГц являются на самом деле одним из неприятных компромиссов на аналоговом этапе.

В этом видео еще много всего познавательного, в том числе и о цифровом представлении видео данных. Но больше мне понравилось второе видео, где Крис, используя реальную аппаратуру, объясняет, например, вот что:
цифровой сигнал не является ступенчатым, и вы ни в коем случае не получите ступенек после преобразования цифрового сигнала в аналоговый.


А вот и ответ на мой вопрос, правда не про винил, а про магнитную пленку:
компакт-кассеты. если конечно вы их ещё застали и помните, они могли достигать разрядности в девять бит, при идеальных условиях, однако наиболее распространённым было значение в пять-шесть бит, особенно, если кассета была записана на бытовой деке.
Именно так. Ваши микстейпы обладали разрядностью около шести бит, если вам повезло!
Лучшие профессиональные бобинные плёнки, которые использовались в студиях, едва достигали, угадайте, сколько? 13 бит (!), при условии дополнительного шумопонижения.
Поэтому надпись «DDD» на компакт-диске говорит о его high-end уровне.

Получается, что хватало нам 5-6 бит на кассетниках и в лучшем случае 8-10 бит на бобинниках! И все рады были. Помню, первый раз видел 38-ю «скорость», крутой студийник Revox C270, уровень шума на скорости 38 см/сек -65дБ (!), 11 бит.

В другом месте нашел про виниловые пластинки: «динамический диапазон ограничен шумом носителя, возможностью лака, станка, войной громкости. и составляет. где-то 45 дБ. Ну может быть даже 55 дБ на практике у хороших экземпляров».
Похоже, что старые записи практически никогда не будут доступны в действительно лучшем качестве, чем компакт диск, то есть лучше 16 бит/44,1кГц. Оцифровывать студийные старые плёнки, если они ещё сохранились, в формате 24/192 бесполезно.
Ну разве что старики рока или диско соберутся в студии и заново запишут свои хиты. Те, кто еще живы.


Что же делать?

1) Искать качественные оригинальные CD или их качественные «рипы», например, в формате FLAC.

2) Слушать музыку через качественные цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП/DAC). Например, наш USB audio DAC "Goldsmith", не говоря уже про гораздо более дорогие аппараты. Даже самоделка на PCM2705 даст реальную и вполне ощутимую разницу по сравнению с интегрированной в ноутбук звуковой картой.
Посредственным качеством звука «страдают» многие ноутбуки и мобильные телефоны, да и встроенные в материнскую плату звуковые решения далеко не идеальны.

3) Использовать хорошие наушники или качественную активную акустику.

4) Применять специальные усилители для наушников — далеко не все звуковые карты хорошо работают на низкоомную нагрузку.

Возможно, все это в комплексе позволит по-новому услышать вашу любимую музыку!

Ну, и напоследок, видео для поднятия настроения. И не важно, сколько там бит и килогерц: Tom Jones & Jerry Lee Lewis, Rockin' Medley. 1969 год

Спасибо за внимание!

Ссылки

Интересный слуховой тест от Филипсов: Philips Golden Ears (Русский)
Уникальная учебная программа "Золотые уши" была разработана для наших инженеров, чтобы они развивали свои навыки экспертов-акустиков. Благодаря их умению оценивать звук мы создаем устройства с превосходным качеством звучания, чтобы раскрыть все нюансы музыкальных произведений.

Перевод статьи Криса Монтгомери на русский:
Цифровой аудиоформат 24/192, и почему в нем нет смысла. Часть 1
Цифровой аудиоформат 24/192, и почему в нем нет смысла. Часть 2
Цифровой аудиоформат 24/192, и почему в нем нет смысла. Часть 3

Камрад, смотри полезняхи!

Антон (basilevscom)
Россия, Санкт-Петербург
Профиль basilevscom
О себе автор ничего не сообщил.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 171 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Предварительный усилитель Nico с низкими нелинейными искажениями и широким динамическим диапазоном... Предварительные усилители (ПУ), между источником сигнала и усилителем мощности имеют большое...
Схема на Датагоре. Новая статья Твик СД чейнджера Kenwood DPF-R3030. Работа над ошибками... В моей статье "Твик СД чейнджера Kenwood DPF-R3030" рассказывалось об установке лампового буферного...
Схема на Датагоре. Новая статья Программа Visual Analyser - измерительный комплекс на базе ПК... За неимением дорогой измерительной аппаратуры, некоторые умельцы используют возможности своего...
Схема на Датагоре. Новая статья Универсальный генератор на TL494 (прямоугольник и пила)... Генератор предназначен для лабораторных исследований при разработке и наладке самых различных...
Схема на Датагоре. Новая статья Пара мыслей о Hi-Fi... Не так давно на Датагоре была опубликована моя заметка о самодельных полочных АС на основе...
Схема на Датагоре. Новая статья Новая вертушка от DENON рипует винил на USB флэшку!... Серебристая флэшка, что на фотке, правда, в комплект не входит. Вертушка Denon DP-200USB за $250...
Схема на Датагоре. Новая статья Кулинария lossless форматов... С тех пор, как стало возможным представить звук в цифровом виде, появилась возможность обмениваться...
Схема на Датагоре. Новая статья Внешний USB-ЦАП на PCM2702. Зрелое решение: Hi-Fi Audio DAC «GOLDSMITH»... © 2009 Datagor Audio Lab., Vladimir Kuznetsov All Right Reserved Первый набор-радиоконструктор на...
Схема на Датагоре. Новая статья Программный генератор сигналов звуковой частоты.... Предлагаемая Вашему вниманию программа позволяет использовать звуковую карту компьютера в качестве...
Схема на Датагоре. Новая статья 3D SOUND = ОБЪЁМНЫЙ ЗВУК... Интересная статья на тему "звук вокруг" . История, аппаратура, программное обеспечение, теория,...
Схема на Датагоре. Новая статья Adobe Audition в борьбе за качество Audio-CD... Существует несколько способов определения нечестных CD, разжатых из mp3. Я пользуюсь для этого...
Схема на Датагоре. Новая статья Не все сабвуферы одинаково полезны!... Если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне...
 

Общаемся по статье 💬

«Гонка форматов 16/44, 24/192, ... в поисках верного звучания. Винил, пленки, кассеты, компакт-диски и т.д.»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

Yamazaki

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 1 от 20-02-15, 20:34.
Ответить
  • С нами с 2.07.2009
  • 186 комментариев
  • 10 публикаций
 
Чрезвычайно интересный материал о реальной потребности в битах, при нынешней звукорежиссуре.
//www.ugex.ru/showthread.php?t=749

<

pavel_k

Павел Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 2 от 21-02-15, 1:11.
Ответить
  • С нами с 30.07.2013
  • 107 комментариев
  • 7 публикаций
 
Очень познавательная статья и видео!
Посмотрел и послушал с удовольствием!
Для меня качество звука не только чистая синусоида на экране и
коэффицент гармоник, но и динамические искажения, скорость
нарастания напряжения, фазовые характеристики.
Интересно было-бы узнать, что делает АЦП ,если на вход приходят
2 сигнала одновременно, разные по фазе и частоте?
Если у меня есть выбор- предпочитаю аналоговые носители звука!

<

BL

Борис Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 21-02-15, 4:14.
Ответить
  • С нами с 27.01.2009
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
 
Спасибо! Интересное видео.

но переводчик - просто беда, многовато заметных ляпов.

<

shaytan

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 21-02-15, 4:35.
Ответить
  • С нами с 25.01.2010
  • 76 комментариев
  • 2 публикации
 
Статья понравилась. Но: не гонюсь за форматом. Вполне определенно понимаю, что услышу, включив "Союз-110", "Маяк-205" или "Юпитер-202". Или sony cdp-195/295, 211/311, 490/590, и др. (неважно). Прогнозировано жду качества от грампластинок 1990-х. Есть в этих записях что-то свое, особенное и живое, не всякой цифрой передашь.

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 21-02-15, 6:55.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Хм... двойственное впечатление. С одной стороны - идея правильная - а с другой - путают "мягкое с теплым" динамический и частотный диапазон, а также относительные и абсолютные значения. То что ЧАСТОТНЫЙ диапазон винила превосходит стандарт СД - вне сомнения. И для математиков и для слухачей. Так что 96 кГц - это необходимо счас. Что касается битности - тут тоже не все так просто - зависит от типа преобразователя АЦП и собственно музыки. Тот самый запас...и говорить об 11 битах... как о достаточном - смешно. В любом случае 24 бита дают больший резерв "на ошибки" особенно при отсутствии нормального индикатора уровня или в не настроенном тракте.

Цитата: Yamazaki
  Чрезвычайно интересный материал о реальной потребности в битах, при нынешней звукорежиссуре.//www.ugex.ru/showthread.php?t=749
ИМЕННО что о ПОТРЕБНОСТИ... т.е. не надо. Но это не означает что если счас в моде кривые и мутные фотки - то надо фотографировать через стекло с вазелином. ПИСАТЬ надо качественно и 24 бита - это минимум, особенно как ни странно - для дома. А вот дальше... да хоть в 8м бит. Кстати, трюк автора статьи - он и есть "трюк" - обманывать слух можно по разному, особенно когда запись высокого разрешения идет на обычной аппаратуре.

<

Pricolist

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 21-02-15, 20:56.
Ответить
  • С нами с 23.11.2008
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
 
Помнится в каком-то старом номере Радиохобби Сухов взглянул на эту проблему с другой стороны. Он писал о динамическом диапазоне ленты не с точки зрения - сигнал/шум, а обращал внимание на рост искажений цифры при малых уровнях сигнала, когда искажения ленты наоборот минимальны.

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 21-02-15, 21:03.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
А также "лавинном росте" искажений цифры при малейшем превышении уровня... Так что если дома лимитера нету, то надо иметь запас сверху и снизу - вот биты и набегают.. :guitar-man:

<

Chugunov

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 21-02-15, 21:04.
Ответить
  • С нами с 30.09.2009
  • 357 комментариев
  • 30 публикаций
 
Мешанина правильных замечаний и невежественных ошибок.

Формат CD изобрели люди гораздо более знающие и грамотные, чем этот небритый самородок.
Потенциальные возможности формата CDDA очень высоки, но они, как правило, не используются.
Форматы SACD и им подобные имеют ещё бОльшие возможности, но абсолютному большинству пиплов, которые слушают стили бум-тынц и т. п. они просто не нужны. Кроме того, для выявления достоинств SACD нужна отличная аппаратура, а абсолютное большинство предпочитает музцентры, бумбоксы (не знаю как сейчас это называется) и т. п.

Новые форматы не получили широкого распространения именно по коммерческим соображениям.
И ещё. Не надо забывать, что высокий битрейт абсолютно не гарантирует хорошего звука. Я скачал немало оцифрованного винила, в том числе 192/24. Качество всегда хреновое - шипение и треск винила, которые я терпеть не могу, есть всегда.

И наоборот. Например, речевые записи, даже сделанные любителями, даже в формате МР3 со скромным битрейтом, но сделанные как следует, могут звучать очень хорошо.

Форматы - это инструменты, а от человека: исполнителя, звукорежиссёра и т. д. зависит не меньше, если не больше.

<

AudioKiller

Игорь Рогов Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 21-02-15, 23:54.
Ответить
  • С нами с 10.01.2012
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
Еще не слушал, по прочитанному.

1. "на практике эффективный динамический диапазон 16-битного звука достигает 120 дБ"
В военное время "косинус фи" может достигать трех и даже четырех. :blum:

2. Динамический диапазон (ДД) - понятие непростое. Есть технический ДД (именно он определяется по формуле). Есть музыкальный, который для CD заметно меньше, чем 96 дБ. Почему? Все дело в структуре сигнала. Звук скрипки отличается от звука рояля и от звука кларнета. Технический сигнал минимальной амплитуды имеет размер 1 бит. А музыкальный должен быть распознаваем. Т.е. скрипку надо отличить от балалайки. Для этого сигнал должен иметь примерно 4...6 бит (в зависимости от допустимых искажений). Вит и считаем: 16 бит - 6 бит, итого 10 бит. Т.е. музыкальный ДД = 60 дБ. А все "выкрутасы" вроде дизеринга, они служат для уменьшения ступенчатости сигнала (т.е. снижения искажений). Не более.

3. Проблема не в динамическом диапазоне, а в разрешающей способности. Т.е. какова минимально возможная разница передаваемых амплитуд. И в этом магнитная лента и грамзапись находится на уровне 20 бит.

4. Учитываем, что максимальная битность соответствует максимуму громкости. Поскольку пик-фактор музыки не менее 10 дБ (у хорошей записи "эстрады" 14 дБ, а у классики 20 дБ и более). Так что в реальности все цифры у цифровой записи по крайней мере на 10 дБ меньше.

5. Отношение сигнал/шум у аналоговой и цифровой записи не совсем сопоставимы. Шум аналоговой техники имеет другие параметры, более "добрый", и "менее заметен". Таким образом, способность расслышать сигнал на фоне шума, а значит соотношение сигнал/шум для аналоговой записи лучше. Так что разрядность должна быть не менее 24 бит.

6. Но вот остальные параметры механической и магнитной записи проигрывают цифровой со страшной силой. Их очень много, долго перечислять. Так что все же цифровая запись рулит.

7. По поводу повышения частоты дискретизации. 44,1 кГц - это убожество, вызванное очень слабым развитием техники на момент принятия стандарта. Дело не только в проблемах фильтрации, но и в том, что теорема Котельникова применима для стационарного сигнала, каковым музыка не является. Поэтому реальные звуковые сигналы частоты выше примерно 6 кГц на CD правильно не записываются в принципе. 96 кГц - тот минимум, который приемлем для качественного звука. А 192 кГц - уже ОК.

8. И не забывайте, что многие старые записи на CD переведены с магнитной ленты, поэтому их качество не выше качества ленты. Но профессиональные магнитофоны конечно намного лучше, чем лучшие бытовые...

Цитата: Chugunov
  абсолютное большинство предпочитает музцентры, бумбоксы (не знаю как сейчас это называется) и т. п. Новые форматы не получили широкого распространения именно по коммерческим соображениям.

good
Народ слушает мр3 на динамики мобильников. Поэтому даже на CD пишут не с максимальным качеством, а с максимальной громкостью.

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 22-02-15, 0:13.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Ну вот Игорь мои краткие соображения с цифрами подтвердил... а то я уже начал уже дергаться - ведь чую что бородатый всех парит, а лезть в цифры - лень! Про 16 бит = 120 дБ... Спасибо Игорь что потратили время на бородатого, у которого видно слегка поехала крыша...я не рискнул, чтобы она не ехала у меня...

<

basilevscom

Антон Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 11 от 22-02-15, 2:57.
Ответить
  • С нами с 8.01.2010
  • 126 комментариев
  • 16 публикаций
 
Джентльмены!
Началось все с того же:
Цитата: Chugunov
  Я скачал немало оцифрованного винила, в том числе 192/24. Качество всегда хреновое - шипение и треск винила

Аналогично! Вопрос - где взять без шипения и треска? Только на CD...

Про звуки скрипки и балалайки - это как это можно в битах разницу определять? smile Их звуки различающийся и процессу звукоизвлечения, и по уровню гармоник, и по тому как они затухают и тд

Цитата: AudioKiller
  Проблема не в динамическом диапазоне, а в разрешающей способности. Т.е. какова минимально возможная разница передаваемых амплитуд. И в этом магнитная лента и грамзапись находится на уровне 20 бит.

как это вычисляется? И на счет шума, я ,прости Игорь, с тобой не соглашусь - я прекрасно слышу шум магнитной ленты или винила и вовсе он не "менее заметный". И всю возможность записи тихих звуков на ленту этот шум и поглотит.

Ну а писАть музыкантов надо конечно же чем больше разрядность и частота квантования, тем лучше. Другое дело, что выходит из студии, и насколько это ущербнее оригинала.

<

basilevscom

Антон Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 22-02-15, 3:19.
Ответить
  • С нами с 8.01.2010
  • 126 комментариев
  • 16 публикаций
 
И еще - все больше склоняюсь искать и слушать концертные записи, типа
https://www.youtube.com/watch?v=L-Ds-FXGGQg
удовольствия больше :guitar-man: music

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 13 от 22-02-15, 3:35.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Антон, сам всю "виниловую" жизнь боролся с этим самым "шипением" - треска на качественных дисках нет практически. Так вот, если не считать реально импортных дисков, самый нешипящий диск мне попался производства СССР в 80 х годах.... Я даже уши протер от удивления - все поверить не мог...диск до сих пор дома, я проигрывал его всего 2 раза... цифровать не стал конечно(это речь Брежнева на сьезде! На ДВУХ пластах блин..). А вообще - первые 20-25 проигрываний винил обеспечивает теоретически возможный диапазон и по шумам и по частотке. Это наши диски писали "до 16" - западные до 20, а звукосниматели вышли под конец на планку 22-25 кГц верхней частоты. А по поводу различия в шумах - у Игоря вся написано правильно - в "цифровом" шуме вы вообще ничего не услышите, из аналогового - ухо-мозг достают звук "анализом". Да и по спектру там все нормально различается. В цифре так не сыграешь. Но в любом случае - чувак вводит народ в заблуждение и предлагает слушать музыку "через подушку"

<

GogaZh

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 22-02-15, 7:05.
Ответить
  • С нами с 15.12.2008
  • 34 комментария
  • 0 публикаций
 
Наиболее интересен для оцифровки старых/архивных записей формат DSD. Давший жизнь SACD, к слову.

<

Злой

Марат Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 22-02-15, 16:01.
Ответить
  • С нами с 20.01.2009
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
 
Цитата: AudioKiller
  В военное время "косинус фи" может достигать трех и даже четырех.
good
Помнится, когда появился МП3 все упорно убеждали, что битрейт 128 не отличим от компакт диска. Теперь что к 8-битным записям переходим. На счет 24 бит уверен, что большинство народа не отличит 24 от 16, но запас никогда не помешает :laughing: . А вот насчет частоты дискретизации полностью согласен с Игорем
Цитата: AudioKiller
  Дело не только в проблемах фильтрации, но и в том, что теорема Котельникова применима для стационарного сигнала, каковым музыка не является.

То есть к музыке эта теорема не применима и частота 192 это минимум необходимого. Даже логически представить, как можно нарисовать синусоиду всего по двум точкам на период. Если кто то скажет, а как это представлял себе сам Котельников, то скажу: у него эта синусоида строится не по двум точкам, а по бесконечно многим, причем отсчеты берутся как до нужного момента, так и после. То есть нужно взять точек 10-15 до и 10-15 после и по ним совокупно построить кусок сигнала в районе искомой точки. И так далее. В музыке же за эти 10-15 отсчетов может измениться очень много, а красивые цифры в даташитах как раз и берутся для синусоиды, которая постоянна во времени и ЦФ может вывести ее идеально. Опять же алгоритм работы ЦФ знают только производители unknown

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 16 от 22-02-15, 18:57.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Марат, после того как мне попал в руки рекордер Zoom H1 - выяснилось что 24 и 16 бит при "живой записи" отличаются без труда даже на микрофоны рекордера, не говоря уже про внешние.. и это несмотря на возрастную деградацию слуха у меня. А частота дискретизации - у любого ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО АЦП ее делают как раз в 10-20 раз выше, не слушая Котельникова. "Необходимо но недостаточно". Но вот 96 кГц от 192 кГц - я не ловлю уже sad а вот сын и кошка - ловят! При том что 41-48 от 96 - отличаю на слух (при непосредственном сравнении)

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.
 

Датагорские статьи об электронике на удачу

Статьи подобраны лично для вас Великим Случаем