Начало » Теория » Гонка форматов 16/44, 24/192, ... в поисках верного звучания. Винил, пленки, кассеты, компакт-диски и т.д.

 
 
 

Гонка форматов 16/44, 24/192, ... в поисках верного звучания. Винил, пленки, кассеты, компакт-диски и т.д.

📆20.02.15 🙋basilevscom 👀38 258 💬94
Как-то раз, бороздя просторы интернета, я искал ответ на вопрос — каков динамический диапазон виниловой грампластинки и имеет ли смысл их оцифровывать, чтобы получить качество, лучше компакт-диска. А нашел статью о том, что «распространение аудио в формате 24 бит/192 кГц не имеет смысла» и ещё пару весьма интересных видеолекций по теме.

Автор статьи и видео — Крис «Монти» Монтгомери (Christopher «Monty» Montgomery)— инженер Red Hat, создатель формата Ogg и аудиокодека Vorbis, участник Fedora, учредитель xiph.org. В настоящее время работает в Mozilla, мультимедиа-программист, музыкант.

Содержание / Contents

Конечно, об этом всем можно спорить. Но мне понравился не только теоретический, но и практический инженерный подход к делу, наглядность и доступность изложения его мыслей. Не буду все пересказывать, читайте и смотрите сами, отмечу лишь некоторые мысли.

Вот что Крис Монтгомери пишет о динамическом диапазоне 16-битого звука:
16-битный линейный PCM, имеет динамический диапазон 96 дБ.который рассчитывается как (6*бит) дБ. Многие считают, что 16-бит аудио не может представлять произвольные звуки тише чем -96 дБ. Это неверно. на практике эффективный динамический диапазон 16-битного звука достигает 120 дБ.
16-бит вполне достаточно, чтобы хранить все, что мы можем услышать, и будет хватать всегда.

А вот что он говорит о частотах дискретизации:

Считается, что восприятие звука человеком простирается примерно до 20 кГц. При частоте 44,1 или 48 кГц, фильтрация низких частот перед стадией дискретизации должна быть предельно точной, чтобы избежать удаления слышимых частот ниже 20 кГц, и в то же время не допуская попадания частот выше частоты Найквиста в процесс дискретизации. Этот тяжело реализуемый фильтр и на практике ни один фильтр не достиг идеала полностью.

С другой стороны, если частота дискретизации 96 кГц или 192 кГц, низкочастотный фильтр имеет дополнительно октаву или две в диапазоне модуляции. Такой фильтр намного легче построить. Частоты дискретизации ниже 48 кГц являются на самом деле одним из неприятных компромиссов на аналоговом этапе.

В этом видео еще много всего познавательного, в том числе и о цифровом представлении видео данных. Но больше мне понравилось второе видео, где Крис, используя реальную аппаратуру, объясняет, например, вот что:
цифровой сигнал не является ступенчатым, и вы ни в коем случае не получите ступенек после преобразования цифрового сигнала в аналоговый.


А вот и ответ на мой вопрос, правда не про винил, а про магнитную пленку:
компакт-кассеты. если конечно вы их ещё застали и помните, они могли достигать разрядности в девять бит, при идеальных условиях, однако наиболее распространённым было значение в пять-шесть бит, особенно, если кассета была записана на бытовой деке.
Именно так. Ваши микстейпы обладали разрядностью около шести бит, если вам повезло!
Лучшие профессиональные бобинные плёнки, которые использовались в студиях, едва достигали, угадайте, сколько? 13 бит (!), при условии дополнительного шумопонижения.
Поэтому надпись «DDD» на компакт-диске говорит о его high-end уровне.

Получается, что хватало нам 5-6 бит на кассетниках и в лучшем случае 8-10 бит на бобинниках! И все рады были. Помню, первый раз видел 38-ю «скорость», крутой студийник Revox C270, уровень шума на скорости 38 см/сек -65дБ (!), 11 бит.

В другом месте нашел про виниловые пластинки: «динамический диапазон ограничен шумом носителя, возможностью лака, станка, войной громкости. и составляет. где-то 45 дБ. Ну может быть даже 55 дБ на практике у хороших экземпляров».
Похоже, что старые записи практически никогда не будут доступны в действительно лучшем качестве, чем компакт диск, то есть лучше 16 бит/44,1кГц. Оцифровывать студийные старые плёнки, если они ещё сохранились, в формате 24/192 бесполезно.
Ну разве что старики рока или диско соберутся в студии и заново запишут свои хиты. Те, кто еще живы.


Что же делать?

1) Искать качественные оригинальные CD или их качественные «рипы», например, в формате FLAC.

2) Слушать музыку через качественные цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП/DAC). Например, наш USB audio DAC "Goldsmith", не говоря уже про гораздо более дорогие аппараты. Даже самоделка на PCM2705 даст реальную и вполне ощутимую разницу по сравнению с интегрированной в ноутбук звуковой картой.
Посредственным качеством звука «страдают» многие ноутбуки и мобильные телефоны, да и встроенные в материнскую плату звуковые решения далеко не идеальны.

3) Использовать хорошие наушники или качественную активную акустику.

4) Применять специальные усилители для наушников — далеко не все звуковые карты хорошо работают на низкоомную нагрузку.

Возможно, все это в комплексе позволит по-новому услышать вашу любимую музыку!

Ну, и напоследок, видео для поднятия настроения. И не важно, сколько там бит и килогерц: Tom Jones & Jerry Lee Lewis, Rockin' Medley. 1969 год

Спасибо за внимание!

Ссылки

Интересный слуховой тест от Филипсов: Philips Golden Ears (Русский)
Уникальная учебная программа "Золотые уши" была разработана для наших инженеров, чтобы они развивали свои навыки экспертов-акустиков. Благодаря их умению оценивать звук мы создаем устройства с превосходным качеством звучания, чтобы раскрыть все нюансы музыкальных произведений.

Перевод статьи Криса Монтгомери на русский:
Цифровой аудиоформат 24/192, и почему в нем нет смысла. Часть 1
Цифровой аудиоформат 24/192, и почему в нем нет смысла. Часть 2
Цифровой аудиоформат 24/192, и почему в нем нет смысла. Часть 3
Антон (basilevscom)
Россия, Санкт-Петербург
Профиль basilevscom
О себе автор ничего не сообщил.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 171 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Предварительный усилитель Nico с низкими нелинейными искажениями и широким динамическим диапазоном... Предварительные усилители (ПУ), между источником сигнала и усилителем мощности имеют большое...
Схема на Датагоре. Новая статья Твик СД чейнджера Kenwood DPF-R3030. Работа над ошибками... В моей статье "Твик СД чейнджера Kenwood DPF-R3030" рассказывалось об установке лампового буферного...
Схема на Датагоре. Новая статья Программа Visual Analyser - измерительный комплекс на базе ПК... За неимением дорогой измерительной аппаратуры, некоторые умельцы используют возможности своего...
Схема на Датагоре. Новая статья Универсальный генератор на TL494 (прямоугольник и пила)... Генератор предназначен для лабораторных исследований при разработке и наладке самых различных...
Схема на Датагоре. Новая статья Пара мыслей о Hi-Fi... Не так давно на Датагоре была опубликована моя заметка о самодельных полочных АС на основе...
Схема на Датагоре. Новая статья Новая вертушка от DENON рипует винил на USB флэшку!... Серебристая флэшка, что на фотке, правда, в комплект не входит. Вертушка Denon DP-200USB за $250...
Схема на Датагоре. Новая статья Кулинария lossless форматов... С тех пор, как стало возможным представить звук в цифровом виде, появилась возможность обмениваться...
Схема на Датагоре. Новая статья Внешний USB-ЦАП на PCM2702. Зрелое решение: Hi-Fi Audio DAC «GOLDSMITH»... © 2009 Datagor Audio Lab., Vladimir Kuznetsov All Right Reserved Первый набор-радиоконструктор на...
Схема на Датагоре. Новая статья Программный генератор сигналов звуковой частоты.... Предлагаемая Вашему вниманию программа позволяет использовать звуковую карту компьютера в качестве...
Схема на Датагоре. Новая статья 3D SOUND = ОБЪЁМНЫЙ ЗВУК... Интересная статья на тему "звук вокруг" . История, аппаратура, программное обеспечение, теория,...
Схема на Датагоре. Новая статья Adobe Audition в борьбе за качество Audio-CD... Существует несколько способов определения нечестных CD, разжатых из mp3. Я пользуюсь для этого...
Схема на Датагоре. Новая статья Не все сабвуферы одинаково полезны!... Если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне...
 

Общаемся по статье 💬

«Гонка форматов 16/44, 24/192, ... в поисках верного звучания. Винил, пленки, кассеты, компакт-диски и т.д.»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 33 от 24-02-15, 17:36.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Цитата: partizan0018
  
Таки диапазон оркестра - это разница между самым громким звуком (120 dB) и пределом слышимости (0 dB). Причём измеренная по звуковому давлению.

А вот и нет... ДД оркестра - это между FFF и PPP (одинокая флейта 35-40 дБ, чуть выше порога шума в зале, а не 0!). И это - РЕАЛЬНАЯ музыка... сходите в филармонию с шумометром, если не верите. Т.е. 90, а не 120. ДД - это разность, а не шкала от 0.
С Константином спорить больше не буду, он подменяет понятия и логику вопроса, это как с менеджером по продажам беседовать.
ДД дома - это 30-40 - шумы не изолированного помещения и 90-95 - громкость чтобы не нарушать нормы Санпина для СОСЕДЕЙ. Я у себя могу и 120 дать - не контузит и даже соседи побегут не сразу. Т.е. если АС позволят - могу слушать в полном диапазоне - от сверчка до турбины на старте.

<

kastet780

Юнак Константин Петрович Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 34 от 24-02-15, 18:15.
Ответить
  • С нами с 22.01.2010
  • 60 комментариев
  • 2 публикации
 
Цитата: andrew_spb
  А вот и нет... ДД оркестра - это между FFF и PPP (одинокая флейта 35-40 дБ, чуть выше порога шума в зале, а не 0!). И это - РЕАЛЬНАЯ музыка... сходите в филармонию с шумометром, если не верите. Т.е. 90, а не 120. ДД - это разность, а не шкала от 0.
С Константином спорить больше не буду, он подменяет понятия и логику вопроса, это как с менеджером по продажам беседовать.
ДД дома - это 30-40 - шумы не изолированного помещения и 90-95 - громкость чтобы не нарушать нормы Санпина для СОСЕДЕЙ. Я у себя могу и 120 дать - не контузит и даже соседи побегут не сразу. Т.е. если АС позволят - могу слушать в полном диапазоне - от сверчка до турбины на старте.

Ерунду вы пишете. Ну создадите вы ЗД дома в 120 Дб, но реальный ДД системы будет намного уже, так как вы усилите и шумы тракта самой системы, который ограничивает реальный ДД снизу, и еще собственный шум помещения! Особенно АС не способны никогда обеспечить такой широкий ДД, и всегда тихие звуки растворятся на фоне громких! А вы, будете при этом слышать только самые громкие звуки, с уровнем ЗД выше 100 Дб! Вы даже уровень 90 Дб никогда не расслышите на фоне такого звукового напора с уровнем в 120 Дб! Но если уровень громкости фонограммы снизится, то сработает слуховое АРУ, слух перестроится на восприятие более тихих уровней, ориентируясь при этом на самый громкий звук из всех звучащих в данный отрезок времени. А если долго слушать уровни в 120 Дб, то адаптация слуха может затянуться, так как произошла контузия, травма, что так же сужает чуйку слуха на ВЧ. Печаль в том, что из-за такого гипертрофированного понимания темы, возникают аудиофильские мифы, поддерживаемые маркетологами, которые потом бьют по карману простого обывателя.

Цитата: partizan0018
  Согласен с неболшой оговоркой.
Я утрировал, конечно, но суть ясна.

<

GogaZh

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 35 от 24-02-15, 20:20.
Ответить
  • С нами с 15.12.2008
  • 34 комментария
  • 0 публикаций
 
Константин, если вас послушать, то получается, что симфонический оркестр выступает с включенным «клиппером», а слушатели на него как на «клубняк» идут. Ну явный же бред несёте в полемическом задоре.

Вы на симфонический концерт давно захаживали? А на органную музыку?

<

kastet780

Юнак Константин Петрович Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 36 от 24-02-15, 22:20.
Ответить
  • С нами с 22.01.2010
  • 60 комментариев
  • 2 публикации
 
Цитата: GogaZh
  

Ничего не получается. Просто вам так хочется верить в то, чего просто не существует, поэтому слепой тест рулит!

Я, и сам играл в духовом оркестре, первый тенор.

<

partizan0018

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 37 от 25-02-15, 0:46.
Ответить
  • С нами с 14.02.2013
  • 138 комментариев
  • 6 публикаций
 
Цитата: andrew_spb
  Т.е. 90, а не 120.


Ну да, малость промахнулся.
По разным источникам FFF оркестра оценивается как 90-120 dB (по звуковому давлению) 120 dB - в данном случае - точка между порогом слышимости (0 dB) и болевым порогом (130 dB).
Если PPP принять за 40 dB относительно тех же точек отсчёта, то ДД оркестра 50-80 dB.
Если учесть, что не во всяком реальном произведении громкость изменяется от PPP до FFF, то динамический диапазон реальной музыки может быть несколько меньше.

Поэтому с вопросом
Цитата: andrew_spb
  куда остальное девается
- выходит путаница. Оркестр выдаёт 120 dB относительно порога слышимости, 40 dB относительно своей минимальной громкости (и 0 dB с точки зрения звукорежиссёра смотрящего на индикатор smile) Всё-таки децибеллы показывают отличие одной величины от другой, в отличии от тех же н/кв.м звукового давления.

<

Злой

Марат Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 38 от 25-02-15, 0:52.
Ответить
  • С нами с 20.01.2009
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
 
Цитата: kastet780
  всегда звучание СДДА казалось резче, из-за большей громкости. Как сровнял уровни, так и исчезла эта иллюзия о некой мягкости и загадочности САСД! Другое дело, это если студия намеренно занижает качество записи на СДДА, чтобы разница с САСД была более разительной, та же противофаза и еще, если задрать уровень ВЧ, для «воздушности». То есть, заинтересованы продвигать САСД и ДВДА!
Я думаю разница СД и САСД скорее технического плана, фильтр для ДСД ЦАПа нужен гораздо проще и настроен на более высокую частоту, поэтому СД на этом же аппарате будет звучать гораздо хуже, а вот на чистом сидюке разницу можно и не уловить.

Цитата: andrew_spb
  Насчет БОЛЬШИНСТВА "не отличают 24 от 16 бит" - к сожалению это так - большинство людей с травмированным слухом сейчас! В городах особенно. Причины травмы - затычки в ушах, путешествие в шумном транспорте, постоянные простуды, курение (это по СПб от наших сурдологов)
Затычки не ношу, не курю, транспорт и простуды конечно есть, да и возраст уже за 40. Разницу ощущаю в нюансах, а однозначно сказать точно не смогу.

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 39 от 25-02-15, 1:51.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Для всех интересующихся "первоисточником" на русском - вот перевод (слегка с ошибками конечно) _//geektimes.ru/company/audiomania/blog/246304/.

Так что интересно - там автор частями противоречит сам себе (согласно названию) и кстати делает вывод, что 24 бита таки бывают нужны... В общем "мягкое с теплым" - но читать интересно. Особенно если видишь сразу "ошибки и передергивания". Приедет микрофон из МСК - постараюсь написать исходники для ДСТ. Пришло в голову - в качестве "верхней опоры" можно использовать пьезосирену - 125 дБ на расстоянии 1 м по оси... music

От Игоря (Datagor): добавил ссылку в статью. Спасибо, Андрей.

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 40 от 25-02-15, 5:46.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Цитата: partizan0018
  Насколько помню, динамический диапазон винила (при прямой записи на пластинку, чего в природе давно не существует) немного шире чем у магнитной записи. Но поскольку пластинки "резались" с плёнок, можно считать его равным динамическому диапазону студийной ленты. Одна из книг где эта инфа встречается - Л. Дегрелл «Проигрыватели и грампластинки» М. «Радио и связь» 1982.

Можно вас немножко поправить? ДД винила был немного шире ДД ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ магнитной записи и УЖЕ (тоже немного) профессиональной. Но на слух это было ощутимо. Книга 82 года издательства Р&С давала данные увы 10 летней давности. В реале уже в 80 году в ЛДР были магнитофоны Штудер и СТМ имеющие ДД порядка 60 дБ + система шумопонижения Долби-А. ДД тракта от микрофона до линейного выхода был порядка 120 дб, а собственные шумы - еще ниже.

С винилом все обстояло хуже у нас, несмотря на новые технологии - просто не успели. Кстати, ДД симфонического оркестра и прочие вещи - есть в книжках Нисбетта и даже в брошюрке нашей "Звукозапись с микрофона" - там кстати приводятся эпюры уровней и ДД по тракту.

В известной книжке Рачева, отмечено что звукорежиссеры(музыканты) предпочитают прослушивание (контроль) на уровнях порядка 97дБ, а обычные юзеры - на 10 дБ ниже (средние данные). В современных условиях "погони за громкостью" идет сжатие ДД = до тех самых 20 дБ, т.е. музыку как таковую никто не слушает... только ритм.

Так же и народ не видит всей картины а оценивает "точки".

Пожалуй я последую примеру Игоря(Аудиокиллер) и Сергея (Чугунов), им моя большая благодарность!

<

Godin0104

Михаил Резниченко Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 41 от 25-02-15, 12:58.
Ответить
  • С нами с 10.02.2010
  • 120 комментариев
  • 5 публикаций
 
Долго я не хотел ничего писать по этой теме... Но хочу поддержать "andrew_spb"
   В известной книжке Рачева, отмечено что звукорежиссеры(музыканты) предпочитают прослушивание (контроль) на уровнях порядка 97дБ, а обычные юзеры - на 10 дБ ниже (средние данные). В современных условиях "погони за громкостью" идет сжатие ДД = до тех самых 20 дБ, т.е. музыку как таковую никто не слушает... только ритм.

Компрессия достигла уже уровня полной безвкусицы даже в стилях, которые изначально предусматривают скомпрессированный звук!

Не далее как 23 февраля, в моём родном городе, духовой оркестр буквально создал "пробку" из слушателей у входа. И это не смотря на высокий фоновый шум торгового центра! Теперь, даже если вы желаете послушать бит-квартет, в котором гитаристы используют максимум овердрайв, так лучше сходите на их концерт.

А так: "Все на свете из пластмассы и вокруг пластмассовая жизнь"...

<

kastet780

Юнак Константин Петрович Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 42 от 25-02-15, 21:21.
Ответить
  • С нами с 22.01.2010
  • 60 комментариев
  • 2 публикации
 
Вот, прикольная вещь: Philips Golden Ears
Это слуховой тест. Там три уровня сложности. Все тесты, это проигрывание музыкальной композиции, но они все имеют некоторые отличия, причем указывается дисциплина, и какая глубина изменений тех или иных параметров. Обязательно дается оригинальный файл.
Вы переключаете в реальном времени треки, и выбираете тот, который соответствует условиям теста.

Одна из дисциплин, это "детальность". В этой дисциплине предлагается обнаружить копию оригинала среди таких же мелодий, но с подмешанным шумом, величина которого, на простом уровне сложности, составляет -15 Дб, -30 Дб и -45 Дб.

Так вот, -45 Дб шума не так то просто обнаружить, он реально маскируется полезным сигналом и практически не слышен!
В высоком уровне сложности, предлагается запеленговать уровень в -60 Дб от номинального. В качестве оконечного звена, я использовал самодельную АС + ламповый однотакт.

Советую поучаствовать, особенно тем, кто считает, что обладают "фиксированным" слуховым ДД в 120 Дб и более, а не "адаптивным".

От Игоря (Datagor): Константин, спасибо за наводку! Ссылку добавил в статью.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 43 от 26-02-15, 1:23.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 244 комментария
  • 273 публикации
 
Нашел у Филипсов эту систему на русском языке:Philips Golden Ears (Русский)
  Уникальная учебная программа "Золотые уши" была разработана для наших инженеров, чтобы они развивали свои навыки экспертов-акустиков. Благодаря их умению оценивать звук мы создаем устройства с превосходным качеством звучания, чтобы раскрыть все нюансы музыкальных произведений.

<

basilevscom

Антон Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 44 от 26-02-15, 2:01.
Ответить
  • С нами с 8.01.2010
  • 126 комментариев
  • 16 публикаций
 
"Понимание живет там, где встречаются теория и реальность. Вопрос разрешается только тогда, когда они обе приходят в согласие."

Пока у меня лично в согласие они не приходят smile
Поеду в студию, к друзьям музыкантам, оцифрую одну и ту же музыку в разных форматах, буду слепо тестировать...

<

kastet780

Юнак Константин Петрович Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 45 от 26-02-15, 2:07.
Ответить
  • С нами с 22.01.2010
  • 60 комментариев
  • 2 публикации
 
Цитата: basilevscom
  
Поеду в студию, к друзьям музыкантам, оцифрую одну и ту же музыку в разных форматах, буду слепо тестировать...

Кстати, вот интересный материал про форматы:
_https://www.youtube.com/watch?v=U_yhLrz-Rss

<

basilevscom

Антон Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 46 от 26-02-15, 2:18.
Ответить
  • С нами с 8.01.2010
  • 126 комментариев
  • 16 публикаций
 
Кстати, в хороших наушниках, шум -45 слышу четко, а вот -60 уже тяжело расслышать... Спасибо за Philips Golden Ears, очень интересно!

<

kastet780

Юнак Константин Петрович Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 47 от 26-02-15, 2:37.
Ответить
  • С нами с 22.01.2010
  • 60 комментариев
  • 2 публикации
 
Цитата: basilevscom
  

Я в наушниках -60 тоже слабо слышу, это если в фонограмме имеются моменты, когда общая динамика фонограммы на мгновение снижается, и дает уху возможность "зацепиться". А в колонках, думаю, не стоит и пробовать.
У меня уже бронза :blush: :

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 48 от 26-02-15, 2:46.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
В наушниках -45 четко, на ММ АС - нет. -60 - нет. Возраст сказывается, после 50 тяжело ВЧ ловить уже. Кстати - встроенная карта, мать Гигабайтовская.
Цитата: kastet780
  Я, и сам играл в духовом оркестре, первый тенор.

Константин, не приписывайте своих измышлений другим плс(фикс 120 дб), учитесь читать и излагать свои мысли.
При искажениях однотакта 1-1,5% и нелинейной самодельной АС ловить что-то на -45 - реально проблематично. Тест филипса требует золотого тракта тоже..

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.